Урок – конференция
Тема: «XIX век – век величайших открытий»
Цели урока:
- познакомить учащихся с великими научными открытиями XIX в.;
- показать самоотверженность и целеустремленность изобретателей в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений;
- на примере истории открытий XIX в. в области естественных наук показать ученикам развитие науки, как законосообразный исторический процесс;
- создать условия для активной познавательной деятельности учащихся на уроке;
- развивать умения сравнивать и обобщать материал, делать соответствующие выводы.
Планируемые результаты:
Предметные результаты
Повторение фрагментов изученного материала с определенных точек зрения; его углубление, систематизация и анализ.
Отработать навыки работы с дополнительными источниками информации.
Повысить интерес к предмету.
Метапредметные умения и навыки
Развивать формирование умения анализировать и классифицировать информацию, выбирать главное.
Продолжить формировать следующие специальные умения – отбор фактов по теме, постановка к ним вопросов, оценка фактов.
Личностные результаты
Развивать умение публичных выступлений, отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать творческую активность учеников, умение осмысленно воспроизводить подобранный материал в ходе подготовки конференции, обеспечить условия для развития умений, учащихся самостоятельно работать с дополнительной литературой, развить коммуникативные способности учеников.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран, презентация «Век величайших открытий»
Тип урока: Урок – конференция
Ресурсное обеспечение: исторические карты, макет двигателя внутреннего сгорания.
Ход урока:
Организационный момент, приветствие.
II. Актуализация опорных знаний учащих
Репродуктивная беседа по вопросам:
1. В каком веке и вследствие каких событий машины прочно вошли в жизнь людей?
2. Как на смену религии пришли технологии?
3. Как капитализм вырос до уровня монополий?
4. В чём заключались особенности развития Европы в данный период?
5. В результате каких преобразований утвердилась индустриальная цивилизация?
III. Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы поговорим о великих изобретениях XIX века, которые превратили Европу в небольшое пространство, насыщенное железными дорогами, оснащенное телеграфной и быстрой почтовой связью. Ускоренное развитие индустриальной революции требовало использования научных знаний, производственный процесс нуждался в теоретическом обосновании. Это привело к началу научной революции и созданию новой физической картины мира.
IV. Изучение нового материала. Сообщения учащихся в ходе презентации.
1) Первые шаги промышленной революции
XIX век представляет собой совершенно особый период всемирной истории. Именно он столкнул Запад и Восток. Именно в этот век, пока еще несовершенные, с нашей точки зрения, машины взорвали размеренную жизнь людей. С древнейших времен жизнь человека была связана с необходимостью наличия тепла (люди каменного века с помощью огня спасались от холода; в конце 18 века Дж. Уатт изобрел паровой двигатель, работавший на энергии, образующейся от сжигания дерева, лесов).
С появлением нового источника энергии каменного угля, разработкой его месторождений и доставкой на заводы и фабрики возникла необходимость в новом и быстроходном средстве передвижения – паровозе (1825г. Дж. Стефенсон): начало железнодорожного сообщения (1829г. Ливерпуль-Манчестер).
Преобразования в Российской империи во второй половине ХIХ века:
1868-70гг. проложена Курско-Харьковско-Азовская ж/д;
1875г. Донецкая каменноугольная ж/д С. Мамонтова;
1880-84гг. построена Екатериненская ж/д-связь Кривбасса с Донбассом;
1882г. строительство ж/д к Мариуполю.
Теперь любое количество грузов и людей и оружия можно перевозить на большие расстояния за короткий временной промежуток. Происходит сплочение наций и цивилизаций.
2) Развитие капиталистических отношений
Прошлые века, полные героики, изысканных манер и религиозного экстаза, ушли безвозвратно, расчистив место налогам и бюджетам, тарифам и акцизам, биржам и аукционам. Религией стала технология. В этот век капитализм вырос до монополий. Тогда же выяснилось, что время от времени хозяйство сотрясают кризисы перепроизводства.
Параллельно с железнодорожным строительством идет строительство парового флота (1803г. первый пароход Фултона), на морях начинается господство железа и стали. Как следствие – промышленно развитые страны завоевывают мир.
В период Великих географических открытий шел захват новых земель ради серебра и золота, теперь же процесс колонизации шел ради контроля за добычей полезных ископаемых (природных ресурсов). В XIX веке – ведение захватнических войн, создание и укрепление колониальных империй: Германской, Российской, Османской, Британской.
3) XIX век – век утверждения и расцвета индустриальной цивилизации.
Менялся лик Земли. Рушились вековые традиции. Перестраивался уклад жизни и человеческие взаимоотношения. В огромном комплексе исследовательских работ определились три направления: исследование строения вещества, изучение проблемы энергии и формирование новой физической картины мира. Новым источником энергии становится нефть (диатомовые водоросли). Возникновение транснациональных корпораций, ярчайшим примером которых была «Стандарт ойл» американская нефтяная корпорация (основана в 1870 году), осуществлявшая добычу, транспортировку, переработку нефти и продажу нефтепродуктов, одним из них был бензин. Именно на этом топливе работает двигатель внутреннего сгорания, который был создан в 1816г., следовательно послужило развитию автомобилестроения (Первый в мире автомобиль был запатентован Джорджем Селденом в 1879 году, 1885г. Карл Бенц, Генри Форд в 1893 году в свободное от работы время сконструировал свой первый автомобиль). 1892 г. Рудольф Дизель – двигатель вн. сгорания на дизельном топливе. С появлением автомобиля была ликвидирована зависимость человека от лошади, длившаяся более 3000 лет. В тоже время использование двигателя внутреннего сгорания способствовал появлению новых и усовершенствованию уже имеющихся видов вооружения: танков, авиации, подводного и надводного флота. Война вышла за рамки одной страны, региона, континента…
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся.
Реализация данного этапа урока может осуществляться путем тестирования, опроса, исторического диктанта или заданий типа «да» и «нет».
ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (в тестовой форме)
1. Когда и кем был изобретен паровой двигатель?
а) в начале XVIII века Джорджем Селденом; б) в середине XVIII века Генри Фордом; в) в конце XVIII века Дж. Уаттом;
2. Началом железнодорожного сообщения стали города:
а) Курск-Харьков; б) Ливерпуль-Манчестер ; в)Донецк-Мариуполь ;
3.Фултом стал изобретателем :
а) парохода; б) двигателя внутреннего сгорания; в) парового двигателя;
4. «Стандарт ойл» занималась добычей:
а) нефти; б) золота; в) драгоценных камней;
5. Двигатель внутреннего сгорания на дизельном топливе изобрел:
а) Карл Бенц; б) Рудольф Дизель; в) Генри Форд;
VI. Итоги урока. Рефлексия.
- По какому историческому периоду мы путешествовали?
- Что узнали нового?
- Что понравилось?
- Оправдались ли ваши надежды?
- Кому было тяжело?
Продолжи фразу:
- На уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил себя за…
- Сегодня я сумел…….