* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 10pt;}
.footnote text {font-family: 'Arial'; font-size: 10pt;}
.Текст сноски Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 10pt;}
.footnote reference {vertical-align: super;}
<Object: word/embeddings/Microsoft_Word_Document1.docx>
Характеристика этапов урока:
Название и цель этапа урока
Содержание этапа (задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1
Мотивация, самоопределение к деятельности (2 мин )
Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
Учитель создает эмоциональное поле, настраивает учащихся на урок, проверяет готовность учащихся к уроку.
Доброе утро, ребята!
Мы урок начнем с разминки
Выпрямляем наши спинки
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
— Давайте проверим, всё ли у вас готово для урока.
На каждый урок математики нужно готовить синюю ручку, простой карандаш, ластик, линейку, учебник, рабочую тетрадь.
— А сейчас покажите, как нужно правильно сидеть.
— Почему на третьей картинке перечёркнуты предметы?
- Откройте тетради , напишите : «Седьмое мая
Классная работа»
Приветствуют учителя
Дети показывают учебные принадлежности.
Называют предметы, которых не должно быть на уроке.
Дети работают в тетрадях
2
Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся, необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы (5 мин )
Цель: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий
Повторение раннее изученного материала, актуализация опорных знаний, выявление пробелов и их коррекция
- Сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие по морю.
На чём путешествуют по морю?
-Название корабля определим, когда выполним задание капитана:
-- запишите число, в кото-
ром 9 сотен, 1 десяток;
-- запишите число, в котором 30 десятков и 3 единицы;
--запишите число, в котором 7 сотен, 6 десятков и 9 единиц;
--запишите число, в котором 50 десятков и 7 единиц;
- запишите число, в котором 42 десятка;
-запишите число, в котором 7 сотен и 3 единицы.
-Расположите их в порядке убывания и вы прочтёте название корабля.
- Это качество человека обязательно поможет нам на уроке при выполнении заданий.
- На корабле.
910, 303, 769, 507, 420, 703
910, 769, 703, 507, 420, 303
Д р у ж б а
3
Постановка учебной задачи
(2 мин)
Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
- Какие числа мы записали?
- Какие действия мы уже умеем выполнять с трёхзначными числами?
- А как мы решали эти примеры ?
- Предположите тему нашего урока?
- А какова цель урока?
Чему будем учиться?
-Решите устно примеры:
240 + 4
110 × 6
200 – 100
- Наш корабль столкнулся со скалой.
Почему возникла проблема?
-Вы умеете решать такой пример?( 321 × 3)?
-Каким приёмом вычисления мы воспользуемся, если нам неудобно считать устно?
- Трёхзначные.
- Сложение и вычитание.
- устно
- Нет
- Письменным
Приемы письменного умножения
трехзначного числа
на однозначное
Формулируют цель урока
Будем учиться выполнять письменное умножение трёхзначного числа на однозначное.
4
Освоение новых знаний и способов деятельности (5 мин)
Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению
Выявление опорных знаний
Объяснение учителя
Первичное закрепление
(2 мин)
Цель.: проговаривания нового знания.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
( 8 мин)
- Рассмотрим первый приём:
321 ⋅ 3 = (300 + 20 + 1 ) ⋅ 3= 900 + 60 + 3 = 963
Объясните вычисление.
– Так умножать неудобно, приходится делать много записей.
Трехзначные
числа удобнее умножать, если записать пример столбиком.
– Надо умножить 321 на 3..
- записываем число 321.
– Затем второй множитель
под единицами первого множителя.
– Проводим черту.
– Слева ставим знак умножения «×»
(умножение обозначается не только
точкой, но и таким знаком).
– Начинаем письменное умножение
с единиц.
Рассуждаю так:
Умножаю 1 единицу на 3,
получаю 3 единицы.
Пишу 3 под единицами.
Умножаю 2 десятка на 3,
получаю 6 десятков.
Пишу 6 под десятками.
Умножаю 3 сотни
на 3, получаю 9 сотен.
Пишу 9 под сотнями.
Читаю ответ: 963.
- Какой же приём вычисления мы будем осваивать?
- Как будем записывать примеры?
-С чего начнём умножение?
- Следующий «шаг»?
-Где этот приём может пригодиться?
- Ребята ,сейчас вы будете выполнять самостоятельную работу на карточках.
На работу Вам 5 минут.
- Затем обменяетесь тетрадями и проверите правильность решения примеров с образцом на экране.
!23×3
433×2
122×4
212×3
Взаимопроверка в парах
- Время вышло, выполните взаимопроверку по эталону на слайде.
Оцените свою работу
0 ошибок-5
1-2 ошибки- 4
-Ребята, есть ошибки?
-Что ещё предстоит сделать?
Физкультминутка (1 мин)
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
-Разложили трёхзначное число на разрядные слагаемые.
Затем каждое слагаемое умножили на 3.
Внимательно слушают и записывают в тетрадь
Мы будем умножать трёхзначное число на однозначное столбиком.
- Будем записывать в столбик.
- С единиц.
-Умножаем на десятки, а затем на сотни.
При выполнении вычислений с большими числами, при решении задач.
Выполняют работу.
Проверяют решение примеров в парах по эталону с экрана.
- Потренироваться в решении примеров.
5
Применение новых знаний, обобщение и систематизация
( 12 мин)
Цель: Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
Решение задачи, содержащей новое понятие.
-Теперь мы решим задачу. Постарайтесь применить свои знания.
Задача на экране.
Слабые учащиеся решают эту задачу вместе с учителем.
Сильные учащиеся решают самостоятельно задачу с карточки.
После выполнения сдают работу.
Резерв
- Продолжая путешествие на корабле, мы можем узнать о промысле рыбаков. В море много рыбы, но надо знать, какую рыбу можно ловить и когда.
- Российские рыбаки наших морей заботятся о том, чтобы у нас в магазинах была вкусная, полезная рыба и икра. Но также сохраняют редкие виды рыб.
Прочитайте задачу.
В первый день рыбаки поймали 223 кг рыбы, а во второй - в 3 раза больше. Сколько килограммов рыбы поймали рыбаки за два дня?
-Что необходимо узнать?
-Как оформим задачу?
1д.-223кг
2д. - ?, в 3р.больше
Всего - ? кг
-Что нам сначала нужно узнать?
- Действия записывайте столбиком.
- Какое будет следующее действие?
Давайте запишем ответ.
Задача
Рыбаки на маленькой лодке выловили 143кг рыбы, а рыбаки на большой лодке в 2 раза больше. Сколько выловили рыбы на двух лодках?
Решить примеры:
325×2 339×4 427×2
-Сколько всего килограммов рыбы поймали рыбаки за два дня?
-Краткой записью.
- Сколько килограммов рыбы поймали рыбаки во 2 день.
223*3=669(кг)
669+223=892(кг)
Ответ: 892кг поймали рыбаки.
- Решают самостоятельно.
- Решают у доски
6
Подведение итогов урока, рефлексия ( 4 мин)
Цель: Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания
-Оцените свою работу:
- я хорошо понял тему и могу рассказать ее однокласснику – зелёный
- я хорошо понял тему, но не смогу рассказать ее однокласснику – жёлтый цвет
- я плохо понял тему и мне нужна помощь – красный
- Итак, ребята, давайте с вами вспомним, как звучала тема нашего урока ?
- Составьте алгоритм выполнения письменного умножения трёхзначного числа на однозначное.
- Достигли ли мы целей?
Д.з примеры под красной линией с.88
Путешествие на корабле
«Дружба» подошло к концу.
Приёмы письменного умножения трёхзначного числа на однозначное.
1.Пишу однозначное число под единицами трёхзначного числа.
2.Умножаю единицы, пишу под единицами.
3.Умножаю десятки .Пишу под десятками.
3.Умножаю сотни. Пишу под сотнями.
4.Читаю ответ.
-Да
На партах берут квадраты нужного цвета..
Рефлексивный анализ урока
ФИО учителя: Горлова Валентина Николаевна
Предмет: математика
Класс: 3
Тема урока (по КТП) «Приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное число»
Тип урока общеметодологической направленност : открытие новых знаний
Дата проведения урока: 07.05.2025г
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) :
личностные : учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей;
метапредметные:
- регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
- познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; владеть рядом общих приёмов решения задач; использовать разные приёмы и алгоритмы вычисления;
- коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
предметные: выполнять умножение трёхзначного числа на однозначное число, решать задачи и выражения изученных видов; развивать навыки счета
Средства обучения: учебник Математика М.И.Моро, М.А.Бантова, рабочая тетрадь, презентация, карточки для индивидуальной работы и работы в паре, сигнальные карточки для рефлексии урока.
Виды деятельности обучающихся на уроке : индивидуальная, парная, коллективная
Этапы
Название, содержание и цель этапа урока1
Вопросы рефлексивного анализа
Ответы аттестуемого педагога
1 этап
Мотивация, самоопределение к деятельности
Определение темы урока
1. Опишите особенности данного этапа на примере проведенного учебного занятия (урока):
- какова цель учебного занятия (урока)?
- как происходит процесс формулирования цели?
(цель формулируется учителем или является результатом совместной деятельности учителя и учащихся?).
В уроке данный этап включал проверку готовности детей к уроку. Игровой момент «Вправо, влево повернулись и друг другу улыбнулись.» внёс неожиданный положительный момент вначале урока, пробудил интерес к занятию. При помощи выполнения проблемного задания «Почему возникла проблема у корабля? «Каким приёмом вычисления воспользуемся, если неудобно считать устно?» ученики смогли определить тему урока и высказать предположения о цели урока, т.е. формулировка цели стала результатом совместной деятельности учителя и учащихся.
2 этап
Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы
2. Какие приемы актуализации знаний и способов деятельности Вы использовали?
(практико-ориентированное знание, научная новизна, противоречия, проблемы и др.)
На данном этапе учителем были использованы приёмы актуализации знаний: практико-ориентированное знание и проблемы. Был задан вопрос: «Каким приёмом вычисления мы воспользуемся?»
3 этап
Освоение новых знаний и способов деятельности
3. Как организована работа по освоению новых знаний и способов деятельности на уроке: репродуктивно или продуктивно?
Работа на уроке была организована продуктивно. Свой урок я строила на принципах сотрудничества и делового партнёрства учителя и ученика, ученика и учителя. Дети предлагали разные способы решения проблемы.
4. Какие приемы, методы использовались для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов?
С целью формирования УУД на уроке я использовала интерактивный приём обучения. Учащиеся решали примеры и выполняли в парах взаимопроверку. Определили более рациональный приём письменного умножения.
5. Проанализируйте использование технологий проектной и исследовательской деятельности на этом этапе.
В ходе данного этапа использовались элементы проектной деятельности. Дети проговаривали, тем самым, готовили материал для составления алгоритма письменного вычисления примеров.
Элементом применения исследовательской технологии можно считать выбор приёма вычисления при умножении.
6. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся с целью развития их познавательной активности и самостоятельности; связи изучаемого материала с ранее пройденным материалом, использование межпредметных связей.
В процессе первичного закрепления учащиеся продолжили знакомство с приёмом умножения в столбик, после чего выполнили тренировочное решение примеров по отработке нового знания. При изучения нового материала дети опирались на знания, полученные на предыдущих уроках. Они уже владели информацией о записи примеров в столбик. Использовались межпредметные связи: рассказ учителе о промысле рыбаков, о пользе рыбы для питания человека(окружающий мир), раздельное написание предлогов в кратком условии задачи ( связь с русским языком).
4 этап
Применение новых знаний, обобщение и систематизация
7. Какие методы работы на уроке использовались: частично-поисковой, репродуктивно-поисковой, проблемный, словесно-наглядный.
На уроке я использовала частично-поисковый метод (на этапе актуализации знаний), проблемный (при постановке учебной задачи), словесно-наглядный (при объяснении нового материала, а также на этапе применения, обобщения и систематизации знаний)
8. Создавались ли нестандартные ситуации при применении новых знаний, обобщении и систематизации обучающимися?
При применении новых знаний создавались нестандартные ситуация (необходимо было решить примеры самостоятельно, надо было правильно их записать). На протяжении всех этапов урока дети «путешествовали по морю», выполняя задания капитана корабля, решали задачи. Нестандартные формы обучения позволили обеспечить занимательность урока, учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка. Активизировать познавательную деятельность, создать процесс сотрудничества учителя с учащимися.
9. Формулировались ли вопросы проблемного характера, предлагались ли задания, направленные на освоение способов деятельности (памятки, планы, инструкции, алгоритмы, маршрутные листы и т.д. )
На этапах актуализации и освоении новых знаний формулировались вопросы проблемного характера. А также при применении новых знаний и подведении итогов урока ребята проговорили и составили алгоритм выполнения письменного умножения трёхзначного числа на однозначное.
5 этап
Подведение итогов урока, рефлексия
10. Какие приемы, способы оценивания применены? Что доминировало: оценивание учителем или самооценивание, взаимооценивание учащихся?
В ходе урока были применены следующие способы оценивания:
- Взаимооценивание во время парной работы
( на этапе освоения новых знаний после самостоятельного выполнения задания);
- Самооценивание при решении задачи сильными учащимися, а также во время рефлексии;
- Оценивание учителем слабых учащихся при решении задачи у доски.
Доминировало взаимооценивание и самооценивание.
11. Проводилось ли оценивание по видам и уровням достижений? Было ли оно дифференцированным, многобалльным, посредством рейтинга и т.п.?
-
12. Какова педагогическая целесообразность примененных способов и приемов оценивания результатов учебной деятельности учащихся? Подводились ли итоги самими обучающимися?
Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является важной составляющей образовательного процесса.
Оценивание сфокусировано на учении, требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценки.
- Взаимооценивание. Помогало развить навыки устного общения учащихся и уважение к чужому мнению. Учились отличать сильные и слабые стороны других работ и анализировать собственный прогресс. Для достижения целей взаимопроверки мною был организован анализ выполненной работы по образцу на экране презентации.
- Самооценивание. Позволило мотивировать учеников. Дети оценили не только результат, но и процесс работы, понять, над чем ещё нужно работать и выбрать пути совершенствования своих знаний.
Показатели общеметодологической направленности урока (без привязки к определённому этапу урока)
13. Проанализируйте соответствие содержания урока в рамках реализации рабочей программы учебного предмета, учебного курса, учебного модуля.
Урок проведён согласно учебно-методическому плану в рамках реализации учебной программы по математике. Является продолжением ряда уроков по теме «Числа от 1 до 1000.Умножение и деление». В календарно-тематическом плане урок под номером 124. Дата проведения урока: 7 мая 2025 г.
14. Какие использовались приемы для усиления воспитательного потенциала урока (учебного занятия)?
Для усиления воспитательного потенциала урока использовала визуальные средства обучения и воспитания: презентацию; индивидуальные карточки, задание на определение названия корабля.
Специально организованное, развивающее взаимодействие учителя и учеников осуществлялось с целью обеспечения равных возможностей. Это позволило создать доверительные отношения, способствовало позитивному восприятию учащимися требований учителя, привлечению их внимания к информации, обсуждаемой на уроке, активизации познавательной деятельности. Учащиеся соблюдали нормы поведения в классе, правила общения с учителем, одноклассниками. Например, при осуждении, какие принадлежности необходимо иметь на уроке, дети исключили телефон, игрушки, сладости. Выполнив задание капитана при определении названия корабля («Дружба») настроились на продуктивную работу в классе, обсудив качество человека, как дружелюбие.
На уроке применялась интерактивная формы работы: работа в паре. Использовались современные информационно-коммуникативные средства обучения: презентация.
15. Использовались ли ЦОР, автоматизированного контроля для организации оперативной обратной связи?
Средства ЦОР на платформе Учи.ру использовались при подготовке к уроку.
16. Использовались ли задания, направленные на формирование и развитие функциональной грамотности?
Все задания направлены на формирование и развитие функциональной грамотности.
Вопросы урока:
- почему на третьей картинке перечёркнуты предметы?
- на чём путешествуют по морю?
- где используют приём письменного умножения?
- где этот приём может пригодиться?
- как рыбаки ведут промысел рыбы7
Задачи, предложенные для решения, учат о важности профессии рыбака.
17. Подбирались ли задания, способствующие подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) и ВПР?
Задание: решить примеры, используя письменный приём (способствует подготовке учащихся к выполнению задания ВПР №7).
Задание: решить задачу (способствует подготовке учащихся к выполнению задания ВПР №8.
18. Осуществлялась ли дифференциация на уроке?
Дифференциация на уроке осуществлялась при решении задач. Слабые дети разбирали и решали задачу совместно с учителем на доске. Сильные дети решали другую задачу самостоятельно.
19. Какие приемы использовались для реализации системно-деятельностного подхода:
- поощрялась ли инициатива учащихся задавать вопросы, комментировать, вовлекались учащиеся ли в дискуссию по постановке учебной задачи, по выработке способа выполнения учебного действия?
- ограничивались ли Вы предметными действиями или создавали условия для конструирования учащимися способов выполнения метапредметных (универсальных) деятельности, их обобщения?
- задавались ли фронтальные вопросы или персонифицировались так, чтобы они имели личностную адресность по отношению к разному контингенту учащихся?
- какие приёмы / формы организации учебной деятельности использовались?
- оказывалась ли помощь учащимся в формировании умения обобщать высказываемые идеи по ключевым вопросам учебного занятия?
- какова эффективность использованных приемов / организационных форм для развития личностных / регулятивных / познавательных / коммуникативных УУД?
Для реализации системно-деятельностного подхода поощрялась инициатива учащихся задавать вопросы (дополнительные вопросы при оценивании товарища), выполнялась рефлексия. Дети комментировали запись примеров в столбик, запись условия задачи; вовлекались в дискуссию по постановке учебной задачи, по выработке способа выполнения учебного действия. Использовались активные и интерактивные методики( работа в парах, игровые моменты).
Дети самостоятельно открывали новые знания, а не получали их в готовом виде. На уроке задавались фронтальные и индивидуальные вопросы.
Создавались на уроке условия для конструирования учащимися способов выполнения метапредметных заданий.
Использовались разные формы организации учебной деятельности:
- Фронтальная работа. В ходе выполнения задания при записывании трёхзначных чисел, определения названия корабля, в ходе беседы, постановки учебной задачи , при решении примеров у доски весь класс одновременно выполнял одинаковую работу, общую для всех.
- Индивидуальная работа. Учащиеся выполняли самостоятельно задания, подобранные для них, в соответствии с уровнем подготовки и учебными возможностями.
- Парная формы работы. Дети получили определённое задание, выполнив его, обменялись тетрадями в парах, совместно проверили по образцу на экране.
- Создание проблемной ситуации на уроке способствовало познавательной мотивации и формированию познавательных УУД. В результате учащиеся внимательно слушали говорящего, дополняли его ответ и объективно оценивали его ответы.
- Взаимооценивание письменных работ было направлено на формирование регулятивных УУД, так как такой приём развивает умение определять, достигнут ли результат деятельности. Также способствовал развитию коммуникативных УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
- Игровой приём . Позволил создать
интерактивную и увлекательную обстановку, в которой учащиеся активно взаимодействовали с
учебным материалом, развивая навыки, решая
задачи, и применили полученные знания на
практике. Игровые технологии на уроке способствовали повышению мотивации и вовлечению учащихся в урок.
Игра способствовала усвоение сложных концепций за счет интересного и запоминающегося материала.
20. Какой методический инструментарий использовался для развития личностного потенциала обучающихся?
- использовались ли отдельные приемы и технологии личностно-развивающего обучения (проблемно-задачная, диалогическая, имитационного моделирования; игровая)?
- включались ли в учебную деятельность учащиеся с низкой мотивацией к обучению? Какие использовались приёмы для этого? Как активизировалась позитивная мотивация учебной деятельности у учащихся класса?
Для развития личностного потенциала обучающихся большая роль отводилась мотивации детей. Задания подобраны так, чтобы каждый ученик был не пассивным слушателем, а активно участвовал в уроке. Чтобы каждый был заинтересован в результатах своей работы. Положительный мотивационный настрой на уроке помог создать условия для объективной самооценки, развития и уверенности в себе, в успешном усвоении учебного материала. Помог увидеть свои индивидуальные проблемы и затруднения (при самооценке и взаимооценке). Дети с низкой мотивацией к обучению активно включались в учебную деятельность на уроке.
Зависит от типа и целей урока