Добрый день, коллеги! Перед тем, как начать, я предлагаю вам послушать китайскую притчу.
Притча о семье из 100 человек.
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи», - говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге.
- Как вы думаете, что это за слова?
- Мы вернемся к ответу на этот вопрос в конце моего выступления.
Тема моего доклада «Учебная мотивация и как ею управлять»
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроке. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Для того, чтобы ученик по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося.
Как вы думаете, а какие учебные предметы наши школьники считают значимыми, интересными и неинтересными?
А теперь давайте посмотрим, как отвечали ребята в ходе анкетирования. (Результаты анкетирования демонстрируются на слайде и комментируются ведущими).
В анкетировании приняло участие три 11 класса (норма дети)
Необходимые предметы:
1. Русский язык/ Математика – 71 %
2. ИВТ – 29 %
Причины выбора:
1. Потому что нужно уметь читать, писать и считать. Это в жизни всегда пригодится.
2. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
3. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
4. Понятно объясняет.
Интересные предметы
1. ОБЖ - 41%
2. КТНД - 39,5%
3. Литература - %
Причины выбора:
1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях /Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
2. Интересно, потому что учитель преподает интересно.
3. Интересно, так как этот предмет лёгкий.
4. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
1
Вывод: Ученик обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено.
Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский говорил: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учится».
Для начала определим, что такое мотив и мотивация.
Слайд 1 Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Слайд 2 Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”.
Выделяют два вида учебной мотивации: внутренняя и внешняя.
Внутренняя мотивация – это стремление узнать или получить что – то, что относится в первую очередь к нематериальной ценности.
Например: новые компетенции, уверенность в своих силах, удовлетворение от достигнутых результатов.
1. Потребность 2. Мотив 3. Цель 4.Условия достижение цели (задачи)
Внешняя мотивация – это использование различных поощрений и вознаграждений.
Включает в себя материальные и нематериальные стимулы: награды, бонусы, призы, оценки и другие способы признания от окружающих.
1. Деятельность 2. Действия. 3. Операции.
Наша задача – сформировать у ученика положительную внутреннюю мотивацию.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Каждому возрасту присущи своя направленность и свой мотивационный
компонент. Если в младших классах основной мотивационный компонент – это игра, то в старшем возрасте уже подключаются диспуты, профориентация, личностно – ориентировочная работа.
Перед нами встаёт вопрос: как повысить интерес к своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Возникает проблема: как построить урок, чтобы ученику знания были интересны, чтобы они были для него значимы.
Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него какого-либо воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности.
2
Формирование мотивации – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. ПМПК в протоколе обследования указывает, по какому варианту обучать ребёнка, какие у него учебные возможности, какую специальность он осилит. На основании всех рекомендаций, мы и должны строить свою работу по обучению ребёнка.
Важная роль в формировании учебной мотивации принадлежит учителю. От его профессиональной подготовки, от его отношения к детям зависит их интерес к учебе. Речь, манера общения с классом, такт - все это важно для общения с воспитанниками подросткового возраста.
Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:
словесные
наглядные и практические методы
репродуктивные и поисковые методы
методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
Повышение уровня учебной мотивации – это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.
Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверх усилий, ставя перед ними посильные задачи, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению.
Например, готовя карточки для урока русского языка, я делаю три варианта заданий, рассчитанные на сильного, среднего и слабого ученика.
Для меня большое значение на уроке имеет атмосфера, созданная и заряженная словом учителя, его эмоциональностью, совокупностью методических приемов, которые образуют, как говорится, узор урока.
В любой профессии важно, какими инструментами вы пользуетесь. Ведь от этого зависит качество учебного процесса и репутация учителя.
Комплект методических приемов в руках учителя – это тот самый инструмент учителя, который выведет обучение на новый уровень и будет служить ключом для повышения мотивации учащихся.
Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе VIII вида, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний и повышению речевой культуры.
Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я считаю, что учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников.
Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Поэтому в своей работе я сделала акцент на развитие мотивации у учащихся коррекционной школы.
3
Условия формирование положительного отношения к учебе:
- создание доброжелательной атмосферы на уроке;
- создание у обучающегося в учебной деятельности ситуации успеха;
- целенаправленное эмоциональное стимулирование и поддержка обучающихся на уроке.
Необходимо использовать любую возможность, чтобы на уроке обучающийся получил поддержку словом педагога, взглядом или прикосновением («Все получится!», «Ты сможешь!»). Применение различных видов стимуляции: похвала, моральное поощрение, ситуация успеха. Создание ситуации успеха также позволяет мотивировать учащихся на активную работу во время урока, это формирование условий, вызывающих непроизвольный интерес, удивление, любопытство. Добиться данного эффекта можно различными способами: предложить интересную тему для беседы, ввести игровые моменты, пригласить на урок гостей, смоделировать какую-либо ситуацию, другими словами, можно использовать все то, что привлекает непроизвольное внимание и вызывает непроизвольный интерес. На своих уроках я часто использую прием - яркое пятно.
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, серии картинок. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока. (Этика. Тема: «Условия создания брака». Орг. момент «Притча о семье» - ситуация успеха. Затем китайская притча о большой семье (интрига) -
При изучении новой темы на уроках использую опорные схемы.
Постановка проблемной ситуации также играет немаловажную роль, как в решении коммуникативных задач, так и в развитии мыслительных функций.
Л. Выготский говорил: «Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете». В зависимости от темы урока, это могут быть просто проблемные вопросы, например, - Какой будет наша речь, если в ней не будет прилагательных?
Хотелось бы остановиться на некоторых приемах и методах создания мотивации.
В своей работе я использую следующие методы и приёмы мотивации на разных этапах урока. Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, поэтому в начале урока я использую подобранный занимательный материал, соответствующий тематике урока:
А начать его я хочу притчей. Однажды молодой человек пришёл к мудрецу и пожаловался ему: «Каждый день по 5 раз я произношу фразу «Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил: «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», – ответил юноша. «Произнеси это слово 5 раз», – сказал мудрец. «Я выбираю ложку», – послушно произнёс юноша 5 раз. «Вот видишь, сказал мудрец, – повторяй хоть миллион раз в день, ложка не станет твоей. Надо протянуть руку и взять ложку». И сегодня на уроке я призываю вас взять все свои знания и применить их. (Использую на обобщающих уроках, перед самостоятельной работой, тестировании)
Игра: «Кто придумает конец, тот и будет молодец».
Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого слуха и дикции детей.
4
Инструкция к выполнению: закончить стихотворение рифмой
а) Я сегодня утром рано. Умывался из-под…(крана).
б) Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало…(жарко).
в) Вдруг небо тучей затянуло, Из тучи молния…(сверкнула).
Динамично помогает начать урок такой приём, как «Улыбнемся друг другу», что способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. Данный приём развивает коммуникативный навык, эмоционально настраивает детей.
Широко использую короткие стихи или скороговорки. «Прозвенел звонок, начался урок. Проверь дружок, все ль в порядке: книжки ручки и тетрадки».
Эмоциональный вход в урок (с использованием поэзии и прозы)
1. Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть Доброе Утро
Длится до вечера!
2. У людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу. И всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели.
Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.
3. Прогноз урока на сегодня: ветер со стороны удачи и осадки в виде пятёрок.
4. Самая тёплая одежда для сердца – это доброта. А я желаю всем нам, чтобы сегодня на уроке у нас была тёплая атмосфера.
2. Здравствуйте, ребята, сегодня я шла в школу с отличным настроением! Как вы думаете, почему? (Потому что знала, что встречусь сегодня с вами) тут можно отметить каждого ученика комплиментом.
Учитель показывает ребятам батарейку и задаёт вопросы:
— Зачем нужна батарейка?
— А зачем она нужна на уроке? (слушает ответы учеников).
— Батарейка зарядит нас отличным настроением, поможет нам получить заряд новых знаний, которые будем измерять в ваттах.
3. « Цепочка»: За стол сядут, только те, у кого имя начинается на букву (А, М).
«Определить тему урока, зашифрованную на доске»: АПРВЫСОСТАВДЛОСЛОВАРО
4. «Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу - правилу.
5
Например, тот, кто передаёт, называет: существительное — прилагательное (глагол) к нему. Например: существительное утро – к нему прилагательное (солнечное, доброе)
на литературе: название сказки, рассказа, повести, басни — к ним одного из персонажей этого произведения.
Также можно использовать этот приём в начале урока, при помощи «волшебной палочки» мы вспоминаем, о чём шла речь на прошлом уроке.
Прием “Драматизации и театрализации”
Этот приём использую на литературе (при изучении басен, сказок), этике, когда можно разыграть по ролям. Можно разыграть сценки на учебную тему по любому предмету (этика).
Нужно научить детей не бояться ошибок, а умело исправлять их. Хорошим средством для развития самоконтроля является комментирование. Тут еще хорошо подходит приём “Найди красивые…” Например: Найди у себя самую красивую букву, самую красивую цифру,… (Мутаев Ислам 11а кл – не доволен любой оценкой, кроме «5». Он очень боится сделать ошибку, доходит до того, что начинает нервничать. Может скомкать тетрадь. И вот тут, на помощь приходит этот приём).
Приём «Фантастическая добавка». Дети любят фантазировать, нужно дать им такую возможность и на уроке.
Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем ингредиенты салата «Лилия» (тема СБО «Питание», «Изменение глагола по лицам»). – ЫРАБ (рыба), ЯЦЙО (яйцо), ЕНЗЕЛЬ (зелень).
«Я беру тебя с собой»
Приём направлен на формирование умения объединять объекты по общему признаку, умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов, умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Этот приём можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала, можно изменять его так, как того требует тема урока и умение, которое формируем.
Например: на уроке русского языка: распределить глаголы по группам. Название групп уже даны. 1 ряд берёт глаголы прошедшего времени, 2 ряд – глаголы настоящего времени, 3 ряд - глаголы будущего времени. «Я беру тебя с собой» или «Я не беру тебя с собой».
Приём «Снежный ком».
Учитель подаёт ученику мяч (ком) и предлагает сказать предложение по заданной теме. Первый ученик, получая мяч, называет своё предложение, второй повторяет то, что сказал первый, и называет своё слово (можно и с составлением предложений, но это вызывает сложность), третий пересказывает услышанное и продолжает своё слово. Этот приём можно использоваться при повторении. Например: Повторение. Имя существительное. Актуализация опорных знаний. Первый ученик: Существительное – это часть речи…., второй: существительное – это часть речи (повторяет слова первого ученика и добавляет свои слова: которая обозначает. Дальше подхватывает третий и так далее, пока не расскажут всё правило полностью. Возможно применение опорных схем. Важно, чтобы «снежный ком» - рассказ - не распался. Для наших он должен состоять из трёх-четырёх предложений, иначе им трудно удержать мысль. Этот приём способствует развитию связной речи, правильному построению предложений, развивает логическое мышление.
6
Практикую такие игры: «Восстанови пословицы» (части которых соединены неверно).
Мы, как дефектологи, олигофренопедагоги должны коррегировать и развивать сохранные анализаторы. И вот тут, немаловажное значение отводится игре с мячом, с бусинками, с шариком, с клубочком.
Часто использую игру: «Намотай на катушку» — намотай нитки на катушку и расскажи стихотворение; расскажи правило (русский язык и литература).
Совместная работа двигательного (вестибулярного), зрительного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметами круглой формы, усиливает эффект занятия. То есть, тут включаются в работу несколько анализаторов. У учащихся во время таких игр поднимается настроение, появляется чувство радости, удовольствия, что также повышает учебную мотивацию.
- Катать мяч по парте и проговаривать скороговорку, пословицы, называть предметы, действия предметов и т.д. (взять шарики из дома) - физминутки
«Собери полоски» — собрать из предложенных слов предложение при этом выкладывает полоски зелёной бумаги – русский язык «Работа над деформированным предложением»
«Посчитаем слова» — бросать большой мяч друг другу и называть слова противоположные по значению. – физминутки, тема: «Словарная работа».
Игры-тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия… Представьте, что вы учитель, а в текст вкрались ошибки - найдите их и исправьте.
Использование ИКТ – один из эффективных методов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Но отсутствие должных условий не всегда даёт в полной мере использовать этот прием.
На заключительном этапе урока используем метод рефлексии, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Приемы для организации рефлексии:
Чек-лист (учитель или учащиеся разрабатывают критерии оценивания уроков и их стоимость в баллах, затем подводится общий итог).
ЧЕК-ЛИСТ по теме «Глагол», «Имя существительное», «Несклоняемые имена существительные», «Предложения. Виды предложений»
1. знаю, что такое глагол – 2 балла;
2. умею находить глаголы в тексте – 2 балла;
3. умею подбирать синонимы к заданным словам – 2 балла.
Этот пункт даётся тяжелее. При такой организации рефлексии и меньше расстраиваются, потому что условия заранее обговорены.
Лексический рюкзак (учащиеся в конце урока перечисляют новые слова, которых они ранее не знали, раскрывают их значение).
Смайлики. Дети поднимают смайлики, согласно своему участию на уроке, удовлетворённостью своей работой. Вместо смайликов можно использовать цветные кружочки, где каждый цвет обозначает определённую эмоцию.
Можно привести множество примеров. Суть всех этих приемов состоит в том, чтобы привлечь интерес к обучению, интерес к своему предмету, повысить учебную мотивацию и управлять ею в течение всего урока.
7
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей,
способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
И возвращаясь к вопросу в начале доклада о семье из 100 человек….
Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Мира, добра и любви вам! Спасибо за внимание!
8