Урок речевой практики во 2 классе

по теме «Наши друзья - домашние животные»

Цель: расширение знаний о домашних животных

Задачи:

Образовательные:

Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах.

Закрепить знания о внешних признаках животных, какую пользу приносят. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме знания.

Развивающие:

Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику; Совершенствовать мыслительные процессы;

Развивать у детей фонематический слух.

Продолжать учить отгадывать загадки.

Развивать речь, мыслительные операции; познавательный интерес воспитанников в процессе экспериментирования

Воспитательные:

Воспитывать любовь к домашним животным;

Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;

Воспитывать коммуникативные навыки.

Словарь: закрепить названия животных и детенышей, уточнить названия действий животных: корова- мычит, лошадь – ржет, собака- лает, кошка – мяукает, свинья – хрюкает, коза - блеет.

Демонстрационный материал: картинки домашних животных, пазлы, дидактический материал, мультимедийное сопровождение.

Предварительная работа: беседа о животных, рассматривание иллюстраций на тему: «Дикие и домашние животные».

1.Оргмомент

- К нам сегодня на занятие пришли гости.  Поздоровайтесь с гостями и улыбнитесь им. Музыкальное приветствие «Здравствуйте ладошки»

А, теперь прежде чем вы сядете за парты, давайте сыграем в игру «Угадай- ка», и узнаем, о ком мы будем говорить на уроке

Лохматая, пятнистая, злая – собака.

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,        

Зоркий глаз и острый слух.

Большая, спокойная, рогатая – корова.

Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молоко дает.

Сильная, резвая, стройная – лошадь.

Подкованы ноги,
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою.

Толстая, неторопливая, ленивая – свинья.

Вместо носа — пятачок.

Там, где хвост, висит крючок.

Маленькая, пушистая, ласковая – кошка.

Мягкие лапки,
На лапках царапки.

Рогатая, бородатая, бодливая  - коза.

Я скажу вам: "Ме-ме-ме!

Подготовьтесь-ка к зиме!

Шерсть мою скорей стригите

И носки себе вяжите!"

Молодцы, вот теперь можете садиться.

2. Постановка учебной цели

-  Ребята, догадались о ком были загадки? Как их можно назвать одним словом? Правильно это домашние животные. Сегодняшняя тема нашего урока так и будет называться «Домашние животные».

А теперь посмотрите на свои парты, кто же пришел к каждому из вас сегодня в гости ? Сейчас вам предстоит выполнить задание, «поискать» в крупе портрет животного и назвать его по-русски и по-татарски ( национально-региональный компонент)

Собака - эт

Корова - сыер

Лошадь - ат

Свинья - дунгыз

Кошка - песи

Коза - кәҗә 

- Ребята, а чтобы четко и ясно проговаривать звуки в речи нам предстоит выполнить артикуляционную гимнастику.

Кошка лакает молоко — кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим в глубь рта; совершаем глотательное движение (3 раза).

Собачка грызет косточку — слегка покусываем кончик языка .

Лошадка цокает копытцем — щелкать язычком с широко открытым ртом, при этом нижняя челюсть остается неподвижной .

Корова жует травку — имитация пережевывания пищи с закрытым ртом.

Свинья чавкает во время еды — имитация пережевывания пищи с открытым ртом.

Коза бодается — напряженный язык совершает толкательные движения то в левую, то в правую щеку . Молодцы!

На нашей большой планете огромное количество различных животных, и только некоторые из них – домашние. Так почему же этих животных называют - домашними?

Д: (эти животные живут рядом с человеком, он их кормит, поит, лечит, убирает, строит им жилище.) –Скажите, а зачем человеку нужны домашние животные? (животные приносят пользу человеку).

3. Дидактическая игра «Какую пользу приносят домашние животные людям?»

- Кошка…

Д.: Кошка  ловит мышей, поднимает настроение.


- Собака…

Д.: Собака сторожит дом и человека.

- Лошадь …

Д.: Лошадь возит тяжелые грузы.


- Коза …

Д.: Коза дает людям шерсть.

- Корова, коза, лошадь

Д.: - Корова, коза, лошадь, также дают молоко. А что можно получить из молока? ( творог, сметану, йогурт, масло, кефир, кумыс, айран)


- А что можно получить от свиньи, лошади и козы

Д.: - Мясо. А что делают из мяса? ( колбасу, сосиски, сало, фарш, котлеты) Молодцы, вы правильно справились и с этим заданием.

4. Дидактическая игра  «Кто, где живет?»

- Давайте вспомним, где живут домашние животные,  и расселим их по их домам.

Д.: - Корова живет в коровнике,  лошадь живет в конюшне, коза живут в хлеве, свинья живет в свинарнике, собака живёт в конуре, кошка живёт вместе с хозяином в доме.

5. Дидактическая игра  «Чья мама, чьи детки?» 

- Ребята,  детеныши домашних животных потерялись. Давайте поможем каждой маме найти своего детеныша.( дети выходят к доске и прикрепляют картинки «мам»)

Котенок – это сыночек мамы кошки. У жеребенка мама лошадь.

У щенка - собака. У теленка - корова.

У поросенка – мама свинья.

У козленка - коза . Ответьте, а у крольчонка? крольчиха.

А у ягненка? - овца. Молодцы, ребята, вы хорошо знаете домашних животных и их детенышей!

-Все мы с вами умеем говорить, и некоторые из нас даже владеют несколькими языками, а как вы думаете, умеют ли животные общаться? (конечно)

Вот сейчас мы и узнаем « Кто как голос подает?» ( на доске в хаотичном порядке расположены слова- действия, задача детей найти то животное, которое издает эти звуки)

Свинья.. хрю, хрю, хрю - хрюкает

Корова… мууу - мычит,

Собака… гав, гав - лает,

Лошадка… ого-го – ржет,

Кошкамяу, мяу – мяукает,

козамеее - блеет.

6.Динамическая пауза

Вы наверно все устали? Ну, тогда все дружно встали

Ножками потопали, ручками похлопали

Покрутились, повертелись и за парты все уселись

Глазки крепко закрываем, дружно да пяти считаем

Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

7. ИГРА «Что у кого?» пазлы

- Посмотрите на домашних животных. Назовите одинаковые части тела всех животных.

Д.: - Голова, уши, туловище, хвост .

- А сейчас назовите наоборот, чем они отличаются?… коровы, лошади, свиньи, кошки, собаки, козы (Дети выходят к доске, показывают  и выделяют отличительные признаки животных).

Д.:- У коровы  загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с  копытами,  длинный хвост с кисточкой на конце.

У лошади  длинная грива, быстрые и сильные  ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу.

У свиньи  нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта,  хвост крючком.

У кошки чуткие уши,  большие круглые глаза, длинные усы,  мягкие лапки с когтями, пушистый  хвост.

У собаки  лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост.

У козы длинные рога, есть бородка, вымя, на ногах копыта.

- Молодцы, ребята. Правильно рассказали.

8. Дидактическая игра «Любимое лакомство»

- Скажите ребята, после 4 урока куда идут все дети начальных классов? Правильно, обедать. Назовите свое любимое блюдо?

Д: пицца, пельмени, плов и т.д.) Несомненно, что и у животных есть любимая еда

- Так чем же мы можем их угостить? Посмотрите на стол и найдите каждому животному его любимое лакомство.

Корова любит – сено

Коза - капусту

Собакамясо и косточки, кошка – молоко и рыбу

Лошадь – сахар и овес, а свинья - желуди и яблоки.

Молодцы, спасибо, теперь все животные сытые.

9. «Составь рассказ о своем домашнем питомце» 

- Давайте откроем небольшой секрет нашим гостям - на урок ребята пришли со своими домашними питомцами ( то есть с их фотографиями) . Кто познакомит нас со своим любимцем? ( ответы детей, составление небольшого рассказа) Кто это? Как зовут? Какой он (она)? Чем питается? Какую пользу приносит? Интересные рассказы у вас получились.

10. Итог занятия

-А теперь давайте сосчитаем, сколько домашних животных приходили к нам в гости. (Просмотр мультфильма « Козленок, который умел считать до 10»)

10. Оценка деятельности детей

Молодцы ребята, хорошо знаете своих домашних любимцев, описали их с разных сторон. И что очень важно, вы искренне их любите. А сейчас давайте вспомним, Чем мы сегодня занимались на уроке. Что нового вы узнали? Что понравилось больше всего?

На следующем занятии мы с вами научимся составлять полный, развернутый рассказ о домашних животных. А для этого вы должны прочитать рассказ Евгения Чарушина «Кошка» и выполнить задание в тетради.

Д/з. «Кто кем становится»

Жил – был маленький щенок, он подрос, однако, и теперь он не щенок, а взрослая … (собака).

Жеребёнок с каждым днём подрастал и стал … (конём).

Бык, могучий великан, в детстве был … (телёнком)

Толстый увалень баран –толстеньким … (ягнёнком).

Ну, а важный кот Пушок –маленьким … (котёнком)

ценки за урок).

Занятие окончено, давайте попрощаемся с гостями и скажем им дружно: До свидания!