Тема урока: ?Головной мозг человека?
Цель урока: Обеспечить усвоение знаний об особенностях строения головного мозга, о функциях его основных отделов.
Оборудование: Таблица ?Головной мозг человека?. Разборные модели мозга, самодельные таблицы, инструктивные карточки.

Ход урока: 
Повторение пройденного материала.
Задание ?Разминка?:
Какой узел нельзя развязать? (нервный узел)
Что быстрее всего на свете? (мысль)
Какой нерв не может найти свое место в организме? (блуждающий)
Что в переводе с греческого означает нейрон? (жила, нерв)
Как называется ответная реакция на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой? (рефлекс)
В какой части спинного мозга располагается серое вещество? (в центральной)
Что находится внутри серого вещества спинного мозга? (cпинной канал и спинномозговая жидкость)
Задание: Заполнение схемы у доски.
(?) Как называется отдел нервной системы, представленный головным и спинным мозгом? (центральный)
(?) Какой отдел нервной системы образован нервами и нервными узлами? (периферический)
Заполнение схемы у доски.
                                              Строение нервной системы
Центральный отдел:                                                                 Периферический отдел:
Спинной мозг                                                                              Нервы
Головной мозг                                                                             Нервные узлы
                                                    (Термины на магнитной доске)

Изучение нового материала.
Ребус: ?Головной мозг? Тема урока записывается в тетрадь.
Расположение головного мозга в полости черепа. (Рассказ учителя с элементами беседы)
Форма головного мозга соответствует форме черепа, в котором он расположен. Мозг защищен от воздействия окружающей среды черепом, как орех скорлупой. Ведь любое повреждение мозга ведет к тому, что резко нарушается поведение, а иногда наступает смерть.
Головной мозг – основной орган психической деятельности человека – это живая вселенная внутри нас!
Все мыслительные процессы происходят в мозгу. Мозг – командный пункт нашего организма и важнейшая часть нервной системы.
Вес мозга людей колеблется в среднем от 1020г. до 1970г.
Мозг мужчины весит на 100-150г. больше, чем у женщины.
Справка (Сообщение учащихся). У человека мозг не самый большой. Имеет лишь пятое место в живой природе.
Синий кит – 6800г.
Индийский слон – 5000г.
Полярный дельфин – белуха – 2350г.
Дельфин – афалина – 1735г.
Человек – 1400г.
Но нужно учитывать не только вес мозга, но и вес подчиненного ему тела. Сложность поведения зависит не от веса, а от отношения массы мозга к массе тела. (Комментарий учителя). 
Справка (Сообщение учащихся).
Кит – 1/4000; лев – 1/540; собака – 1/250; обезьяна – 1/100; человек – 1/50
Т.е. у человека 1г. мозга ?командует? 50г. тела. (Комментарий учителя).
 Основные отделы головного мозга, их расположение. (Рассказ учителя с элементами беседы)
Головной мозг – самый крупный отдел ЦНС. Выделяют задний, средний и передний отделы головного мозга.

Заполнение схемы у доски.
Головной мозг
Задний отдел                                       Средний отдел                 Передний отдел
Продолговатый                                     Средний мозг                    Промежуточный
Мост                                                                                                   Большие полушария
Мозжечок
(Термины на магнитной доске)
Задний мозг состоит из продолговатого, моста и мозжечка. Средний мозг соединяет передний с задним мозгом. Передний мозг состоит из двух отделов: промежуточного мозга и больших полушарий. (Комментарий учителя).
Главной частью головного мозга является кора, образованная серым веществом. Это тонкий – от 1,5 до 3 мм – слой клеток. 
Кора покрыта складками – бороздами (возвышения), которые образуют извилины (углубления).
Благодаря складкам,  поверхность коры увеличивается, и соответственно, увеличивается количество клеток – чем больше извилин, тем больше клеток. Поэтому иногда говорят, чтобы подчеркнуть глупость, несообразительность человека: ?У тебя полторы извилины, и те прямые?.
Справка (Сообщение учащихся).
В 3 года мозг человека развит уже на 80%. Наивысшее развитие он достигает к 20 годам. Начиная с 30 года жизни,  у человека ежедневно отмирает 30-50 тыс. клеток головного мозга.
У людей, активно использующих свой мозг, его заметное уменьшение начинается лишь в глубокой старости! (Комментарий учителя).
3) Лабораторная работа: ?Основные отделы головного мозга, их функции?
      Работа учащихся по группам с раздаточным материалом, по инструктивным карточкам.
Учащиеся самостоятельно заполняют в рабочих тетрадях таблицу.

Отдел головного мозга
Функции
Пример регулируемых процессов






Проверка: Один учащийся из группы показывает у доски, расположение отдела головного мозга. Второй учащийся с места называет основные функции отдела.
Для нормального существования организма необходимо сохранение целостности всех отделов головного мозга. Повреждение отдельных участков мозга, связанное с гибелью нервных клеток, приводит к нарушению различных функций. (Комментарий учителя).

Закрепление изученного материала.
Рассмотрение плаката: Назовите отделы головного мозга, указанные цифрами от1-4
1- Большие полушария; 2- Мозжечок; 3- Средний мозг; 4- Продолговатый мозг.                 (Термины на магнитной доске)
2) ?Мозговой штурм?
1- По какому мосту не ходят? (по мосту стволового отдела мозга)
2- В связи, с чем продолговатый мозг называют ?большой дорогой?? (через продолговатый мозг проходят проводящие пути, связывающие спинной и головной мозг)
3- Какой отдел мозга управляет тонусом мышц и через него проходят дуги ориентировочных рефлексов? (средний мозг)
4- Какой отдел мозга регулирует дыхание, глотание, работу сердца? (продолговатый мозг и мост)
5- Какой отдел мозга регулирует обмен веществ, поддержание температуры тела, потребление воды и пищи/ (промежуточный мозг)
3) Игра ?Черный ящик?
Учитель: В ящике находится модель одного из образований головного мозга. Образование расположено над продолговатым мозгом и связано со всеми отделами мозга, особенно со средним мозгом. У лиц, у которых повреждена эта часть мозга в результате травмы, движения затруднены. Они не могут донести ложку с супом до рта. Больные имеют походку пьяного человека. Что это за отдел мозга? 
Изложенная информация относится к мозжечку.
4) Демонстрация: Пальценосовой пробы.
Функционирование этого отдела мозга можно проверить с помощью пальценосовой пробы. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку, сжатую в кулак, а затем дотроньтесь указательным пальцем до кончика носа. Все отлично ребята! (работают учащиеся и гости).
Вывод урока: Наш мозг – самый сложный ?аппарат? на Земле. Даже самой ?умной? машине не по силам написать интересную книгу, замечательную картину, раскрыть запутанное преступление. Может быть, когда-нибудь ученым удастся раскрыть все загадки мозга и создать ?мыслящую? машину.

Домашнее задание. Параграф 9,10 учебника
Решить кроссворд ?Строение и функции головного мозга?
                                                                                               9
1



г



2

о



                                        3    




л






4

о



         5








в





6










н






                  8




7

о














й


 
Сложнейший орган человека способный воспринимать и обрабатывать большой объем  информации.
Поверхностный слой полушарий мозжечка.
Продолговатый + мост + средний + промежуточный = ?
Место, где располагаются нервные волокна, а также находятся центры, связанные с мимикой и жевательными функциями.
Мозг, отвечающий за жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов.
Мозг, проводящий импульсы к коре больших полушарий от рецепторов кожи, органов чувств, центров жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма и др.
Отдел мозга, принимающий участие в координации точных, целенаправленных движениях.
Самый маленький отдел головного мозга, участвующий в рефлекторной регуляции различного рода движений, которые возникают под влиянием зрительных и слуховых импульсов.
Мозг, располагающийся в полости черепа и имеющий сложную форму.
Ответы: 1- мозг;  2- кора;  3- ствол;  4- мост;  5- продолговатый;  6- промежуточный;   
7- мозжечок;  8- средний;  9- головной.
Инструктивная карточка
?Строение головного мозга человека?


Оборудование: разборные модели головного мозга человека.
Цель: изучить строение головного мозга, определить функции отделов головного мозга.


Ход работы:
Разобрать модель головного мозга на две половины. На одной из половин разборной модели найти продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг.
Рассмотреть на модели расположение серого и белого вещества. Чем образовано белое вещество? Чем образовано серое вещество?
Найти мозжечок. Как в нем расположено серое и белое вещество?
Рассмотреть большие полушария головного мозга. Найти борозды и извилины. Каково их значение?
Соберите модель головного мозга. На ее нижней поверхности найдите места отхода черепно-мозговых нервов. Каково их значение?
Проработав содержание параграфа 9,10 учебника, заполните таблицу.

Отдел головного мозга человека
Выполняемые функции








Выводы:
На какие три отдела принято делить головной мозг?
Каковы основные особенности больших полушарий?
Почему повреждение продолговатого мозга приводит к необратимой остановке дыхания?







Гончарова Татьяна Николаевна
Учитель биологии
 МАОУ  Гимназия №55 им. Е.Г.Вёрсткиной
 г.Томск Томская область