Тема урока: ?Головной мозг человека? Цель урока: Обеспечить усвоение знаний об особенностях строения головного мозга, о функциях его основных отделов. Оборудование: Таблица ?Головной мозг человека?. Разборные модели мозга, самодельные таблицы, инструктивные карточки. Ход урока: Повторение пройденного материала. Задание ?Разминка?: Какой узел нельзя развязать? (нервный узел) Что быстрее всего на свете? (мысль) Какой нерв не может найти свое место в организме? (блуждающий) Что в переводе с греческого означает нейрон? (жила, нерв) Как называется ответная реакция на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой? (рефлекс) В какой части спинного мозга располагается серое вещество? (в центральной) Что находится внутри серого вещества спинного мозга? (cпинной канал и спинномозговая жидкость) Задание: Заполнение схемы у доски. (?) Как называется отдел нервной системы, представленный головным и спинным мозгом? (центральный) (?) Какой отдел нервной системы образован нервами и нервными узлами? (периферический) Заполнение схемы у доски. Строение нервной системы Центральный отдел: Периферический отдел: Спинной мозг Нервы Головной мозг Нервные узлы (Термины на магнитной доске) Изучение нового материала. Ребус: ?Головной мозг? Тема урока записывается в тетрадь. Расположение головного мозга в полости черепа. (Рассказ учителя с элементами беседы) Форма головного мозга соответствует форме черепа, в котором он расположен. Мозг защищен от воздействия окружающей среды черепом, как орех скорлупой. Ведь любое повреждение мозга ведет к тому, что резко нарушается поведение, а иногда наступает смерть. Головной мозг – основной орган психической деятельности человека – это живая вселенная внутри нас! Все мыслительные процессы происходят в мозгу. Мозг – командный пункт нашего организма и важнейшая часть нервной системы. Вес мозга людей колеблется в среднем от 1020г. до 1970г. Мозг мужчины весит на 100-150г. больше, чем у женщины. Справка (Сообщение учащихся). У человека мозг не самый большой. Имеет лишь пятое место в живой природе. Синий кит – 6800г. Индийский слон – 5000г. Полярный дельфин – белуха – 2350г. Дельфин – афалина – 1735г. Человек – 1400г. Но нужно учитывать не только вес мозга, но и вес подчиненного ему тела. Сложность поведения зависит не от веса, а от отношения массы мозга к массе тела. (Комментарий учителя). Справка (Сообщение учащихся). Кит – 1/4000; лев – 1/540; собака – 1/250; обезьяна – 1/100; человек – 1/50 Т.е. у человека 1г. мозга ?командует? 50г. тела. (Комментарий учителя). Основные отделы головного мозга, их расположение. (Рассказ учителя с элементами беседы) Головной мозг – самый крупный отдел ЦНС. Выделяют задний, средний и передний отделы головного мозга. Заполнение схемы у доски. Головной мозг Задний отдел Средний отдел Передний отдел Продолговатый Средний мозг Промежуточный Мост Большие полушария Мозжечок (Термины на магнитной доске) Задний мозг состоит из продолговатого, моста и мозжечка. Средний мозг соединяет передний с задним мозгом. Передний мозг состоит из двух отделов: промежуточного мозга и больших полушарий. (Комментарий учителя). Главной частью головного мозга является кора, образованная серым веществом. Это тонкий – от 1,5 до 3 мм – слой клеток. Кора покрыта складками – бороздами (возвышения), которые образуют извилины (углубления). Благодаря складкам, поверхность коры увеличивается, и соответственно, увеличивается количество клеток – чем больше извилин, тем больше клеток. Поэтому иногда говорят, чтобы подчеркнуть глупость, несообразительность человека: ?У тебя полторы извилины, и те прямые?. Справка (Сообщение учащихся). В 3 года мозг человека развит уже на 80%. Наивысшее развитие он достигает к 20 годам. Начиная с 30 года жизни, у человека ежедневно отмирает 30-50 тыс. клеток головного мозга. У людей, активно использующих свой мозг, его заметное уменьшение начинается лишь в глубокой старости! (Комментарий учителя). 3) Лабораторная работа: ?Основные отделы головного мозга, их функции? Работа учащихся по группам с раздаточным материалом, по инструктивным карточкам. Учащиеся самостоятельно заполняют в рабочих тетрадях таблицу. Отдел головного мозга Функции Пример регулируемых процессов Проверка: Один учащийся из группы показывает у доски, расположение отдела головного мозга. Второй учащийся с места называет основные функции отдела. Для нормального существования организма необходимо сохранение целостности всех отделов головного мозга. Повреждение отдельных участков мозга, связанное с гибелью нервных клеток, приводит к нарушению различных функций. (Комментарий учителя). Закрепление изученного материала. Рассмотрение плаката: Назовите отделы головного мозга, указанные цифрами от1-4 1- Большие полушария; 2- Мозжечок; 3- Средний мозг; 4- Продолговатый мозг. (Термины на магнитной доске) 2) ?Мозговой штурм? 1- По какому мосту не ходят? (по мосту стволового отдела мозга) 2- В связи, с чем продолговатый мозг называют ?большой дорогой?? (через продолговатый мозг проходят проводящие пути, связывающие спинной и головной мозг) 3- Какой отдел мозга управляет тонусом мышц и через него проходят дуги ориентировочных рефлексов? (средний мозг) 4- Какой отдел мозга регулирует дыхание, глотание, работу сердца? (продолговатый мозг и мост) 5- Какой отдел мозга регулирует обмен веществ, поддержание температуры тела, потребление воды и пищи/ (промежуточный мозг) 3) Игра ?Черный ящик? Учитель: В ящике находится модель одного из образований головного мозга. Образование расположено над продолговатым мозгом и связано со всеми отделами мозга, особенно со средним мозгом. У лиц, у которых повреждена эта часть мозга в результате травмы, движения затруднены. Они не могут донести ложку с супом до рта. Больные имеют походку пьяного человека. Что это за отдел мозга? Изложенная информация относится к мозжечку. 4) Демонстрация: Пальценосовой пробы. Функционирование этого отдела мозга можно проверить с помощью пальценосовой пробы. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку, сжатую в кулак, а затем дотроньтесь указательным пальцем до кончика носа. Все отлично ребята! (работают учащиеся и гости). Вывод урока: Наш мозг – самый сложный ?аппарат? на Земле. Даже самой ?умной? машине не по силам написать интересную книгу, замечательную картину, раскрыть запутанное преступление. Может быть, когда-нибудь ученым удастся раскрыть все загадки мозга и создать ?мыслящую? машину. Домашнее задание. Параграф 9,10 учебника Решить кроссворд ?Строение и функции головного мозга? 9 1 г 2 о 3 л 4 о 5 в 6 н 8 7 о й Сложнейший орган человека способный воспринимать и обрабатывать большой объем информации. Поверхностный слой полушарий мозжечка. Продолговатый + мост + средний + промежуточный = ? Место, где располагаются нервные волокна, а также находятся центры, связанные с мимикой и жевательными функциями. Мозг, отвечающий за жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Мозг, проводящий импульсы к коре больших полушарий от рецепторов кожи, органов чувств, центров жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма и др. Отдел мозга, принимающий участие в координации точных, целенаправленных движениях. Самый маленький отдел головного мозга, участвующий в рефлекторной регуляции различного рода движений, которые возникают под влиянием зрительных и слуховых импульсов. Мозг, располагающийся в полости черепа и имеющий сложную форму. Ответы: 1- мозг; 2- кора; 3- ствол; 4- мост; 5- продолговатый; 6- промежуточный; 7- мозжечок; 8- средний; 9- головной. Инструктивная карточка ?Строение головного мозга человека? Оборудование: разборные модели головного мозга человека. Цель: изучить строение головного мозга, определить функции отделов головного мозга. Ход работы: Разобрать модель головного мозга на две половины. На одной из половин разборной модели найти продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг. Рассмотреть на модели расположение серого и белого вещества. Чем образовано белое вещество? Чем образовано серое вещество? Найти мозжечок. Как в нем расположено серое и белое вещество? Рассмотреть большие полушария головного мозга. Найти борозды и извилины. Каково их значение? Соберите модель головного мозга. На ее нижней поверхности найдите места отхода черепно-мозговых нервов. Каково их значение? Проработав содержание параграфа 9,10 учебника, заполните таблицу. Отдел головного мозга человека Выполняемые функции Выводы: На какие три отдела принято делить головной мозг? Каковы основные особенности больших полушарий? Почему повреждение продолговатого мозга приводит к необратимой остановке дыхания? Гончарова Татьяна Николаевна Учитель биологии МАОУ Гимназия №55 им. Е.Г.Вёрсткиной г.Томск Томская область
Головной мозг человека