ГБУ ДОСО «Верхнесалдинская ДШИ»
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей
Гордеева Наталья Борисовна
Преподаватель по классу фортепиано
2025 год
Содержание:
Особенности образовательного процесса в ДО.
Занятие как структурная единица процесса обучения.
Алгоритм проектирование занятия в соответствии с основными требованиями к его структуре и методике проведения.
Условия достижения эффективности занятия.
В проекте Концепции развития дополнительного образования обучение характеризуется, как «… процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов».Взявшись за обновление и «модернизацию» системы ДО, государство взвалило на плечи педагогов разработку таких программ и технологий, которые не только обеспечивали бы «изменяющиеся потребности детей и семьи», но и отвечали следующим критериям:
вариативность, гибкость и мобильность;
индивидуализация обучения;
компетентностный и практикоориентированный подход;
возрастосообразность и межвозрастное взаимодействие;
деятельности
, продуктивный характер;
открытый, сетевой характер, модульное устройство;
адаптивность к изменяющимся условиям и неопределенности.
Проще говоря, среднестатистическому педагогу ДО сегодня нужно более критично отнестись к своим занятиям: которые в корне должны отличаться от школьного урока и проводиться с использованием образовательных технологий.
Информация занимает в педагогической дидактике большой объем. Тем не менее, владение ею – необходимый компонент профессиональной компетентности педагога.
Как же правильно спланировать занятие? Как организовать познавательный процесс? С чего начать? Эти вопросы актуальны не только для молодых, начинающих педагогов, но педагогов, имеющих большой опыт работы. Постараюсь ответить поставленные вопросы.
Существуют разные определения занятия:
- структурный элемент образовательной программы;
- форма организации совместной деятельности детей и педагога (образовательной, развивающей, воспитательной), наполненная конкретным содержанием и ограниченная во времени и др.
Занятие, так же, как урок, содержит все элементы образовательного процесса: цель, задачи, содержание, средства, методы, организация. Качество занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.
Проектирование занятия – творческий процесс. Именно поэтому он требует от педагога максимальной самоорганизации.
Занятие строится с соблюдением определенного алгоритма:
определение цели будущего занятия, его предполагаемых результатов →уточнение типа и вида занятия → выбор технологии, методов и приемов обучения → определение структуры.
Проследим процесс, выделим ключевые моменты и трудности, подумаем, как их преодолеть.
Как известно, любой проект или занятие начинается с целеполагания. В основе целеполагания конкретного занятия – ориентир на его предполагаемые результаты. Цель должна быть конкретной, обоснованной, достижимой и проверяемой. Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов определяет уровень результативности занятия.
Примеры формулирования предполагаемых результатов занятия:
предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать …., уметь …
планируется, что к окончанию занятия учащиеся смогут выполнить …
планируется, что к окончанию занятия учащиеся ученики будут владеть следующими умениями …
В дидактике, в зависимости от цели, все занятия принято подразделять на 3 группы:
- обучающие (получение знаний, умении и навыков);
- общеразвивающие (формирование личностных качеств);
- воспитательные (приобщение к нравственным и культурным ценностям, сплочение коллектива).
Как правило, на одном занятии ставится не более 1-2-х целей.
Ориентир для правильной формулировки и постановки целей можно найти в проекте Концепции развития дополнительного образования детей:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся.
Правильно сформулированная цель помогает вычленить учебные задачи, которые будут конкретизировать ее реализацию на данном занятии. Традиционно задачи подразделяются на образовательные, развивающие и воспитательные.
Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно формировать на учебном материале занятия.
Развивающие задачи определяют, какие именно личностные качества и способности будут в центре внимания педагога на данном занятии, и способы их развития.
Воспитательные задачи описывают, какой воспитательный потенциал несет в себе содержание занятия.
При постановке задач учитываются возрастные особенности обучающихся данной группы, их стартовый уровень обученности, воспитанности и развития (Приложение 1).
Правильно сформулированная цель помогает вычленить учебные задачи, которые будут конкретизировать ее реализацию на данном занятии. Традиционно задачи подразделяются на образовательные, развивающие и воспитательные.
Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно формировать на учебном материале занятия.
Развивающие задачи определяют, какие именно личностные качества и способности будут в центре внимания педагога на данном занятии, и способы их развития.
Воспитательные задачи описывают, какой воспитательный потенциал несет в себе содержание занятия.
Ориентация на результат играет решающую роль при выборе педагогом вида и формы занятия, а также средств, методов, приемов,педагогических технологий, которые будут использоваться.
В первую очередь нужно определиться, какую дидактическую функцию будет выполнять данное занятие:
- Изучение и усвоение нового материала.
- Демонстрация знаний и способов действия.
- Совершенствование способов действий и знаний.
- Контроль и коррекция действий и знаний.
- Сочетание всех функций.
На том или ином этапе обучения одна из функций может быть доминирующей. В зависимости от этого педагог выбирает, какой вид занятия позволит наиболее эффективно ее реализовать.
Мы рассмотрели, как при проектировании занятия определиться с его целью и задачами, выбрать подходящий вид в соответствии с намеченной дидактической функцией. Дальше необходимо продумать формы и методыорганизации деятельности обучающихся.
Выделяют пять основных форм организации учебно-познавательной деятельности на занятии: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. В классе обучения игре на фортепиано индивидуальная форма обучения, реже парная и групповая.
Понятие «индивидуализация обучения» предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося. Индивидуализация обучения предоставляет детям возможность усваивать программу на различных уровнях – базовом, среднем или высоком.
Важным направлением дифференциации является обучение одаренных и талантливых детей и подростков, а также организация обучения детей- инвалидов и детей с ОФПР.
Говоря о «индивидуализации» и «дифференциации» образовательного процесса, мы от форм организации учебной деятельности переходим к понятию «педагогическая технология».
В толковом словаре термин «педагогическая технология» определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.
В дополнительном образовании технология – это целевой выбор детьми и педагогами путей, способов, содержания и результата образовательной деятельности и совместного общения. Технология - это продуманность каждого шага в реализации программы, ориентация на новейшие достижения в области науки и практики.
Остановимся на технологии деятельностногоподхода, которая в наибольшей степени характеризует суть дополнительного образования в силу следующих принципов:
деятельности: ученик добывает знания сам, осознавая и принимая содержание и формы своей учебной деятельности;
непрерывности: преемственность между всеми ступенями и этапами обучения;
целостности: предполагает формирование у обучающихся системного представления о мире;
минимакса: ученику предоставляется возможность освоения содержания образования на оптимальном для него уровне;
психологической комфортности: создание комфортной среды обучения, ориентированной на педагогику сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
вариативности: предусматривает выбор варианта обучения;
творчества: ориентирует на творческое начало в образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой деятельности.
В проекте Концепции развития дополнительного (внешкольного) образования говорится: новые направления дополнительного образования должны основываться на освоении детьми и подростками современных технологий, обеспечивающих их личностное и профессиональное самоопределение в изменяющемся мире, а также включение в созидание новых форм организации социальной жизни:
• технологии культурной политики: включение школьников в создание новых культурных форм и сред;
• технологии регионального развития: формирование основ пространственного мышления и навыков работы с территориальными комплексами;
• антропологические технологии: освоение форм эмоционального, физического, волевого, духовного, интеллектуального саморазвития;
•технологии научного познания: включение в современные формы исследовательской работы;
• инженерные технологии: включение детей и подростков в проектирование и создание технических объектов, решающих конкретные производственные или бытовые задачи;
• визуальные технологии: включение школьников в современные визуально-эстетические практики (видео, кино, телевидение, современное сценическое искусство, дизайн, веб-дизайн и др.);
• сетевые технологии: участие в проектах, предусматривающих коммуникацию и кооперацию с детьми и взрослыми с использованием ресурсов и сервисов Интернета.
Современные образовательные технологии сочетаются с традиционными, в которых накоплен ценный опыт отечественной и зарубежной педагогики. Опыт освоения современных технологий в дополнительном образовании сегодня - это трансформация устоявшихся эталонов в новые условия, это «практика экспериментальной деятельности, порой основанной только на интуиции, личном опыте и убеждениях» педагогов.
Успешность применения любой технологии на практике во многом зависит от эффективности и правильности выбора методов обучения. Методы обучения традиционно подразделяются на:
словесные (рассказ, беседа и др.);
наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
практические (работа с текстом, различными материалами и др.)
Какими бы методами ни воспользовался педагог на занятии, его задача – сделать их активными. Теория активных методов обучения сегодня хорошо разработана и применяется на практике.
В выборе методов и технологий обучения инициатива педагога ограничена только СанПин.
При подготовке и проведении занятия любого вида педагог должен учесть общие к ним требования:
Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей на протяжении занятия.
Обеспечение высокой
плотности
занятия.
Применение целесообразных технологий, методов и средств обучения.
Обеспечение комфортного уровня межличностных отношений между участниками образовательного процесса.
Учет фактора практической значимости для обучающихся полученных знаний и умений.
При разработке занятия рекомендуется придерживаться определенной структуры. В Приложении 2 представлена ее традиционная модель в виде последовательности этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для такого порядка служит психологическая закономерность усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.
Примерный алгоритм подготовки к занятию предложен в Приложении 3.
Мы подошли к завершающему этапу планирования учебного занятия - составлению технологической карты. Теперь, когда педагог определился с целью и задачами занятия, технологией (или набором технологий) и методами его проведения, выбрал подходящую форму организации обучающихся и вид занятия, можно начать заполнение технологической карты. При этом нужно помнить о тех моментах, которые не прописываются в технологической карте. Это санитарно-гигиенические условия проведения занятия: комфортный температурный режим, регулярное проветривание помещения, достаточное освещение, предупреждение утомляемости и переутомления, чередование видов деятельности, своевременное и качественное проведение физкультминуток; соблюдение требований к правильной рабочей позе обучающегося, соответствие мебели росту детей и подростков. Рассмотрим условия достижения эффективности занятия:
комплексность целей и задач (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);
адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;
соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;
четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;
наличие благоприятной психологической атмосферы;
активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);
полное методическое
обеспечение и
материально-техническое оснащение занятия.
постоянный перевод ученика из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.
Завершая тему, подведем итог: о современном занятии можно говорить еще очень долго в силу его творческой природы. Однако, главное доказательство того, что усилия, приложенные к его планированию, окупились.
Поэтому педагогу важно уметь не только планировать и проводить занятия, но и анализировать, насколько эффективным оно оказалось.
Поговорим о внутреннем отношении педагога к занятию. Оно предполагает высокий уровень самоорганизации, управления своими эмоциями и настроением, педагогический такт и культуру межличностного общения. Кроме виртуозного владения педагогическими технологиями педагогу совсем не помешает знание основ актерского мастерства, потому как любое занятие должно быть хорошо отрежиссированным интерактивным «спектаклем», где дети вместе с педагогом совершают удивительные открытия, переживают радость побед и горечь разочарований, приобретают бесценный опыт коллективного творчества. А еще каждый педагог должен помнить: занятие для детей – это не назидательный урок, а «радостное потребление интеллектуальных ресурсов»!
Выводы
Умение эффективно спланировать и организовать учебно- познавательный процесс
–
необходимый компонент профессиональной
компетентности педагога
, свидетельство его методической грамотности.
Планируя занятие, педагог должен
помнить: его
результативность зависит от
конкретности цели
(предполагаемых результатов) и задач, поставленных педагогом и принятых обучающимися, от
совпадения планируемых
и полученных результатов.
Организуя познавательный процесс, педагог задает вопрос самому себе: как разбудить активность детей, вооружить их оптимальными способами деятельности, подвести эту деятельность к процессу творчества? Традиционные и современные технологии предоставляют ему широкую возможность выбора варианта ответа.
Эффективное планирование и проведение занятий предполагает высокий уровень самоорганизации педагога, навыков самоанализа, самовоспитания и самообучения. Необходимо к нему стремиться.
Литература
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе. Практическое пособие. – М.: Просвещение, 2007 – 295 с.
Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2004.- с.52.
Использование технологии индивидуализации обучения в системе дополнительного образования. Современные образовательные
Мартиросян Б.П., Горский В.А. Инновации в дополнительном образовании. - Дополнительное образование, № 4, 2003.
Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей
http://festival.1september.ru/articles/417446/
Презентация "Занятие в системе дополнительного образования детей."
http://www.myshared.ru/slide/267380/
Профессиональная компетентность современного педагога
http://pedsovet.su/load/43-1-0-1797
Современные методы обучения в дополнительном образовании
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/04/08/sovremennye-metody-obucheniya-v-dopolnitelnom
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Планирование образовательно-воспитательно-развивающих задач занятия
1. Образовательные задачи
П
роконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих занятиях____________________________________________________;
О
беспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы занятия_____________________________________;
С
формировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу_____;
2. Воспитательные задачи:
1. Содействовать в ходе занятия формированию следующих мировоззренческих понятий (причинно- следственных связей, познаваемость мира и природы, развитие природы и др.)____________;
2. В целях решения задач трудового обучения и воспитания__________;
3. Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов: патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм поведения_____________________________________________________;
4. Для решения задач эстетического воспитания_____________________;
для решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, работоспособности, профилактики утомления;
5. Формировать правильное отношение к природе.
3. Задачи развития обучающихся
1. Формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия______________;
2. Для решения задачи развития у детей самостоятельности мышления обеспечить в ходе занятия_____________________;
3. Обеспечивая развитие речи обучающихся________________________;
4. Формировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний__________________;
5. Для развития у детей познавательного интереса____________________;
6. В целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации___________________.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Модель учебного занятия в системе дополнительного образования детей
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Алгоритм подготовки учебного занятия
1 этап: Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующиевопросы:
- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из егоэтапов?
- Насколько полно и качественно реализовано содержание?
- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
- В зависимости от результатов, что необходимо изменить впоследующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чегоотказаться?
- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы былииспользованы для решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап: Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строитсямодель будущего учебного занятия:
- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логикепроцесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидностизанятий).
- Обозначение задач учебного занятия.
- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так ивоспитательного.
- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость.
- Определение типа занятия.
- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отборспособов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьмиматериала занятия.
3 этап Обеспечение содержания учебного занятия:
- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательногоматериала (содержания занятия).
- Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовказаданий.
- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета,
инвентаря, оборудования и т.д.