«КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ. ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ»

Тема урока: «Классификация профессий. Формула профессии».

Цели: расширить знания о мире профессий; познакомить с понятиями «профессия», «специальность», «должность», с классификацией профессий по отраслям труда, предметам, целям и условиям труда.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал

Ход урока

1. Организационный этап. (2 минуты)

Оглашение темы и целей.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
(3 минуты)

Пройдёт совсем немного времени, и вам придётся выбирать свой путь в жизнь. И путь этот начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?

На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?

Подведём итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак:

Профессия

 – это трудовая деятельность человека, которая даёт ему средства для существования и развития.

Специальность

 

– вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация 

– это уровень профессионального мастерства.

Должность 

– это место, занимаемое человеком в организации.

Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.

III. Изучение нового материала. (7 минут)

А теперь давайте поговорим более подробно о мире профессий.

Даже если рассмотреть, к примеру, нашу школу, то, конечно же, список профессий, необходимых для организации работы школы, не ограничивается 5-6.

Подумайте, пожалуйста, представители, каких профессий работают в нашем УПЦ?

Необходимо различать понятия «профессия» и «специальность».

Профессия – это вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков.

Примеры: учитель, инженер, слесарь, врач.

Специальность – Род занятий в рамках одной профессии.

Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например:

- профессия учитель включает в себя специальности – учитель математики, биологии, пения;

- профессия инженер: инженер – конструктор, инженер – механик;

- профессия врач: врач-терапевт, врач-окулист, врач-хирург, врач-стоматолог

Помимо профессии и специальности, каждый человек может занимать какую либо определенную должность на своей работе.

Должность – это служебное положение работника в учреждении или на предприятии, которую может исполнять человек, владея любой специальностью.

Примеры: директор, заведующая детским садом, начальник отдела, главный бухгалтер.

В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии?

Помочь в этом может классификация профессий.

Классификация профессий

Наиболее удачную классификацию профессий предложил академик Климов

Эту классификацию можно представить в виде пирамиды из четырех ярусов

Группы профессий

Отделы профессий

Классы профессий

Типы профессий

Эту схему можно рассматривать, как лестницу, по которой вы будете подниматься, обдумывая выбор трудового пути.

IV. Практическая работа (10 минут)

Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

 Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметанной, йогуртами и т.п.?

(Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадёт чей-то труд, деньги, прибыль).

Также и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это, что продаёт человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа – «Самые забытые профессии».

Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны».

Четвёртая группа – «Самые отважные профессии».

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб - дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т.п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, трубочист, ямщик и т.п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофёр (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь – водопроводчик и т.п.

Самые отважные: пожарный, каскадёр, моряк – подводник, лётчик – испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапёр, шахтёр, военный и т.п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на весь мир, на, то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живём.

 Скажите, пожалуйста, что получится, если длину умножить на ширину (получится формула a*b=S)? (4 минуты)

- А что получится, если сложить три слова: «хочу», «могу» и «надо»?

Я открою вам секрет: получится своеобразная формула правильного выбора профессии. Специалисты установили: что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

Как объяснить эту формулу? В ней всего четыре величины:

- хочу + могу + надо;

- хочу – это всё, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу – это всё, что мне по силам, по способностям;

- надо – это всё, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

 Как же работает формула осознанного выбора профессии? Например:

1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеёй. Могу быть парикмахером, швеёй, сейчас везде требуются швеи – стану швеёй.

2. Хочу быть каскадёром, космонавтом, водителем, лётчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.

3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортёром. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортёром.

Соотношение между – «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твёрдо идёт к своей цели, он обязательно её достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

5.Итог урока (2 минуты):

Скажите, ребята, было ли вам интересно? Что нового вы сегодня узнали?

Спасибо вам за вашу работу.