ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(5 КЛАСС)

Тема урока: Урок-путешествие в страну Языкознание.

Цель урока: закрепить знания по изученному ранее материалу.

Задачи урока: образовательные (предметные): обобщить знания учащихся по разделу «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии.

развивающие (метапредметные) регулятивные: формулировать цель и задачи урока, соотносить цель и результаты своей деятельности,

определять степень успешности работы, развивать навыки логического мышления, наблюдательность;

познавательные: выделять главное, строить логически обоснованные рассуждения, уметь пользоваться алгоритмом;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

воспитательные (личностные) воспитывать интерес к предмету, развивать способность к сотрудничеству;

коррекционные: развивать умение применять правила при выполнении заданий, развивать точность, прочность, скорость запоминания, умение пользоваться полным ответом, развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок-практикум

Форма урока: групповая

Методы обучения: метод групповой работы. Технология eduScrum.

Формы обучения: работа с заданиями разной формы, с раздаточным материалом.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями, ватман со стикерами.

Ход урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся к деятельности.

Добрый день, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас уроке русского языка. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка поднимает настроение. Сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть, какие вы дружные, сплоченные, находчивые, как вы хорошо знаете наш родной язык.

Я рада приветствовать команды, в них оказались вы неслучайно. Вы помните, мы провели анкетирование, и вот результат. (Команды заранее были разделены по технологии eduScrum).

У нас сегодня будет не просто урок, а урок – путешествие в страну Языкознание.

Интересно, а знаете ли вы, что такое Языкознание?

Ответы ребят

Молодцы!

Ребята! Нам пришло письмо. От кого же? От Незнайки! Давайте скорее его прочитаем! Настя, читай!

Дорогие ребята!

Помогите, пожалуйста, мне справиться с заданием:

Сколько у вас получилось слов с буквой «т»?

Вес?ник, гиган?ский, грус?ный, ужас?ный, радос?ный, вкус?ный, интерес?ный, ненас?ный, небес?ный.

Незнайка.

Ребята, давайте поможем Незнайке ответить на этот вопрос. (комментируют)

Наш Незнайка совершенно не знает правил русского языка. Давайте поможем ему узнать их?

Ребята, как вы думаете, а есть ли такая волшебная страна, где бы Незнайка смог узнать правила?

Конечно же, и мы вместе с ним отправимся в страну «Языкознание». Вы не найдете ее на картах, но она точно есть, и мы сейчас в этом убедимся! (Слайд)

Давайте представим, что вы 3 самых лучших команды экскурсоводов, которые прекрасно знают все достопримечательности своей страны. Вместе с Незнайкой вы пройдете все испытания, поделитесь с ним своими знаниями. Путешествовать по волшебной стране мы будем на поезде! (слайд)

Посмотрим, какая из команд - экскурсоводов будет лучшей.

Экспертами сегодня выступят (представление жюри)

Именно они, подводя итог, решат, кто же лучше!

Команды! Представьтесь!

1 команда:

2 команда:

3 команда:

Итак, готовы?! Можно начинать.

1. Садимся в поезд и отправляемся в путешествие. Первый город: ЗВУКОГРАД

Ребята, что означает название этого города? А как называется раздел науки о языке, в котором изучают звуки и буквы? Фонетика! Вот по фонетике и будут вопросы.

Перед вами чистые листы, я буду давать задание, ваша задача - написать правильный ответ.

Метаграммы - это загадки, в которых из данного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например, (обращаемся к стенгазете):

Я с [л] смягченным - под землей,

Бываю каменный и бурый,

А с твердым - в комнате любой,

В геометрической фигуре.

(уголь - угол)

Когда я с Д меня сорвут,

Когда я с Т, на мне плывут.

(плод - плот)

С 

Ч -

 над морем я летаю,

С Г-в машинах я бываю.

(чайка - гайка)

С 

Ё-

 колючий,

С У- ползучий.

(ёж - уж)

С Л-

 лить слезы заставляет,

С Ж - по воздуху летаю

(лук - жук)

С 

Е -

 я жаркая пора,

С О- настольная игра.

(лето - лото)

Чтоб отгадать, имей терпенье:

С Л- часть лица, ас Б- растенье (лоб - боб)

9.С м меня ты надеваешь,
С л собаку называешь.

(Ответ:майка – лайка)

10.С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С п – от вас я не таю –
В каждом классе в ряд стою.

(Ответ: карта – парта)

11.Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь м,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.

(Ответ: уха – муха)

А теперь давайте посмотрим на экран и дадим правильные ответы!

2. Следующий город, в который мы прибываем – Лексикоград. Ребята, как вы думаете, что изучают в этом городе? Незнайка ведь не знает!

- Лексику! А что такое Лексика?

Учащимся предлагается картинка, на которой нужно найти как можно больше слов на букву «В».

В этом городе нас ждет еще одно задание: кто громко и дружно ответит на мои вопросы?

Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов –

это  

(

Маяк)

Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. 

(Айсберг)

Край земли у водной поверхности. 

(Берег)

Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. 

(Акваланг)

Сильная буря на море. 

(Шторм)

Уметь держаться на воде и передвигаться по ней. 

(Пл

авать)

1) Я – антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня …

(- Прохлада).

2) Я – антоним слова «лето»,

В шубу снежную одета,

И люблю мороз сама,

Потому что я …

(- Зима)

3) Я – антоним к слову «смех»,

Не от радости, утех,-

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач,

Догадались? Это …

(- Плач).

4) Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь …

(- Тишина).

Вы молодцы! Продолжаем наше путешествие!

А сейчас мы попали в темный тоннель! А в это время, чтобы не бояться, нам необходимо отдохнуть: закрываем глазки, закрытыми глазами рисуем фигуры! И смайлик, который нам улыбается.

А наш поезд прибыл в следующий город -

Морфемоград

.

Как вы думаете, что изучают в этом городе

? Какой раздел науки о языке

изучает морфемы?

Задание 1. «Собери слова».

Команды получают задание и записывают ответы на листках.

Соберите слова, морфемы которых спрятались в других словах.


1) приставка – в слове подсказка, корень – в слове снежный, суффикс – в слове ученик, окончание – в слове утки (ответ: подснежники);

2) корень –  в слове молодой, суффикс – в слове пальцы, окончание – в слове коты (ответ: молодцы);

3) приставка в слове переход, корень – в слове городок, суффикс – в слове учить, окончание – в слове копать (ответ: перегородить);

4) корень – в слове ельник, суффикс – в слове багровый, окончание – в слове красный (ответ: еловый).

А какие же баллы у наших команд? Давайте послушаем промежуточные результаты нашего путешествия. Слово предоставим жюри.

А мы тем временем прибываем в город

ОРФОЭПИИ

и ГРАФИКИ

Как вы думаете, что изучается в этом городе?

Конкурс капитанов

«Прочти, что здесь написано»

За безошибочно прочитанные слова – 4 балла (за каждую ошибку команда теряет 1 балл).

Команды получают от ведущего листок со словами, которые нужно прочесть вслух, соблюдая орфоэпические нормы.

1)Торты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит, мельком, откупорить, скворечник.

2)Шарфы, банты, средства, свекла, красивейший, начал, столяр, звонят, созвонимся, черпать; яичница.

3) Зонты, документ, щавель, каталог, квартал, звонишь, цемент, каучук, километр, досуг, поняла

Пока капитаны готовятся – задание.

УЧИТЕЛЬ: нельзя пройти мимо Графики. Вспомним, что изучает этот раздел лингвистики. 

Задание 1. «Расшифруй слова»

Ведущий раздаёт карточки с зашифрованными словами, буквы которых обозначены цифрами по их месту в алфавите.

1, 9, 2, 21, 12, 1 (ответ: а, з, б, у, к, а);

17, 33, 20, 7, 18, 12, 1 (ответ: п, я, т, ё, р, к, а);

18, 16, 19, 19, 10, 33 (ответ: Р, о, с, с, и, я).

Вот мы и не заметили, что Незнайка прибыл на последнюю остановку в город Орфографийск. Что изучается в этом городе? А какой раздел изучает правильное написание слов?

5. Следующая остановка – город Орфографийск.

У вас на столах – сигнальные карточки! Я вам говорю слово, ваша задача – правильно показать букву:

1. Какая буква пишется а-я?

Чаща

угощать

Саранча

2. Какая буква пишется у-ю?

Щука

Жюри

Брошюра

3. Какая буква пишется?  и-ы?

Циркуль

Цыган

Цифра

ИТОГ: Незнайка проехал с Вами по всем городам, и вот что он нам написал:

«Дорогие ребята! Спасибо Вам за увлекательное и познавательное путешествие! Я узнал много нового и интересного!»

Ваш Незнайка!

Что вы можете сказать, прочитав записку? Что же это значит? Наш Незнайка стал знатоком языкознания!

Ребята, вы - молодцы, замечательные экскурсоводы, но мы помним, что за нами наблюдали эксперты, что же они нам скажут?

Слово жюри

Несмотря на то, что результаты разные, вы показали отличные знания, я вами довольна! Как хорошо, что у нас в классе нет таких Незнаек! Вы сегодня такие молодцы, каждый заслужил по 5 на этом уроке.

Домашнее задание:

– Сочинить стихотворение или нарисовать рисунок по теме «Путешествие в страну Языкознание».

Я предлагаю вам выбрать творческое задание. Кто-то сочинит сказку, а кто-то придумает стихотворение на эту тему.

Я благодарю вас, ребята, за интересную работу, сотрудничество и надеюсь, что на следующем уроке нам будет так же интересно, как сегодня. Жду ваши интересные работы. Спасибо всем!

КОНКУРС «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ»

Если останется время: тот, кто первым поднимет руку и даст правильный ответ, получает жетон.

1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука)

2. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя.)

3. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота)

4. Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (Тот, шалаш, боб, Анна, казак.)

5. В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон.)

6. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень.)

7. Какой падеж имени существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный)

8. К какому роду относится слово тюль? (м.р.)

9.Какой буквой можно превратить существительные ЖАР и ЕЛЬ в глаголы? (Ответ: буквой Ь) 

10.Когда руки бывают личными местоимениями? (Ответ: когда они вы-мы-ты)

11.Какие два личных местоимения мешают водителям на дорогах? (Ответ: я-мы)

12.Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Ответ: он)

13.Как большой дом превратить в маленький? (Ответ: добавить суффикс –ик)

14.В каком слове на конце пишется 3 буквы Е? (Ответ: длинношеее)