Конспект урока в 4 классе

по теме:

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РОССИИ.

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ».

 

Ресурсы урока: компьютер, проектор, экран, баян, шумовые музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, бубен, свирель, свистульки из глины и дерева).

Цель урока:

познакомить учащихся с русскими  народными инструментами, историей их создания, показать  их самобытность и место в жизни  русского человека, познакомить с приёмами исполнительского  развития в  народной музыке

Задачи:

Воспитательные:

1. формирование чувства гордости и любви к русской национальной культуре;

2. привить детям желание самим прикоснуться к истокам русского народного творчества и увидеть результат своего труда;

3. воспитать уважение к народным традициям и культуре русского народа

Образовательные:

-раскрыть истоки создания инструментов;

-способствовать формированию умения самостоятельного получения информации;

-научить различать голоса народных инструментов в составе оркестра русских народных инструментов;

- обучение игре на простейших русских народных музыкальных инструментах (бубен, ложки, металлофон, маракасы, трещотки, свирель).

Ход урока:

Этапы урока:

1 этап. Организационный

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Ученики: Здравствуйте!

Ребята, посмотрите  друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. И я приглашаю вас сегодня вместе со мной отправиться в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания . Вы готовы?

Тогда предлагаю вам прослушать музыку, чтобы узнать тему урока.

2 этап.  Мотивация (создание проблемной ситуации).

Учитель: (Звучит русская плясовая.) Какая она была по характеру грустная или веселая?

Ученики: веселая.

Учитель: Как вы думаете композиторская она или народная?

Ученики: народная.

Учитель: Правильно! Это русская народная музыка. А что значит народная?

Ученики: ее сочинил народ.

Учитель: По каким признакам вы определили, что это народная музыка?

Какие вы услышали  инструменты?

Ответы учеников: балалайка, баян, ложки, гармонь.

Учитель: Музыка звучала в исполнении одного инструмента или нескольких?

Ученики: Звучало много инструментов.

3 этап. Актуализация знаний.

Учитель:

« Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки.

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки.

Все играют звонко, дружно,

Слушать их не надоест

Отгадать, ребята нужно

Что это?»

Что такое оркестр? это когда играют много музыкантов.

Ребята, как вы думаете, о каком оркестре пойдет сегодня речь на нашем уроке?

Ученики: о народном оркестре

4 этап.  Целеполагание и планирование.

Учитель: Итак, тема нашего урока, «Народные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов».

А теперь, попробуем определить цель нашего урока. Поскольку наш урок начался с музыки в исполнении народного оркестра, значит, мы узнаем, какой оркестр и почему называют народным и какие группы инструментов входят в его состав. И, конечно узнаем, как звучат некоторые инструменты народного оркестра.

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы).

Учитель:

Ребята, как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент?

Ответы детей. Страница 62 учебник( ученик зачитывает)

Учитель: Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. А  однажды, за ужином человек дунул  в  кость, и  раздался  свист. Звук  походил  на птичий  свист. А может человек пошел на охоту и натянул тетиву, чтобы запустить стрелу в дикого зверя, а она зазвенела, как струна.
Неужели  полую  кость,  кусок  выдолбленной  древесины или натянутую тетиву уже  можно  считать музыкальным инструментами?  Оказывается, можно!
Так  появилась  мелодия, а вместе  с мелодией - музыкальные  инструменты.
С тех  пор  прошло  уже много  лет, до нас дошли уже усовершенствованные русские народные инструменты.

Все известные нам народные инструменты делятся на три группы: струнные, духовые, ударные.

(Появляется картинка оркестра)

Учитель:  С некоторыми из них вы уже знакомы.

Итак, начнем со струнных инструментов. А как вы думаете, почему их называют струнными?

Ученики: Потому что там есть струны и чтобы извлечь звук, их перебирают. как бы щипают.

Учитель: Правильно.

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?

Мордасова Ксения расскажет нам про Гусли это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Мы с вами знаем русские сказки, где упоминаются гусли.

Что из себя представляет инструмент? Это доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли.

 Народные сказания донесли до нас имя легендарного русского певца - гусляра Баяна .Такие музыканты – сказители ходили по Руси и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях. Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором (специальная маленькая пластиночка, как листок). Само слово произошло от древнеславянского слова «густы» - гудеть.

(Слушание и имитации игры на гуслях ). 

Ещё один струнный инструмент. Про Домру  расскажет Хайруллина Полина – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Почему «щипковый»? - да потому, что звук извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором. Этот инструмент – основа народного оркестра.

 В древности оркестров не было. Ходили по городам и селам веселые балагуры и музыканты и веселили всех: и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, кувыркались, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах, устраивали веселые представления.

 Кто знает, как называли таких артистов? Правильно, скоморохи. 

Учитель: Играли скоморохи на домре косточкой или перышком. Нравились их выступления не всем, т. к. могли высмеять жадность, глупость, злость или изобразить кого-нибудь. Позволяли себе шутки не всегда безобидные. Это вызывало гнев властей как церковных, так и светских. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порой и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Царским указом повелевалось скоморохам не выступать, инструменты у них отбирать и уничтожать. И почти не осталось тех, кто умел играть на домре, да и инструментов почти не осталось. Лишь в самом конце 19 века нашелся инструмент в российской глубинке, да остались изображения на рисунках и руководитель первого оркестра русских народных инструментов В.В.Андреев смог возродить этот инструмент.

Портрет Андреева

 Произошло это около ста лет назад в Петербурге. К известному скрипичному мастеру Иванову пришел молодой скрипач Василий Андреев. Он сказал:

«Хотел бы заказать у вас музыкальный инструмент». Но когда мастер посмотрел чертежи, которые принес ему Андреев, он страшно рассердился. Как, так ему, уважаемому мастеру, предложили сделать шутовской, скомороший инструмент, да еще из лучших сортов дерева. И рассердившись, мастер сказал: « Что если господину Андрееву угодно, он может приобрести сей мужицкий инструмент в любой лавке, где та продается вместе со спичками и солью.

Ребята, Как вы думаете, какой ж инструмент предложил Иванову сделать Андреев? (Балалайку)

А еще Василий Андреев заметил, что ему скрипачу совсем не зазорно играть на балалайке и показал мастеру свое искусство игры на балалайке

Мастеру понравилось, как молодой музыкант горячо говорит о том, что хочет наладить, усовершенствовать русские народные инструменты и как виртуозно звучит в его руках этот мужицкий инструмент. И тогда мастер Иванов сдался. И приступил к работе. Получился инструмент, который стал символом русского народа Это….. конечно же балалайка.

Исаенков Владик расскажет о балалайке

Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа. У русских это балалайка.

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У нее лишь три струны,

Но она - любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень

И сыграет "трень" да "брень".

Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали сказки. Балалайка – струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство, и большие и маленькие. 

Учитель. Василий Васильевич  Андреев смог усовершенствовать балалайку и создать чертежи их разновидностей, получилась целая семья: прима, альт. бас, контрабас.

Кроме балалаек, он смог создать и разновидности домр. Организовал школы обучения игре на балалайке и др. нар инструментах и создал первый оркестр русских народных инструментов.

Василий Васильевич Андреев родился в г.Бежецке Тверской губернии и там же и организовал свой оркестр, который назвал «Великорусским».

Репертуар был очень разнообразным, писал их сам Андреев: пляски, песни, хороводы, наигрыши, много концертировали по разным странам Германии, Франции, Англии США и конечно по городам России.

После смерти оркестр был переименован и сейчас носит имя своего руководителя.

Очень известна на Руси плясовая песня «Светит месяц» многие композиторы писали вариации на мелодию данной песни, не остался в стороне и В.Андреев.

Настало время услышать оркестр русских народных инструментов.

Видео Светит месяц в исполнении орк р.н.инструментов им. Андреева

Задание: Определить характер музыки и форму? ( задорная, плясовая, бойкая, веселая, радостная, энергичная. Форма – вариации)

Ребята, а чтобы могло произойти, если бы В. Андреев не приложил столько усилий и не посвятил народному творчеству свою жизнь? (Ответы детей)

Итог: Важно запомнить, что благодаря усилиям В.Андреева народные инструменты сохранились, усовершенствовались и приобрели популярность.

Следующая группа инструментов оркестра: духовые

Прищеп Е. расскажет нам об одном из инструментов группы духовых.

Приложу к губам я трубку-

Полилась по лесу трель,-

Инструмент тот очень хрупкий

Называется…

 О каком музыкальном инструменте идёт речь? Правильно, о свирели.

История возникновения инструмента.

Свирель - русский народный инструмент, представляющий собой  деревянную трубку с боковыми отверстиями. Изготавливается из орешника, клена или черёмухи.

(Слушание и имитации игры на свирели

Лабузько Витя.Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок,
Дополняет наш кружок

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем — вклеенный мундштук.

(Слушание и имитации игры на рожке). 

Бородуля Алексей

Это что за инструмент?

Поет гнусаво он,  тоскливо,

И очень скучно, не игриво.

Будто всем нам говорит:

«У меня душа болит!»

Возьми меня и пожалей-ка,

А зовут меня… жалейка.

Жалейка -  русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором.

(Слушание и имитации игры на жалейке). 

Марченко Дима расскажет про Свистульки.

 Есть еще один инструмент. Он тоже духовой, но больше относится к шумовому. Это глиняные свистульки. А также они еще бывают деревянные. Имеют разную форму: птичек, зверушек, дудочек.

Также в состав народного оркестра входят:  гармони, баяны. Баян – потомок удалой гармошки, назван так в честь русского певца.

Заливается трехрядка,

И народ идет вприсядку!

А трехрядка неплоха –

Есть и кнопки, и меха.

И веселые девчушки

Под нее поют частушки!

(Частушки под баян исполняют девочки )

У него рубашка в складку, 
 Любит он плясать вприсядку, 
 Он и пляшет, и поет —
 Если в руки попадет. 
 Сорок пуговиц на нем, 
 С перламутровым огнем. 
 Весельчак, а не буян 
 Голосистый мой…

Осталась ещё одна группа, группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) называется: ударные или шумовые.

Ярослава Шадрина

За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко,
На красивых, ярких... (ложках).

Ложки - русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается четкий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей

«Коробейники» на ложках играет Шадрина Ярослава

Егор Теликин познакомит с ещё одним инструментом.

Деревянные пластинки, разноцветные картинки,

Стучат, звенят – плясать велят!

Трещотки - инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах. 

Грицев Саша

Бубен, трензель – шумовые инструменты. Их просто встряхивают в ритм мелодии. 

Учитель: Итак, ребята, мы с вами познакомились с русскими народными инструментами. Каждый из них имеет свое звучание, свой голос или тембр. А что же такое тембр?

Ученики: окраска звука или голоса, по которому можно различить инструмент или голос.

Учитель: Мы уже послушали, как звучит оркестр русских народных инструментов.

И сегодня  я предлагаю вам побывать сейчас в роли музыкантов. Предлагаю организовать свой оркестр – народный оркестр шумовых инструментов.

(Раздаю детям шумовые инструменты. Разучиваю партии  ложек, трещоток, свистулек. Уделяю внимание четкому слаженному ритму инструментов ).

На видео показываются инструменты, звучит мелодия оркестра под которую дети исполняют свои партии

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление).

Учитель: Итак, ребята, что такое оркестр?

Какие инструменты входят в состав русского народного оркестра? Какие инструменты относятся к духовым, струнным, ударным?

(Ответы детей).

Оркестр Орке́стр (греч. orchestra) - коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения.( записываем определение в тетрадь).

Ребята, каждый гражданин государства обязан знать и уважать свою историю, культуру и традиции своего народа и сегодня мы с вами узнали о музыкальных инструментах России, об оркестре русских народных инструментов, сами попробовали играть в оркестре..А какие русские народные песни вы помните?

(Ответы детей).

«Солдатушки, бравы ребятушки», «Иван Сусанин»,» Во поле берёза стояла».

Чтобы спеть их, давайте распоёмся.

( Распевка)

Исполнение песен. Наша Россия- самая прекрасная страна. Исполним

« Песню о России» муз. В. Локтевой сл. О. Высотской.

7 этап. Рефлексия и оценивание.

Учитель: Ребята, какую тему мы сегодня изучали на уроке? А цель нашего урока была какова?

(Ответы детей).

Учитель: давайте проверим свои знания , пройдя небольшой тест.

Ученики: (проходят тест)

Учитель: Можно проверить свои результаты, сверившись с доской.

Учитель: А что понравилось больше всего?

(Ответы детей).

Учитель: У каждого на столе лежат оценки, которые вы себе можете поставить. Давайте каждый себя оценит и подведём итог урока. (Подвожу итог. Выставляю и комментирую отметки).

8 этап. Домашнее задание.

 Нарисовать понравившийся русский народный инструмент. 

 

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Народные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

Слайд 2

Оркестр Орке́стр (греч. orchestra) - коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. -струнно-щипковые, -духовые, -ударные. Три группы инструментов оркестра:

Слайд 3

Гусли На чём в гостях, вдали от дома, Играл Садко царю морскому?

Слайд 4

Домра Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка. Круглая, а не барабан. Три струны, а не балалайка.

Слайд 5

Всем известна на Руси, Хоть кого о ней спроси! У нее лишь три струны, Но она - любовь страны. Выйдет Ваня за плетень И сыграет " трень " да " брень ". Балалайка

Слайд 6

Свирель Приложу к губам я трубку- Полилась по лесу трель,- Инструмент тот очень хрупкий Называется… свирель.

Слайд 7

Вышел в поле пастушок, Заиграл его... Рожок. Рожок

Слайд 8

Жалейка Это что за инструмент? Поет гнусаво он, тоскливо, И очень скучно, не игриво. Будто всем нам говорит: «У меня душа болит!» Возьми меня и пожалей-ка, А зовут меня… жалейка.

Слайд 9

Ложки За обедом суп едят, К вечеру «заговорят» Деревянные девчонки, Музыкальные сестренки. Поиграй и ты немножко На красивых ярких...

Слайд 10

Трещотка Деревянные пластинки, разноцветные картинки, Стучат, звенят – плясать велят!

Слайд 11

Бубен трензель бубенцы румба

Слайд 12

Заливается трехрядка, И народ идет вприсядку! А трехрядка неплоха – Есть и кнопки, и меха. И веселые старушки Под нее поют частушки! Гармонь

Слайд 13

У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поет — Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем. Весельчак, а не буян Голосистый мой… Баян