Учебная мотивация как средство достижения образовательных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода
Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться Сухомлинский В.А.
Изменение идеологии образования в современных условиях выражается в создании личностно ориентированной школы самоопределения и саморазвития. Эта стратегическая позиция, определенная концепцией модернизации российского образования, заставляет учителя по-другому определять приоритеты образовательной деятельности: личностное и познавательное развитие детей.
Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что становление и развитие личности школьника происходит в процессе активной творческой познавательной деятельности, благодаря которой ученик становится полноправным субъектом собственных действий и отношений, и, как следствие, приобретаемые им знания, умения и компетенции становятся личностно значимы. Однако традиционная школьная система не всегда ориентирована на субъект-субъектные отношения и развитие самостоятельности школьников в учебной деятельности. Это является главным педагогическим противоречием современного общества в процессе смены парадигмы образования с формирующей на развивающую.
Анализ этого противоречия приводит к осознанию необходимости изменений в подходе к обучению, пересмотру методов и форм учебного процесса, характера взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Перед современной школой встаёт проблема развития творческой познавательной активности школьников.
Средством решения данной проблемы является реализация системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС, который предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности; за умениями, навыками, компетенциями, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Под системно-деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть системно-деятельностного подхода в обучении состоит в направлении всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек осваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества.
Полноценным итогом реализации системно-деятельностного подхода является появление желания и становление умения учиться. Как объясняют психологи, в соответствии с системно-деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. А.Н. Леонтьев различает понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели.
Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям. Отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер.
Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии.
Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними.
ПРИЕМЫ МОТИВИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассмотрим методические приемы мотивирования к учебной деятельности, иными словами, осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности в контексте системно-деятельностного подхода.
Прием «Организации проблемного диалога»
Такой диалог используется на уроках различной целевой направленности, но в большей мере на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционный объяснительно-иллюстративный метод объяснения нового материала на деятельностный с «открытием» знаний.
Технология проблемно – диалогического обучения содержит ТРИ главных компонента:
а) потребность учащегося в новом знании или способе действия
(хочу узнать..., научиться ...);
б) неизвестное знание, которое учащийся должен усвоить по проекту педагогических целей урока;
в) известные знания и сформированные умения (могу сам, без педагога), усвоенные в ходе предшествующей учебы.
Прием «Подводящий к теме диалог»
Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.
Не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».
Прием «Постановка проблемных задач
а) задачи с недостаточными или избыточными исходными данными:
Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных.
В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?
Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?
Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч. Сколько километров он проехал? (Данных недостаточно, не указан отрезок времени, который велосипедист был в пути)
б) задачи с заведомо допущенными ошибками:
Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание.
Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
в) задачи с противоречивыми данными.
На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?
В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус.
Сколько километров проехал автобус за 2 часа?
(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу).
г) нестандартные тексты задач:
Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности. Огромный интерес вызывает у детей решение задач из “Задачника” Г.Остера.
д) творческие задачи:
Это задачи, при выполнении которых необходимо найти новый алгоритм решения.
е) проблемные задачи:
Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?
Прием «Знаю — не знаю — хочу узнать»
Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении детям предлагается на уроке окружающего мира по теме «Сокровища звездного неба» использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:
+
Я это знал(а)
!
Это для меня абсолютно новое
–
Это противоречит тому, что я знал(а)
?
Я хочу об этом узнать побольше
Приём «Ситуация неожиданность»
На уроке русского языка ученикам предлагается прочитать стихотворение:
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Так можно познакомить с падежами.
Приём «Отсроченная отгадка»
Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.
Приём «Прогнозирование»
Урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».
Применение мотивирующих приёмов (“Яркое пятно”, “Актуальность”, «Страшный зверь») предполагает сообщение темы урока в готовом виде.
Приём «Актуальность»
Большой интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. На уроке «Площадь прямоугольника» ребята узнают, сколько нужно прибрести в магазине линолеума для нашего класса. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
Приём «Яркое пятно»
Эмоциональный настрой может быть достигнут с помощью музыкальных, художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения учителя.
На уроке окружающего мира по теме «Земля наш дом, в котором мы живем». На экране появляется Земля. Звучит голос земли:
«SOS! Я в беде! Я не в силах исправить всё зло, которое творит человек. Я не могу переработать столько мусора, сколько разбросал человек; очистить от дыма и гари воздух. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц сама и поэтому я обращаюсь к вам, зная, что вы помогаете птицам, участвуете в экологических марафонах, проектах, субботниках. Я надеюсь, что вы и мне поможете!»
Так была создана ситуация сопереживания, способная «разбудить» самых флегматичных детей.
Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. На уроках обучения грамоте при разборе написания букв класс превращается в конструкторское бюро. Дети, конструируя букву, убеждаются, что она состоит из известных им элементов, написанием которых они уже овладели. Это позволяет им демонстрировать себе и одноклассникам умелое и эффективное применение раннее приобретенных знаний, освоенных способов письма. Результатом работы становится эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями, а также создание общего позитивного эмоционального фона перед началом нового этапа работы.
Прием «Проблемные вопросы»
Почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник?
Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?
В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?
Прием «Проблемная ситуация»
Такая ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.
Можно выделить несколько признаков учебной проблемы:
1) отсутствие у учащихся знаний, необходимых для решения проблемной ситуации;
2) отсутствие достаточного опыта у детей;
3) осознание учениками противоречивости ситуации.
Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» Тему записываю на доске, либо появляется на экране, этап постановки проблемы завершается.
На уроке «Знакомство со свойствами воды» используется приём создания проблемной ситуации. Дети получают письмо:
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам две сестрички-капельки. Мы слышали, что вы много знаете и умеете. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились.
Однажды нагрянул страшный мороз. Одна из нас съежилась от холода и превратилась в льдинку. Вторая в эту минуту расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку, и очень заважничала. Стала собой любоваться. Снежинка не захотела признавать в льдинке родную сестричку. Она сказала: «Я вся из серебра и солнца - красавица, а ты из мутной воды - замарашка. И ты думаешь, что мы сестрички?
Ребята, помогите, докажите, что мы, льдинка и снежинка, - родные сестры!»
В конце урока дома предлагается продолжить историю снежинки и льдинки и закончить словами: «Обе капельки влились в ручеек и, весело переговариваясь, поплыли».
Таким образом, урок начинаю с формирования мотивации и заканчиваю мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности. Кроме того, такая логика делает проверку домашнего задания на следующем уроке более осмысленной и значимой.
Урок математики в начальной школе, тема: «Умножение». Чтобы создать ситуацию с затруднением, дети получают задание на умножение: 13х5. С таким заданием они еще не встречались. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Каждый ребенок идет к решению своим путем. Одни предлагают начать выполнять задание с умножения десятков, другие настаивают начинать умножение с единиц, третьи предлагают заменить умножение сложением. Рассматриваем разные способы решения, обязательно кто-то из детей выделит более рациональный способ, делаем выводы, обозначаем тему урока. Таким образом, организовывая и направляя коллективный поиск решения, подхватывая нужную мысль, высказанную детьми в ходе обсуждения, делаем выводы, обозначаем тему урока, сравниваем с примерами и выводами в учебнике.
Вышеизложенные приёмы позволяют заинтересовать обучающихся, активизировать их учебную деятельность и быть успешными в урочной и внеурочной деятельности.
Результаты мониторинга учащихся (на примере 6 класса)
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования, ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)
5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.)
Следовательно, основной для реализации цели формирования положительной мотивации к учению у школьников можно использовать диффенцированный подход, Он позволяет ориентировать учебный процесс практически на каждого ученика, устраняя тем самым те негативные моменты, как неуспеваемость, игнорирование индивидуальных интересов и способностей, которые и приводят к тому, что учащиеся посещают школу не потому, что им интересно учиться, а потому что «так надо».
Дифференциация обучения должна стать той основой, которая может повысить качество знаний учащихся современных школ на всех ступенях общего образования.
Все дети имеют разный уровень способностей к обучению. Поэтому основная цель образования – развить заложенные природой задатки, компенсировать недостатки и определить каждому его место в будущей взрослой жизни. Для того, чтобы этот процесс протекал в оптимальных и безболезненных для каждого ребенка формах, его необходимо дифференцировать с учетом особенностей личностных характеристик, скорости протекания мыслительных процессов у детей. Поэтому дифференциация обучения для российского образования не является новым направлениям поисков. Дифференциация в различных вариантах вводилась в образовательный процесс неоднократно, поэтому накоплен немалый опыт по осуществлению дифференцированного обучения.
Я считаю, что создание дифференцированной образовательной среды привело бы, к росту качества знаний всех школьников, от отстающих до способных. Следовательно, чтобы повысить качество знаний школьников возможно, если процесс обучения основывать на следующих принципах:
Принцип индивидуальности (использование первоисточников в структурировании содержания образования)
Принцип целостности (отсутствие дробления в содержании образования; изучение явления или понятия в целостности);
Принцип единства типа (группировка предметов в расписании со сходным содержанием, например, гуманитарные предметы или предметы естественнонаучного цикла).
Итак, подведем итоги. Дифференциация – явление не новое в педагогической теории и практике. Ее применение может быть как «широким», включая диферсификацию школьной системы, школ и классов, так и «узким», связанным с индивидуализацией образовательного процесса. Использование принципов дифференциации в учебном процессе способствует формированию положительной мотивации у учащихся к учению.
Также следует сказать и о педагогах нашей школы, что формирование положительной мотивации привело к прохождению аттестации и послужило повышение уровня образования, прохождение курсовой переподготовки, участие в различных конкурсах самих педагогов, а также и вовлечение детей.
Общим выводом считаю, что одна из главных задач школы – научить человека учиться, сделать потребность в знаниях - основой жизни, стремление к познанию – смыслом жизни. Это свойственно как для учащихся, так и для педагогов.
Рассмотрим конкретные результаты мониторинга выявления уровня мотивации к учению по методике Н. Г. Лускановой, проводимой в каждом учебном году на примере 6а класса.
Уровень учебной мотивации
чел.
%
25
25
26
27
25
25
26
27
3кл.
4кл.
5кл.
6 кл.
3кл.
4кл.
5кл.
6 кл.
Высокая
4
6
7
7
20
24
34
34
Хорошая
5
8
10
9
16
32
34
33
Внешняя
8
7
6
6
24
28
23
23
Низкая
6
4
2
5
16
16
7
14
Негативное отношение к школе
2
0
1
0
8
0
0
0
Результаты мониторинга показывают, что высокий уровень мотивации вырос за три года с 20% до 37%. Хорошая учебная мотивация выросла более, почти в 2 раза – с 16% до 37%. За счет роста данных уровней внешняя мотивация снизилась с 24% до 18%. Низкий уровень остался почти без изменения. А низкий с негативным отношением к школе – с 8 % до 0%.
Таким образом, реализация системно-деятельностного подхода (в данном случае, на ступени НОО и в начале обучения на ступени ООО) способствует успешному обучению на основе развития мотивационной сферы личности младшего школьника, достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы. В учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями, компетенциями и практическому их применению.
Список используемой литературы
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
3. Кубышева М.А. «Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности». – Москва. 2005.
4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.1977.
5. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000
6. Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала. М.: Баласс, 2000.
7. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения – М.: Школа 2100, 2009 г.
8. Интернет-ресурсы: http://www.bibliofond.ru, http://festival.1september.ru/
Приложение 1
Анкета
для определения школьной мотивации учащихся (методика Лускановой Н.Г.)
Тебе нравится в школе или не очень?
а) не очень (1)
б) нравится (3)
в) не нравится (0)
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома (0)
б) бывает по-разному (1)
в) иду с радостью) (3)
Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
а) не знаю (1)
б) остался бы дома (0)
в) пошёл бы в школу (3)
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится (3)
б) бывает по-разному (1)
в) нравится (0)
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы (0)
б) не хотел бы (3)
в) не знаю (1)
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю (1)
б) не хотел бы (3)
в) хотел бы (0)
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто (3)
б) редко (1)
в) не рассказываю (0)
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю (1)
б) хотел бы (0)
в) не хотел бы (3)
У тебя в школе много друзей?
а) мало (1)
б) много (3)
в) нет друзей (0)
Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся (3)
б) не очень (1)
в) не нравятся (0)
Результаты:
25-30 баллов – высокий уровень мотивации
20-24 балла – хорошая учебная мотивация
16-19 баллов – средняя внешняя мотивация
10-14 баллов – низкий уровень
0-9 баллов – негативное отношение к школе