класс. Организационный момент. Учитель 1. О, математика земная, 3.Строга, логична, величава, Гордись, прекрасная, собой. Стройна в полете, как стрела. Ты всем наукам мать родная, Твоя немеркнущая слава И дорожат они тобой. Недаром Гаусс окрестил. 2. В веках овеяна ты славой, 4.Я славлю разум человека, Светило всех земных светил. Дела его волшебных рук. Тебя царицей величавой Надежду нынешнего века, Недаром Гаусс окрестил. Царицу всех земных наук! Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас встреча в интеллектуальном клубе, где мы будем играть в игру ?Умники и умницы?. Вы все являетесь участниками игры, здесь нет зрителей. Познакомьтесь с правилами игры: 1. Чтобы получить орден умника, вы должны отвечать на поставленные вопросы. Получив орден, вы становитесь ?теоретиками?, но на путь практики вступят лучшие из лучших. Каждый лучший ? теоретик? пойдет по своей ?дорожке практики?, и если он справится с заданиями на своем пути, то станет финалистом. Игра состоит из 3 туров. Игру обслуживает техническая группа, оценивает наше уважаемое жюри. 1 тур 1. 1 признак равенства треугольников. 2.Свойства равнобедренного треугольника. 3 Признак параллельности прямых. 4.Кто из математиков доказал, что сумма корней приведенного квадратного уравнения равна 2-у коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену? /Виет/ 5.Как называется отрезок, соединяющий любые 2 точки окружности? Ответ. Хорда 6.Хорда. проходящая через центр. /Диаметр/ 7.Аксиомиа параллельных прямых. 8.Как находится центр окружности, описанной около треугольника? /точка пересечения серединных перпендикуляров/ Итак, определилось 5 теоретиков. Из 5 теоретиков 3 лучших вступят на дорогу ?практики?. Дорожка практики.- Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. /лень и ночь/ День и ночь -сутки прочь. Сутки., минута, год-это единицы времени. Оказывается, только 2 единицы времени взяты из природы, а осталь- ные придуманы людьми. Назовите эти единицы времени и объясните их ?природное происхождение?. /сутки -время вращения Земли вокруг своей оси, год-время вращения Земли вокруг Солнца/ Какое число в русских пословицах символизирует понятие ?много?? Приведите примеры пословиц с использованием этого числа и объясните их. Эратосфен- великий древнегреческий ученый астроном. Математик, географ, философ. Он разработал метод при помощи которого можно находить простые числа в их естественном порядке. Этот метод имеет особое название. Какое? Почему? /греки делали записи на покрытых воском табличках и папирусе и числа не вычеркивали, а выкалывали иглой. Таблица в конце вычислений напоминала ?решето?. С помощью этого метода ?отсеиваются? простые числа от составных./ Слово ?процент? происходит от латинского слова. Что в переводе означает зто слово? /сотая доля/. Три ? теоретика ? вступают на путь практики . Здесь 3 дорожки. Красная- самая короткая, но на ней нелбзя ошибиться. Желтая- длиннее, но ней можно ошибиться 1 раз. Зеленая- самая длинная, но на ней можно ошибиться 2 раза. По какой дорожке пойдет каждый из вас, зависит от того, насколько правильно вы выполните задание. Кто выполнит задание правильно, имеет право выбора дорожки. Итак, выбор дорожки зависит от того. Насколько точно вы объясните смысл выражения: ?Нельзя ждать всходов от зерен, брошенных в невспаханную землю?. Лучший ? теоретик? выбирает ?дорожку практику?. Оставшиеся ?теоретики? выполняют следующие задание. Продолжить выражения: Математика-царица… … /всех наук/ Идет выбор дорожки. ?Теоретики? вступают на свои дорожки. Красная дорожка Вспомним сказку Андерсена ?Огниво?. Солдат просит подсказать путь к кладу. На что ведьма отвечает: Хорошо! Иди прямо на север по этой дороге. Дойдешь до башни и свернешь налево,, пройдешь столько же через дремучий лес. Затем свернешь на юг и по топкому болоту иди вдвое меньше, чем всего прошел. Выйдешь на тропинку, она проходит под прямым углом к пути к болоту. Иди по тропинке налево, на этот раз втрое меньше. Чем всего прошел. В конце пути- клад?. Немного подумал солдат и ответил:… Что он ответил? /никуда идти не надо, ведь в конце концов я окажусь на том же месте: ведьма подсказала путь по сторонам квадрата./ Если ответ дан правильный ?теоретик? получает орден ?практика? и выходит в финал игры. Если ответ дан неверный, тот ?теоретик? становится участником игры. Желтая дорожка 1. Трапеции, приятнейшей из дам, В любви признался параллелограмм. А та, на общий угол намекая, А плошадь,-говорит,- у вас какая? Как находится плошадь параллелограмма? На вопрос: ?Сколько ты поймал рыбы??- рыбак ответил: ?Половину восьми, шесть без голов и девять без хвоста?. Сколько рыбы поймал рыбак? /0/ Зеленая дорожка 1.Как в данном равенстве необходимо передвинуть 1 цифру, чтобы получилось верное равенство? 101-102=1 /102-101=1/ 2. Дан произвольный четырехугольник. Середины его сторон последовательно соединены отрезками. Какая фигура образуется? /параллелограмм/ 3.Ученик на доске написал: 4 руб=40000коп. ?Как ты рассуждал?- спросил учитель. Ученик оьъяснил?: ?Возьмем верное равенство 2 руб.=200 коп. Возведем в квадрат. Получим: 4 руб.=40 000 коп.? В чем ошибка ученика? /величины в степень не возводят/ тур 1.Внимай! Кому? Ты в удивленьи: Доступен слуху я не зренью, Я бестелесен невесом, А кто я, я скажу потом. Без ?некто? я остался в нем, И ?некто? возвещает всем, Что нет меня.И правда, я- Лишь отрицанье бытия. Какому числу прозвучал гимн? / / 0 / 2.Сколько лет рыбачил старик из ?Сказки о рыбаке и золотой рыбке?? / 30 лет и 3 года/ 3.А сколько раз ходил старик к морю, чтобы рыбка выполнила его желание? / 5 раз / 4.Какой календарь использовал Робинзон Крузо на острове? /деревянный/ 5.Первые водяные часы были установлены в Древней Греции. Спустя 20000 лет Греки изобрели водяной будильник, его назвали ?клепсидра?, что означает ?воровке воды?. Кто назовет выражения, связанные с работой? водяных часов? / ?время истекло?, ?время течет?, ?срок истек?, ?сколько времени утекло?./ Из ?5 теоретиков? 3 лучших вступают на ?дорожку практики?. Дорожка практики. 1 Торговка, сидя на рынке, соображала: ?Если бы к моим яблокам прибавить половину моих да еще десяток, то у меня была бы целая сотня?. Сколько яблок было у торговки? Х+Х/2+10=100 3Х=180 Х=60. 2.Появилась девочка на чашечке цветка. И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала. И маленькую ласточку та девочка спасла. /Дюймовочка/ 3.Какой ее рост? /дюйм- от голландского слова ?большой палец?.Дюйм равен ширине большого пальца или длине 3 зерен ячменя т.е. 2.54 см. 4.Мы часто используем слова ?километр?, ?килограмм?.Что означает в переводе с французского языка слово ?кило?? /кило - тысяча/ лучших ? теоретика? вступят на дорожку ? практики?. Кто по какой дорожке пойдет, выбор зависит от вас. Объясните пословицу: ?Мели, Емеля, пока неделя?. /Неделя- так у славянских народов назывался день отдыха, переименованный духовенством в воскресенье. В словаре Даля читаем: ?Неделя – не делать, не работать?. Жюри определяет, кому принадлежит право выбора дорожки. Один из ? теоретиков? вступает на дорожку, оставшимся двоим предлагается следующее задание: Продолжить высказывание: ?В любом математике живет всегда художник, архитектор и даже…? /поэт/ Теоретики вступают на свои дорожки. Красная дорожка 1.Женщина несла на базар корзину яиц. Ее нечаянно толкнул мужчина, корзина упала и яйца разбились. Мужчина, чтобы заплатить, спросил: ?Сколько было яиц в корзине? Женщина ответила: ?В корзине помещается не более 50 яиц. Когда я их складывала по 2 ,3 ,5 яиц, то всякий раз оставалось 1 яйцо. А складывала по 5 - не оставалось ни одного. Сколько яиц было в корзине? / 25 / Желтая дорожка 1.Получите верное равенство 63-27=603 /6,3 – 0,27 = 6,03 42+17 = 212 /4,2 =17 = 21,2 2. 4 человека сыграли друг с доугом по одной партии в шахматы. Сколько было сыграно партий? / 6 / Зеленая дорожка 1. Приучайтесь думать точно Все исследуйте до дна.. Вместо точки на листочке Цифра верная нужна! Я подсказывать не буду Никаких ее примет. Но она везде и всюду Даст вам правильный ответ. +6 = 78 /цифра 9 9 +69 =78/ 2.Задумано натуральное число. Среднее арифметическое этого числа и числа, следующего за ним в натуральном ряду чисел, равно 7,5 .Какое число задумано? (х+х+1)/2=7,5 2х=14; х=7 Ответ. 7 3.Ученик сказал, что за 4 дня он решил 23 задачи. Причем каждый день он решал на 1 задачу больше, чем в поедыдущий, а в 4-й день он решил в 2 раза больше, чем в 1-й. Сколько задач решал ученик каждый день? / х+х+1+х+2+2х = 23; х=4 / Итак, определились финалисты. Кто из них получит диплом 1, 2,3 степени, определит работа в финале. Финал. 1. Выписаны подряд все числа от 1 до 99. Сколько раз написана цифра 5? .
Умники и умницы (внеклассное мероприятие для 9 класса)