Функциональная грамотность Урок для 4 класса

Снегирева Ольга Викторовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №4 им.С.П.Королева» г.Энгельс, Саратовская область

Тема: Обмен

Цель: познакомить детей с новым экономическим понятием «бартер», подвести к пониманию смысла выражения «равноценный обмен» (справедливый, выгодный) .

Задачи:

Ввести экономическое

понятием «бартер»;

на

учить детей отличать равноценный бартер (выгодный) от невыгодного;

развивать у детей чувство справедливости;

порядочности.

Ход занятия

I.Орг. момент

Тут затеи , и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

II.Введение в тему занятия

Друзья, сегодня мы с вами начнем наше занятие с игры. У вас есть таблички. На одной стороне записано название профессий, а на другой слова для реплик. Задача водящего: получить доски для строительства через обмен. Другим словом: вам что нужно сделать? (обменяться)

Дровосек: Мне нужен кувшин, мой вчера разбился.

Гончар: мне нужны башмаки для дочери.

Сапожник. Мне нужна новая рубашка.

Швея. Мне нужен новый стул.

Столяр. У меня болен ребенок, мне необходимо лекарство.

Фармацевт. Мне нужны бананы.

Садовник. Мне нужна рыба.

Рыбак. Я хочу, чтобы мне сделали модную, стильную стрижку

( Водящий делает прическу рыбаку. За услуги рыбак дает рыбу, водящий быстро все меняет, лишний стул отдаетдровосеку, дровосек материал столяру)

Вывод: легко ли обмениваться так каждый раз? Почему? «Да» или «Нет» обоснуйте свой ответ.

О чем мы сейчас говорили, что делали: ( совершали обмен)

Какая сегодня тема занятия ? (обмен)

Разгадайте кроссворд, который подскажет вам новое экономическое понятие.

Кроссворд

1

2

3

6

4

5

По вертикали:

Чем занимаются жители страны Товарного хозяйства?

Где можно приобрести товар?

Один из членов семьи.

Предметы, которые производят для продажи и обмена.

Главная потребность живых существ.

По горизонтали:

Название страны товарного хозяйства.

Ответ:

По вертикали: 1. Обмен 2. Магазин 3. Брат.4.Товар.5. Еда.

По горизонтали: 6. Бартер

-В чем возникли трудности? ( мы не знаем это понятие)

- Какова наша цель ? ( познакомиться с этим понятием)

3. Работа над новым понятием.

Стихотворение «Как обменивались древние люди»

Жил-был древний человек,

Он пожарил чебурек.

Не один, а целых пять!

Он готов их обменять

На красивое копьё,

Или модное тряпьё,

Или каменный топор,

Или на большой костёр.

Рядом жил его сосед.

Он хотел отдать скелет

От жука от дровосека

За четыре чебурека.

Но скелет ведь не копьё

И не модное тряпьё.

Им деревья не срубить

И воды не вскипятить!

Что поможет им не ныть,

А что нужно – получить?

Что любой готов принять

И на это поменять

Чебуреки и скелет,

И любой другой предмет?

-Всегда ли удобен, выгоден обмен товара на товар? Почему?

1.Ребенок . Обмен – это слово всем знакомо. Меняешь то, что у тебя много, на то чего нет, или на то, что очень нужно.

Учитель: Может быть кто – то догадался о значение слова «бартер»?

Обмен – это бартер. Бартер – это обмен, но какой? ( дети)

Ребенок. Это и есть взаимовыгодный обмен, или точнее бартер. Так значит у бартера тысячелетняя история?

2. Ребенок. Да, у бартера тысячелетняя история. Было такое время, когда люди совсем не знали денег. Жили тогда они своими племенами, занимались хозяйством, охотой, скотоводством. Однако с обменом возникали проблемы. Например, вам нужно обменять рыбу на корову: во – первых нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во – вторых, найти человека, которому необходимо много рыбы, в – третьих сделать так, чтобы рыба не испортилась, пока вы будете искать этого человека. И с ценами получается при обмене , т.е бартере, чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на два топора, а завтра голодный купец даст вам за него- целых три топора. Разве это справедливо?

( ответы детей)

Задание 1.

Послушайте стихотворение А. Барто « Так не так»( ребенок читает)

Решили два Ивана меняться без обмана,

А что менять - не в этом суть,

Хоть что – нибудь, на что – нибудь.

Игрушечного зайку на гвоздики и гайку,

Потом опять на зайку,

Друзья не ищут выгод, -

Им пошуметь, попрыгать,

Кричат: _ Меняю кошку

На сломанную брошку,

Потом опять на кошку!

Решили два Ивана меняться без обмана.

А что менять - не в этом суть,

Хоть что – нибудь, на что – нибудь.

Так целый день менялись

И при своем остались.

Вопросы для обсуждения:

– какую игру затеяли дети?

– Правильно ли они выбрали варианты обмена? ( не равноценный)

– Как по – другому модно назвать стихотворение? (обмен, бартер)

- А вы играли в такую игру?

3. Ребенок. Так значит люди страдали от неудобства бартера? Чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. Поэтому со временем появился товар, на который люди охотно всего обменивались, так как были уверенны, что всегда могут обменять его на нужный им товар. Так и появились первые деньги?!

Задание 2. « Чем можно обменяться?»Выполни самостоятельно. Найди варианты равноценного обмена. Соедини стрелками . ( раздаточный материал )

Задание 3. Задачи

1.За одну корову дают в обмен 5 коз, а за двух коз предлагают 3 овцы. Сколько овец можно поменять за две коровы?

Решение: 1 корова = 5 коз, 2 коровы = 10 коз

10 : 2 = 5( раз) – содержится по 2

3*5 = 15 ( овец)

(Дети решают у доски, доказывая своё решение)

2.За 1 индюшку дают в обмен 3 утки, а за 2 уток предлагают 3 курицы. Сколько кур можно поменять на 2 индюшки? ( 9 куриц)

Решение: 1 индюшка = 3 утки

2 индюшки = 6 уток

1.6: 2 = 3 ( раза)

2. 3 • 3 = 9 кур.

Исходя из чего можно совершать равноценный обмен? ( исходя из условий: место жительства, доход, климатические условия проживания людей, из потребностей)

Задание 4. «Произведи равноценный обмен»

У первой группы : лупа, калькулятор, велосипед, мороженое, ежедневник.

У второй группы: краски, кроссовки, компас, конфеты, тетрадь.

Проверка. (0бмена может и не быть, главное чтобы сделали правильный вывод, что значит равноценный обмен)

- Назови варианты равноценного обмена.

-Что значит равноценный обмен?

-Можно одну вещи поменять на две?

-Легко обмениваться?

Итак, получился бартер? (подвох для детей, они должны сказать, что обмен – это и есть бартер, экономическое понятие)

А теперь, блиц – турнир. За короткое время нужно ответить на вопросы словами «да» или «нет», и за 10 сек. Вам необходимо кратко обосновать ответ.(вопросы задают сами группы, по часовой стрелке)

Вопросы.

У каждого человека есть семья?

Тузик – член семьи?

Молоко - главная потребность детей?

Квартира – это товар?

Садовнику нужен скальпель?

Взрослым нужна погремушка?

А младенцу?

Мы носим одежду, чтобы отличаться друг о друга?

Обувь должна быть удобной?

Мы употребляем продукты в сыром виде?

Обязательно человеку отдыхать?

Бартер – это обмен?

Подбери синонимы в слову « бартер» (

обмен, сделка, товарообмен)

Итог.

- Всегда ли можно воспользоваться бартером? Подтверди примерами.

Напиши , какие ты знаешь экономические понятия.

Д/з сообщение по теме: « Что такое производство»

Рефлексия. «Моё состояние»

Ребёнок ставит плюсики на соответствующую ступеньку лесенки ( листочки на парте)

                                                        Комфортно

                                Уверен в своих силах

                        Хорошо

                Плохо

Крайне скверно

Обмен – это слово всем знакомо. Меняешь то, чего у тебя много, на то, чего нет, или на то, что очень нужно. Это и есть взаимовыгодный обмен, или, как теперь часто говорят, бартер.

Так вот, у бартера тысячелетняя история. Было такое время, когда люди совсем не знали денег. Жили они тогда племенами, занимались охотой, скотоводством. Однако с обменом постоянно возникали проблемы. Например, вам нужно обменять рыбу на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому необходимо много рыбы, в-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась, пока вы будете его искать. И с ценами при бартере получалась чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на два топора, а завтра голодный купец даст вам за него больше – целых три топора. Разве это справедливо?

Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. С течением времени выделился товар, на который люди охотнее всего обменивались, так как были уверены, что всегда смогут обменять его на нужные им товары. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Их называют товаро-деньги.