Урок математики на тему «Умножение и деление круглых чисел», 3 класс

Учебник: Математика, Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Учебник, 2 часть.

Цель урока: ознакомление обучающихся с приемами умножения и деления двузначных чисел, оканчивающихся нулем, на однозначное число; закрепление умения решения задач изученных видов.

Задачи урока:

образовательные: сформулировать алгоритм умножения

и деления круглых чисел

;

развивающие: развивать логическое и алгоритмическое мышление, память, математическую речь.

воспитательные: воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к мнению одноклассников.

Планируемые результаты урока:

п

редметные -

умение моделировать приёмы умножения и деления круглых чисел; чтение равенства с применением математической терминологии; использование переместительного свойства умножения и взаимосвязь умножения и деления при вычислениях; определение порядка действий в выражениях; использование

алгоритм

а

умножения и деления круглых чисел.

п

ознавательные - сравнение, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей.

р

егулятивные - принятие и сохранение учебной задачи; осуществление контроля и оценки по эталону, рефлексивная самооценка;

к

оммуникативные - формулирование вопросов и затруднений; работа в парах;

л

ичностные - внутренняя позиция школьника на уровне п

оложительного отношения к школе,

учебно

- познавательный интерес к новому учебному материалу.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Организационный этап

Актуализация знаний.

Устный счет.

Задачи в стихах.

1) «Волна за волною на берег идет.

Из моря на пляж ракушки несет.

Таня и Надя по пляжу гуляли,

В ладошки ракушки они собирали.

Двенадцать ракушек всего у подружек.

Сколько ракушек у каждой? Скажи» [2, c. 36].

2) «Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?» [1, c. 38].

3) «Под шатром ветвистой ели

Белка сделала качели.

И на белкины качели

Собрались лесные звери:

20 зайчих, а у каждой зайчихи по 2 зайчонка, 7 куниц, 8 рыженьких лисиц, а у каждой лисицы по 3 лисенка, 6 веселых ежей - на качели скорей.

Вы, ребята, не зевайте,

Всех зверей пересчитайте» [3, c. 19].

Учащимся предлагается дидактическая игра «День и ночь».

По команде «Ночь!» Учитель читает цепочку вычислений. По команде «День!» учащиеся поднимают голову и называют ответ.

69 – 15: 5 * 4 +8 : 2 + 2

На уроке проводится индивидуальная работа по карточкам у доски (2-3 учащихся). Проверка.

Карточка

Решите уравнения.

Х – 73 = 17  73 – х = 17

Формулировка темы урока.

Постановка цели и задач урока.

Учащимся демонстрируется монета достоинством 10 руб.

Какое число на монете вы видите? Что можете сказать об этом числе? (Двузначное, круглое, оканчивается на ноль, в нем 1 десяток, единицы отсутствуют.)

На экране показываем одну монету.

Сколько монет по 10 руб. я выкладываю? (Одну.)

Запишите это выражением с помощью действия умножения.

10 * 1 = 10

Затем выкладывается вторая монета, третья и четвертая.

На доске появляются записи:

10 * 2 = 20

10 * 3 = 30

10 * 4 = 40

Изменится ли результат, если мы поменяем множители местами? Повторение переместительного закона умножения. Запишите во втором столбике выражения, пользуясь переместительным законом умножения.

Один учащийся у доски.

1 * 10 = 10

2 * 10 = 20

3 * 10 = 30

4 * 10 = 40

Сравните второй множитель в первом столбике (можно подчеркнуть для привлечения внимания) и произведение.

Вывод: Ко второму множителю приписывается ноль, и получается значение произведения.

Что получится, если произведение разделить на первый множитель? (Второй множитель.)

10 : 1 = 10

20 : 2 = 10

30 : 3 = 10

40 : 4 = 10

Сравним делимое и частное в третьем столбике.

Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Сформулируйте тему и задачи урока.

Первичное усвоение новых знаний.

Работа по учебнику. № 1 с. 4. Устное выполнение с комментированием.

Первичная проверка понимания.

Работа по учебнику. Задача № 3 с. 4. Устное решение.

Первичное закрепление.

Работа по учебнику. Решение задачи № 4 с. 4.

Прочитайте задачу. Составьте условие. Решите задачу.

(Один учащийся записывает решение на доске с объяснением.)

Решение примеров у доски с устным комментированием. Определение порядка действий в выражениях.

№ 6 с.4 (1 столбик)

Информация о домашнем задани

и, инструктаж по его выполнению.

- № 2 с. 4 или № 6 с.4 (2,3,4 столбики) (выбор осуществляется учащимися.)

Перед вами выражения. Посмотрите внимательно, какие вопросы у вас могут возникнуть при выполнении домашнего задания.

Рефлексия (подведение итогов занятия).

Найди закономерность, по которому составлен каждый ряд чисел, запиши еще по 4 числа в каждом ряду. (Задание может выполняться по рядам, учитель ориентируется по оставшемуся времени на уроке.)

3 6 8 11 13 16 18

8 10 7 9 6 8 5

8 13 10 15 12 17 14

Заключительная часть урока.

Чему вы научились сегодня на уроке?

Какое задание было интересно выполнять?

Все ли было понятно?

Какие задания вызывали трудности?

Далее учащимся могут быть предложены задания с использованием электронного источника «ЯКЛАСС»: https://www.yaklass.ru/p/matematika/3-klass/vychisleniia-16974/kruglye-chisla-umnozhenie-i-delenie-35776/re-fca78b64-27ef-43ba-9134-c5a5e6e06447?previousItemId=5bc8fb75-ee24-4ca2-9eaf-721e2d20b771&fromDirection=next

Дидактическая игра. Мы с вами будем готовиться к космическому полету. Перед вами борт космического корабля. Мы можем запустить его в полет, если рассчитаем сложный код ключа. Кто быстрее запустит в полет космический корабль. Правильные ответы записываются в ряд – это и будет код ключа.

 

Библиографический список

Истомина Н.Б. Дидактические карточки-задания по математике 3 класс. Учебное пособие для начальной школы С-Петербург, Издательство

Астрель

– СПб, 160 с.

Рудницкая

В.Н Математика 3 класс. Дидактические материалы. В 2 частях. Часть 2. ФГОС Москва

.:

Издательство

Вентана

– граф.2012, 80 с.

Смыкалова

Е. В. Математика 3 класс Задачи. Развивающие игры. Учебное пособие.

Санкт -Петербург

.: Издательство

Смио

-Пресс, 2019, 88с.