Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 5 А Базовый учебник Русский язык: учебник для 5 класса в двух частях/ М.Баранов, Т.Ладыженская.- М.: Просвещение, 2012. – 317с. Тема урока Изменение глагола по временам Цели деятельности учителя: Актуализировать сведения о трех временах глагола, формировать умение определять время глагола. Задачи урока Образовательные: повторить и систематизировать знания учащихся по теме урока, научиться определять временные формы глагола. Развивающие: развивать мотивацию к познавательной деятельности, способствовать формированию умений работать в паре. Воспитательные: формирование умений коллективно сотрудничать при выполнении заданий. Планируемые результаты Предметные: создать условия, способствующие повторению и обобщению знаний по теме ?Время глагола?; уметь определять времена глаголов. Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре, способствовать пониманию роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей обучающихся, их моральных качеств. Метапредметные: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения. Технологии Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно- деятельностная, дифференцированного обучения. Формы работы Коллективная, парная, фронтальная Виды деятельности учителя Организует, направляет, контролирует. Виды деятельности учащихся Разграничивают языковые явления, отвечают на вопросы, исправляют, составляют схемы СТРУКТУРА И ХОД УРОКА ?Изменение глагола по временам ? № Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия 1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности). Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Учитель приветствует учеников, создает комфортную рабочую атмосферу в классе. -Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Я приветствую вас на уроке русского языка. - Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: ?Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости?. - Как вы понимаете эту пословицу? -Вот сегодня наступил такой момент, все, что мы складывали в наш ?сундучок?, нам нужно достать. - Откроем тетради, число, классная работа, оставим строку для темы Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Записывают дату. Отвечают на вопрос Личностные: самооопределение, формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. 2. Постановка учебной задачи. Целеполагание. Цель этапа: подготовка учащихся к изучению нового материала; самостоятельное определение темы и цели урока. Создает условия и подводит детей к самостоятельной постановке целей, дополняя и конкретизируя их. Задает вопросы. Действительно, сегодня мы продолжим изучать глагол. Но какова же тема нашего сегодняшнего урока? Сформулировать тему нам поможет загадка: У меня есть одна загадка: Оно и бежит, Оно и лечит, Оно и быстротечно, Оно и бесконечно. - О чем я говорю? (это время) - Что может связывать два понятия: глагол и время. А как время может быть связано с темой нашего урока? Итак, кто сформулирует тему урока? ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ Запишите тему. Ребята, тему урока мы определили. Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. Цели урока (запись на доске) 1.Повторить и систематизировать знания по теме ?Глагол?. 2.Научиться определять временные формы глагола, изменять глагол по временам. Формулируют тему урока: ? Изменение глагола по временам? и записывают её в тетрадь. Формулируют цели урока. Высказывают свои предположения. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: формулирование темы и постановка проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. 3. Мотивация к учебной деятельности. Стадия осмысления. Мотивирует учащихся к учебной деятельности: Мини-опрос. -Ребята, а что вы уже знаете о глаголах? -Давайте проверим ваши знания? -Для этого предлагаю пройти блиц-опрос. -Глагол- это…(часть речи) -Глагол обозначает ….(действие предмета ) -Отвечает на вопросы…(Что делать? Что сделать? Что делает?) -Глагол — это самостоятельная часть речи или служебная…? (самостоятельная) -Глаголы изменяются ……(по числам, лицам …) Вспоминают изученное по теме Регулятивные: систематизация полученных ранее знаний 4. Решение учебной задачи. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися - Сегодня мы поговорим о том, как глагол изменяется по временам Все записи, которые я делаю на доске, переносите в свои тетради. 1-й фронтально-парный цикл Говорится учителем. Постепенно появляется на доске. Глагол изменяется по временам. Сколько времен существует в русском языке? В русском языке существует 3 времени. (ЗАПИСЬ) - На какие вопросы отвечают глаголы прошедшем времени? (ЗАПИСЬ) - Какое действие обозначает глагол прошедшего времени? – Если глагол отвечает на вопросы ?что делал?? или ?что сделал?? и обозначает действие, которое происходило до момента речи, например, вчера, то этот глагол стоит в прошедшем времени. Попробуем привести примеры… -На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени…..(ЗАПИСЬ) -Какое действие обозначает глагол настоящего времени? – Если глагол отвечает на вопросы ?что делает?? или ?что делают?? и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то есть сейчас, то этот глагол стоит в настоящем времени. На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени…..(ЗАПИСЬ) - Какое действие обозначает глагол будущего времени? – Если глагол отвечает на вопросы ?что сделает?? или ?что будет делать?? и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, например, завтра, то этот глагол стоит в будущем времени. (Примеры) Полученная запись Глагол изменяется по временам. В русском языке существует 3 времени. – Если глагол отвечает на вопросы ?что делал?? или ?что сделал?? и обозначает действие, которое происходило до момента речи, например, вчера, то этот глагол стоит в прошедшем времени. Попробуем привести примеры… – Если глагол отвечает на вопросы ?что делает?? или ?что делают?? и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то есть сейчас, то этот глагол стоит в настоящем времени. (Примеры приводят дети) – Если глагол отвечает на вопросы ?что сделает?? или ?что будет делать?? и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, например, завтра, то этот глагол стоит в будущем времени. (Примеры) Отвечают на вопросы. Делают записи. приводят примеры Записывают схему в тетради. Работают письменно в тетради. Отвечают на вопросы, определяют время глаголов, доказывают свою правоту. Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие. Регулятивные: систематизация полученных ранее знаний Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. 5. Закрепление знаний. Цель этапа: закрепление; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию Задание для работы в парах. Пересказать объяснение с опорой на схему. Один напарник рассказывает, второй дополняет. Работа в парах и её отладка. Учитель проверяет включенность каждого из напарников; выясняет, о чем идет разговор в паре; подходит к тем парам, у которых возникали трудности в работе. Акцентирование по способу работы в парах. Что помогло восстановить объяснение? Получилось ли при работе в паре дополнять первого напарника? Акцентирование по содержанию. Сколько времен у глагола? Что обозначает каждое из времен. (Учитель обращается к схеме, слушает и дополняет ответы детей) Выполняют задание Работа в парах. Проверяют работу соседа по парте. Исправляют ошибки. Демонстрируют умение работать в парах: умение построить диалогическую и монологическую речь, выслушать точку зрения товарища и аргументированно высказать свою. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: самокоррекция. 6. Физкультминутка. Цель этапа: смена вида деятельности, активизация внимания. Учитель называет глаголы, учащиеся делают упражнения. Прошедшее время - присесть Настоящее время – руки на пояс Будущее время – ходьба на месте Крутился, несет, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел Тренируются в определении времени глагола, настраиваются на позитивный лад. Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. 7. Решение учебной задачи (продолжение) 2-й фронтально-парный цикл Говорится учителем. Постепенно появляется на доске. Что нужно сделать, чтобы определить время глагола7 Для того, чтобы определить время любого глагола, нужно обращать внимание на вопрос, который мы задаём к глагола, и момент времени, то есть когда происходит действие. 1.Находим глагол. 2.Задаём вопрос к глаголу. 3.По вопросу определяем, когда происходит действие, можно воспользоваться словами помощниками “вчера/было,” “сейчас/есть”, “завтра/будет”. 4.По вопросу и слову помощника определить время (настоящее, прошедшее или будущее) Делают записи, выполняют взаимопроверку. Познавательные: структурирование знаний, поиск информации. Личностные: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. 8 Закрепление знаний. Задание для работы в парах. В паре задать по вопросу, чтобы ответом могло быть содержание схемы или её часть. Один напарник задает вопрос, второй отвечает. Затем поменяться ролями. Работа в парах и её отладка. Учитель проверяет правильность способа выполнения задания, слушает задаваемые вопросы. Проверяет наличие и правильность схем. Акцентирование по способу работы в парах. Сколько вопросов вы задали в парах? Удалось ли вам получить ответы? Что помогло ответить на вопрос напарника? Акцентирование по содержанию. На примере нескольких глаголов ещё раз обратиться к схеме. ( Играет- что делает? Действие происходит в момент речи, подойдёт слово помощник “сейчас”, значит, глагол настоящего времени.) Выполняют задание Работа в парах. Проверяют работу соседа по парте. Исправляют ошибки. Демонстрируют умение работать в парах: умение построить диалогическую и монологическую речь, выслушать точку зрения товарища и аргументированно высказать свою. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: самокоррекция. 9 Решение учебной задачи (продолжение) 3-й фронтально-парный цикл Говорится учителем. Постепенно появляется на доске Временную форму глагола можно изменить. Для этого: 1.По предыдущей схеме определить время глагола. 2.С помощью вопроса и слова помощника поставить глагол в другие временные формы. Делают записи, выполняют взаимопроверку. Познавательные: структурирование знаний, поиск информации. Личностные: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. 10 Закрепление знаний. Задание для работы в парах. Объяснить, как изменить глагол “говорил” по временам опираясь на схему. 1 вариант объясняет, 2 вариант дополняет, помогает. Затем поменяться ролями. Работа в парах и её отладка. Учитель контролирует включенность пар, слушает объяснения детей, помогает. Акцентирование по способу работы в парах. - Удалось ли объяснить вам, как изменить глагол по временам. Что помогло? Дополняет ли вы друг друга? Акцентирование по содержанию. На примере глагола “говорил” ещё раз закрепляется схема 3. Выполняют задание Работа в парах. Проверяют работу соседа по парте. Исправляют ошибки. Демонстрируют умение работать в парах: умение построить диалогическую и монологическую речь, выслушать точку зрения товарища и аргументированно высказать свою. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: самокоррекция. 11 Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель этапа: оценка уч-ся результатов своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности свой и всего класса. Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации. Выставляет оценки. Урок приблизился к концу, Я у тебя спросить хочу: - Над какой темой мы работали? - В форме какого времени бывают глаголы? - Как определить время глагола? (По вопросу.) - Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, в момент речи и отвечает на вопрос что делает) - Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, до момента речи и отвечают на вопросы что делал? что сделал?) - Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, после момента речи и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает) Анализируют свою работу. Отвечают на вопросы. Определяют уровень выполнения задач, поставленных на уроке. Проводят самооценку на основе критериев успешной учебной деятельности. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. -Ребята, довольны ли вы своей работой сегодня? - Довольны ли работой напарника? И я довольна вашей работой. Молодцы! Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. Личностные: самоопределение. Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности. 12 Домашнее задание. 1.Параграф 111-114. 2.Составить текст (5-7 предложений) на тему ?Как я однажды …? с использованием глаголов прошедшего времени, ?Как я делаю домашнее задание? с использованием глаголов настоящего времени или ?Как я проведу каникулы? с использованием глаголов будущего времени. Записывают домашнее задание в дневники. Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. 22.04.2024 Учитель ______________________________/Касперович Н.Н./
Изменение глаголов по временам