Творческий проект в подготовительной группе «Городец- город мастеров»

Автор проекта, воспитатель:

Гришина О.А.

Проект рассчитан на детей подготовительной группы, возраст 5-7 лет.

Направленность: городецкие цветы

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Вид проекта: творческий, краткосрочный, групповой

Аннотация:

Цели проекта:

Педагогическая: Формирование и развитие у детей познавательного интереса и

художественных способностей посредством взаимодействия с декоративно-прикладным искусством, а именно городецкой росписью.

Практическая:

Вовлечь детей и родителей в творческий процесс, научить элементам городецкой росписи, обогатить опытом совместной деятельности, пополнить предметную среду в группе.

Задачи проекта:

Педагогические:

Изучить городецкую роспись в рамках проектной деятельности.

Детские:

-Познакомить детей с появлением народной городецкой росписи: городом, в честь которого и в котором зародилась роспись, характерными особенностями, этапами создания, предметами с городецкой росписью.

чить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строением и элементами композиции, учить использовать для украшения предметов быта.

азвивать коммуникативные навыки (работа в группах, парах) и желание использовать народные росписи в совместной и самостоятельной деятельности;

азвивать творческую фантазию, пополнять словарный запас с помощью народных игр, художественных произведений, профессиональных обозначений этапов росписи (подмолевок, теневка, оживка)

-Познакомить с городецкой росписью, с техникой исполнения

-Научить создавать рисунок, используя цветовые сочетания городецкой росписи.

-Развить умения самостоятельно выбирать элементы при создании композиции.

-Воспитывать любовь к народному творчеству и искусству, к Родине и гордость за свой народ.

Краткое содержание:

Проект состоит из 3-х частей:

-Подготовительный этап: педагоги изучают тему, подбирают материал для демонстрации, разрабатывают мероприятия, ведут просветительскую работу с родителями.

-Основной этап (практический): реализация поставленных целей и задач с детьми.

-Заключительный этап: творческий результат (организация выставки)

Предполагаемые продукты проекта:

1.Картотека игр, игровых упражнений

2.Пополнение предметно-развивающей среды: литературой, демонстрационными материалами.

5.Совместная работа воспитанников, воспитателей и родителей по пополнению предметной среды на тему «Городецкая роспись». Создание мини- музея в группе.

6.Серия выставок творческих работ детей и родителей по теме проекта.

7. Наполнение уголка творчества необходимыми материалами для творческой деятельности детей схемы, образцы, конспекты занятий

8.Консультация для родителей, памятки

График работы над проектом:

1.Заочный……….. года (разработка проекта, подбор материала, планирование)

2.Очный ……………. года (проведение открытых мероприятий, выводы о полученных результатах и защита проектной деятельности)

Ресурсы, оборудование:

Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.  Рабочая тетрадь по основам народного искусства Ю.Г.Дорожина «Городецкая роспись», ноутбук, проектор, экран, гуашь, кисточки, баночки с водой, дидактический материал по теме, доска для показа техники росписи.

Актуальность:

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников, оно несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Знакомя с элементами русской народной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Поэтому мы видим перед собой проблему в знании истории своего народа, умении различать виды росписи, знать ключевые этапы выполнения росписи. Изучая творчество своего народа, дети легче понимают творчество других народов, получая первоначальное эстетическое воспитание.

Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Видный педагог Сорока-Росинский В. Н. указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничего так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству.

Известный педагог Е. А. Флерина одна из первых ратовала за использование народного искусства в детском саду. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами создания изображения. Это, в свою очередь, способствует приобретению свободы действия, свободы творчества.

Так же в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы в разделе образовательная область «Художественно эстетическое развитие» говорится о необходимости знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством: гжельская, хохломская, жостовская, мезенская, городецкая роспись, народные игрушки.

Содержание (план мероприятий):

1. Подготовительный этап.

-Изучение методической литературы, интернет – ресурсов.

-Разработка конспектов НОД, бесед, дидактических игр, родительского собрания;

-Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

-Подготовка презентаций по ознакомлению детей с городом Городец и Городецкой росписью;

-Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

2. Основной этап (практический)

Содержание работы в процессе реализации проекта

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1 неделя

16- 21.01

1.Беседа:

«Что такое народное декоративно-прикладное искусство»

Цель: актуализировать знания детей о ндпи, выявить знания детей о видах народной росписи.

2.Д/и «Русские узоры»

Цель: напомнить о видах росписи: городец, хохлома, гжель»

1.Просмотр презентации «Городец- город мастеров- 1». Рассказ о появлении росписи.

Цель: познакомить с историей и местом появления росписи, расширить представления о росписи, развивать умение выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи.)

2.Обучающее упражнение «Розан и ромашка»

Цель: знакомство с традиционным элементом городецкой росписи- «розаном» и «ромашкой»

3.С/р игра «Угостим гостей чаем»

Цель: побуждать детей в игре творчески использовать знания о русских народных традициях.

1.Прослушивание стихов на тему Городец. Городецкие узоры. Разучивание пальчиковой гимнастики.

Цель: обогащение словарного запаса, знаний о городецкой росписи.

2.Обучающее упражнение «Купавка и бутон»

Цель: знакомство с традиционным элементом городецкой росписи «купавкой»

1.Нод «Золотой петушок»

Цель: применение навыков росписи цветочного гродецкого орнамента.

2.П/и «Горелки»

Цель: знакомство с народной игрой.

3.Д/и «Назови правильно» Цель: узнавать элемент росписи, правильно называть его: подмалевок, теневка, оживка.

1.Творческая деятельность: раскраски городецкой росписи

Цель: в свободной творческой деятельности закрепление знаний о колористике, характерной для городецкой росписи

2.П/и «Ручеек» Цель: развитие двигательной активности детей.

3.Слушание музыкальных произведений: Евгений Андронов песня «Городецкая роспись» Цель: развивать умение слушать, понимать смысл музыкального произведения.

2неделя

23- 27.01

1.Презентация «Городец- город мастеров-2»

Цель: наглядное знакомство с росписью, показать разнообразие и применение.

2.Экспереминтирование: сравнение деревянных и фарфоровых изделий

Цель: продолжать учить находить и отмечать свойства различных предметов.

1.Д/и «Укрась посуду»

Цель: закреплять знания о городецкой росписи, ее колорите, составных элементах;

учить располагать узор по образцу.

2.С/р «Мастерская народных умельцев»

Цель: побуждать детей в игре показать процесс изготовления предметов народного промысла «Городец».

3.Конструирование из бумаги с элементами аппликации «Кокошник «Городец»

Цель: в свободной деятельности побуждать детей к конструированию, созданию декоративного узора из заготовок.

1.Обучающее упражнение: «Листья и кустики»

Цель: знакомство с художественным элементом городецкой росписи- «листочком»

2.П/и Конь- огонь»

Цель: знакомство с русской народной игрой, очень любимой в Городце, т.к. конь излюбленное изображение на предметах городецких мастеров.

1.Рассматривание альбома «Городецкая роспись»

1.Загадывание загадок на тему «Городецкие узоры»

2.Д/и Продолжи роспись»

Цель: развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей.

3 неделя

30.01- 3.02.

1.Творческая деятельность: расписывание плоскостных силуэтов элементами городецкой росписи

1.Прослушивание песни Евгения Андронова «Городец встречает гостей»

2.С/р «Ярмарка»

1.Оформление мини- музея «Городец- город мастеров»

1.Открытое НОД «Народные промыслы России» Городецкая ярмарка»

1.Свободная деятельность: чем мне запомнился Городец». Рисование своих впечатлений, понравившихся работ, элементов росписи и пр.

Работа с родителями:

-Подготовка информационного стенда для родителей «Народные промыслы России».

-Привлечение родителей к организации мини- музея в группе.

- Индивидуальные беседы «Народные промыслы «Городец».

- Коллективная беседа «Как рисовать городецкую купаву».

- Мастер- класс на родительском собрании «Использование нетрадиционных техник в декоративном рисовании (на примере городецкой росписи)».

- Папка-передвижка «Городецкая роспись».

- Буклет «Техника выполнения городецкой росписи».

- Выставка детских работ «Народная роспись».

Совместная работа родителей с детьми:

1.Задание детям: совместно с родителями найти картинки на тему: «Предметы с городецкой росписью. Какой бывает Городец?» (интернет ресурсы)

2.Подбор, или изготовление атрибутов, посуды с городецкой росписью.

Ключевые этапы проекта:

1.Рассказ с показом презентации «Городец- город мастеров». Беседа после прослушивания. (Приложение №1)

Цель: ознакомление детей с историей возникновения народной городецкой росписи и города Городца.

2.Дидактическая игра «Укрась посуду. Городецкая роспись» (Приложение №2)

3.Обучающие упражнения. (Приложение №3)

4.НОД «Золотой петушок» (Приложение №4)

5.Итоговое НОД «Народные промыслы. Городецкая ярмарка» (Приложение №5)

6.Консультация для родителей «Народные промыслы России» (Приложение №6)

Ожидаемые результаты:

В результате реализации проекта было сделано: картотека игр, игровых упражнений

Пополнили предметно-развивающую среду литературой, демонстрационными материалами.

Проведена большая работа с родителями: организованы консультации для родителей, памятки, на родительском собрании провели мастер класс для родителей «Рисуем городецкие цветы».

Создали мини- музей в группе.

Организовали серию выставок творческих работ детей и родителей по теме проекта.

Наполнили уголок творчества необходимыми материалами для творческой деятельности детей- схемами, образцами, конспектами занятий, которыми мы будем пользоваться в дальнейшей работе с детьми.

Представили материал проекта на педагогическом совете ДОУ.

В результате проведенной комплексной работы по приобщению к Городецкому искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве Городецких мастеров и жизни русского народа. В дальнейшем мы планируем пополнять музей городецкой росписи, а так- же организовать музей хохломской росписи, или другой по желанию детей.

Литература

1. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

2. Ю.Г.Дорожин «Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Городецкая роспись. Москва. МОЗАИКА- СИНТЕЗ. 2001.

3.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. – М., 2008.

искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

4.Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

5.Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа»ОЗАИКА- СИНТЕЗ. Москва 2016

6.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 – 7 лет/ авт. - сост. В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 166 с.

7.Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

8.Соломенникова О. А. Радость творчества. – М., 2008.

Интернет ресурсы:

1.https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/7722-organizatsiya-sovmestnoj2.tvorcheskoj-deyatelnosti-vzroslogo-i-rebenka-v-seme.html

3.https://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/104-informacziya-dlya-rabotnikov-du/661-sistema-sotrudnichestva-pedagoga-doshkolnogo-uchrezhdeniya-s-semyami-vospitannikov?showall=1

4.https://r-v-r.info/sovmestnoe-tvorchestvo-sblizhaet/

5.https://ped-kopilka.ru/blogs/blog-karakozovoi-mlady-vebertovny/znachenie-sovmestnogo-tvorchestva-detei-i-roditelei-v-razviti-lichnosti-rebenka.html

6.https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-roditelei-gorodeckaja-rospis.html

-7.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/15/gorodetskaya-rospis

Приложение №1

Рассказ с показом презентации «Городец- город мастеров». Беседа после прослушивания.

Цель: ознакомление детей с историей возникновения народной городецкой росписи и города Городца.

Название "Городецкая Роспись" пошло от названия древнего русского города Городец, что стоит в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Город был основан еще в 1152 году Юрием Долгоруким.

У каждого русского промысла своя легенда. Есть такая легенда и у Городецкого промысла. Село Городец очень красивое. Берега здесь высокие, овражистые, все деревни на нем. Избы в деревнях ладные, высокие, с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные и почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день. Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном-Купалой, в других - Иваном-Травником. Но везде его справляли в ночь с 23 на 24 июня. У трав в эти дни кончается бурный рост, начинается созревание злаков, и суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то и пытается принести наибольший вред, погубить урожай. В эту короткую ясную ночь люди зажигали высокие костры, прыгали через костер, начинали веселиться, иногда гадали, пускали по реке венки – к какому мосту приплывет, оттуда и суженый будет.

И каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. В растениях, действительно, в этот период собираются все лучшие соки. Уходили за таинственным цветком папоротника, который цветет, говорят, только в эту единственную ночь, даже не ночь, а всего - лишь какой-то час, отдаляющий одну зарю от другой. Каков из себя тот цветок? Никто точно не знает: одни утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре; другие сказывали, что плющ алый, похожий на уголек, а третьи говорили, что он светится, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Совсем вроде бы простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папоротника – это ведь цветок счастья.

Здесь в этих нижегородских деревнях, вблизи города Городца и зародился старинный промысел. Он берет свое начало из старины, с украшений прялок. Городецкие умельцы расписывали жилища, ставни, двери, ворота, предметы быта, прялки, детскую мебель, игрушку. Ярко расписывают предметы Городецкие мастера. На больших вещах это, обычно сценки из городской и сельской жизни. Сценки были веселые праздничные: застолья, катанья, гулянья. И везде, нарядные барышни и кавалеры. А между картинками – цветы невиданной формы. И стали их звать розами, купавками, но на розы они не похожи. А выглядят так: на широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нем шарик вроде коробочки, и все это в упругих полосках – оживках; напруженный получился цветок, вот-вот лопнет, раскроется. А вокруг него листья папоротника. А сам цветок, то алый, то желтый, то синий, то даже черный. Таким образом, русский мастер хотел удержать при себе необыкновенный цветок – цветок счастья. Характерные мотивы: пышные розаны, яркие розетки, мелкие цветочки. Ягодка с листочками, черные кони со всадником, или без него, птицы.

2.Стихи, загадки о городецкой росписи.

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).

4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон)

*********************************

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать

*********************************

Есть на Волге город древний

По прозванью- Городец.

Славится на всю Россию

Своей росписью творец.

Городецкая роспись-

Как ее нам не знать!

Здесь такие узоры, что не в сказке сказать.

Здесь такие сюжеты- ни пером описать!

Городецкая роспись, как ее нам не знать!

****************************

Городецкая роспись необычная-

Композиция здесь симметричная,

В букеты собраны цветы

Необычной красоты!

********************************

Гимнастика для глаз:

«Сказочный городец».

А сейчас вновь гимнастика для глаз.         (Дети выполняют данные движения стоя)

Глаза крепко закрываем,

Широко их открываем.

Все умеем мы моргать

И глазами «рисовать».                         (Поднять глаза вверх, сделать ими круговое

                                                        вращение по часовой стрелке и против часовой

                                                        стрелки)

Ветка влево повернулась                 (Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове)

И в колечко завернулась.                         (Согнуть левую руку в локтевом суставе)

Изогнулась мило вправо,                 (Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове)

Получился лист на славу!                         (Согнуть правую руку в локтевом суставе)

Роза городецкая – сказочный цветок

цветом алым    налилась,

белом цветом ожилась                     (Обхватить колени руками, посмотреть вниз

Засияла, поднялась,                 (Приподняться на носочки и вытянуть руки вверх,

Рядышком купавка, руку в правую сторону (проводить глазами)

И бутоны и Розан то же влево

Славный вышел наш венец                        (Наклоны туловища в стороны)

Распрекрасный Городец!                                 (Опустить руки вниз)

**********************************

«Плавно-вправо, влево,

Плавно-вверх, вниз.

Резко-вправо, влево,

Резко вверх, вниз.

Спокойные круговые движения.

Поморгали часто и остановились!»

Пальчиковая гимнастика

«На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы                                 Руки в вертикальном положении,

Небывалой ладони раскрыты красоты.                                                                                                                                    

К солнцу тянутся цветы –                         Потянуться, руки вверх.

С ними потянись и ты.                                                                                                                    

Ветер дует иногда,                                     Взмахи руками, изображая ветер.

Только это не беда.                                                           

Наклоняются цветочки,                            Наклонить кисти рук.

Опускают лепесточки.

А потом опять встают                            Распрямить кисти рук, пальцы раскрыть

И по-прежнему цветут.

***********************

«Каждый бутончик»

Каждый бутончик                              Пальцы рук собраны в щепоть – бутончики

Склониться бы рад                                             

Влево и вправо,                                 Раскачивать «бутончики».

Вперед и назад.                                                                                                                    

От ветра и зноя                                  Соединить вместе локти и ладони рук,

Бутончики эти                                     образуя один большой «букет».

Спрятались  быстро                    

В цветочном букете.

*************************

«Вот помощники мои

Их, как хочешь, поверни.

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки,

Чок-чок, чок-чок,

Скачет резвый табунок»

Приложение №2

3.Дидактическая игра «Укрась посуду. Городецкая роспись»

Задачи: закреплять знания о городецкой росписи, ее колорите, составных элементах;

- учить располагать узор по образцу;

- развивать чувство ритма, композиции;

- формировать эстетическое отношение к народному творчеству.

Оборудование: трафареты посуды разной формы (цветы, листочки, птицы) вырезанные из картона элементы городецкой росписи, различные по размеру, форме, цвету.

Игровое действие: дети берут по одному элементу городецкой росписи. Выбрав посуду определенной формы, дети располагают на ней узор.

4.Народная подвижная игра «Конь- огонь»

Дети встают в круг. Выбирается ведущий-конь. Дети идут по кругу со словами: «У меня есть конь, этот конь-огонь. Я скачу на нём на коне своём. Гоп-гоп, гоп-гоп. Гоп-гоп, гоп-тпру!!!!!» Ребёнок на коне двигается внутри круга в противоположном направлении возле детей. По окончании слов, останавливается. Дети, между которыми остановился ведущий, поворачиваются в разные стороны, готовятся бежать по внешнему кругу. Все остальные считают: «Раз, два, три-беги!». Двое детей поворачиваются и бегут. Кто быстрее прибежал, тот становиться ведущим. (Игра повторяется 2 раза).

Приложение №3

5.Обучающие упражнения:

1.«Розан и ромашка» Цель: знакомство с традиционным элементом городецкой росписи- «розаном» и «ромашкой» Ход: показ элементов росписи, этапов рисования, показ выполнения каждого этапа росписи, запоминание названий каждого из этапов: подмалевка, теневка, оживка.

2.«Купавка и бутон» Цель: знакомство с традиционным элементом городецкой росписи «купавкой» Ход: рассматривание элементов росписи, напоминание этапов рисования, сравнение купавки и розана. Аналогично бутон.

3. «Листья и кустики» Цель: знакомство с художественным элементом городецкой росписи- «листочком» Ход: рассматривание различных цветочных орнаментов на городецких изделиях, рассматривание образца- порядка выполнения работы, самостоятельные работы детей.

6.Экспериментирование. Сравнение деревянных и фарфоровых (глиняных, керамических) изделий.

Цель: закрепить представления детей о свойствах материалов, формировать умение делать выводы, умозаключения.

Материал: изделия, посуда из дерева, фарфора, таз с водой, палочка,

1.Опыт: тонет- не тонет. В таз с водой опускается брусок из дерева и кусочек фарфора. Вывод: дерево не тонет, это более легкий материал; фарфор тонет

2.Опыт: пропускает воду или нет. Деревянный и фарфоровый бокальчики, наливается вода; вывод: и деревянная и фарфоровая посуда не пропускают воду, значит из них можно делать посуду.

3.Опыт: горит, не горит. На спиртовке нагревается деревянный брусок и фарфоровый кусочек; вывод: дерево горит, воспламеняется, фарфор нагревается, не воспламеняется.

4.Опыт: звучит, не звучит. Деревянные ложки, фарфоровая посуда, палочка. Вывод: дерево звучит глухо, фарфор звонко, но фарфор очень хрупкий, может расколоться.

5.Опыт: теплый- холодный. Предлагается приложить к щеке деревянный и фарфоровый предметы. Вывод: дерево самый теплый материал.

Приложение №4

7.НОД «Золотой петушок»

Задачи: создать условия для изображения детьми сказочного петушка, с применением цветочных элементов городецкой росписи. Развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность, в поиске средств художественной выразительности. Воспитывать художественный вкус.

Предварительная работа: чтение сказки о «Золотом петушке» А.С.Пушкина, рассматривание иллюстраций с изображением городецких игрушек, обучающие упражнения «элементы городецкого узора: купавка, розан, бутон, ромашка»; просмотр презентации «Городец- город мастеров»; чтение стихов, считалок, закличек, песенок, загадок о разных птицах.

Материалы, инструменты, оборудование: листы бумаги с изображением контура птицы- петушка; краски гуашевые, кисти разного размера, баночки с водой, палитры, салфетки бумажные, матерчатые. Образцы- схемы рисования городецких цветов.

Содержание: Чтение отрывка из произведения А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке», предложение нарисовать в городецком орнаменте, напоминание видов городецкой росписи, рассматривание образцов- схем, гимнастика для глаз «Плавно- вправо, влево…», пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои», самостоятельные работы детей под сопровождение музыкальной записи песни «Городец встречает гостей», рассматривание готовых работ, рассказ детей о своем декоративном решении, выставка детских работ.

Приложение №5

7.Нод «Народные промыслы. Городецкая ярмарка»

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе «Народные промыслы России. Городецкая ярмарка»

Разработала и провела воспитатель

старше подготовительной группы

МДОУ д/с «Яблонька» р.пулловка,

Мелекесского района, Ульяновской области

Гришина Ольга Александровна.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»
Цель:
Ознакомление с Городецкой росписью.

Задачи
Образовательные:
Закреплять знания детей о городецкой росписи, истории появления, особенностях изображения.

Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги (заготовке)
Развивающие:
Развивать чувство композиции, познавательный интерес к народной росписи.

Развивать творческую фантазию, пополнять словарный запас с помощью народных игр, загадок, стихотворений и музыкальных произведение на тему «Городец».
Воспитательные:
Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие; самостоятельность, творческие способности.

Словарная работа:

народные промыслы, прикладное искусство, городецкая роспись, элементы росписи: подмалевка, теневка, оживка; купавка, розан, бутон; Иванов- день, цветок папоротника.

Материалы и оборудование:
Изделия с городецкой росписью, краски гуашевые, кисти, баночки с водой, салфетки бумажные, матерчатые, палитры, бумажные заготовки для росписи, образцы с поэтапным выполнением росписи, ноутбук, экран, проектор, изображение коня (атрибут) для народной подвижной игры. Кокошники с апликацией городецкий узор на девочках и медалька- купавка у мальчиков.

Предварительная работа:
Знакомство с легендой городецкой росписи, рассматривание изделий декоративно –прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда.

рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной теме. Аппликация кокошник и медалька с цветочным орнаментом городецкой росписи.

Ход занятия:

Сегодня мы отправляемся в город мастеров на ярмарку. Скажите, ребята, а что такое ярмарка?

Дети: Ярмарка – это всегда праздник, шумный рынок.

Воспитатель: верно ребята. На ярмарке продаются изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки.

Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Подскажите, ребята, как про таких мастеров говорили?

Дети: «Мастер на все руки».

Воспитатель: Правильно. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним .

Д/и « Закончи пословицу».

«Терпение и труд…» (всё перетрут)

«Землю красит солнце…» (а человека труд)

«Делу время…» (а потехе час)

«Кто не работает…» (тот не ест)

«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)

«Больше дела…» (меньше слов)

«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

Мы сегодня отправимся в славный город Городец. (Звучит Е.Андронов «Городец встречает гостей»)

Обыгрываем с детьми под музыку: идем по кругу, проходим в «воротики», снова по кругу и садимся на места.

Воспитатель:

Ох, Россия, ты Россия

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась

Работа с презентацией «Городец- город мастеров»

1.Ребята, посмотрите это город «Городец». Что вы о нем знаете?

Примерные ответы детей: Городец- город на левом берегу реки Волга. Расположен в Нижегородской области. Город окружен густыми лесами, для изделий используется древесина.

Мы видим избы- ладные, высокие, с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные.

2. Здесь в этих нижегородских деревнях, вблизи города Городца и зародился старинный промысел. Он берет свое начало из старины, с украшений прялок. Особенно ярко расписывали донце (показ). Его мастерицы после работы снимали и вешали дома на стену заместо картины.

3.Городецкие умельцы расписывали жилища, ставни, двери, ворота, предметы быта, прялки, детскую мебель, игрушку.

4.Ярко расписывают предметы Городецкие мастера. На больших вещах – это, обычно сценки из городской и сельской жизни. Сценки были веселые праздничные: застолья, катанья, гулянья. И везде, нарядные барышни и кавалеры. А между картинками – цветы невиданной формы.

5.И стали их звать розами, купавками, но на розы они не похожи. А выглядят так: на широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нем шарик вроде коробочки, и все это в упругих полосках – оживках; напруженный получился цветок, вот-вот лопнет, раскроется.

6.Есть такая легенда: раньше на Иванов день, еще этот праздник носит название Ивана- купала, существовало поверье, что в ночь на Ивана- купала распускается цветок папоротника. Он приносит людям богатство, счастье. Многие хотели найти этот цветок. Но конечно же не находили. А мечта то осталась. И вот стали мастера изображать его на своих изделиях. Сам цветок, то алый, то желтый, то синий, то даже черный. А вокруг него листья папоротника. Таким образом, русский мастер хотел удержать при себе необыкновенный цветок – цветок счастья.

7.Характерные мотивы: пышные розаны, яркие розетки, мелкие цветочки. Ягодка с листочками, черные кони со всадником, или без него, птицы.

8.И так всем понравилась яркая городецкая роспись, что со всех концов люди приезжали за изделиями городецких мастеров на ярмарку.

Воспитатель: «Вот и мы с вами ребята очутились на Городецкой ярмарке

Подходим к столу с изделиями народного промысла.

- Посмотрите ребята внимательно. Все ли здесь правильно?

Дети отмечают, что не все предметы с городецкой росписью, есть изделия с хохломской росписью.

Воспитатель предлагает выбрать изделия с хохломской росписью на отдельный стол.

- Почему вы так считаете? (В хохломской росписи свой колорит- роспись на черном или золотом фоне, тогда, как у Городца фон всегда светлый- деревянный; характерные цвета и элементы: травка, завитки, ягоды, - это, хохлома.

-Да, правильно, у каждой народной росписи есть свои характерные, только ей присущие черты.

Загадки:

1.Словно чудо тут и там распускается… (розан).

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).

4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон)

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

- Дети, но вот беда, посмотрите, какой скудной стала наша ярмарка, совсем ничего не осталось. Вы, я знаю умеете разрисовывать городецкой росписью предметы? Предлагаю вам, как настоящим мастерам помочь ярмарке.

Детям предлагаются бумажные заготовки (изображения разделочных досок, посуды…); дети выбирают, надевают фартуки, садятся за работу.

Перед тем, как приняться за работу, я предлагаю размять наши пальчики, и сделать упражнение для глаз.

«Сказочный городец».

А сейчас вновь гимнастика для глаз.         (Дети выполняют данные движения стоя)

Глаза крепко закрываем,

Широко их открываем.

Все умеем мы моргать

И глазами «рисовать».                         (Поднять глаза вверх, сделать ими круговое

                                                        вращение по часовой стрелке и против часовой

                                                        стрелки)

Ветка влево повернулась                 (Вытянуть левую руку в сторону на уровне плеч, посмотреть влево при неподвижной голове)

И в колечко завернулась.                         (Согнуть левую руку в локтевом суставе)

Изогнулась мило вправо,                 (Вытянуть правую руку в правую сторону на уровне плеч, посмотреть вправо при неподвижной голове)

Получился лист на славу!                         (Согнуть правую руку в локтевом суставе)

Роза городецкая – сказочный цветок

цветом алым    налилась,

белом цветом ожилась                     (Обхватить колени руками, посмотреть вниз

Засияла, поднялась,                 (Приподняться на носочки и вытянуть руки вверх,

Рядышком купавка, руку в правую сторону (проводить глазами)

И бутоны и Розан то же влево

Славный вышел наш венец                        (Наклоны туловища в стороны)

Распрекрасный Городец!                                 (Опустить руки вниз)

Во время рисования, воспитатель помогает, подсказывает по мере необходимости.

Фоном звучит песня «Городецкие узоры» Е.Андронова.

Работы закончены.

- Давайте оставим наши работы подсохнуть.

-Выходите- ка мастера, устали, предлагаю поиграть.

Подвижная игра «Конь- огонь»

Дети встают в круг. Выбирается ведущий-конь. Дети идут по кругу со словами: «У меня есть конь, этот конь-огонь. Я скачу на нём на коне своём. Гоп-гоп, гоп-гоп. Гоп-гоп, гоп-тпру!!!!!» Ребёнок на коне двигается внутри круга в противоположном направлении возле детей. По окончании слов, останавливается. Дети, между которыми остановился ведущий, поворачиваются в разные стороны, готовятся бежать по внешнему кругу. Все остальные считают: «Раз, два, три-беги!». Двое детей поворачиваются и бегут. Кто быстрее прибежал, тот становиться ведущим. (Игра повторяется 2 раза).

-Ну что-ж ярмарка, ждет ваши работы. Подходите, да покажите свои изделия.

Каждый ребенок показывает свою работу и рассказывает какие элементы городецкой росписи использовал.

- Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастера

Может быть и среди нас.

Дети на стульчиках.

-Ну вот и пора прощаться с нашей славной Городецкой ярмаркой. Как вы думаете, удалась наша ярмарка? Что вам запомнилось и понравилось?

Прощаемся с гостями уходим.

8.Подбор музыкального сопровождения:

Евгений Андронов «Городецкая роспись», «Городец встречает гостей»

9.Информационный стенд для родителей:

1.Информационный стенд для родителей- консультация «Народные промыслы России».

2. Мастер- класс на родительском собрании «Использование нетрадиционных техник в декоративном рисовании (на примере городецкой росписи)».

Приложение №6

Консультация для родителей. «Народные промыслы России»

В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, Каргопольской, Филимоновской игрушками. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства. К знакомству с русской культурой относится и заучивание потешек с объяснением старославянских слов, которые сейчас не употребляются в разговорной речи.

Но особенно большое значение придается продуктивной деятельности. Известно, что интерес к рисованию проявляется у детей рано. Уже с полутора лет дети, наблюдая, как родители, старшие братья и сестры действуют с ручкой, карандашом, и сами тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В детском саду происходит приобщение ребенка к изобразительной деятельности. У детей вызывается интерес к действиям с бумагой, краской. Овладение карандашом и кистью удается не сразу. Вначале движения руки с кистью неумелы, но постепенно они становятся увереннее. Вот тут-то и важен выбор темы для рисования. В этом может помочь народная игрушка. Рассматривая, например, дымковские игрушки можно увидеть, что рисунок прост, состоит из коротких линий, точек, кругов. К 4-м годам дети уже умеют рисовать замкнутую линию, пусть неровную, угловатую, но при этом ребенок создает уже свое изображение. Каждая такая форма может обозначать то одно, то другое, благодаря тем неуловимым признакам или незначительным дополнениям (черточкам, штрихам), которые для ребенка оказываются важными, наталкивают на мысль о сходстве.

Обогащает детское творчество лепка народных игрушек. Образцами могут служить дымковские, Филимоновские, Каргопольские игрушки. Народная игрушка имеет все качества, необходимые для эстетического воздействия на ребенка: она проста, выразительна, радует своей раскраской.

Освоение технических навыков рисования, лепки, аппликации способствует развитию у детей устойчивого интереса к изобразительному творчеству, обогащению содержательной деятельности, развитию игрового замысла в процессе декоративного украшения предметов, лепки атрибутов для игры. Развивается эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, наблюдательность, воспитывается любовь и уважение к труду народных мастеров. Во время совместной деятельности педагога с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным и устным народным творчеством образное восприятие пословиц и сказок углубляется, так как одновременно идет ознакомление с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом.  Ведущими задачами при этом являются: обогащение знаний детей о народном, декоративном искусстве; подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека; формирование умения отличать своеобразие национального, декоративного искусства, его общие черты, эстетическая ценность произведений народного искусства.

Знакомство детей с народно - прикладным искусством начинаем с городецкой росписи. На первом этапе знакомства сообщаем краткие сведения об истории народного промысла. Дети обычно с большим интересом рассматривают репродукции, открытки, иллюстрации, готовые изделия народных умельцев. На следующем этапе дети под руководством воспитателей зарисовывают элементы городецкой росписи.

Цель этих занятий – подарить детям радость творчества, познакомить их с историей городецкого народного, художественного промысла, с городецкой росписью, ее характерными особенностями (цветом, фоном, материалом). Дать представление об основных элементах, используемых художниками. Развивать технику рисования концом кисти. Воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы. Показать приемы работы кистью, тычком, пальцами.

Знакомство детей дошкольного возраста с городецкими промыслами способствует эстетическому воспитанию, что включает:

формирование и развитие восприятия, эмоций и чувств, памяти, воображения, мышления, воли и других познавательных процессов, и эмоционально-волевых характеристик личности;

воспитание культуры зрительного восприятия прекрасного в искусстве, окружающей жизни, природе;

понимание правильной его оценки и выражение своего отношения к нему;

понимание специфики народного и декоративно-прикладного искусства;

воспитание уважения к русскому национальному искусству и искусству других народов;

зарождение и развитие эстетических вкусов, взглядов,

формирование эстетического идеала;

повышение эмоционально-эстетической и общей культуры личности.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, которые интересно проводятся в детском саду. Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идеи патриотизма, лучшему пониманию произведений о подвигах русского народа. Так, например: русские богатыри идут на разные подвиги, чтобы «послужить родной земле», защищать Русь от Идолища от Змея Горыныча и т.д. Идут «беречь землю русскую от недругов-ворогов». Чтобы дети не только поняли произведение, но и прочувствовали его, используем разные методы ознакомления с этими произведениями (рассказывание с иллюстрациями и без них, инсценировка, кукольные театры). А после прочтения произведения начинается волшебство «маленьких художников», где дети с помощью кисти и красок выражают свои чувства к прочитанному. Появление интереса к различным образцам народного творчества рассматривается как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей,

формированию патриотических чувств у детей.

Рекомендации для родителей:

1. Активно участвовать в образовательной работе группы. Вместе с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке.

2. Создать для ребенка дома условия для изобразительного творчества.

3. Приобрести необходимые материалы для работы ребенка в домашних условиях.

4. Творить вместе с ребенком, рассматривать свои и его работы всегда как удавшиеся, обращать внимание на то, что особенно хорошо получилось, хвалить за проявление фантазии, творчество. Приносить семейные работы в детский сад на выставки.