Урок русского языка
Тема: «Имя прилагательное как часть речи и его основные грамматические признаки»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»
Задачи:
формирование навыка определения имен прилагательных, морфологических признаков;
совершенствовать умения в определении рода, числа прилагательных;
развивать орфографическую зоркость, мышление, память;
развитие основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.
воспитывать духовно-нравственные чувства.
Ожидаемые результаты:
Знают, что имя прилагательное - это часть речи которая отвечает на вопросы: какой, какая, какое;
Умеют отличать имена прилагательные от других частей речи;
Умеют анализировать свою и работу других;
Оборудование: музыка, карточки яблоки, дерево, карточки, тетради на печатной основе.
Ход урока
1.Организационный момент
Психологический настрой на урок.
-Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!
"Дерево ожиданий"(можно включить классическую музыку).
-Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте ее внимательно.
Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. Вот и мы сегодня создадим "Дерево ожиданий". Перед вами три яблока. Вам надо выбрать только 1.
Если вы выбираете желтый цвет- вы хотите общаться, быть активными, если красный - вы будете настойчивыми в достижении цели, а если зеленый - вы будете успешными.
Помните, что красота вашего дерева зависит от ваших желаний. (Дети украшают дерево.)
Вот с желанием быть общительными, активными, настойчивыми в достижении цели, успешными мы приступаем к работе
2. Деление класса на группы.
Деление класса по яблочкам: красное и зеленое.
Правила работы в группе:
Девиз сегодняшнего урока:
«Один за всех и все за одного»
Запомни и соблюдай простые правила:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
4. Правила поднятой руки.
3.Сообщение темы урока
-У каждого из вас есть яблоко.
-Какое задание вы можете предложить? (Дети предлагают)
-Опишите его.
-А какая часть речи вам в этом помогла?
-Значит, тема нашего урока посвящена чему……
Конечно, имя прилагательное.
Сформулируйте цель урока:
повторить…
отличать….
называть…
4. Работа по теме урока
1. Незаконченные предложения (устная работа)
- На листочках даны начала предложений. Ваша задача – закончить начатые предложения. Каждой группе предлагаю по одному листочку. Отвечаете согласно указанному номеру предложения. (Можно использовать прием кластер)
Имя прилагательное – это часть речи, которая…
Имена прилагательные изменяются по… (
Имена прилагательные обозначают различные….
Род, число, падеж имени прилагательного зависят от рода, числа и падежа ….
Чаще всего в предложение имя прилагательное бывает…
-Итак, давайте сделаем вывод (по кластеру дети делают вывод)
2. Работа по определению прилагательных.
-На доске записаны слова: яблоко, кушает, маленькая, красный, катается, коньки, класс, трусливый, храбрый, стол, лиса, отважный, боязливый, стоит, алый, крошечный, играет.
-Какое задание можно предложить с данными словами?
-На какие группы мы можем поделить слова?
Докажите, что эти слова и есть имена прилагательные?
- А можно ли из данных прилагательных составить пары-синонимы?
3.Работа с синонимами и антонимами.
-Выберите пары синонимов:(Соединяют пары синонимов)
Маленькая отважный
Красный боязливый
Трусливый алый
Храбрый крошечная
- А что такое антонимы?
-Восстанови пословицу. Вставь прилагательные- антонимы
Лучше горькая правда, чем (сладкая) ложь.
(Маленькая) ложь за собой большую ведет.
Маленькое дело лучше (большого) безделья.
-Объясните смысл пословицы.
-Какой вывод можно сделать? (Антонимы и синонимы делают нашу речь выразительной, четкой, живописной.)
3.Работа по определению рода имен прилагательных.
-Какое задание можно предложить с данными пословицами?
-Выпишите из пословиц словосочетания сущ.+прилаг.
(Горькая правда, сладкая ложь, маленькая ложь, маленькое дело, большое безделье)
-Что заметили? (Прилагательное стоит в том же числе, роде и падеже, что и сущ.)
-От какой части речи зависят род, число, падеж прилагательного?
-Какой вывод можно сделать? (Прилагательные стоят в том же числе, роде и падеже, что и сущ.)
-Какое задание еще можно предложить с этими прилагательными? (Разобрать по составу)
Разобрать слово по составу
1 вариант: Маленькое
2 вариант: Сладкая
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
4. Работа по определению роли прилагательного в предложении.
-Посмотрите и прочитайте предложения. Какое задание можно предложить? (Выполнить синтаксический разбор предложения)
1 вариант: Ярко светит зорька в небе голубом.
2 вариант: Тихо всходит солнце над большим селом.
-Какой вывод можно сделать? (В предложении прилагательное является определением)
5.Творческая работа
-Давайте составим синквейн про прилагательное.
6.Итог урока. Рефлексия. Оценивание.
-Что сегодня на уроке мы проходили?
-Какова была цель урока?
-Что такое имя прилагательное?
-Что оно обозначает?
-Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное?
-Как изменяется имя прилагательное?
-От какой части речи зависят род, число и падеж прилагательного?
-Вернемся еще раз к нашему дереву, у вас на столе яблоки, нужно взять только одно и украсить дерево, только яблоки теперь имеют другие значения.
«Дерево чувств».
Зеленое яблоко. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтое яблоко. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красное яблоко. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Я же прилагательное!
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая».
Отцу и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га- тель-ные.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.