Урок речевой практики во 2 классе
по теме «Наши друзья - домашние животные»
Цель: расширение знаний о домашних животных
Задачи:
Образовательные:
Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах.
Закрепить знания о внешних признаках животных, какую пользу приносят. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме знания.
Развивающие:
Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику; Совершенствовать мыслительные процессы;
Развивать у детей фонематический слух.
Продолжать учить отгадывать загадки.
Развивать речь, мыслительные операции; познавательный интерес воспитанников в процессе экспериментирования
Воспитательные:
Воспитывать любовь к домашним животным;
Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;
Воспитывать коммуникативные навыки.
Словарь: закрепить названия животных и детенышей, уточнить названия действий животных: корова- мычит, лошадь – ржет, собака- лает, кошка – мяукает, свинья – хрюкает, коза - блеет.
Демонстрационный материал: картинки домашних животных, пазлы, дидактический материал, мультимедийное сопровождение.
Предварительная работа: беседа о животных, рассматривание иллюстраций на тему: «Дикие и домашние животные».
1.Оргмомент
- К нам сегодня на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями и улыбнитесь им. Музыкальное приветствие «Здравствуйте ладошки»
А, теперь прежде чем вы сядете за парты, давайте сыграем в игру «Угадай- ка», и узнаем, о ком мы будем говорить на уроке
Лохматая, пятнистая, злая – собака.
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух.
Большая, спокойная, рогатая – корова.
Голодная мычит, сытая жует,
Всем ребятам молоко дает.
Сильная, резвая, стройная – лошадь.
Подкованы ноги,
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою.
Толстая, неторопливая, ленивая – свинья.
Вместо носа — пятачок.
Там, где хвост, висит крючок.
Маленькая, пушистая, ласковая – кошка.
Мягкие лапки,
На лапках царапки.
Рогатая, бородатая, бодливая - коза.
Я скажу вам: "Ме-ме-ме!
Подготовьтесь-ка к зиме!
Шерсть мою скорей стригите
И носки себе вяжите!"
Молодцы, вот теперь можете садиться.
2. Постановка учебной цели
- Ребята, догадались о ком были загадки? Как их можно назвать одним словом? Правильно это домашние животные. Сегодняшняя тема нашего урока так и будет называться «Домашние животные».
А теперь посмотрите на свои парты, кто же пришел к каждому из вас сегодня в гости ? Сейчас вам предстоит выполнить задание, «поискать» в крупе портрет животного и назвать его по-русски и по-татарски ( национально-региональный компонент)
Собака - эт
Корова - сыер
Лошадь - ат
Свинья - дунгыз
Кошка - песи
Коза - кәҗә
- Ребята, а чтобы четко и ясно проговаривать звуки в речи нам предстоит выполнить артикуляционную гимнастику.
Кошка лакает молоко — кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим в глубь рта; совершаем глотательное движение (3 раза).
Собачка грызет косточку — слегка покусываем кончик языка .
Лошадка цокает копытцем — щелкать язычком с широко открытым ртом, при этом нижняя челюсть остается неподвижной .
Корова жует травку — имитация пережевывания пищи с закрытым ртом.
Свинья чавкает во время еды — имитация пережевывания пищи с открытым ртом.
Коза бодается — напряженный язык совершает толкательные движения то в левую, то в правую щеку . Молодцы!
На нашей большой планете огромное количество различных животных, и только некоторые из них – домашние. Так почему же этих животных называют - домашними?
Д: (эти животные живут рядом с человеком, он их кормит, поит, лечит, убирает, строит им жилище.) –Скажите, а зачем человеку нужны домашние животные? (животные приносят пользу человеку).
3. Дидактическая игра «Какую пользу приносят домашние животные людям?»
- Кошка…
Д.: Кошка ловит мышей, поднимает настроение.
- Собака…
Д.: Собака сторожит дом и человека.
- Лошадь …
Д.: Лошадь возит тяжелые грузы.
- Коза …
Д.: Коза дает людям шерсть.
- Корова, коза, лошадь …
Д.: - Корова, коза, лошадь, также дают молоко. А что можно получить из молока? ( творог, сметану, йогурт, масло, кефир, кумыс, айран)
- А что можно получить от свиньи, лошади и козы
Д.: - Мясо. А что делают из мяса? ( колбасу, сосиски, сало, фарш, котлеты) Молодцы, вы правильно справились и с этим заданием.
4. Дидактическая игра «Кто, где живет?»
- Давайте вспомним, где живут домашние животные, и расселим их по их домам.
Д.: - Корова живет в коровнике, лошадь живет в конюшне, коза живут в хлеве, свинья живет в свинарнике, собака живёт в конуре, кошка живёт вместе с хозяином в доме.
5. Дидактическая игра «Чья мама, чьи детки?»
- Ребята, детеныши домашних животных потерялись. Давайте поможем каждой маме найти своего детеныша.( дети выходят к доске и прикрепляют картинки «мам»)
Котенок – это сыночек мамы кошки. У жеребенка мама лошадь.
У щенка - собака. У теленка - корова.
У поросенка – мама свинья.
У козленка - коза . Ответьте, а у крольчонка? крольчиха.
А у ягненка? - овца. Молодцы, ребята, вы хорошо знаете домашних животных и их детенышей!
-Все мы с вами умеем говорить, и некоторые из нас даже владеют несколькими языками, а как вы думаете, умеют ли животные общаться? (конечно)
Вот сейчас мы и узнаем « Кто как голос подает?» ( на доске в хаотичном порядке расположены слова- действия, задача детей найти то животное, которое издает эти звуки)
Свинья.. хрю, хрю, хрю - хрюкает
Корова… мууу - мычит,
Собака… гав, гав - лает,
Лошадка… ого-го – ржет,
Кошка…мяу, мяу – мяукает,
коза… меее - блеет.
6.Динамическая пауза
Вы наверно все устали? Ну, тогда все дружно встали
Ножками потопали, ручками похлопали
Покрутились, повертелись и за парты все уселись
Глазки крепко закрываем, дружно да пяти считаем
Открываем, поморгаем и работать продолжаем.
7. ИГРА «Что у кого?» пазлы
- Посмотрите на домашних животных. Назовите одинаковые части тела всех животных.
Д.: - Голова, уши, туловище, хвост .
- А сейчас назовите наоборот, чем они отличаются?… коровы, лошади, свиньи, кошки, собаки, козы (Дети выходят к доске, показывают и выделяют отличительные признаки животных).
Д.:- У коровы загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с копытами, длинный хвост с кисточкой на конце.
У лошади длинная грива, быстрые и сильные ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу.
У свиньи нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта, хвост крючком.
У кошки чуткие уши, большие круглые глаза, длинные усы, мягкие лапки с когтями, пушистый хвост.
У собаки лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост.
У козы длинные рога, есть бородка, вымя, на ногах копыта.
- Молодцы, ребята. Правильно рассказали.
8. Дидактическая игра «Любимое лакомство»
- Скажите ребята, после 4 урока куда идут все дети начальных классов? Правильно, обедать. Назовите свое любимое блюдо?
Д: пицца, пельмени, плов и т.д.) Несомненно, что и у животных есть любимая еда
- Так чем же мы можем их угостить? Посмотрите на стол и найдите каждому животному его любимое лакомство.
Корова любит – сено
Коза - капусту
Собака – мясо и косточки, кошка – молоко и рыбу
Лошадь – сахар и овес, а свинья - желуди и яблоки.
Молодцы, спасибо, теперь все животные сытые.
9. «Составь рассказ о своем домашнем питомце»
- Давайте откроем небольшой секрет нашим гостям - на урок ребята пришли со своими домашними питомцами ( то есть с их фотографиями) . Кто познакомит нас со своим любимцем? ( ответы детей, составление небольшого рассказа) Кто это? Как зовут? Какой он (она)? Чем питается? Какую пользу приносит? Интересные рассказы у вас получились.
10. Итог занятия
-А теперь давайте сосчитаем, сколько домашних животных приходили к нам в гости. (Просмотр мультфильма « Козленок, который умел считать до 10»)
10. Оценка деятельности детей
Молодцы ребята, хорошо знаете своих домашних любимцев, описали их с разных сторон. И что очень важно, вы искренне их любите. А сейчас давайте вспомним, Чем мы сегодня занимались на уроке. Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего?
На следующем занятии мы с вами научимся составлять полный, развернутый рассказ о домашних животных. А для этого вы должны прочитать рассказ Евгения Чарушина «Кошка» и выполнить задание в тетради.
Д/з. «Кто кем становится»
Жил – был маленький щенок, он подрос, однако, и теперь он не щенок, а взрослая … (собака).
Жеребёнок с каждым днём подрастал и стал … (конём).
Бык, могучий великан, в детстве был … (телёнком)
Толстый увалень баран –толстеньким … (ягнёнком).
Ну, а важный кот Пушок –маленьким … (котёнком)
(Оценки за урок).
Занятие окончено, давайте попрощаемся с гостями и скажем им дружно: До свидания!