Урок русского языка

Тема: «Имя прилагательное как часть речи и его основные грамматические признаки»

Цель: обобщить  и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»

Задачи:

формирование навыка определения имен прилагательных, морфологических признаков; 

совершенствовать умения в определении рода, числа прилагательных; 

развивать орфографическую зоркость, мышление, память;

развитие основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.

воспитывать духовно-нравственные чувства.

Ожидаемые результаты:

Знают, что имя прилагательное - это часть речи которая отвечает на вопросы: какой, какая, какое;

Умеют отличать имена прилагательные от других частей речи;

Умеют анализировать свою и работу других;

Оборудование: музыка, карточки яблоки, дерево, карточки, тетради на печатной основе.

Ход урока

1.Организационный момент

Психологический настрой на урок.

-Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, 
Улыбки подарим гостям! 
К уроку готовы? Тогда – за работу! 
Удачи желаю всем вам! 

"Дерево ожиданий"(можно включить классическую музыку).

-Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте ее внимательно.

Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. Вот и мы сегодня создадим "Дерево ожиданий". Перед вами три яблока. Вам надо выбрать только 1.  

Если вы выбираете желтый цвет- вы хотите общаться, быть активными, если красный - вы будете настойчивыми в достижении цели, а если зеленый - вы будете успешными.

Помните, что красота вашего дерева зависит от ваших желаний. (Дети украшают дерево.)

Вот с желанием быть общительными, активными, настойчивыми в достижении цели, успешными мы приступаем к работе

2. Деление класса на группы.

Деление класса по яблочкам: красное и зеленое.

Правила работы в группе:

Девиз сегодняшнего урока:

«Один за всех и все за одного»

Запомни и соблюдай простые правила:

1. ​ Уважай своего товарища.

2. ​ Умей каждого выслушать.

3. ​ Не согласен – предлагай!

4. Правила поднятой руки.

3.Сообщение темы урока

-У каждого из вас есть яблоко.

-Какое задание вы можете предложить? (Дети предлагают)

-Опишите его.

-А какая часть речи вам в этом помогла?

-Значит, тема нашего урока посвящена чему……
Конечно, имя прилагательное.

Сформулируйте цель урока:

повторить…

отличать….

называть…

4. Работа по теме урока

1. Незаконченные предложения (устная работа)

- На листочках даны начала предложений. Ваша задача – закончить начатые предложения. Каждой группе предлагаю по одному листочку. Отвечаете согласно указанному номеру предложения. (Можно использовать прием кластер)

Имя прилагательное – это часть речи, которая…

Имена прилагательные изменяются по… (

Имена прилагательные обозначают различные….

Род, число, падеж имени прилагательного зависят от рода, числа и падежа.

Чаще всего в предложение имя прилагательное бывает…

-Итак, давайте сделаем вывод (по кластеру дети делают вывод)

2. Работа по определению прилагательных.

-На доске записаны слова: яблоко, кушает, маленькая, красный, катается, коньки, класс, трусливый, храбрый, стол, лиса, отважный, боязливый, стоит, алый, крошечный, играет.

-Какое задание можно предложить с данными словами?

-На какие группы мы можем поделить слова?

Докажите, что эти слова и есть имена прилагательные?

- А можно ли из данных прилагательных составить пары-синонимы?

3.Работа с синонимами и антонимами.

ыберите пары синонимов:(Соединяют пары синонимов)

Маленькая отважный

Красный боязливый

Трусливый алый

Храбрый крошечная

- А что такое антонимы?

-Восстанови пословицу. Вставь прилагательные- антонимы

Лучше горькая правда, чем (сладкая) ложь.

(Маленькая) ложь за собой большую ведет.

Маленькое дело лучше (большого) безделья.

-Объясните смысл пословицы.

-Какой вывод можно сделать? (Антонимы и синонимы делают нашу речь выразительной, четкой, живописной.)

3.Работа по определению рода имен прилагательных.

-Какое задание можно предложить с данными пословицами?

-Выпишите из пословиц словосочетания сущ.+прилаг.

(Горькая правда, сладкая ложь, маленькая ложь, маленькое дело, большое безделье)

-Что заметили? (Прилагательное стоит в том же числе, роде и падеже, что и сущ.)

-От какой части речи зависят род, число, падеж прилагательного?

-Какой вывод можно сделать? (Прилагательные стоят в том же числе, роде и падеже, что и сущ.)

-Какое задание еще можно предложить с этими прилагательными? (Разобрать по составу)

Разобрать слово по составу

1 вариант: Маленькое

2 вариант: Сладкая

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

4. Работа по определению роли прилагательного в предложении.

-Посмотрите и прочитайте предложения. Какое задание можно предложить? (Выполнить синтаксический разбор предложения)

1 вариант: Ярко светит зорька в небе голубом.

2 вариант: Тихо всходит солнце над большим селом.

-Какой вывод можно сделать? (В предложении прилагательное является определением)

5.Творческая работа

-Давайте составим синквейн про прилагательное.

6.Итог урока. Рефлексия. Оценивание.

-Что сегодня на уроке мы проходили?

-Какова была цель урока?

-Что такое имя прилагательное?

-Что оно обозначает?

-Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное?

-Как изменяется имя прилагательное?

-От какой части речи зависят род, число и падеж прилагательного?

-Вернемся еще раз к нашему дереву, у вас на столе яблоки, нужно взять только одно и украсить дерево, только яблоки теперь имеют другие значения.

«Дерево чувств». 

Зеленое яблоко. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтое яблоко. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красное яблоко. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,

Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Я же прилагательное!

Очень занимательное –

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая,

Красивая, любимая».

Отцу и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га- тель-ные.

Чтобы всё отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи их вставлять.