ТМКОУ Хатангская Средняя Школа-Интернат






Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
Тематическое направление 




 Тур по Малой Родине 
Тема





Мекинова Радмила Борисовна
учитель 








2023 

Тематическое направление:  приобщение к культуре своей Малой Родины и формирование российской идентичности. 
Актуальность: В современном мире, в связи с развитием технологического прогресса и высокой мобильности населения, стираются границы между городами и странами. Практически у каждого есть возможность переехать из одного региона в другой, из одной республики в другую и т.д. Таким образом, большинство городов нашей страны является многонациональными. Поэтому, одним из приоритетных задач школы является  воспитание уважения к национальным традициям, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам Отечества. Таким образом в одном классе могут быть представители разных народов и культур (в нашем случае: Тыва, Алтай, Таймыр) с нашей необъятной Родины. Знакомство с национальными духовными традициями регионов, осознание значимости усилий каждого человека для благополучия Родины, развитие терпимого отношения к друг другу – основная задача классного часа ?Виртуальный тур по Малой Родине?.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 
Воспитательное мероприятие составлено с учетом возрастных особенностей детей и ориентировано на учащихся 10-11 лет (5 класс). 
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя:  Классный час включен в воспитательную программу духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания школьников ?Отечество?. Ведущие ценности программы – патриотизм, развитие духовно-нравственных качеств, уважение к национальным традициям, активная жизненная позиция. 
Цель: формирование у подрастающего поколения культуры межэтнического общения, ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному краю и к своей стране, бережного отношения к его культурно-историческим и природным богатствам.
Задачи: 
Деятельностные: развивать способности к мыслительной деятельности, внимание, умения анализировать, сравнивать, обобщать, развивать творческие и речевые способности,  формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные); 
Образовательные: познакомить с историческим и духовным наследием своего народа, с традициями, образом жизни людей разных национальностей родного края. 
Воспитательные: формировать терпимость, уважительное отношение друг к другу, умение соотносить свои интересы с интересами других людей. Воспитывать любовь к своей Родине, ценностное отношение к отечественному культурно-историческому наследию. 
Планируемые результаты:
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, уважение  к своему народу, принятие ценностей; воспитание доброжелательности, уважения друг к другу
Коммуникативные: развивать умения аргументировать свою точку зрения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой и парной работе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные:  удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществлять контроль деятельности; оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность.
Форма проведения воспитательного мероприятия:
Классный час проходит в форме виртуального путешествия. Представители каждой национальности (экскурсоводы) рассказывают о традициях, обычаях, особенностях своего народа, знакомят с основными видами деятельности своего народа, традиционной одеждой, видами жилищ,  национальными видами спорта, национальными блюдами. Заочное путешествие сопровождается компьютерной презентацией и видеофрагментами. 
Педагогические технологии, методы, приемы: 
технология исследовательской деятельности (организуется на этапе подготовки к мероприятию), технология проектной деятельности (организуется на этапе подготовки к мероприятию), технология здоровьесбережения (включение в мероприятие подвижной игры). Форма работы: групповая, индивидуальная.  
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
Оформление класса: отдельная зона, украшенная фотографиями и  этническими рисунками, символами, музыкальными инструментами,   предметами быта народов Тувы, Алтая и Таймыра.  
Компьютерная презентация 
Музыкальное сопровождение: звуки национальных инструментов (комус, варган)
Видеофрагменты 
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: 
Данное мероприятие имеет большую познавательную и воспитательную составляющую. Во-первых, значима исследовательская часть, которая может впоследствии стать проектной или исследовательской работой обучающегося, который подробно изучит, традиции своего народа. Опираясь на национальности класса, были выбраны народности: алтайцы, тувинцы, долгане. Можно приобщить к работе родителей учащихся. 
В представленном мероприятии путешествие по народностям проходит в различных формах и охватывает разные виды деятельности. Представитель одной народности, который является гидом, рассказывает про свою Малую Родину (расположение на карте России, флаг, герб; знакомит с местными обычаями и т.д.) затем транслируется видеофрагмент (о местной флоре и фауне; природе; о национальном и культурном достоянии т.п.). Для смены деятельности проводится подвижная игра. Дополнением является выступление обучающегося на варгане. 
Ценностью мероприятия является его междисциплинарность: история (родного края, традиции народов), русский язык и речь (выступление перед аудиторией), искусство ( знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием), технология (этнические рисунки, оформление зала), физическая культура (игра). 

Основная часть 
Описание этапов подготовки мероприятия
Определение народностей для организации классного часа. 
Работа с разными источниками информации (энциклопедии, интернет, информация семей, поиск видео по теме, посещение краеведческого музея). Желательно включить детей в группы в соответствии с их национальностями. 
Сбор и сравнение обычаев и традиций  народностей. Например: что общего? в чем отличие жилищ? и т.д. 
Результат работы: анализ и оформление информации в презентацию. Подготовка доклада о своем родном крае (об Алтае, Тыве, Таймыре).
Дети распределились по группам. Узнали традиции, особенности народов. Подготовили костюмы (при возможности). 
Ход занятия (сценарий)
1.Организационный момент.
Учитель: - Ребята, покажите с каким настроением вы пришли сегодня на занятие. (показывают лайки (большой палец вверх); дизлайки (большой палец вниз)).
Давайте улыбнемся друг другу и гостям. Пусть этот классный час пройдет увлекательно и мы чуть больше узнаем друг о друге.
Слайд 1: 
Учитель: -  Разгадайте ребус и скажите, о чём мы будем сегодня вести разговор?
Учитель: - Правильно, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. 

2. Мозговой штурм
Учитель: - Ребята, когда вы слышите слово Родина, что вам представляется? (ответы обучающихся)
Учитель: - Правильно. Родина – это земля, государство, где человек рождается.?
Учитель: - Слово “Родина” произошло от древнего слова “Род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (родня).
Учитель: -Назовите слова с корнем -род-? (ответы: родители, родич, родня, родина, народ и т.д.)?
Учитель: - А какие народности проживают в нашей стране? (перечисляют)
Учитель: - А все народы, которые проживают в нашей большой стране, кто они? (россияне)
Учитель: - Как называется наша страна? (Россия)
Учитель: - Да, ребята! Вы родились в стране, которая называется Россия. Вы – россияне! 
3. Этап актуализации знаний
Деятельность учащихся. Каждый гид знакомит учащихся с традициями, особенностями выбранной народности. Они рассказывают, какую информацию нашли: основное занятие, особенности быта, традиционные занятия, народные блюда. Учащиеся слушают звучание национального инструмента. Делают вывод о том, что общего у народов. 
Формируемые УУД. Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности ?традиции?, ?желание понимать друг друга?, ?терпение?. Уважение к своему краю. Коммуникативные: умение участвовать в работе, оформлять свои мысли в устной речи. Регулятивные: самоконтроль. Познавательные: перерабатывать и систематизировать информацию, сравнивать, делать выводы.
Слайд2 
Учитель: - Россия – огромная страна.  Что вы знаете о России? (ответы...)
Учитель: - А более подробно про нашу страну расскажет  Дима и Света (гид 1):
 Гид 1: - Росси́я, или?Росси́йская Федера́ция?—?государство?в?Восточной Европе?и?Северной Азии. Столица?—?Москва.?Государственный язык?на всей территории страны?—?русский, в ряде регионов России также установлены?свои государственные и официальные языки. 
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.
белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Герб. Доминантное изображение на щите — двуглавый орёл с расправленными крыльями (символ власти и ориентирование на политическую активность в двух направлениях, готовность к диалогу с Западом и Востоком). В когтях левой лапы орёл держит золотой шар с крестом, именуемый державой, когти правой — сжимают укороченный жезл (независимость).
На груди, между распростёртыми орлиными крыльями изображён очередной щит, идентичный по форме базовому, на нём — сюжетная композиция в виде всадника, поражающего копьём дракона (победа над злом). 
Слайд 3-5: Россия?—?крупнейшее государство в мире.
Россия?—?многонациональное государство?с широким этнокультурным многообразием. 
4. Этап открытий новых знаний, представление результатов исследования этапа подготовки.
Слайд 6
Учитель: - Говоря о Родине, мы не можем не вспомнить и о нашей малой родине, о родном крае, где мы с вами живём.
Учитель: - Что значит ?моя малая родина??
Учитель: - Какое место назовете вы, если спросят о вашей малой родине?
Учитель: - Малая Родина для каждого человека своя, главное чтоб он любил, не забывал и приносил ей только пользу! 
Учитель: - Про свою Малую Родину расскажет нам Настя (гид 2):
Слайд 7-9: 
Гид 2 : - Респу́блика Тыва́. Столица?— город?Кызыл.
Государственные языки:?тувинский,?русский.?
Флаг Республики Тыва?- голубое прямоугольное полотнище с наклонными белыми и голубыми полосами, исходящими из верхнего и нижнего углов со стороны древка. Голубые полосы соединяются в одну, проходящую посередине флага. Треугольник, образованный белыми полосами на левом крае флага, имеет золотой цвет.
Исходящие из верхнего и нижнего углов флага полосы символизируют протекающие по территории Тывы реки Большой Енисей (Бий-Хем) и Малый Енисей (Каа-Хем), а образуемая ими полоса, идущая вдоль полотнища флага, — Верхний Енисей (Улуг-Хем).О цветовом ряде символов. Золотой символизирует богатство, верховенство, величие; голубой — чистое небо, возвышенность целей, взаимоуважение и согласие в обществе; белый — чистоту и благородство общественной морали, он также напоминает о традиционном напитке тувинцев — чае с молоком, который первым делом преподносят гостю, когда он входит в дом.
Герб Республики Тува?- изображение на голубом фоне золотого всадника в национальной тувинской одежде, скачущего на золотой лошади навстречу лучам восходящего солнца. В основании герба на традиционной белой ленте "кадак" надпись золотом "Тыва". Обрамление герба имеет пятилепестковую форму.
Скачущий на лошади всадник арат — крестьянин-скотовод отражает самобытность этноса тувинцев, их традиционный уклад жизни и основную хозяйственную деятельность на протяжении многих веков. На всаднике национальные костюм "тон" и головной убор, которые носили далекие предки тувинцев. Не случайно он на коне. Жизнь тувинца-кочевника немыслима без него. Конь давал высококалорийную пищу — мясо и кумыс; одежду, обувь, веревки, арканы, нити; служил основным транспортным средством, в случае военных столкновений был боевым другом своего хозяина.Изображение всадника — арата, скачущего навстречу золотым лучам солнца, символизирует движение к светлой и счастливой жизни, миру, высоким идеалам. Лента "кадак" — церемониальный шарф, подносится как почетный дар, а также выражает гостеприимство и дружелюбие тувинцев. Пятилепестковое обрамление, придающее гербу неповторимую форму, — стилизованный древнебуддийский знак вечности.
Слайд10-11: Войлочная юрта – одно из выдающихся творений мудрости древних народов Центральной Азии, занимавшихся преимущественно скотоводством, Юрту можно свернуть за считанные минуты, погрузить на лошадей или волов и отправиться в долгий и трудный путь при перекочевке к местам зимнего и летнего выпаса скота. Современные исследования убедительно доказали, что юрта – это жилище, диктующее своим хозяевам наиболее бережное отношение к окружающей среде, экологически самое безопасное и чистое жилище.
Наука ХХ века с удивлением открыла тот факт, что юрта всеми своими частями и целостным видом при помощи глубоких символов повторяет строение самой Вселенной, является миниатюрной моделью всего мироздания, согласно древнему миропониманию.
Слайд12-13: 
Учитель: - Что вам показалось интересным или необычным в докладе про республику Тыва?
Национальное культурное наследие кочевников это горловое пение. Эти напевы возникли вместе с появлением человечества.?Горловое пение изначально связано с имитацией разнообразных звуков природы. такими звуками подражали плеску воды в речке, пению и щебетанию пернатых, рычанию диких животных. Звук показывал, какое природное явление или зверь имеется в виду. 
Учитель: - Просмотр видео про горловое пение. https://www.youtube.com/watch?v=_LdJKcErJ7s&t=118s
Слайд14: Учитель: - Артем и Аксенья расскажут нам про Таймыр (гид 3):


?Герб Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа представляет собой изображение на голубом фоне краснозобой казарки, над которой в верхней части герба белый диск солнца.


?
Флаг Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. -?
??Флаг Таймырского автономного округа является производным от его герба и на его голубом полотнище, как и на гербе, помещено изображение летящей к свободному краю флага краснозобой казарки. 
Краснозобая казарка?— редкая птица, включена в?Красную книгу, основные места ее?гнездования расположены в?таймырской тундре. Птица изображена в?полете, что означает дальнейшее движение района к?прогрессу.
Голубое поле символизирует величие и?красоту обширных таймырских просторов, страны тысячи озер и?рек, которыми пронизана вся территория полуострова. Голубой цвет говорит также о?том, что полуостров Таймыр омывается водами арктических Карского моря и?моря Лаптевых.
Серебристый солнечный диск отражает белизну северных снегов, которые покрывают территорию полуострова продолжительной зимой, а?солнце?— это и?символ тепла, в?котором очень нуждаются северяне.


Слайд15: Таймыр – самый большой полуостров в составе России, он вмещает в себя 400 000 квадратных километров почти нетронутой местности. Расположен полуостров на северной оконечности Евразии с суровым климатом, между Карским морем и морем Лаптевых. На западе его окаймляет знаменитый Енисей, начинающийся с залива, на востоке – река Хатанга и продолжающая ее река Хета. По южной стороне Таймыр заканчивается по достижении?плато Путорана, на севере расположен другой полуостров – Челюскин.
Слайд 16-19: Традиционное кочевое жилище долган – конический чум тунгусского типа, покрытый покрышками из ровдуги (летом) и оленьими шкурами (зимой). 
Слайд 20: Наиболее оригинальное жилище долган — балок, заимствованный у русских старожилов Севера. Он представляет собой каркасный домик из реек, установленный на полозья. Сегодня балок – основное зимнее жилище оленеводов тундры и лесотундры Таймыра. Он постепенно входит в быт оленеводов и далеко за пределами Таймыра. Появляются передвижные балки, разнообразные по внешнему виду и размерам, конструкции и назначению.
Слайд 21: В балке?? все тщательно продумано. В правом углу от двери — кучигар, это ящик для дров, обшитый с внутренней стороны жестью. Рядом, на подставках, небольшая железная печь. Ее труба через муфту в потолке выведена наружу и на полметра возвышается над крышей. Тут же отдушина, отсюда выходит горячий воздух. Ее затыкают мешочком с оленьей шерстью. За печкой и возле нее, на полочках, кухонные принадлежности. Здесь же подвешен умывальник, у окна — стол и сиденья.
Слайд 22: Фауна полуострова представлена зверями и птицами, рыбой. Знаменитый северный олень пасется стадами и мигрирует с севера зимой. Для коренных народов это животное – и корм, и теплая шкура, жир. Он вынуждены сами постоянно двигаться со стадом, от этого зависит выживание. Обитает тут и снежный баран (чубук). С 70-х годов на Таймыр завезли овцебыков, которые ранее вымерли на севере Азии. На северном морском побережье, если повезёт, можно встретить символ Арктики – белого медведя. В морских водах, омывающих Таймыр с севера, водятся моржи, тюлени, являющиеся источником жира для местных добытчиков. Живёт здесь белуха, дельфины. Во внутренних водоёмах ещё полно благородных видов рыб (тайменей, хариусов, осетров, сигов и пр.).
Учитель: - Давайте, сейчас поиграем! Мне нужен 1 доброволец. ОН будет показывать животное (обитающее на Таймыре) без слов, а остальным нужно будет отгадать, что это за животное. (Карточки приготовить заранее: олень, медведь, овцебык, горный баран, рыба. Когда ученики отгадают, все встают и показывают как бы они без слов изобразили данное животное. Выбираем лучшего мима. Задача: все должны размяться). 
Слайд 24-25: Учитель: - Про Алтай расскажет нам Айкине (гид 4):
Респу́блика Алта́й. Республиканский центр?—?Горно-Алтайск.
Два цвета флага Республики Алтай соответствуют цветам Государственного флага Российской Федерации и подчеркивают, что Республика Алтай является субъектом Российской Федерации. Голубые полосы являются символом чистоты, неба, гор, рек и озер Алтая. Белые полосы олицетворяют вечность, стремление к возрождению, любви и согласию народов Республики Алтай.
Государственный герб Республики Алтай представляет собой сине - голубой круг, окаймленный узкой полоской золотистого цвета.
На сине-голубом фоне изображены: - в верхней части круга трехглавая вершина одной из высочайших гор Центральной Азии - Белухи - Юч Сюмера (Трехглавая Священная Гора).
В центре - грифон Кан-Кереде с головой и крыльями птицы и туловищем льва, олицетворяющий собой священную птицу, стерегущую мир и счастье.
В нижней части круга - орнаментальное изображение двух самых больших рек Алтая - Бии и Катуни.
Между ними треножник - очаг, символ Родины. Волнистые линии под очагом - символ Телецкого озера - Алтын-Келя (Золотое озеро).
на карте: На северо-западе граничит с?Алтайским краем, на северо-востоке?— с?Кемеровской областью (Кузбассом), на востоке?— с?Республикой Хакасия?и?Республикой Тыва?России, на юге?— с?Монголией?и?Китайской Народной Республикой, на юго-западе?— с?Казахстаном
Основу экономики Республики Алтай составляет?животноводство, разведение?маралов?и связанное с ними различное применение продукции из?пантов, заготовка древесины и деревообработка, пчеловодство, заготовка лекарственных трав и растений, а также?туризм.  
слайды: 26-30.
- Туризм?в Республике Алтай является одной из основных отраслей экономики региона, а также важным источником дохода. Ежегодно на Алтай приезжает до 1?млн. туристов. Среди активных видов отдыха наибольший объём занимают летние?экологические?и культурно-познавательные путешествия и экскурсии. 
Учитель: - Просмотр видео про Алтай. https://dzen.ru/video/watch/615c3bec3b85ae73181caa33?f=video
5. Этап рефлексии. (Подведение итогов)

Формируемые УУД. Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности ?Родина?, ?традиции?. Уважение к своему краю. Регулятивные: самоанализ, самоконтроль. Коммуникативные: умение участвовать в работе, оформлять свои мысли речи.
Учитель: - Ребята, скажите вам понравился сегодня наш классный час? (ставим лайки, дизлайки)
Учитель: - Ребята, что вы нового узнали? Что вас удивило?
Учитель: - Как вы думаете, есть что то общее между этими народами? Что? ( вид жилища, элементы одежды, национальные блюда и т.д.)
Учитель: - Действительно, есть много схожего в этих народностях. Например, музыкальный инструмент варган, который так же является и комусом и барганом. Это один и тот же инструмент, но имеет разные названия в зависимости от региона. 
Учитель: -  И сейчас, нам сыграет на варгане Алеся. Давайте послушаем! 
Слайд 31
Учитель: - Мы все живем в одной большой стране, которую зовут Россия. МЫ одна большая семья, поэтому мы должны любить друг друга, уважать, ценить и делать все возможное чтобы наша малая Родина процветала, А наша страна оставалась такой же большой и сильной.