Технологическая карта урока по учебному предмету «Биология»
в 5-6 классе
Учитель: Олькова Оксана Романовна
Тема: «Удивительные побеги картофеля»
Тип: комбинированный урок
Задачи:
Образовательные
Способствовать формированию знаний о видоизмененн
ом
побег
е-клубне
,
его
строении и функциях
;
Раскрыть значение
видоизмененного
побега-клубня
в жизни растения
и
значения
для хозяйственной деятельности человека
Развивающие
Способствовать развитию умений и навыков работы
с биологическими объектами;
Продолжить формирование общеучебных умений
:
анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом
Воспитательные
Способствовать развитию умений и навыков
самостоятельной работы, работы в парах и коллективе
;
Содействовать осознанию практической значимости изучаемого материала;
Продолжить формирование ответственного отношения к учебной деятельности
Планируемые результаты:
Предметные:
Научиться объяснять значения понятий
:
побег,
видоизмененный побег
,
клубень
, анализировать и делать выводы
;
Выявлять и сравнивать
существенные признаки
строения
побега
и клубня
;
Объяснять причины видоизменения побегов
;
Н
азывать способы вегетативного размножения картофеля
;
Определять систематическое положение растения в общей классификации организмов
;
Готовить доклад-сообщение и
грам
отно его защищать
;
Применять полученные знания при выполнении
практической
работы
;
Демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием;
Соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием
.
Метапредметные:
познавательные:
Выделять главное в тексте
, рассуждать, делать выводы
;
Проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты
;
Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
коммуникативные:
Работая в группе, строить эффективное взаимодействие со сверстниками.
регулятивные:
Организовывать выполнение заданий по предложенному плану
;
Уметь слушать учителя и сверстников;
Владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
;
Осуществлять рефлексию своей деятельности.
Личностные:
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии;
Умение провести самоанализ и организовать
взаимооценку
;
Умение применять полученные знания в практической деятельности
;
Понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности
;
Осознание необходимости повторения для закрепления знаний
;
Формирование экологического мышления.
Межпредметные связи: биология, история, математика
Ресурсы урока:
Клубни картофеля
, побеги яблони
;
Лабораторное оборудование
;
Компьютер
;
Проектор
;
Интерактивная доска.
ЭОР и ЦОР:
Электронное приложение к учебнику биология 5-6 класс
;
Презентация по теме урока
;
Интерактивное учебное пособие
;
Наглядная биология «Растения. Грибы. Бактерии».
Пасечник В.В. Учебник для учащихся 5-6 класса общеобразовательных учреждений. Дрофа 2019 г.
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
1. Актуализация необходимых знаний
Учитель напоминает учащимся, что на последних уроках они изучали вегетативные органы цветковых растений и проращивали клубни картофеля. Знакомились со способами вегетативного размножения картофеля
Отвечают на вопросы
Слушают доклад – сообщение
Определяют систематическое положение паслена клубненосного
Рассказывают
и доказывают
об особенностях строения клубня как видоизмененного побега
Выполняют практическую работу
Решают задачи
Заполняют технологическую карту урока
Анализируют и делают выводы
2. Мотивация познавательной деятельности
Приветствие, положительный настрой на работу
Приветствуют учителя, настраиваются на работу
Как помочь Ивану-стрельцу узнать о растениях диковинных и пополнить царскую казну? (проблемный вопрос)
Высказывают свои предложения
Формулируют тему и
задачи
урока
Вопросы и задания с целью актуализации знаний и умений
Определяют систематическое положение картофеля
Предлагает доказать, что
клубень картофеля – это побег
Предлагает доказать и обосновать какими веществами богат клубень картофеля
Выполняют практическую работы
Выполняют самопроверку
и взаимопроверку
Заполняют технологическую карту урока
Делают вывод
3. Организация познавательной деятельности
Предоставляет слово докладчикам
Выступление учащихся
Слушают доклад-сообщение
Организует самостоятельную работу по определению систематического положения паслена клубненосного
Читают задание
Выполняют задание
Комментируют порядок действий
Предлагает ответить на вопросы
Отвечают на вопросы, показывают и доказывают, что клубень-это побег
Заполняют карту урока
Проводит мини-тест
Выполняют тестовые задания
Физическая минутка
Выполняют упражнения
Предлагает ответить на вопросы
Организует практическую работу по вегетативному размножению «Фрагментация клубней»
Отвечают на вопросы
Разрезают клубни и подсчитывают количество фрагментов
Предлагает произвести расчет посадки фрагментов на 1 сотку, на 10 соток, на 1 гектар
Производят расчет посадки
Заполняют карту урока
Предлагает сделать вывод
Делают вывод и отдают
клубни(фрагменты)
Ивану-стрельцу
Рефлексия
Предлагает выбрать из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению
Заполняют анкету для самоанализа и самооценки
Проводят самоанализ достигнутых результатов
Делают выводы
Задают вопросы, если таковые есть
Самооценка
4. Подведение итогов
Предлагают соотнести учебные задачи с результатами урока, выявить возникшие трудности
Анализируют, оценивают результаты своей деятельности
Диагностика достижения планируемых результатов:
Самостоятельно прорасти
ть
клубни для посадки на личных садовых участках
Оформить рекомендации по расчету посадки клубней (фрагментов) картофеля на личных садовых участках