Учитель, ученик и проектная деятельность….
Российская система образования в настоящее время переходит от концепции усвоения знаний, умений и навыков к компетентностной модели, которая предполагает владение компетенциями.
Компетенция (от лат. competens, competentis – надлежащий, способный) прежде всего, представляет собой результат образовательного процесса, который выражается в овладении выпускником методологической и практической парадигмой средств необходимых для решения поставленных задач. Предполагается, что подобные формы сочетания знаний, умений и навыков, позволят выпускникам школы видеть, ставить и успешно достигать поставленные цели по преобразованию окружающей среды.
Компетентностный подход предполагает приобретение учащимися реального опыта проектной деятельности, что находит отражение в требованиях ФГОС как основного общего образования, поскольку обучаемые должны уметь проектировать собственную учебную деятельность, а также проводить исследование.
Использование на занятиях по истории проектной работы позволяет учащимся овладеть умениями:
планировать свои действия,
обдумывать принимаемые решения,
сотрудничать как со сверстниками, так и учащимися старшего возраста, а также с педагогами.
Работа над проектами формирует умение самостоятельно ориентироваться в современном информационном пространстве, используя приобретенные навыки в практической деятельности. Кроме этого предполагается, что проектная работа повысит эффективность учебы и мотивацию обучающихся, а также их самостоятельность и ответственность.
Проект- это уникальное, конкретное, продуманное и спланированное дело, предпринятое для достижения цели и решения проблемы определенным способом, включающее ограничения по срокам и ресурсам, учитывающее возможные риски и изменяющее изначальную ситуацию. (Современный словарь по общественным наукам. // Под. ред. Данильян О.Г., М., 2005. С.351.)
Но как правило в каждой школе нет единого понимания к определению проектной деятельности, более того каждый учитель рассматривает ее через призму своего видения. Поэтому лучшим помощником для учителя четко выстроенная последовательность шагов с пониманием: на каждом этапе –результат; цели и действия; проблема в ходе проекта; оценка и выводы о проделанной работе.
Итак, правило первое: выбрать классификацию проекта.
Виды проектов.
Предметные или учебные;
Исследовательские;
Внешнешкольные
или
социальные;
Конструкторские;
Художественные;
(Примерная образовательная программа для основной школы).
Правило второе определить проект по уровню взаимодействия.
Коллективные;
Индивидуальные;
Успех проекта- это его характеристика. (правило третье).
П
родуманность и организованность;
Последовательность и логичность:
Наличие конечного результата;
Решение определенной проблемы и изменение ситуации через проектирование;
Оригинальность;
Ограниченность во времени;
Рефлективность;
Анализ информации;
Мониторинг и оценивание;
Начинать формировать исследовательские навыки у обучающихся желательно с пятого класса, когда ребенок становится самостоятельным и готов работать с информацией без помощи родителей и друзей.
И САМОЕ ГЛАВНОЕ для руководителя проекта.
Подходите к проведению этой работы творчески.
Не сдерживайте инициативу учащихся.
Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.
Помните о главном педагогическом результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
Не спешите с вынесением оценочных суждений.
Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию
В процессе работы не забывайте о воспитании!!!
«Что может не получится?»
1) Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.
2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат.
3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем. Не забываем, что…
Проектное обучение даёт возможность поиска, воспитания и обучения талантливых, одарённых и творчески - развитых детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными».
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Учитель истории МАОУ СОШ №214
Старикова Нелли Геннадьевна.