Трудоустройство обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Добрыдина Елена Валерьевна, преподаватель ГБПОУ ?Пермский краевой колледж ?ОНИКС?, г. Пермь, Пермский край Трудоустройство учащихся инвалидов — одна из самых важных и актуальных задач общества, требующая особого внимания. Решение проблемы трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учреждений профессионального образования одно из приоритетных направлений. Получение профессионального образования учащимися инвалидами крайне важно, но оно бессмысленно, если не гарантированно трудоустройство. В настоящее время выпускники оказались вовлеченными в конкурентную борьбу друг с другом на рынке труда. На основании этого, для каждого образовательного учреждения большое значение имеет работа по повышению конкурентоспособности своих выпускников, особенно выпускников с ОВЗ. По законодательству Российской Федерации, лица с ограниченными возможностями здоровья, как и все подростки, имеют равные права на образование и на труд. Но на самом деле проблемы при трудоустройстве данной категории выпускников есть: конкурентоспособность инвалидов на рынке труда ниже в сравнении с другими категориями граждан, недостаточное количество вакансий для инвалидов, или предложенные вакансии не соответствуют профилю профессиональной подготовки выпускника. В банке вакансий, рекомендуемых для инвалидов, в действительности не может быть использована для их трудоустройства: отсутствуют специально созданные условия труда. Частое отсутствие вакансий для надомного и дистанционного труда, или они представлены в незначительном количестве. Нежелание работодателей принимать на работу инвалидов. На рынке труда существует конкуренция между инвалидами и гражданами, не имеющими ограничений к выполняемой работе по состоянию здоровья. Часто работодатель делает свой выбор в пользу физически здоровых работников, руководствуясь тем, что при приеме на работу инвалида он вынужден нести дополнительные расходы на подготовку рабочего места, обеспечить замену работника-инвалида во время его лечения, учитывать его психологические особенности. Ситуация с занятостью инвалидов очень серьезная. Лишь малая часть инвалидов трудоспособного возраста в России сегодня имеют работу. На самом деле работодатели очень неохотно берут на работу инвалидов, часто нарушают трудовое законодательство в отношении них. По-прежнему существуют трудности для инвалидов с передвижением и транспортировкой к месту работы, проблемы с техническими приспособлениями. Инвалиды часто не имеют достаточного уровня профессионализма, квалификации и потому проигрывают конкурентную борьбу рынке труда. Исходя из вышеперечисленных проблем, возникает необходимость разработки программы развития лиц с ОВЗ на перспективу. Которая будет давать четкие ответы на вопросы: ?Кого учить??, ?Где, как и по каким профессиям (специальностям) учить??, ?Где и как трудоустраивать?? Программа должна учитывать: статистические данные о численности выпускников (коррекционных) образовательных учреждений, надомного и инклюзивного обучения и запросы на профессиональное образование; данные социальных служб, запросы работодателей на профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц с ОВЗ из числа взрослого трудоспособного населения; финансовые, материально-технические, кадровые, информационные и иные ресурсы учреждений; требования регионального рынка труда и перспективы трудоустройства лиц с ОВЗ. При разработке программы по трудоустройству лиц с ОВЗ нужно учитывать: анализ региональных нормативных актов для лиц данной группы, прав на профессиональное образование по востребованным на рынке труда профессиям, интересами и склонностями к трудовой деятельности; комплексный научный анализ состояния, проблем и перспектив развития профессионального образования лиц с ОВЗ, возможностей их рационального трудоустройства на рынке труда; методическая разработка вариативных моделей профессионального образования лиц с ОВЗ на основе учета их особенностей, с одной стороны, интеграционных (инклюзивных) подходов в обучении, а с другой — получения ими профессии (специальности) в условиях специализации (в специальных (коррекционных) группах, в форме надомного обучения с использованием дистанционных технологий обучения и др.); разработка комплектов дидактико-методических, инструктивно-технических, учебных и иных материалов; обеспечение учреждений педагогическими кадрами, обладающими необходимым и достаточным уровнем компетентности в области специальных (коррекционных) технологий обучения; разработка и реализация в этих целях программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки; разработка комплекта нормативно-правовых и финансово-экономических документов, обеспечивающих профессиональное образование лиц с ОВЗ в пределах затрат, за счет нормативного подушевого финансирования, спонсорской помощи и других источников; разработка программы взаимодействия с социальными партнерами (предприятиями реабилитационной индустрии, общественными организациями, бизнес-сообществом и др.) в целях повышения качества и улучшения материально-технической оснащенности процесса обучения лиц с ОВЗ, формирования у работодателей заинтересованности в их приеме на работу, социально-профессиональной адаптации и интеграции. Одним из вариантов содействия трудоустройству является конкурс ?Абилимпикс?. ГБПОУ ?Краевой колледж ?ОНИКС? г. Перми является региональным центром развития движения ?Абилимпикс? Пермского края с 2017 года и проводит конкурсы по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Цель конкурса профессионального мастерства: создание в Российской Федерации системы конкурсов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ?Абилимпикс?, обеспечивающей эффективную профессиональную ориентацию и мотивацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования, содействие их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе. Задачи: продвижение современных форматов профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием технологий конкурсов ?Абилимпикс?; повышение уровня профессионального мастерства инвалидов и лиц с ОВЗ посредством внедрения лучших практик конкурсов ?Абилимпикс? в образовательный процесс; расширение возможностей трудоустройства инвалидов и освоения новых видов профессиональной деятельности, заключения договоров о трудоустройстве и организации стажировок для участников конкурсов ?Абилимпикс? в рамках социального партнерства с работодателями. Для проведения конкурсов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ?Абилимпикс? разработана Концепция и одним из её пунктов является пункт XI. Содействие трудоустройству участников конкурсов ?Абилимпикс?: 11.1. Содействие трудоустройству участников конкурсов ?Абилимпикс? осуществляется координационным советом работодателей региона совместно с региональным центром ?Абилимпикс?. 11.2. Ежеквартально региональные центры ?Абилимпикс? проводят мониторинг трудоустройства участников конкурсов ?Абилимпикс? и направляют сведения в национальный центр ?Абилимпикс? и организационный комитет субъекта Российской Федерации. 11.3. Национальный центр ?Абилимпикс? ежеквартально формирует аналитический отчет о трудоустройстве участников конкурсов ?Абилимпикс? и выносит его на обсуждение рабочей группы национального чемпионата ?Абилимпикс? и заседание координационного совета работодателей. Вторым из вариантов содействия трудоустройству является Центры занятости Регулярно, по графику, в ГКУ ?Центр занятости населения?? г. Перми проводят со студентами нашего колледжа интересные встречи как очно, так и ? он-лайн: представители предприятий города Перми рассказывают о возможностях трудоустройства? для выпускников, имеющих ограниченные возможности здоровья. Будущие швеи, парикмахеры, продавцы, слесари? получают приглашения на работу от таких предприятий, как? ООО ?Семья?, ООО ?А.В.Т. ?Спорт?,? некоммерческое предприятие ?Искусство жизни?, завод ?Техмаш?, АО ?Бонус? и других предприятий нашего города. Выпускников заинтересовал новый формат встречи, прямое общение с? руководителями предприятий, ?интересные и информационные? презентации. Информационную помощь по трудоустройству инвалидов можно получить на сайтах: Сайт Центра занятости населения Пермского края www.cznperm.ru Информационный портал ?Работа в России? www.trudvsem.ru Сайт ПКО ВОИ www.pkovoi.ru Сайт ?Трудоустройство инвалидов в Пермском крае? www.trudinvaperm.ru Портал вакансий, раздел ?Работа. Инвалид? ru.jooble.org Сайт ГБПОУ ПКК Оникс, раздел Трудоустройство колледж-оникс.рф Третьим вариантом содействия трудоустройству является Социальное партнерство в профессиональном образовании – это тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. ЗАО ?Новомет-Пермь? г.Пермь ш.Космонавтов, 395 ОАО ?Протон-ПМ? г.Пермь ул.Куйбышева, 102 ОАО ?Стар? ?г.Пермь,? ул. Куйбышева,? 140А ОАО ?Мотовилихинские заводы? г.Пермь ул.1905-го года, д.35 ООО ?НОВОГОР-Прикамье? г.Пермь бульвар Гагарина, 65а Пермская Торгово промышленная палата г.Пермь ул.Советская, 24б ГП ?Спутник? г.Пермь ул.Рязанская,105 ООО НПФ ?Теплоэнергопром? Пермский край, Добрянский район, пгт Полазна ОАО ?Порт-Пермь? г.Пермь ул.Решетниковский спуск, 1 ОАО ?ЖБК-1? г.Пермь ул.Героев Хасана, 42 ООО ?Светотехника? г.Пермь ул. Решетниковский спуск, 5 ООО ?Фирма Радиус-Сервис? г.Пермь ул.Нефтяников, 28 ООО ?Краснокамский завод металлических сеток? г.Краснокамск, ул.Шоссейная, 23 ОАО ?Телта? г.Пермь ул.Окулова, 80 ЗАО ?Сибур Холдинг? г.Пермь ул.Промышленная, 98 ОАО ?Машиностроитель? г.Пермь ул.Новозвягинская, 57 МБОУ ?СОШ№ 6? г.Пермь,? ул.Екатерининская 174 МАОУ ?СОШ №140 г.Пермь, ул. Льва Толстого, 12 МАОУ ?СОШ №93 г.Пермь,?ул. Полины Осипенко, 4 МАОУ ?СОШ №25 г.Пермь,?ул. Голева, 8 МАДОУ ? Детский сад №140??г Пермь г.Пермь, ул. Архитектора Свиязева, 36 МБДОУ ? Центр развития ребенка – детский сад №387? г Пермь ?г.Пермь, ул. Чехова, 16 МАДОУ ? Детский сад № 364? г. Пермь ?г. Пермь, Серебрянский пр., 12 Автономная некоммерческая организация ? Пермский центр развития робототехники? ?г. Пермь, Комсомольский просп., 42 МАОУ ? Гимназия № 33? г Пермь г. Пермь, ул. Николая Островского, 68 МАУОДО ?Центр детского творчества ?Сигнал? ?г. Пермь, ул. Мира, 8А ?Парма? ? МАОУ СОШ № 10 г. Перми г. Пермь, ул. Глеба Успенского, 9 ГБУ ?Центр информационного развития пермского края? г.?Пермь, Монастырская ул., 14 (офис 649, этаж 6) Четвёртым вариантом содействия трудоустройству является Производственная практика на штатных рабочих местах профессия 16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин № п/п Наименование предприятия/организации Место расположения Дата заключения договора 1. АНО ?Центр социального развития ?Краски жизни? г. Пермь 2021 2. Пермская краевая общественная организация ?Спортивная федерация спорта глухих? г. Пермь 2021 3. Всероссийское общество глухих ?Центр спортивной подготовки Пермского края? г. Пермь 2021 4. Некоммерческая организация Фонд поддержки местного сообщества ?Территория успеха? Пермский край, г. Краснокамск 2021 5. Государственное казенное учреждение социального обслуживания Пермского края ?Центр помощи детям? отделение №2 Пермь 2021 6. МБУ "Центр образовательной и музейной деятельности" г. Оханск Оханского района Пермский край 2021 7. ООО "Уральская промышленная компания" г. Пермь 2021 8. МБУ "Централизованная библиотечная система" г. Нытва, Пермский край 2021 9. МАУ ?Краснокамский культурно-досуговый центр? Пермский край, г. Краснокамск 2021 10. МБУ ?Ильинская межпоселенческая библиотека им. А.Е. Теплоухова? Пермский край, п. Ильинский 2021 И последним вариантом содействия трудоустройству – являются курсы повышения квалификации ГБПОУ ?Пермский краевой колледж ?Оникс??предлагает студентам, обучающимся в колледже, и другим заинтересованным лицам профессиональную обучение, переподготовку (обучение второй/смежной профессии) по ?профессиям: ??Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)? ??Оператор ЭВМ? ?Облицовщик-плиточник? Заявки на обучение принимаются по телефону: 8-902-47-230-47 Ольга Борисовна. Количество мест ограниченно! Список литературы 1. Дымочка М.А., Андреева О.С., Сборник по трудоустройству инвалидов, сформированный на основе успешно реализованных региональных практик и мероприятий, в том числе осуществляемых социально ориентированными некоммерческими организациями, Москва, 2018. 2. Широкова Л. В., Требушкова Е. И., Эффективные практики и инструменты содействия трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Профессиональное развитие и трудоустройство студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья: вопросы, проблемы, перспективы: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, издательство: Юго-Западный государственный университет (Курск), 2018. – С. 24-28.
Трудоустройство обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья