«Управление качеством образования в условиях реализации
ФГОС ООО. Проблемы. Перспективы»
Балашова Е.И., директор МАОУ СШ №3
Бердникова Е.Г., заместитель директора по УВР МАОУ СШ №3
Актуальность федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) связана с проблемой обеспечения нового качества образования, которое должно соответствовать меняющимся социально-экономическим реалиям. Приоритеты Стратегии инновационного развития Российской Федерации, Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальная доктрина российского образования до 2020 года, отражающие государственную политику в области образования, ориентируют современную школу на достижение такого качества образования, которое сможет обеспечить инновационное развитие экономики.
Установка на накопление знания «на всю жизнь» оказалась вытесненной общественным заказом на постоянное обновление знаний («образование через всю жизнь»), на преодоление стереотипа о силе конкретного знания. Ставка в образовании была сделана на формирование и развитие компетенций личности, что легло в основу компетентностного подхода в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. Основа стандартов - новый тип взаимоотношений: со стороны государства – требование от ученика необходимого уровня образованности, со стороны ученика и родителей – требование от государства качественного выполнения взятых на себя обязательств по предоставлению образовательных услуг.
ФГОС является важнейшим механизмом реализации основной миссии образования - формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны.
Понятие качества образования соотносится с такими характеристиками, как - соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому демократическому обществу с рыночной экономикой, что требует от людей
- принятия самостоятельных и сознательных решений на основе освоения социального опыта,
- умения жить в условиях трудовой и социальной мобильности,
- повышения уровня толерантности;
- соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учащихся;
- повышение уровня доступности и востребованности школьного образования; развитие навыков, необходимых для приобретения знаний в течение всей жизни, и информационной грамотности;
-соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся;
- обеспечения психологического комфорта всех участников образовательного процесса.
Управление школой, в условиях введения широкомасштабной инновации (ФГОС) – это особая деятельность, в которой «ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы».
В соответствии с требованиями «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", руководители образовательных организаций должны соответствовать предъявляемому уровню компетентности и осуществлять свою деятельность во взаимодействии, образуя совокупный субъект управления, так как в условиях формирования государственно-общественной системы управления видоизменяется и расширяется понятие субъекта управления школой, приобретая статус совокупного субъекта управления. Являясь управляющей подсистемой, он состоит из четырех взаимосвязанных блоков:
- общественное управление,
- административное управление,
- педагогическое коллегиальное управление,
- ученическое самоуправление.
Методологической основой управления современной образовательной организацией является системно-деятельностный подход.
Управление качеством образования - это не только достижение его определенного уровня, но и обеспечение позитивной динамики его изменения. ФГОС общего образования как нормативный документ уже определяет совокупность как необходимых условий для обеспечения выполнения поставленных задач, так и требований к результатам образовательной деятельности. В связи с этим руководителям общеобразовательных организаций приходится трудиться в режиме интенсивного инновационного поиска, разрабатывая сбалансированную разноуровневую систему управления качеством образования, учитывающую специфику современного социально-экономического развития. Системно-деятельностный подход к управлению позволяет определить основные объекты и направления управленческого воздействия в системе управления школой.
В этом плане можно выделить универсальные показатели качества: качество образования в узком смысле; качество управления:
-целями, задачами, содержанием образования;
-кадровым обеспечением;
-научно-методическим обеспечением;
-условиями образования (санитарно-гигиеническими, экономическими, материально-техническими, информационными, психологическими, юридическими, социальными, бытовыми, эстетическими и др.);
качество реализации образовательного процесса;
- качество соответствия государственным образовательным стандартам;
- качество соответствия запросам учащихся и их родителей;
- качество соответствия потребностям общественных институтов;
- имидж образовательного учреждения, гарантирующий высокое качество образования.
Совокупность характеристик новых ФГОС определяет соответствующая им нормативно-правовая база, опирающаяся на
Закон «Об образовании в Российской федерации» (2012 г.),
Приказы Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений",
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
Письмо Министерства образования «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» и др.
Нормативной основой реализации ФГОС в школе являются локальные акты, регулирующие деятельность обновленных структур, подразделений и направлений деятельности. Так, в соответствии с методическими рекомендациями ГБОУ ДПО «НИРО» в школе, наряду с основной образовательной программой основного общего образования разработаны положения:
-о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся общеобразовательного учреждения;
-о режиме работы общеобразовательного учреждения;
-о учебно-методической кафедре;
-о системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы (о текущем контроле, о промежуточной аттестации);
-об индивидуальном учебном проекте;
-о портфеле достижений обучающихся;
-о мониторинге качества реализации образовательной программы;
-о стимулирующих выплатах и др.
Названные документы призваны обеспечить системно-деятельностный подход к управлению педагогическим коллективом, инновационными процессами, качеством образования, сформировать правовое поле образовательного учреждения.
ФГОС конкретизирует объекты управления в образовательной организации. Образовательный процесс в соответствии с системно-деятельностным подходом представляет собой единство учебной и внеурочной деятельности, призванной обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, формирование общеучебных, предметных и социальных компетенций.
Среди проблем, без разрешения которых невозможно включение школы в режим развития, главными определены следующие:
- недостаточная сформированность педагогического коллектива как коллектива единомышленников;
- недостаточная творческая активность учителей, их недостаточная теоретическая подготовка;
- отсутствие целостной системы формирования и развития общеучебных навыков и умений;
- недостаточное использование новых технологий обучения и воспитания;
- отсутствие действенной внутришкольной культуры и др.
Для значительной части учителей развивающее обучение является лишь научным лозунгом, не нарушающим сложившиеся стереотипы педагогической практики, основанной на зуновской парадигме. Преодоление профессиональных стереотипов предполагает высокую мотивацию педагогических кадров к развитию своих профессиональных компетенций и формированию компетентности в реализации новых образовательных программ. Поэтому управление методической работой в школе, ее проблемный анализ, планирование, организация, контроль является одним из важных системообразующих направлений деятельности. Помимо курсовой подготовки на базе ГБОУ ДПО «НИРО», предполагается система внутришкольных и районных методических мероприятий, призванных приобщить педагогический коллектив к реализации ФГОС нового поколения. Включение учителей в рабочую группу по разработке образовательной программы, рабочих программ по учебным предметам, привлечение к экспертизе рабочих программ, по разработке формирующих и диагностических учебных заданий формирует профессиональное ценностно-ориентационное единство. Изучение и внедрение в практику проектно-дифференцированного обучения, системно-деятельностного обучения, обсуждение содержательных, организационных вопросов, осмысление новой профессиональной терминологии (компетентность, универсальные учебные действия, метапредметные компетенции, проектная деятельность, личностные результаты и др.) способствует совершенствованию профессиональной компетентности, росту профессионального мастерства.
Современный педагог не может развиваться без освоения новой практики образования, т.е. без организованного в образовательном учреждении инновационного процесса – процесса создания и освоения новшеств, движения к качественно новому состоянию.
В связи с этим школа активно сотрудничает с лабораторией научно-методического обеспечение проектно-дифференцированного обучения ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» в рамках сетевого дистанционного проекта «Практика проектно-дифференцированного обучения», а также в рамках муниципального проекта по теме «Компетентностный подход как условие практической реализации системы оценки планируемых результатов (метапредметных, личностных, предметных) обучающихся на уровне основного общего образования».
В этом учебном году на платформе MODUL в соответствии с графиком были выставлены проектные модули по математике, биологии (5 класс), литературе (6 класс), биологии (7 класс), также проводилась экспертиза модулей, разработанными педагогами сетевого сообщества. Также педагоги нашей школы принимали активное участие в обсуждении проектных модулей школ Нижегородской области.
Хочется отметить, что педагоги не только разрабатывают, но и активно внедряют межпредметные и предметные учебные проектные модули в образовательный процесс. Так в текущем учебном году внедряются поэтапно, в соответствии с графиком, проектные модули в 5-6 классах по литературе, ИЗО и музыке, математике, русскому языку, географии, английскому языку, информатике.
В рамках муниципальных семинаров своим педагогическим опытом работы делятся Бердникова Е.Г., Ватулина Н.А., Майорова Л.П., Мозолькина Н.В., Вилкова О.А., Шулаева Е.А., Шакирова О.Ю., Евстигнеева О.И., Волокушина А.С., Ларина Г.Г., Севостьянова Л.Н. и другие. Так в ноябре был организован и проведен семинар для директоров школ по теме ««Социальное партнерство школы и семьи по вопросам здоровья и физического развития детей в условиях реализации ФГОС», в декабре был проведен семинар для учителей физики района по теме «Проектный модуль как способ формирования УУД на уроках физики и во внеурочное время», в феврале для учителей химии - «Учебное проектирование как средство формирования УУД на уроках химии».
Трансляция педагогического опыта осуществляется через персональные сайты учителей и профессиональные сетевые сообщества. Педагоги школы размещают собственные методические разработки на различных интернет-порталах.
В рамках областного эксперимента (приказ №203 от 31.08.2016 «Об организации инновационной деятельности на бае ОО Нижегородской области») осуществляется разработка и апробация учебно-методического сопровождения к новой учебной программе «Экономика. 5-9 классы». Гордеева Е.Н., учитель экономики школы является разработчиком формирующих (диагностических) заданий различного типа и вида. В феврале 2017 г. был дано открытое учебное занятие по экономике в 7б классе, отвечающее требованиям ФГОС. Специалисты кафедры теории и методики обучения технологии и экономики ГБОУ ДПО «НИРО», по итогам экспертизы занятия, дали высокую оценку работе учителя и учащихся.
С 2015 года школа является участником областного эксперимента ( приказ ГБОУ ДПО НИРО по теме «Единая стратегия независимой оценки качества образования (НОКО) как средство обеспечения преемственности внедрения ФГОС на всех уровнях общего образования». Цель данного эксперимента: разработать программу инновационной деятельности по проблеме НОКО, как средство обеспечения преемственности внедрения ФГОС на всех уровнях общего образования». На данном теоретико-проектировочном этапе было проведено следующие мероприятия:
- Определены методологические ориентиры разработки сквозной стратегии НОКО»,
- Проанализированы оценочно-измерительные материалы, используемые в работе ДОО, НШ и МАОУ СШ №3;
-Проведен круглый стол по теме «Преемственность обучения при переходе из начальной школы в основную школу как условие успешной адаптации обучающихся 5 классов при реализации ФГОС», на котором были представлены:
1. Системный анализ адаптации обучающихся 5 классов в условиях организации образовательного процесса на уровне основного общего образования.
2. Выявлены проблемы, затруднения у обучающихся 5 классов в адаптационный период. Пути решения проблем (выступления участников круглого стола).
3. Определена перспектива работы педагогических коллективов МБОУ НШ №12, МАОУ СШ №3 по данной проблеме (выступления участников круглого стола).
Также сотрудниками лаборатории социально-педагогических измерений в образовании ГБОУ «НИРО» ежегодно проводится независимая оценка качества образования. Данная оценка позволяет увидеть проблемы практики школы и найти пути их решения.
На сегодняшний день школа располагает необходимой технической базой: имеются печатные и электронные носители образовательной информации, аудио и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные средства обучения. Всего в школе – 2 компьютерных класса, есть постоянный доступ в Интернет. Но, к сожалению, в настоящее время нет оптимизации условий для различных видов деятельности: игровой, исследовательской, проектной, творческой, рефлексивной. Не в полном объеме создана оптимальная информационно-развивающая среда.
Перспективные задачи школы – обеспечение предметных кабинетов мобильными интернет-классами.
Обеспечение эффективности использования материальных ресурсов является одним из объектов контроля в системе управления образовательного учреждения. Приобретаемые наглядные пособия, электронное оборудование, бесплатно выдаваемые учебно-методические комплексы целенаправленно используются в образовательном процессе.
Однако использование ИКТ-технологий в массовой практике еще остается проблемой. Несмотря на транслируемый позитивный опыт школы, к сожалению, пока не делают погоды те учителя, кто не мыслит своей работы без компьютера, мультимедийной доски, электронного дневника, элементов дистанционного обучения, без которых не решить современных образовательных задач. В связи с этим актуализируются функции планирования, организации в процессе управления внедрением электронных технологий.
Ещё одно направление, связанное с системно-деятельностным подходом в организации образовательного процесса, который предполагает органичное сочетание учебной и внеурочной деятельности как обязательное условие содержания ФГОС. Являясь частью учебного плана, внеурочные занятия должны быть определены свободным выбором учащихся из предлагаемых школой направлений, но не отрицанием участия во внеурочной деятельности, что не соответствует регламенту образовательной программы. Эти требования необходимо грамотно и убедительно довести до сведения родителей, многие из которых именно так воспринимают свое право выбора.
На сегодняшний день План внеурочной деятельности в 5-х, 6-х классах, перешедших на ФГОС второго поколения, обеспечивает достижение планируемых результатов усвоения обучающимися Основной образовательной программы основного общего образования и отражает запросы участников образовательного процесса.
Мы предоставляем учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. При организации внеурочной деятельности в школе принимают участие все педагогические работники: учителя – предметники, классные руководители, руководители кружков, социальный педагог, педагог – психолог. Для реализации духовно-нравственного направления деятельности в 5 классе введен курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в 6 классе, - «Основы этикета и культуры поведения»; общекультурного – «Умелые руки», «Рукоделие», «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Мыльная фабрика; общеинтеллектуального – «Учимся учиться в общении», социального направления - организация ученического самоуправления, спортивно-оздоровительного – волейбол.
С учетом возможностей школы внеурочная деятельность строится по модели смешанного типа. Выбор данной модели стал возможен, т.к. в практике прошлых лет сложилась прочная система воспитательной работы, которая органично легла в новую схему и находит свое отражение во внеурочной деятельности.
Ориентирами в организации внеурочной деятельности в школе являются:
учет возрастных особенностей
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
связь теории с практикой;
доступность и наглядность;
включение в активную жизненную позицию.
Важной составляющей по успешному внедрению новых образовательных стандартов являлась информационно-просветительская работа. В школе созданы информационные стенды по актуальным вопросам образования (ФГОС, ГИА, ФЗ и др.). Также вся нормативно-правовая документация по всем направлениям деятельности, методическая деятельность, воспитательная работа, новости школы и др. размещаются на официальном сайте школы, который является инструментов открытости и прозрачности деятельности образовательной организации.
Работа по реализации ФГОС общего образования показала как свои положительные стороны, так и выявила ряд проблем, которые нам предстоит решать:
с
овершенство
вание
инфраструктур
ы школы
,
развитие профессиональной компетентности педагогов
(
п
родолжить обучение
педагогов
технологии
проектирования учебных занятий в контексте ФГОС; технологии
оценивания
результата деятельности обучающихся
в условиях ФГОС и др.)
в
овлечение родителей в управление (планирование, организацию, участие в общественной экспертизе оценки качества образовательной среды),
вовлечение в
совместную деятельность в реализации социальных и творческих проектов.
И свое выступление хочется завершить словами классика управленческой мысли Анри Файоля, которые звучат, как никогда актуально: «Управлять — значит, предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
Управлять качеством образования - осуществлять все функции управления для достижения заданных показателей как в узком, так и в широком смысле, иметь гарантированный результат».