У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ (СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ) ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КОНСТРУКТОРА»

Аннотация

Развиваясь, как личность, ребенок формируется и раскрывается в отношениях с окружающими ее людьми, прежде всего, с детьми, которые окружают его на протяжении всего дошкольного детства. Обучение дошкольников не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, где результатом обучения является продукт деятельности, именно конструирование занимает особое место в развитии детей дошкольного возраста.

В конструировании задача становится командной или общей для каждого ребенка. Совместная их деятельность предоставляет возможности для развития у детей коммуникативных навыков, а значит и умений взаимодействовать друг с другом: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.

При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно: вступает в общение, поддерживает его, умеет общаться в паре, группе, в коллективе, проявляет инициативу при взаимодействии с друг другом.

Ключевые слова; конструирование, взаимодействия с друг другом социализация в дошкольном образовательном учреждении, мониторинг, проблема, цели.

В конструировании ребенок начинает осознавать действия и способы достижения цели совместно с другими детьми. Это наиболее значимые результаты решения подобных задач. Задачи в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» стали как развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками . Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта .

Человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле коммуникация становиться важнейшим фактором развития личности.

Общение, как психологическая категория, интерпретируется как деятельность, и поэтому синонимом общения является термин «коммуникативная деятельность», следовательно, развивать необходимо коммуникативные навыки. В старшем дошкольном возрасте , общение детей со сверстниками становится ведущей потребностью. Коммуникация способствует психическому развитию ребенка (А.В. Запорожец, А.Г. Рузская), влияет на общий уровень его деятельности (3.М. Богуславская. Педагогический мониторинг уровня развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников, определены. Виды конструктора как наиболее предпочитаемые детьми для коллективного конструирования, организация педагогических мероприятий и образовательных ситуаций с детьми с использованием конструкторов, это включение конструктора в игровую деятельность детей, подбор наиболее разных оптимальных методов и приемов, направленных на формирование умений взаимодействовать детей с друг другом. Обнаружение проблемы, подбор диагностического материала, научно-методической литературы по данной проблеме, выявление уровня социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников, анализ материально-технических условий в группе (наличие конструктора, его видов и наименований), выявление интереса у детей к тому или иному виду конструктора, дружеских предпочтений у детей к друг другу.

Легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления, но далеко не все, что следует освоить ребенку в образовании, он должен открывать в ходе самостоятельных изысканий. А использование проблемно-поисковых методов обучения по возможности должно сочетаться с применением методов. репродуктивных так как показано соединение деталей в конструкторе. Важный момент – вызвать наиболее полный интерес детей к деятельности с конкретным видом конструктора. Основной метод – игровой, метод проблемной задачи, практическая деятельность.

Психолого-педагогический мониторинг уровня развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников, выявляет уровень включенности родителей в проектную деятельность со своими детьми, обобщение опыта в играх и занятиях по конструированию. Дети советуются, помогают друг другу. В группе зарождаются зачатки коллективной работы, взаимопомощи, критической оценки своей работы и работы товарищей. ФГОС ДО указывает на позитивную социализацию ребенка, как умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других, где речь становится  компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. Именно поэтому взрослым необходимо постоянное и направленное руководство этим процессом и использовать самые эффективные средства, в качестве одного из таких средств можно назвать конструирование с использованием метода проектной деятельности и проблемных задач. Посредством конструирования дети учатся совместно выполнять общую работу. В этом случае деятельность детей направлена на достижение общей цели. организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования с различным видом конструктора в специально-организованной и самостоятельной деятельности с включением метода проектной деятельности и проблемных задач, направленных на развитие у у детей умения взаимодействовать друг с другом. Следует создать для этого необходимые условия, которые можно разделить на следующие направления: мотивация пары или подгруппы на совместную деятельность, обеспечение развития самостоятельности и творчества детей в совместной деятельности, побуждение воспитанников к договору о том, что именно или каким способом они будут делать. А так же побуждение детей к созданию коллективного строительства. Что им удалось сделать правильно в задание, быстро и с результатом.

Практические материалы это конструктор и общение детей при взаимодействии с друг другом, они будут интересны и полезны в практической деятельности со старшими дошкольниками . Конструирование как в специально организованной, так и в самостоятельной деятельности для детей имеет большое значение в организации дружного детского коллектива.

Библиографический список

1.Венгер, Л.А. Психология: учебное пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2008, - 336 с.

2.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студузов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.

3.Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 799-803. — URL https://moluch.ru/archive/110/27082/ (дата обращения: 06.01.2019).

4.Педагогический словарь/ подед.В.В.Давыдова.; М.,Науч.изд.»Большая Российская энциклопедия»,1993,.- 608с.

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№ 1155.

Настенко Ю.Н.