Урок на тему: ?Гидролиз солей?. 9 класс.
                                                       Шагвалеева Ольга Николаевна
                                                               учитель химии  МКОУ Худоеланская
                                                           средней общеобразовательной школы
(слайд №1)
Цель урока: 
Создать условия для осознания и осмысления новой информации, дать возможность применить полученные теоретические знания на практике.

Задачи урока: 
Учебные: формирование основных понятий (гидролиз, классификация солей по силе кислоты и основания их образующих,  типы гидролиза) на дифференцированной основе; формирование умений записывать уравнения реакций гидролиза в молекулярном, полном и сокращенном виде, предсказывать и объяснять изменение среды раствора, образование кислых и основных солей.
Развивающие: развитие творческого мышления, экспериментальных умений и навыков, развитие умений выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерности, искать новые факты, которые подтвердили бы правильность выдвинутой гипотезы, развитие эмоциональной сферы учащихся, познавательной активности, умений наблюдать окружающий мир, задумываться над внутренней сутью увиденного. 
Воспитательные: формирование умений применять изученный материал в практических ситуациях, защищать свои убеждения, работать в группе. Сформировать понимания практического  значение гидролиза в природе и жизни российского человека, необходимость химически грамотного отношения к своему  здоровью.
Тип урока: комбинированный:
Методы - репродуктивный, частично-поисковый (эвристический), проблемный, лабораторная работа, объяснительно - иллюстративный. 

Оборудование: 
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация ?Гидролиз солей?, таблицы: ?Типы солей?, ?рН-среда?, ?Растворимость солей, кислот, и оснований в воде?, раздаточный материал (таблица для оформления результатов опыта, алгоритм написания уравнений реакций гидролиза).
Лабораторное оборудование: фенолфталеин, метилоранж, раствор лакмуса,  набор растворов солей, кислот, щелочей.

Ход урока 
    Ι. Организационный момент.
Дидактическая задача: создание психологического климата
 Здравствуйте! Возьмите лист со шкалой настроения и отметьте ваше настроение в начале урока. Приложение №1
Улыбнитесь!  Хорошо, спасибо.
 
II. Подготовка к усвоению нового материала.
(Слайд №2) Эпиграфом нашего урока будут слова  Кузьмы Пруткова 
 Всегда держись начеку.

III. Актуализация знаний учащихся.  
Но прежде давайте вспомним: классификацию электролитов, запись уравнений диссоциации электролитов. ( У доски три человека выполняют задание по карточкам.)H2SO4:  NaOH; FeCl3.
Кроссворд для слабых учеников  (карточка с темой урока)
Фронтальный опрос класса по следующим вопросам:
Какие вещества называются электролитами?
Что мы называем степенью электролитической диссоциации?
Кто сформулировал положения ТЭД? Когда?
Какие вещества называются кислотами с точки зрения ТЭД?
Какие вещества называются основаниями с точки зрения ТЭД?
Какие вещества называются солями с точки зрения ТЭД?
Какие реакции называют реакциями нейтрализации?

Проверяем отвечающих у доски. (Объявить оценки.)

Хорошо, а теперь вспомните, что такое индикаторы? Какие индикаторы вы знаете?
Как они изменяют окраску в растворах кислот, щелочей? Ответы сверим с таблицей.
(Слайд №3) Приложение №2 (Таблица, изменение краски индикаторов под действием кислот, щелочей)

Демонстрационный опыт (учителем).
На столе три лабораторных штатива в каждом по три пробирки с растворами, окрашенными индикаторами.
С помощью таблицы, определите в пробирках какого штатива, были налиты кислота, вода, щёлочь.
(Во время ответа к каждому штативу приставить табличку с указанием среды).

А как вы думаете, будут ли действовать на индикаторы растворы солей?
Чтобы, ответить на этот вопрос, выполним лабораторный опыт. Разделимся на три группы.
Вспомним технику безопасности при работе с растворами солей.
(Слайд №4) Возьмите рабочий лист к уроку. Приложение №3(I)

  Обсуждение опыта. (На доску повесить таблицу лабораторного опыта. Приложение №3(II))
 Действует ли раствор карбоната натрия на индикаторы?
 С помощью цветной бумаги показать, как изменяется окраска индикаторов. (Один ученик  с 1-го ряда у доски.) ( Слайд №5)
 Действует ли раствор хлорида алюминия на индикаторы?
  (Один ученик с 2-го ряда у доски выполняет предыдущее задание для раствора хлорида алюминия).
 Действует ли раствор хлорида натрия на индикаторы?
 (С помощью цветной бумаги показать в таблице, на доске, изменение окраски индикатора).
( Слайд №6)
А теперь сравните две таблицы на доске и сделайте вывод о характере среды предложенных солей. (соли имеют разную среду К,Щ,Н) ( Слайд №7)
Почему же в растворах солей может быть самая разная среда?
 Ответить на этот вопрос поможет тема нашего сегодняшнего урока. 

ΙV.  Изучение нового материала. 
( Слайд №8) Блокадный Ленинград.)
Вопрос: Где и когда происходят эти события?
Годы II Мировой войны, район города Ленинграда (ныне – С. Петербург). Немецкие, финские и испанские (Голубая дивизия), войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии. ( Слайд №9-15)
Что было самым главным в блокадном Ленинграде?
Блокадники утверждали, что хлеб – сладкий. Почему?
Разложение углеводов (крахмала) в ротовой полости до глюкозы.
Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Ученики определяют тему урока).
( Слайд №16) Попытаемся расшифровать слово  ?ГИДРО – ЛИЗ?. Происходит от двух греческих слов ?hydor? - вода, ?lysis? - разложение, распад. (Самостоятельно сформулируйте определения)
  ( Слайд №17) ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ – это реакция ионного обменного взаимодействия солей с водой, приводящие к их разложению.

На этом уроке, что мы узнаем? (Вместе с учащимися формулируем основную цель урока).
 Что такое – гидролиз, познакомимся с четырьмя случаями гидролиза, правилами гидролиза. Научимся составлять схемы гидролиза, предсказывать  по составу соли характер среды и действие индикатора на данный раствор соли. 

  Соль диссоциирует на ионы, а образовавшиеся ионы взаимодействуют с ионами воды.
  ( Слайд №18) Обратимся к соли, Na2CO3, в результате взаимодействия, какого основания и какой кислоты, образовалась соль? (NaOH + H2CO3).
  Вспомним классификацию электролитов
   NaOH – сильный электролит, а Н2СО3 – слабый. Каков характер среды этой соли?  Какой вывод можно сделать? 
 
 ( Слайд №19) В результате взаимодействия, какого основания, и какой кислоты
образовалась соль – AICl3? (AI(OH)3 + HCl). Где здесь слабый, а где сильный электролит? Какой делаем вывод? (Ученик расписывает у доски пример)
  
 ( Слайд №20) В результате взаимодействия, какого основания, и какой кислоты
образовалась  соль – NaCI? (NaOH + HCI).Определите силу этих
электролитов. (Ученик расписывает у доски пример).

   Пример, какого случая гидролиза не был приведён в лабораторном опыте? (Когда соль образована слабым основанием и слабой кислотой.) Каков характер среды в этом случае?
Гидролиз идет только со слабыми электролитами.

 ( Слайд №21)  Какую заметили закономерность? Запишите выводы в рабочих листах.
Приложение №3(III). Проговорить их ещё раз.
 
  По направлению реакции гидролиза можно разделить на обратимые и необратимые
По алгоритму  должны научиться составлять схемы уравнений гидролиза. (Приложение №4).

( Слайд №22) Разберём на примере соли, K2S  - учитель у доски.
  В результате взаимодействия, какого основания и какой кислоты образована эта соль? Делаем запись:1.  K2S→KOH сильное
                    ↓
                  H2S слабая 
  Каков характер среды этой соли?
  2. Записываем уравнение диссоциации соли: К2S↔2K+ + S2- 
  3.  Подчёркиваем ион слабого электролита.
  4. Записываем с новой строки ион слабого электролита, прибавляем к нему НОН, ставим знак ↔ записываем ион ОН-, т.к. среда щелочная. 
  5. Ставим знак ?+?, записываем ион, состоящий из иона соли S2- и
     иона, оставшегося от молекулы воды -  НS-.
Записываем итоговое уравнение гидролиза:
К2S + H2O ↔ KOH + KHS
Что образовалось в результате гидролиза? Так почему характер среды этой соли щелочной?

Запись гидролиз AICl3, (все самостоятельно в тетрадях, один ученик у доски).

Вопрос: Когда мы не расписываем гидролиз? (Для солей с нейтральной средой)

 И так мы разобрали четыре случая гидролиза. 
Научились составлять схемы гидролиза, предсказывать по составу соли характер среды и действие индикатора на данный раствор соли. 
Познакомились с правилами гидролиза: это обратимый процесс для большинства солей. Реакции  обратимого гидролиза подчиняются принцип Ле Шателье. Учитывая это, гидролиз можно усилить. Как это сделать? (откройте учебник на стр. 40,)   
1.Добавить воды
2.Нагреть раствор
3.Связать один продукт гидролиза в труднорастворимое соединение или удалить один из продуктов в газовую фазу.

Физ. Минутка ( Слайд №23)
Пользуясь алгоритмом, самостоятельно составить схемы гидролиза солей. (Приложение №3(IV)
После выполнения, проверяем задание соседа, оцениваем работу.

 V. Закрепление изученного материала ( Слайд №24)
 На рабочем листе у вас вопросы для закрепления, ответим на них. (Приложение №3(V)).
После выполнения, проверяем самостоятельно (Ответы зачитывают ученики первыми выполнившие задания).

( Слайд №25) Какое значение и применение имеет гидролиз в жизни человека? (Сообщение учеников)

Ребята, вспомните какие цели стояли перед нами?
Достигли ли мы их? 
Какой вывод урока мы сделаем?

ВЫВОДЫ   УРОКА.
 1. Если соль образована сильным основанием и сильной кислотой, то гидролиз в растворе соли не идёт, т.к. связывания ионов не происходит. Индикаторы свою окраску не изменяют.
 2. Если соль образована сильным основанием и слабой кислотой, гидролиз идёт. Среда щелочная.
  3. Если соль образована при нейтрализации слабого основания  металла сильной кислотой,  гидролиз идёт. Среда  кислая.
  4. Если соль образована слабым основанием и слабой кислотой, гидролиз  идёт. Индикаторы свою окраску не изменяют. 
V. Рефлексия. 
Отметьте свое настроение в конце урока на шкале настроения. (Приложение №1)          Изменилось ли ваше настроение. Как вы оцениваете полученные знания, на обороте анонимно, односложно ответе на 6 вопросов. ( Слайд №26)
Доволен ли ты как прошел урок?
Тебе было интересно?
Ты был активен на уроке?
Сумел ли ты показать имеющие знания и приобрести новые?
Ты узнал много нового?
 Что тебе больше понравилось?
VΙ. Домашнее задание. ( Слайд №27)
? 10, стр.40  № 2, тестовые задания, индивидуальные карточки с заданиям. 
Комментарии оценок. Спасибо, урок закончен. ( Слайд №28)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ ?Гидролиз солей?.

Приложение №1

Подчеркните одно из слов, определяющих ваше настроение в самом начале урока
Раздражен

Встревожен
Безразличен
Спокоен
Радостно
Восхищен

Изменилось ли ваше настроение?
Подчеркните одно из слов, определяющих ваше настроение в конце урока
Раздражен

Встревожен
Безразличен
Спокоен
Радостно
Восхищен


Доволен ли ты как прошел урок?
Тебе было интересно?
Ты был активен на уроке?
Сумел ли ты показать имеющие знания и приобрести новые?
Ты узнал много нового?
 Что тебе больше понравилось?

Приложение №2
индикаторы
Кислая среда
Щелочная среда
Нейтральная среда

лакмус
Красный
Синий
Фиолетовый

фенолфталеина
Бесцветный
Малиновый
Бесцветный

метилоранж
Розовой
Желтый
Оранжевый


Приложение №3
Рабочий лист к уроку по теме: ?Гидролиз?.

Провести лабораторный опыт ?Действие на индикаторы растворов солей?.

     1-й ряд. К раствору соли карбоната натрия( Na2CO3) прилить:
                   а) лакмус;    б) метилоранж;   в) фенолфталеин.       
     2-й ряд. К раствору соли хлорида алюминия (АICl3) прилить
                   а) лакмус; б) метилоранж; в) фенолфталеин.        
    3-й ряд. К раствору соли хлорида натрия (NaCI) прилить:
                    а) лакмус; б) метилоранж; в) фенолфталеин.  

По результатам опыта заполните таблицу в тетради.

Название
соли
Окраска
метилоранжа
Окраска
фенолфталеина
Окраска
лакмуса
Характер
среды

Карбонат
натрия(1-й ряд)





Хлорид
алюминия(2-й ряд)





Хлорид
натрия (3-й ряд)





 
Запишите в тетради следующие выводы.

     1) Если соль образована сильным основанием и слабой кислотой, то
        реакция среды………………..
     2) Если соль образована сильной кислотой и слабым основанием, то
        реакция среды……………….
     3) Если соль образована сильной кислотой и сильным основанием, то
       реакция среды……………….
     4) Если соль образована слабой кислотой и слабым основанием, то
       реакция среды……………….


     IV. Пользуясь алгоритмом, составить схемы гидролиза солей:

       1-й ряд – Na2CO3 ; 2-й ряд – AI2(SO4)3 ; 3-й ряд – NaCI. 

      V. Закрепление. 
                                
    1.Вставьте пропущенное слово в предложение.
    Гидролиз солей – это взаимодействие………….с ионами солей.
    2. В красный цвет лакмус окрасится в растворе соли:
             а)AI(NO3)3; б)К2СО3; в)Ва(NO3)2.
    3. В синий цвет лакмус окрасится в растворе соли: 
            а)NaCI;  б)АICI3; в)Ва(NO2)2.
    4. Из нижеприведённого набора ионов скомбинируйте формулы трёх солей, водные   растворы которых имеют кислую, нейтральную и щелочную среду:  Na+,  Fe 2+,  S2-,  NO-3.  Запишите их.
    5. Каким индикатором можно воспользоваться для установления  характера среды в растворе канцелярского клея (Na2SiO3)?
       Составьте схему гидролиза в тетради.


Приложение №4

Алгоритм написания уравнения гидролиза

  1. Определить каким основанием и какой кислотой образована  соль, определить их силу.                           
  2.Записать уравнение диссоциации соли.
  3. Найти ион слабого электролита, подчеркнуть его.
  4. Записать с новой строки ион слабого электролита, прибавить к нему НОН (воду). Поставить  знак ↔, записать ион H+, если в растворе соли среда – кислая; ион OН- , если в растворе соли среда – щелочная.
  5. Поставить знак ? + ?; записать ион, состоящий из иона соли и иона, оставшегося от молекулы воды.
   6.Записать итоговое уравнение гидролиза.
                    






Дополнительная информация.

О значении и применении гидролиза...

     Под действием биологических катализаторов — ферментов в организме человека происходит гидролиз крахмала, целлюлозы, белка, жиров. Продукты гидролиза жира всасываются ворсинками кишечника, а затем в организме образуется жир, но уже свойственный данному организму. Потоками крови жиры переносятся в другие органы и ткани организма, где накапливаются или снова гидролизуются и постепенно окисляются до углекислого газа и воды.

     В технике крахмал подвергают гидролизу при взаимодействии с разбавленной серной кислотой и превращают в глюкозу Продукты гидролиза крахмала широко используются в кондитерской промышленности, медицине, для технических целей.
  
   В промышленности гидролизу подвергаются сложные эфиры и жиры обязательно в щелочной среде. Такая реакция называется омылением. На этой реакции основано производство мыла, однако в настоящее время на производство моющих средств идут главным образом продукты переработки нефти.
Синтетически моющие порошки (?Новость?, ?Волна?, ?Космос?) не содержат соду и другие щелочные вещества, рекомендуются для стирки шерстяных и шелковых изделий, для которых щелочь вредна. 
Порошки, имеющие в своем составе соду, силикат и полифосфат натрия (?Астра?, ?Эра?) используются для стирки хлопчатобумажных и льняных тканей, т.к. на них щелочь не действует.


Питьевая сода NaHCO3 (гидрокарбонат натрия) применяется  в медицине для снижения кислотности в желудке при гастрите.

Na2HPO4 (гидроортофосфат натрия) обеспечивает гомеостаз (постоянство среды) крови и слюны.

Удобрения сульфат аммония используется  для повышения кислотности щелочных почв.

Фотографический проявитель имеет щелочную среду за счет гидролиза карбоната натрия. 
  Продукты гидролиза целлюлозы в промышленности — это бумага, хлопчатобумажные ткани.









4