ОТКРЫТЫЙ Урок риторики в 3 классе ?Вежливое общение? Г. Ессентуки Учитель: Андроник Н.М. Цели урока: -дать понятие ?вежливая речь?, ?вежливый человек? -развивать правильную, вежливую речь -учить употреблению в речи красивых, вежливых слов -показать красоту добрых слов и поступков Оборудование: фонограмма фанфар, песни ?Говорят мы Бяки-Буки?, песня Кота Леопольда, костюм Феи, короля, лошадки, карточки с заданиями, карточки слов характеристик, тесты, учебник Т.А. Ладыженской ?Детская риторика в рассказах и рисунках? ч.1, открытки-смайлики. Работа проводится в статических дифференцированных группах ХОД УРОКА: 1. Вводная часть Звучат фанфары. На площадку на лошадях (палочки с головами) ?выезжают? глашатаи 1-й Слушайте жители разного рода, 2-й Всяк представитель честного народа! 1-й Кто на платформе, и кто совсем босые, 2-й Кто с шевелюрой и кто безволосые! 1-й Ужас случился у нас в королевстве. 2-й Не было в жизни подобнейших бедствий! 1-й Страшный дракон и безнравственный Хам 2-й Нашу принцессу украл, хулиган! 1-й Плачет наш бедный король Этикет. Выходит плачущий король Этикет. Кор. Без милой принцессы жизни нам нет. 2-й Всем нам теперь не прожить без неё. 1-й Милая Вежливость звали её. Выходит дракон Хам с песней на мотив ?…Говорят мы бяки – буки…? Говорят я бяка – бука, а в народе просто Хам, Кто так скажет, тресну в ухо, Я силён не по годам! Ой, отстань, Ой, отстань. Воспитанье это дрянь. Оттянись, приколись… Эх, ма-а! Король пытается поговорить с Хамом Что ты лезешь с разговором, Гонишь всякое фуфло? Парить будешь под забором И кончай крутить кино. Ой, отстань, Ой, отстань. Воспитанье это дрянь. Оттянись, приколись… Эх, ма-а! Король обращается к дракону Кор. Я прошу, я прошу, Доченьку мою верни, Ведь без вежливости людям не прожить. Хочешь, денег заплачу? Хам Нет, папаша, не хочу, А про доченьку придётся вам забыть. Кор. Ну что ж, тогда возьму И сразу позвоню, Своим друзьям, Они помогут мне Хам И кто ж это таки? Кор. А то ученики 3А класса Сейчас я позову, Лишь номер наберу, Они придут гурьбой. Потом не обвиняй, И на себя пеняй, Но вежливо они поговорят с тобой, Но веж-ли-во они поговорят с тобой! Ученики исполняют стихотворение хором: Подумай о воспитанности в срок, Она, дружище, в жизни дело нужное, И вежливость всегда вам будет впрок И отношения будут очень дружные. Учись читать и место уступать, Здороваться, жать руку в благодарности И младших никогда не обижать, Тогда и в жизни будут только радости. Из добрых слов слагаются стихи, Из добрых дел судьба твоя слагается, И наши времена пускай лихи, Воспитанные с ними всё же справятся Хам Ну, ребята тогда я ничего. Тогда я согласен. Забирайте принцессу… и я с вами! Принцесса: Ребята, большое вам спасибо, что вы освободили меня. Вот только никак не могу понять: куда я попала, кто вы такие, и как вам удалось справиться с драконом Бякой-Букой? Дети:- мы вежливые ребята -воспитанные -мы не обижаем младших -не грубим старшим -в споре мы стараемся не повышать голоса -мы те, кто делает добрые дела 2.Формулирование темы урока Учитель: принцесса, позволь мне тоже объяснить тебе, что здесь происходит. Ты, благодаря ребятам, оказалась в школе №7, в 3а классе, на уроке риторики. А тему урока тебе назовут сами ребята. Все верно – тема сегодняшнего урока – Вежливое общение –это… Учитель: Ребята, вам понравился Бяка-Бука? -почему? -какие слова он употребляет в речи? Итак, ребята, расскажите Принцессе Вежливости, о чем пойдет речь на нашем уроке? Все верно – тема сегодняшнего урока – Вежливое общение. ребята, как вы думаете, почему в разделе риторики есть такая тема? Зачем нам это нужно? Ведь наука риторика учит правильно, красиво говорить. Дети: -красиво, значит вежливо -говорить правильные добрые слова -делать добрые дела Учитель: (обобщая) Все правильно. Вежливым можно назвать человека, владеющего культурой речи. А это не только грамотная и правильная речь. Она включает и культуру речевого поведения. Вежливый человек умеет правильно, тактично говорить, не употребляет грубых, невежливых слов в адрес собеседника. Наделённый этими качествами человек всегда приятен, терпим к слабостям и проступкам других людей, он способен прощать, уважительно относиться к людям. Для нас это особенно актуально: мы живем на Кавказе – где рядом с нами живут люди разных национальностей; греки, русские, азербайджанцы, корейцы и др. Но для нас важно не то, какой национальности наш сосед по парте, одноклассник, а насколько он вежлив, культурен, правильна и культурна его речь? Культура общения называется этикетом. Этикет определяет, как спорить, не задевая чувства собеседника; как ввести беседу, учит тактичности, учит употреблению в речи ?волшебных слов?. А какие слова мы называем волшебными. Приведите примеры. Почему они волшебные? Какие слова прощения вы знаете? Назовите их. Назовите слова извинения. А какие слова благодарности вы знаете? Назовите слова приветствия Делаем вывод : надо стараться чаще употреблять эти слова в нашей речи 3.Работа над темой урока : 1. А сейчас предоставим слово Виолетте и Егору. Им было дано исследовательское задание: понаблюдать на переменках за тем, как ведут себя ребята второго и третьего класса Виолетта: я побывала в гостях на переменке в 2 классе. За время переменки я услышала: …грубых слов, … – волшебных слов: пожалуйста, спасибо, извини, давай я тебе помогу. Егор: Я наблюдал за ребятами 3 класса и услышал….. Учитель подводит итоги наблюдений. Делаем вывод 2. Риторика – это наука о правильной красивой речи, на этих уроках мы учимся правильной речи. Но все чаще в нашей речи стали звучать слова, не характерные русской речи. Посмотрите на слайд.Перед вами красивая цветочная поляна. Но – что это? -кактусы Посмотрите , вписываются ли кактусы в общий пейзаж? Украсили ли они цветочную поляну? Вот также происходит с нашей речью. Часто и в нашей речи появляются слова, которые не украшают нашу речь, портят исконно русские. - Можете ли вы назвать такие слова? Дети приводят примеры слов: – туфта -прикольно - классный, - -фуфло гонишь - толкуют их значение Учитель: Давайте бороться с употреблением таких слов, не допускать их в своей речи. 3. Вежливый человек не только красиво и правильно говорит, но и совершает различные: добрые и не очень добрые поступки Вот что, к примеру, произошло с героем стихотворения А.Барто ?В зеркале?. (работа с учебником - чтение стихотворения вслух по абзацам по группам) Проверка восприятия: -что происходило с мальчиком? -почему менялось выражение его лица? 4.Самоисследование: Практическое занятие с зеркалом. Учитель: ребята, возьмите в руки ваши зеркальца. Принцесса, махни своей волшебной палочкой. Принцесса: Ребята, вы теперь Бяки-Буки– посмотрите в зеркало, повторите за мной фразу: ? Бабушка, отстань, мне некогда, помой посуду сама! Понравились ли вам ваши лица? Принцесса (взмахивая палочкой) А сейчас вы - вежливые, добрые ребята, взгляните на свое отражение в зеркале и повторяйте эту фразу за мной: ?Бабулечка, ты, наверное, устала, присядь отдохни, я сам вымою посуду? Учитель: какие слова и поступки (грубые, невежливые или добрые) делают нас более симпатичными и привлекательными? 5.Исследование поведенческих ситуаций : Учитель: перед вами карточки - ознакомьтесь с заданиями, если ваша команда будет готова, поднимите руки. (Ребята инсценируют ситуации, анализируют) 1 группа: Незнайка долго лежал с закрытыми глазами, навострив уши. Наконец он приоткрыл один глаз и увидел склонившуюся к нему головку голубоглазой Малышки. Малышка приветливо улыбнулась. Незнайка хотел что – то сказать, но Малышка приложила к его губам пальчик и сказала: - Молчите, молчите! Вы должны лежать смирно , пока я не позову врача. Как ваше имя? -Незнайка. - А меня зовут Синеглазка. -Хорошее имя, - одобрил Незнайка. -Очень рада , что Вам оно понравилось. Вы , видно, воспитанный малыш! -проанализируйте ситуацию -что можно сказать о Незнайке и Синеглазке? 2 группа: -Как ты себя чувствуешь, дедушка? -Плохо, Машенька. Мне нужно купить лекарства. -Очень жаль! Но не переживай! Пока! Спешу на тренировку! -правильно ли поступила внучка ? -как можно охарактеризовать ее? 3 группа: -Юра! Ты толкнул девочку, она разбила коленку и теперь плачет! -Но я же сказал: ?Извини!? - что можно сказать о Юре? -но ведь он извинился! Учитель: Важно отметить, как он произнес слово ?извини?! Ребята, а вы сами вежливы? Всегда? Везде? Со всеми? Сейчас мы сможем в этом убедиться 6.Работа с тестом: № п/п ТЕСТ Ответы (да, нет, иногда) 1 Говоришь ли ты спасибо маме, бабушке, когда встаешь из-за стола? 2 Знаешь ли ты вежливые слова? 3 Всегда ли ты употребляешь в речи вежливые, волшебные слова? 4 Извиняешься ли ты, когда приходишь в класс после звонка? 5 Часто ли ты опаздываешь на урок, в гости? 6 Делишься ли ты с одноклассниками школьными принадлежностями, если они попросят? 7 Здороваешься ли ты с одноклассниками, с учителями, со знакомыми? 8 Всегда ли ты уступаешь место старшим в маршрутке, в автобусе? 9 Оказываешь ли ты помощь тем, кто в ней нуждается? Подсчитай очки: За ответ ?да? - 3балла ?иногда? - 2 балла ?нет? - 1 балл Если ты набрал: от 23 до 21 очков: с тобой все в порядке. Так держать! от 20 до 17 очков: ты не всегда вежлив (а). Будь внимательнее! меньше 16 очков: тебе надо еще учиться вежливости! Не жалей на это времени и сил! -ответьте на вопросы тестов (каждый заполняет тест индивидуально) -подсчитайте сумму баллов членов вашей команды -озвучьте полученный результат Учитель подводит итоги тестов по группам. 7.Речевая разминка: В сердцах кому –нибудь грубя Ужасно вероятно. Однажды выйти из себя И не зайти обратно. -прочтите это стихотворение -как вы понимаете смысл этих слов? -задание по группам: 1группе – прочесть с улыбкой, весело 2группе – предупредительно, громко 3группе-мягко, ласково 8. Упражнения в знании употреблении этикетных слов: Задание по группам дается дифференцированно – на доске (с учетом уровня подготовленности членов каждой группы): 1группа: подберите как можно больше прилагательных в описании вежливого человека 2 группа (сильные учащиеся): соедините части фраз, чтобы получились законченные предложения. Как можно назвать эти предложения? Объясните смысл пословиц. 3 группа: подберите антонимы к следующим словам уродливый – злой- жадный – ленивый- сердитый- невежливый- грубый- неряшливый- выслушав ответы каждой группы, учитель анализирует, корректирует, оценивает работу каждой группы Учитель: Мы услышали много слов, характеризующих воспитанного человека. Давайте составим Правила вежливых учащихся нашей школы (ученики подходят к доске, выбирают карточки со словами, характеризующими воспитанного человека, крепят на доску) На экране появляется Правила вежливости учащихся школы №7 Слайд Воспитанный человек – это добрый человек -это вежливый человек -это тактичный человек -это веселый человек -это аккуратный человек -тот, кто помогает слабым, младшим -тот, кто защищает слабых -тот, кто ценит время свое и окружаюших -тот, кто уважает старших -это тот, кто соблюдает правила поведения дома и в общественных местах Учитель: прочтите эти слова 9.Рефлексия: Риторическая игра Давайте проверим, как вы усвоили вежливые, волшебные слова? Растает даже ледяная глыба От слова теплого……. Зазеленеет старый пень Когда услышит………… Когда нас бранят за шалости Говорим……………………………… Если больше есть не в силах Скажем маме мы …………… 10. Домашнее задание: выучить стихотворение ?И ежели вы вежливы? наизусть. 11.Итог урока: -какова тема сегодняшнего урока? -чему мы учились? -что вам понравилось на уроке? Слово принцессе: Ребята, мне очень понравилось у вас на уроке. Я убедилась в том, что вы знаете как правильно и красиво говорить, что вы действительно вежливые ребята, поэтому вам удалось победить Бяку-Буку и освободить меня. Кроме того, я смогла убедиться, что вы знаете, каким должен быть воспитанный человек. А воспитанные люди дарят людям добро. Вы ведь знаете мультфильм про кота Леопольда? Я предлагаю всем вместе спеть песенку из этого мультфильма (звучит музыка, ребята, взявшись за руки, поют песню). Позвольте мне в знак благодарности вручить вам эти смайлики – символы вашей доброты и вежливости. Спасибо вам. (дарит каждому открытку с изображением улыбающегося человечка)
Урок риторики "Вежливое общение"