* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h3 {color: #5B9BD5; font-weight: bold;} .Заголовок 3 Знак {color: #5B9BD5; font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .footnote text {font-size: 10pt;} .Текст сноски Знак {font-size: 10pt;} .footnote reference {vertical-align: super;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c51 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c40 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .FollowedHyperlink {color: #954F72; text-decoration: underline ;}

ГБУ ДОСО «Верхнесалдинская ДШИ»

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей

Гордеева Наталья Борисовна

Преподаватель по классу фортепиано

2025 год


Содержание:

Особенности образовательного процесса в ДО.

Занятие как структурная единица процесса обучения.

Алгоритм проектирование занятия в соответствии с основными требованиями к его структуре и методике проведения.

Условия достижения эффективности занятия.

В проекте Концепции развития дополнительного образования обучение характеризуется, как «… процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов».Взявшись за обновление и «модернизацию» системы ДО, государство взвалило на плечи педагогов разработку таких программ и технологий, которые не только обеспечивали бы «изменяющиеся потребности детей и семьи», но и отвечали следующим критериям:

вариативность, гибкость и мобильность;

индивидуализация обучения;

компетентностный и практикоориентированный подход;

возрастосообразность и межвозрастное взаимодействие;

деятельности

, продуктивный характер;

открытый, сетевой характер, модульное устройство;

адаптивность к изменяющимся условиям и неопределенности.

Проще говоря, среднестатистическому педагогу ДО сегодня нужно более критично отнестись к своим занятиям: которые в корне должны отличаться от школьного урока и проводиться с использованием образовательных технологий.

Информация занимает в педагогической дидактике большой объем. Тем не менее, владение ею – необходимый компонент профессиональной компетентности педагога.

Как же правильно спланировать занятие? Как организовать познавательный процесс? С чего начать? Эти вопросы актуальны не только для молодых, начинающих педагогов, но педагогов, имеющих большой опыт работы. Постараюсь ответить поставленные вопросы.

Существуют разные определения занятия:

- структурный элемент образовательной программы;

- форма организации совместной деятельности детей и педагога (образовательной, развивающей, воспитательной), наполненная конкретным содержанием и ограниченная во времени и др.

Занятие, так же, как урок, содержит все элементы образовательного процесса: цель, задачи, содержание, средства, методы, организация. Качество занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

Проектирование занятия – творческий процесс. Именно поэтому он требует от педагога максимальной самоорганизации.

Занятие строится с соблюдением определенного алгоритма:

определение цели будущего занятия, его предполагаемых результатов →уточнение типа и вида занятия → выбор технологии, методов и приемов обучения → определение структуры.

Проследим процесс, выделим ключевые моменты и трудности, подумаем, как их преодолеть.

Как известно, любой проект или занятие начинается с целеполагания. В основе целеполагания конкретного занятия – ориентир на его предполагаемые результаты. Цель должна быть конкретной, обоснованной, достижимой и проверяемой. Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов определяет уровень результативности занятия.

Примеры формулирования предполагаемых результатов занятия:

предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)

планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать …., уметь …

планируется, что к окончанию занятия учащиеся смогут выполнить …

планируется, что к окончанию занятия учащиеся ученики будут владеть следующими умениями …

В дидактике, в зависимости от цели, все занятия принято подразделять на 3 группы:

- обучающие (получение знаний, умении и навыков);

- общеразвивающие (формирование личностных качеств);

- воспитательные (приобщение к нравственным и культурным ценностям, сплочение коллектива).

Как правило, на одном занятии ставится не более 1-2-х целей.

Ориентир для правильной формулировки и постановки целей можно найти в проекте Концепции развития дополнительного образования детей:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся.

Правильно сформулированная цель помогает вычленить учебные задачи, которые будут конкретизировать ее реализацию на данном занятии. Традиционно задачи подразделяются на образовательные, развивающие и воспитательные.

Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно формировать на учебном материале занятия.

Развивающие задачи определяют, какие именно личностные качества и способности будут в центре внимания педагога на данном занятии, и способы их развития.

Воспитательные задачи описывают, какой воспитательный потенциал несет в себе содержание занятия.

При постановке задач учитываются возрастные особенности обучающихся данной группы, их стартовый уровень обученности, воспитанности и развития (Приложение 1).

Правильно сформулированная цель помогает вычленить учебные задачи, которые будут конкретизировать ее реализацию на данном занятии. Традиционно задачи подразделяются на образовательные, развивающие и воспитательные.

Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно формировать на учебном материале занятия.

Развивающие задачи определяют, какие именно личностные качества и способности будут в центре внимания педагога на данном занятии, и способы их развития.

Воспитательные задачи описывают, какой воспитательный потенциал несет в себе содержание занятия.

Ориентация на результат играет решающую роль при выборе педагогом вида и формы занятия, а также средств, методов, приемов,педагогических технологий, которые будут использоваться.

В первую очередь нужно определиться, какую дидактическую функцию будет выполнять данное занятие:

- Изучение и усвоение нового материала.

- Демонстрация знаний и способов действия.

- Совершенствование способов действий и знаний.

- Контроль и коррекция действий и знаний.

- Сочетание всех функций.

На том или ином этапе обучения одна из функций может быть доминирующей. В зависимости от этого педагог выбирает, какой вид занятия позволит наиболее эффективно ее реализовать.

Мы рассмотрели, как при проектировании занятия определиться с его целью и задачами, выбрать подходящий вид в соответствии с намеченной дидактической функцией. Дальше необходимо продумать формы и методыорганизации деятельности обучающихся.

Выделяют пять основных форм организации учебно-познавательной деятельности на занятии: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. В классе обучения игре на фортепиано индивидуальная форма обучения, реже парная и групповая.  

Понятие «индивидуализация обучения» предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося. Индивидуализация обучения предоставляет детям возможность усваивать программу на различных уровнях – базовом, среднем или высоком.

Важным направлением дифференциации является обучение одаренных и талантливых детей и подростков, а также организация обучения детей- инвалидов и детей с ОФПР.

Говоря о «индивидуализации» и «дифференциации» образовательного процесса, мы от форм организации учебной деятельности переходим к понятию «педагогическая технология».

В толковом словаре термин «педагогическая технология» определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.

В дополнительном образовании технология – это целевой выбор детьми и педагогами путей, способов, содержания и результата образовательной деятельности и совместного общения. Технология - это продуманность каждого шага в реализации программы, ориентация на новейшие достижения в области науки и практики.

Остановимся на технологии деятельностногоподхода, которая в наибольшей степени характеризует суть дополнительного образования в силу следующих принципов:

деятельности: ученик добывает знания сам, осознавая и принимая содержание и формы своей учебной деятельности;

непрерывности: преемственность между всеми ступенями и этапами обучения;

целостности: предполагает формирование у обучающихся системного представления о мире;

минимакса: ученику предоставляется возможность освоения содержания образования на оптимальном для него уровне;

психологической комфортности: создание комфортной среды обучения, ориентированной на педагогику сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

вариативности: предусматривает выбор варианта обучения;

творчества: ориентирует на творческое начало в образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой деятельности.

В проекте Концепции развития дополнительного (внешкольного) образования говорится: новые направления дополнительного образования должны основываться на освоении детьми и подростками современных технологий, обеспечивающих их личностное и профессиональное самоопределение в изменяющемся мире, а также включение в созидание новых форм организации социальной жизни:

• технологии культурной политики: включение школьников в создание новых культурных форм и сред;

• технологии регионального развития: формирование основ пространственного мышления и навыков работы с территориальными комплексами;

• антропологические технологии: освоение форм эмоционального, физического, волевого, духовного, интеллектуального саморазвития;

•технологии научного познания: включение в современные формы исследовательской работы;

• инженерные технологии: включение детей и подростков в проектирование и создание технических объектов, решающих конкретные производственные или бытовые задачи;

• визуальные технологии: включение школьников в современные визуально-эстетические практики (видео, кино, телевидение, современное сценическое искусство, дизайн, веб-дизайн и др.);

• сетевые технологии: участие в проектах, предусматривающих коммуникацию и кооперацию с детьми и взрослыми с использованием ресурсов и сервисов Интернета.

Современные образовательные технологии сочетаются с традиционными, в которых накоплен ценный опыт отечественной и зарубежной педагогики. Опыт освоения современных технологий в дополнительном образовании сегодня - это трансформация устоявшихся эталонов в новые условия, это «практика экспериментальной деятельности, порой основанной только на интуиции, личном опыте и убеждениях» педагогов.

Успешность применения любой технологии на практике во многом зависит от эффективности и правильности выбора методов обучения. Методы обучения традиционно подразделяются на:

словесные (рассказ, беседа и др.);

наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

практические (работа с текстом, различными материалами и др.)

Какими бы методами ни воспользовался педагог на занятии, его задача – сделать их активными. Теория активных методов обучения сегодня хорошо разработана и применяется на практике.

В выборе методов и технологий обучения инициатива педагога ограничена только СанПин.

При подготовке и проведении занятия любого вида педагог должен учесть общие к ним требования:

Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей на протяжении занятия.

Обеспечение высокой

плотности

занятия.

Применение целесообразных технологий, методов и средств обучения.

Обеспечение комфортного уровня межличностных отношений между участниками образовательного процесса.

Учет фактора практической значимости для обучающихся полученных знаний и умений.

При разработке занятия рекомендуется придерживаться определенной структуры. В Приложении 2 представлена ее традиционная модель в виде последовательности этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для такого порядка служит психологическая закономерность усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.

Примерный алгоритм подготовки к занятию предложен в Приложении 3.

Мы подошли к завершающему этапу планирования учебного занятия - составлению технологической карты. Теперь, когда педагог определился с целью и задачами занятия, технологией (или набором технологий) и методами его проведения, выбрал подходящую форму организации обучающихся и вид занятия, можно начать заполнение технологической карты. При этом нужно помнить о тех моментах, которые не прописываются в технологической карте. Это санитарно-гигиенические условия проведения занятия: комфортный температурный режим, регулярное проветривание помещения, достаточное освещение, предупреждение утомляемости и переутомления, чередование видов деятельности, своевременное и качественное проведение физкультминуток; соблюдение требований к правильной рабочей позе обучающегося, соответствие мебели росту детей и подростков. Рассмотрим условия достижения эффективности занятия:

комплексность целей и задач (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

наличие благоприятной психологической атмосферы;

активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

полное методическое

обеспечение и

материально-техническое оснащение занятия.

постоянный перевод ученика из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.

Завершая тему, подведем итог: о современном занятии можно говорить еще очень долго в силу его творческой природы. Однако, главное доказательство того, что усилия, приложенные к его планированию, окупились.

Поэтому педагогу важно уметь не только планировать и проводить занятия, но и анализировать, насколько эффективным оно оказалось.

Поговорим о внутреннем отношении педагога к занятию. Оно предполагает высокий уровень самоорганизации, управления своими эмоциями и настроением, педагогический такт и культуру межличностного общения. Кроме виртуозного владения педагогическими технологиями педагогу совсем не помешает знание основ актерского мастерства, потому как любое занятие должно быть хорошо отрежиссированным интерактивным «спектаклем», где дети вместе с педагогом совершают удивительные открытия, переживают радость побед и горечь разочарований, приобретают бесценный опыт коллективного творчества. А еще каждый педагог должен помнить: занятие для детей – это не назидательный урок, а «радостное потребление интеллектуальных ресурсов»!

Выводы

Умение эффективно спланировать и организовать учебно- познавательный процесс

необходимый компонент профессиональной

компетентности педагога

, свидетельство его методической грамотности.

Планируя занятие, педагог должен

помнить: его

результативность зависит от

конкретности цели

(предполагаемых результатов) и задач, поставленных педагогом и принятых обучающимися, от

совпадения планируемых

и полученных результатов.

Организуя познавательный процесс, педагог задает вопрос самому себе: как разбудить активность детей, вооружить их оптимальными способами деятельности, подвести эту деятельность к процессу творчества? Традиционные и современные технологии предоставляют ему широкую возможность выбора варианта ответа.

Эффективное планирование и проведение занятий предполагает высокий уровень самоорганизации педагога, навыков самоанализа, самовоспитания и самообучения. Необходимо к нему стремиться.


Литература

Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе. Практическое пособие. – М.: Просвещение, 2007 – 295 с.

Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2004.- с.52.

Использование технологии индивидуализации обучения в системе дополнительного образования. Современные образовательные

Мартиросян Б.П., Горский В.А. Инновации в дополнительном образовании. - Дополнительное образование, № 4, 2003.

Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей

http://festival.1september.ru/articles/417446/

Презентация "Занятие в системе дополнительного образования детей."

http://www.myshared.ru/slide/267380/

Профессиональная компетентность современного педагога

http://pedsovet.su/load/43-1-0-1797

Современные методы обучения в дополнительном образовании

http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/04/08/sovremennye-metody-obucheniya-v-dopolnitelnom


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Планирование образовательно-воспитательно-развивающих задач занятия

1. Образовательные задачи

П

роконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих занятиях____________________________________________________;

О

беспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы занятия_____________________________________;

С

формировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу_____;

2. Воспитательные задачи:

1. Содействовать в ходе занятия формированию следующих мировоззренческих понятий (причинно- следственных связей, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)____________;

2. В целях решения задач трудового обучения и воспитания__________;

3. Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов: патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм поведения_____________________________________________________;

4. Для решения задач эстетического воспитания_____________________;

для решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, работоспособности, профилактики утомления;

5. Формировать правильное отношение к природе.

3. Задачи развития обучающихся

1. Формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия______________;

2. Для решения задачи развития у детей самостоятельности мышления обеспечить в ходе занятия_____________________;

3. Обеспечивая развитие речи обучающихся________________________;

4. Формировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний__________________;

5. Для развития у детей познавательного интереса____________________;

6. В целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации___________________.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Модель учебного занятия в системе дополнительного образования детей

Блоки

Этапы учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

Подготовительный

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Восприятие

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Самооценка, оценочная деятельность педагога

Основной

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям)

Осмысление возможного начала работы

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

Освоение новых знаний

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

Осознанное усвоение нового учебного материала

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми

Осознанное усвоение нового материала

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

Осмысление выполненной работы

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов

Итоговый

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Самоутверждение детей в успешности

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий

Определение перспектив деятельности


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Алгоритм подготовки учебного занятия

1 этап: Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующиевопросы:

- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из егоэтапов?

- Насколько полно и качественно реализовано содержание?

- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

- В зависимости от результатов, что необходимо изменить впоследующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чегоотказаться?

- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы былииспользованы для решения воспитательных и обучающих задач?

2 этап: Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строитсямодель будущего учебного занятия:

- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логикепроцесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидностизанятий).

- Обозначение задач учебного занятия.

- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так ивоспитательного.

- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость.

- Определение типа занятия.

- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отборспособов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.

- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьмиматериала занятия.

3 этап Обеспечение содержания учебного занятия:

- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательногоматериала (содержания занятия).

- Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовказаданий.

- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета,

инвентаря, оборудования и т.