* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;}

Учитель, ученик и проектная деятельность….

Российская система образования в настоящее время переходит от концепции усвоения знаний, умений и навыков к компетентностной модели, которая предполагает владение компетенциями.

Компетенция (от лат. competens, competentis – надлежащий, способный) прежде всего, представляет собой результат образовательного процесса, который выражается в овладении выпускником методологической и практической парадигмой средств необходимых для решения поставленных задач. Предполагается, что подобные формы сочетания знаний, умений и навыков, позволят выпускникам школы видеть, ставить и успешно достигать поставленные цели по преобразованию окружающей среды.

Компетентностный подход предполагает приобретение учащимися реального опыта проектной деятельности, что находит отражение в требованиях ФГОС как основного общего образования, поскольку обучаемые должны уметь проектировать собственную учебную деятельность, а также проводить исследование.

Использование на занятиях по истории проектной работы позволяет учащимся овладеть умениями:

планировать свои действия,

обдумывать принимаемые решения,

сотрудничать как со сверстниками, так и учащимися старшего возраста, а также с педагогами.

Работа над проектами формирует умение самостоятельно ориентироваться в современном информационном пространстве, используя приобретенные навыки в практической деятельности. Кроме этого предполагается, что проектная работа повысит эффективность учебы и мотивацию обучающихся, а также их самостоятельность и ответственность.

Проект- это уникальное, конкретное, продуманное и спланированное дело, предпринятое для достижения цели и решения проблемы определенным способом, включающее ограничения по срокам и ресурсам, учитывающее возможные риски и изменяющее изначальную ситуацию. (Современный словарь по общественным наукам. // Под. ред. Данильян О.Г., М., 2005. С.351.)

Но как правило в каждой школе нет единого понимания к определению проектной деятельности, более того каждый учитель рассматривает ее через призму своего видения. Поэтому лучшим помощником для учителя четко выстроенная последовательность шагов с пониманием: на каждом этапе –результат; цели и действия; проблема в ходе проекта; оценка и выводы о проделанной работе.

Итак, правило первое: выбрать классификацию проекта.

Виды проектов.

Предметные или учебные;

Исследовательские;

Внешнешкольные

или

социальные;

Конструкторские;

Художественные;

(Примерная образовательная программа для основной школы).

Правило второе определить проект по уровню взаимодействия.

Коллективные;

Индивидуальные;

Успех проекта- это его характеристика. (правило третье).

П

родуманность и организованность;

Последовательность и логичность:

Наличие конечного результата;

Решение определенной проблемы и изменение ситуации через проектирование;

Оригинальность;

Ограниченность во времени;

Рефлективность;

Анализ информации;

Мониторинг и оценивание;

Начинать формировать исследовательские навыки у обучающихся желательно с пятого класса, когда ребенок становится самостоятельным и готов работать с информацией без помощи родителей и друзей.

И САМОЕ ГЛАВНОЕ для руководителя проекта.

Подходите к проведению этой работы творчески.

Не сдерживайте инициативу учащихся.

Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.

Помните о главном педагогическом результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.

Не спешите с вынесением оценочных суждений.

Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.

Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:

учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию

В процессе работы не забывайте о воспитании!!!

«Что может не получится?»


1) Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс. 
2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат. 
3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем. Не забываем, что…

Проектное обучение даёт возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными». 
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.   

Учитель истории МАОУ СОШ №214

Старикова Нелли Геннадьевна.