«Трудности обучения младших школьников, причины их появления и пути преодоления.»
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность.
В младшем школьном возрасте в центр психического развития выдвигается формирование произвольности:
формируется произвольный характер памяти,
внимания,
мышления ребенка;
возникает способность действовать организованно в соответствии со стоящими пред ним задачами;
ребенок учится управлять своим поведением, протеканием психических процессов.
Объясняется это тем, что в указанный период ребенок начинает учиться в школе, а положение школьника и его учебная деятельность предъявляет к произвольному поведению уже достаточно высокие требования.
Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. Ведь учение в школе – деятельность обязательная, ответственная и требующая систематического организованного труда.
В школе ребенок должен научиться подчинять свое поведение целому ряду требований, поставленных перед ним, и которые далеко не всегда совпадают с его непосредственными желаниями. Эти новые требования идут не только от самой учебной деятельности как таковой, но и от его положения школьника. Главное здесь заключается в том, что, став школьником, ребенок оказывается на первой ступени общественного положения. Он теперь уже не маленький ребенок - он уже школьник. Это новое положение ребенок, если даже не осознает, но, тем не менее, чувствует, и это чувство окрашено у него положительными переживаниями.
Положение школьника сопровождается изменением не только обстоятельств его жизни, но и всех взаимоотношений с окружающими людьми:
расширяется его круг общения,
возникают новые авторитеты,
создается сеть сложных отношений с детьми в классе,
изменяется и характер его взаимоотношений с родителями. Требования родителей к ребенку носят уже совсем иной характер: теперь он ценится, прежде всего, за то, как он справляется со своими учебными делами, как он ведет себя в школе, за то, какие отметки приносит из школы, короче говоря, оценка ребенка в семье начинает зависеть от его оценки в школе.
Таким образом, поступление в школу перестаивает весь образ жизни ребенка: беспечное времяпровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности:
он должен ходить в школу,
заниматься тем, что определено школьной программой,
делать на уроке то, что требует учитель;
он должен неукоснительно следовать школьному режиму,
подчиняться школьным правилам поведения,
добиваться хороших результатов своей учебной деятельности.
Указанная «социальная ситуация развития» и объясняет, почему именно в период младшего школьного возраста на первый план психического развития ребенка выдвигается процесс формирования произвольного характера его поведения и деятельности.
Начиная с 7 лет, регулирующий тормозной контроль коры головного мозга под инстинктивными и эмоциональными реакциями начинает приобретать все большую силу.
Таким образом, в принципе, дети 6-7 лет уже в состоянии сознательно регулировать свои действия. Это подтверждается данными нейропсихологии и нейрофизиологии о созревании и функционировании структур головного мозга.
Однако процесс формирования произвольности довольно длительный и сложный. Далеко не сразу маленький школьник научается управлять своим поведением и тем более протеканием своих внутренних психических процессов.
Саморегуляция – это очень сложное системное образование, включающее в свой состав большое число компонентов. (самоконтроль в учебной работе; социальный самоконтроль; способность к волевым усилиям в интеллектуальной работе как средства саморегуляции; рефлексию как один из основных психологических механизмов, обеспечивающих саморегуляцию и т.д.)
Следствиями недостаточности процессов самоконтроля и саморегуляции могут быть:
- неумение обнаруживать свои ошибки;
- возрастание количества ошибок концу работы;
- выполнение требований учителя не в полном объеме;
- трудности с формированием двигательного навыка письма;
- медленный темп письма.
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Под школьными трудностями мы понимаем весь комплекс учебных и не учебных проблем, которые возникают при систематическом обучении ребёнка в школе и приводят:
1) к отклонениям в физическом и психическом здоровье;
2) к нарушениям социально – психологической адаптации;
3) к снижению успеваемости.
Причины трудностей в учебной деятельности учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами. В качестве таковых назывались:
неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность;
соматическая
ослабленность
ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период;
дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха;
умственная отсталость;
негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем
Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем явно или скрыто школьникам, испытывающим трудности в обучении, значительную часть которых составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Помочь ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают.
А это требует от педагога умения распознать типичные трудности и оказать конкретную помощь.
Учеников с трудностями в обучении в школе называют неуспевающими.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Неуспевающие ученики обычно не принимают активного участия в работе класса, не обнаруживают склонности к самостоятельному умственному труду, характеризуются более низким уровнем работоспособности, чем хорошо успевающие одноклассники. Они медленнее воспринимают материал и требуют длительного времени для его осмысления. Знания усваиваются этими детьми неполно, без достаточного осмысления, часто лишь весьма поверхностно или совсем не усваиваются. Дети не умеют применять имеющиеся знания в новых условиях учебной работы. Часто испытывают трудности в обучении.
К числу конкретных трудностей слабоуспевающих учеников относятся, в частности, низкий уровень развития умения планировать, значительные затруднения у них вызывает необходимость устанавливать логические связи между частями усваиваемого содержания, отделять главное от второстепенного.
Темп усвоения и выполнения заданий у них бывает более медленный, чем у остальных учеников.
Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей.
Виды школьной неуспеваемости.
-Эпизодическая неуспеваемость,
-Устойчивая неуспеваемость по одному предмету,
-Устойчивая неуспеваемость по ряду предметов
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса, продолжительная болезнь, просто лень детей. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.
Причины и характер неуспеваемости
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:
-Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.
-Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
-Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
-Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная .
Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем явно или скрыто школьникам, испытывающим трудности в обучении, значительную часть которых составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Помочь ребенку невозможно без понимания определенных трудностей, которые у него возникают.
А это требует от педагога умения распознать типичные трудности и оказать конкретную помощь.
Учеников с трудностями в обучении в школе называют неуспевающими.
Характеристика типов неуспевающих учеников:
1.Педзапущенные
Эти ученики обладают достаточными познавательными способностями, то есть интеллектом, памятью, вниманием, воображением и речью. Также у них сформирована учебная мотивация. Однако они не владеют учебным материалом на необходимом минимальном уровне. Поэтому они могут стать неуспевающими с нарастанием объема и сложности учебного материала. Педзапущенными могут стать:
ученики, которые недостаточно подготовлены к школьным нагрузкам (познавательным и мотивационным);
ученики из неблагополучных семей;
ученики из образовательных систем, где не было отработки базовых знаний и алгоритмов работы с учебным материалом.
Про таких учеников учителя говорят: «Способный, но ленивый», «мог бы учиться хорошо», «запустил когда-то». Педагоги видят, что ученик потенциально мог бы освоить материал, но ему мешает нехватка базовых знаний. Они видят обучаемость.
В учебном процессе у неуспевающих ребят могут возникнуть такие трудности:
1.Ученик не может опираться на знания за прошлые годы обучения, они фрагментарные, недостаточные.
2. Новый материал он понимает в одном темпе с классом, но допускает ошибки, когда нужно обратиться к уже изученному.
3.Есть значительные фрагменты учебного материала, в работе с которыми ученик не может назвать, на какие правила, законы или алгоритмы надо опираться.
4.Объяснения учителя заметно улучшают качество выполнения, может схватывать на лету.
5.Интеллектуальных трудностей нет, мотивация сформирована, но есть незнание.
Низкообучаемые
Основная причина неуспеваемости низкообучаемых учеников – нехватка познавательных способностей. Для их возраста недостаточно развита одна или несколько познавательных способностей: мышление, память, внимание, речь, воображение. К этой категории также относятся соматически ослабленные ученики: с хроническими заболеваниями, ОВЗ, астенизированные, у которых стойко снижена умственная работоспособность, им не хватает энергетических запасов мозга на выполнение минимального объема учебных заданий. При этом учебная деятельность остается личностно значимой, учебная мотивация достаточная.
Про низкообучаемых учеников педагоги говорят:
«Нет способностей», «ему не дается», «это не для него», «не понимает», «слабенький». Они видят слабости, провалы, дефициты. Очевиден более низкий темп и качество обучаемости.
В учебном процессе у низкообучаемых ребят могут возникнуть такие трудности:
Школьник не может осмыслить задание, самостоятельно наметить план его выполнения.
Затрудняется с пониманием материала.
С трудом осваивает научные понятия, абстрактные идеи.
Уровень осмысления материала и темп освоения заметно ниже, чем средний по классу.
Ученику требуются многократные объяснения, и он может все равно не понять суть.
Обучению могут мешать нарушения памяти (не запоминает, быстро забывает), внимания (не может удержать внимание на деле), речи (не владеет связной речью).
Демотивированные
Сохранные познавательные способности демотивированного ученика не реализуются в учебном процессе, поскольку утрачена мотивация к учебной деятельности. Низкая мотивация проявляется в игнорировании учебной деятельности, низком качестве работы, попытках отлынивать, не вкладывать усилия. Это может сопровождаться фактическим уходом из школы – прогулами или психосоматическими заболеваниями, позволяющими остаться дома, или психологической иммиграцией с урока – витает в мечтах, потихоньку занимается посторонними делами, общается вместо учебной деятельности.
Про демотивированных учеников педагоги говорят: «Ничего не делает», «лентяй», «ему ничего не надо», «он не понимает, что в школе делает». Учителя видят отсутствие стремления к работе, сопротивление, пассивность, безразличие к возможностям исправления.
В учебном процессе у демотивированных ребят могут возникнуть такие трудности:
Ученик избегает усилий по освоению материала.
Пассивен
, отвлекается в те моменты урока, когда требуется напряжение мыслительной активности.
Делает небрежно, поверхностно.
Ограничивается минимумом работы. Если удается отсиживаться, так и делает.
Не пытается проявить себя в обучении.
Ищет возможности пропустить урок или не принимать в нем активного участия.
Может
быть
активен в других видах деятельности: общении с ровесниками или учителем, творчестве и др.
Дезадаптированные
Нехватка познавательных способностей у дезадаптированных учеников сочетается с несформированностью учебной мотивации. Познавательная и мотивационно-волевая сфера равномерно не развиты. Учебная деятельность сопровождается стойким неуспехом, слабыми возможностями самореализации в ней и стабильно негативным отношением к обучению. Обычно эти трудности проявляются с начальной школы. Во многих случаях школьная дезадаптированность сочетается с девиантным поведением.
Про дезадаптивных учеников педагоги говорят: «Трудный», «никогда не сможет», «с ним тяжело», «не на что опереться», «хулиган», «кошмар», «надо исключить/на второй год оставить». Учителя видят масштабные разноплановые трудности, неэффективность стандартных приемов обучения и управления.
Какие трудности возникают у дезадаптированного неуспевающего в учебном процессе.
1.Ученик проявляет трудности, которые характерны для всех типов неуспевающих.
2.Он недостаточно владеет алгоритмами работы.
3. Запас знаний школьника ниже минимального удовлетворительного уровня. 4.Он отказывается от приобретения новых знаний.
5.Не может скомбинировать имеющиеся знания и умения для решения учебных задач.
6 Также не имеет достаточных знаний и умений с прошлых лет обучения, чтобы опираться на них на текущем уроке. ученик нуждается в многократных объяснениях материала, все равно выполняет его на низком уровне.
7.Проявляет стойкий протест по отношению к обучению. То есть пассивен, ничего не делает или открыто занимается посторонними делами, нарушает дисциплину.
8Присутствуют низкая самоорганизация и осмысленность действий в учебной деятельности.
Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Приемы повышения результатов слабоуспевающих низкомотивированных учеников
1. Использовать учебники за прошлый год обучения. Давать задания слабоуспевающим низкомотивированным ученикам из материала прошлого года обучения. Сопровождать задание памяткой/правилом, формулой для выполнения. При оценивании задания не нужно ссылаться на его легкость. Относиться к заданиям такого типа нужно как к заданиям на отработку базы.
2. Ввести «правило легкой пятерки». Задавать вопрос персонально ученику. Если ученик даст верный ответ за отведенное небольшое время, например 1–2 минуты, педагог ставит «отлично». Среди вопросов для получения высокой отметки используйте и вопросы невысокого уровня сложности, задавайте их слабоуспевающим низкомотивированным ученикам. Используйте прием в качестве единичной меры для поддержания мотивации.
3. Раздавать памятки с базовыми правилами выполнения заданий. Одновременно с памяткой давать три задания на отработку материала строго по памятке. Задания должны быть несложными. По возможности разработайте несколько вариантов заданий и комбинируйте их по-разному. Так ученики получат отличающиеся наборы заданий. В ответах слабых низкомотивированных учеников отмечайте все правильно выполненные этапы.
4. Использовать опрос по цепочке и выставлять положительные отметки за верный ответ. Для более сложного уровня активизации знаний по цепочке спрашивать этапы выполнения задания. Давайте низкомотивированным ученикам задание продолжить рассуждение.
5. Предупредить в начале урока низкомотивированных учеников, что в ближайшее время наметили их опрос. Сообщить, что можно пользоваться записями в тетради и материалом учебника. Начать опрос в ближайшее время, задавать вопросы, ответы на которые можно найти в тетрадях и учебниках. Выставить положительную отметку в случае, если верные ответы были найдены.
6. Разнообразить задания для получения положительной отметки и закрепления знаний. Предлагать их ежеурочно. Можно предлагать вместо домашнего задания выбрать 3–5 заданий из списка. Возможные задания:
составь памятку по теме «…»;
тебе дан краткий план ответа. Добавь несколько пунктов в план;
запиши недостающие элементы в формулу;
выбери из списка все объекты, отвечающие условию…;
запиши верное и неверное решения задания (верный и неверный ответы на вопрос);
выпиши три определения по теме урока;
запиши верные обозначения, напр
имер, частей речи, предложения
и т. д.
Для учеников с низким уровнем учебной мотивации, но высоким познавательным интересом и способностями предлагайте задания творческого типа. Это могут быть головоломки, анализ фактов, составление перечня признаков изучаемого объекта, схема или рисунок, перечисленные в предыдущем разделе приемы и т. п. Такие ученики теряют мотивацию от Виды помощи в учении
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
В работе со слабыми учащимися необходимо помнить
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т.д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т.д.
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать.
Контроль подготовленности учащихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.
Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении.
Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.
В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания
Изложение нового материала
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.
Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.
Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал
Самостоятельная работа учащихся на уроке
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала.
Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта.
Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.
Инструктировать о порядке выполнения работы.
Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.
Умело оказывать помощь ученикам в работе, развивать их самостоятельность.
Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять самоконтроль.
Организация самостоятельной работы вне класса
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.
Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.
Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками.
Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса (иностранный язык, информатика), исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Преодоление неуверенности
Учителю необходимо создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы. Надо стараться вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание. Выявление «успешных» сфер деятельности отстающего школьника позволяет изменить отношение к нему педагогов, родителей, сверстников в лучшую сторону. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему.
Профилактика неуспеваемости
Неправильное семейное воспитание также наиболее распространенная причина внешкольного происхождения. Дети, воспитывающиеся в семьях, где недостаточное внимание уделяется играм, книгам, чтению, организации досуга, общению, как правило, страдают узостью и бедностью интересов. В школе это сразу выявляется. При благоприятной обстановке в семье и умелом педагогическом подходе в школе неуспевающие дети преодолевают свое отставание и удовлетворительно усваивают программу в условиях общеобразовательной школы.
Памятка для родителей по предупреждению неуспеваемости у учащихся
Формируйте положительную мотивацию к учёбе.
Никогда не критикуйте учителей в присутствии детей.
Помогайте ребёнку в случае необходимости.
Никогда не выполняйте задание за ученика.
Старайтесь привить ребёнку привычку использовать дополнительную литературу, заинтересуйте его.
Хвалите, радуйтесь вместе с ребёнком, когда он получает хорошие отметки.
Поощряйте ребёнка даже за его небольшие успехи.
Держите связь с учителями-предметниками в том случае, если вы сами не можете помочь ребёнку.
Для эффективной работы со слабоуспевающими учащимися учитель должен помнить и стремиться понять и принять каждого ребёнка, создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке, проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика. Уметь встать на позицию ученика, использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план), учить работать со словарями и другим справочным материалом, в обучении применять: опережающее обучение, различные формы групповой работы, самоконтроль.
Грамотная организация работы с данной категорией учащихся, выстраивание и корректировка индивидуального образовательного маршрута каждого учащегося способствует повышению познавательного интереса у детей, мотивации к учению, усвоению программного материала, формированию УУД. У ребят возникает желание познавать новое, стремиться к успеху, развивать самостоятельность, активность и ответственность.
Профессиональные советы
Дети любят видеть, как растут их успехи. Сделайте результаты в учебе наглядными. Это может быть, например, график, на котором вы вместе со своим питомцем будете обозначать его ежедневные достижения. Обязательно должен быть установлен конечный результат, которого следует достичь, и время его достижения – неделя, месяц, четверть. Здесь сразу решаются многие задачи: ребенок знает, к чему идет, видит, как улучшаются его успехи.
Составьте различные по трудности варианты заданий. Обозначьте их: легкие, средние, трудные. Пусть варианты выбирают сами ученики. Предупредите их, что оценка за работу выставляться не будет.
Составьте различные по видам деятельности варианты заданий: примеры, задачи, загадки, головоломки, ребусы и т.д. Предоставьте возможность каждому выбрать, что ему больше нравится. Оценки не выставляются. Выбор варианта должен сигнализировать учителю о том, какую именно работу на уроках предпочитают выполнять дети.
м
онотонности заданий.
Очень важный этап при работе с такими детьми - профилактика неуспеваемости
Литература:
1. Барт, К. Трудности в обучении: раннее предупреждение. – М.: Издат. центр «Академия», 2006.
2. Безруких, М.М. Почему учиться трудно. - М.: Наука, 1995.
3. Безруких М. М., Хохлова Т. Е. Трудности обучения в начальной школе. – М., 2009.
4. Вергелес, Г.И., Матвеева, Л.А., Раев, И.А. Младший школьник. Помоги ему учиться. / Г.И.Вергелес - СПб.: Нева, 2000.
5. Материал из Справочной системы «Завуч»
https://vip.1zavuch.ru
6.https://urok.1sept.ru/articles/668414 «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении». Практическое пособие. Москва, 2006