Государственное бюджетное учреждение Луганской Народной Республики

«Луганская средняя общеобразовательная школа №38

имени маршала К.Е. Ворошилова»

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ:

«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

(ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

В 4 КЛАССЕ)

Подготовила: Орлова В.В.

Учитель начальных классов

2025

Тема: Обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное».

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Форма урока: игра-соревнование.

Цель урока: Обобщение  и систематизация знаний детей по теме «Имя прилагательное», совершенствование умения определять число, род, падеж и правильно писать падежные окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе.

Задачи:

-формировать навыки анализа, классификации, обобщения.

- совершенствовать у учащихся умение определять род, числа, падеж имен прилагательных;

- развивать речь, внимание, логическое мышление, память, орфографическую зоркость.

- воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: телевизор, карточки с заданиями, учебник.

Планируемые результаты:

Предметные:

- повторить морфологические признаки имени прилагательного;

- повторить словообразование имен прилагательных;

- закрепить умение находить и выделять в предложении грамматическую основу. Давать характеристику предложению.

- закрепить умение определять число, род и падеж имен прилагательных.

- повторить изученные орфограммы по теме «Имя прилагательное».

Личностные:

- развивать положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания;

- развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

- развивать умение самостоятельно выполнять работу и осознавать личную ответственность за проделанную работу.

- развивать способность к самооценке своих действий.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

- развивать умение ставить учебную цель, планировать ее реализацию.

-способствовать формированию умения работать в команде, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

- побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;

- акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле, оценке;

Ход урока.

Дети делятся на 3 команды по рядам

I. Организационный момент.

– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Поприветствуем их. Спасибо. Присаживайтесь.

- Умение думать и принимать решения — важные умения в жизни каждого человека.

Сегодня нас ожидает интересный, необычный урок. Мы проведем его в форме игры-соревнования «Клуб знатоков». У нас 3 команды. В конце урока мы подведем итоги соревнования и определим команду настоящих знатоков. За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон. Победителями будут участники команды, набравшей наибольшее количество жетонов.

Представление команд.

- В сегодняшнем интеллектуальном марафоне принимают участие 3 команды:

1 ряд - «Умники»,

2 ряд - «Мудрецы»

3 ряд - «Интеллектуалы».

-И пусть острей кипит борьба

Сильней соревнования

Успех решает не судьба

А только ваши знания

- А сейчас послушайте стихотворение.

Работа над эпиграфом к уроку:

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя прилагательное).

Значит и наша игра сегодня будет посвящена теме…(имя прилагательное)

Сообщение целей:

- Вас ожидает много интересных заданий, которые потребуют от вас хороших знаний по теме «Имя прилагательное». Мы не только поиграем, но и повторим всё, что мы узнали об этой части речи.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Актуализация опорных знаний.

Конкурс №1 «Разминка»

- Блиц – опрос. Вспомним, что мы знаем об имени прилагательном.

1. Что такое имя прилагательное? (Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?)

2. С какой частью речи связано? (с именем существительным)

3. Как изменяется? (прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму)

4. Как называется изменение имен прилагательных по падежам? (склонение)

5.Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится.)

6.Как проверить написание безударных падежных окончаний имён прилагательных? (проверить написание безударных падежных окончаний имен прилагательных можно с помощью вопросов, так как у слов – вопросов всегда ударные окончания)

- По итогам 1 конкурса жетоны своей команде приносят……..

III. Самоопределение к деятельности.

Конкурс №2 «Вспоминай-ка»

Чистописание

(на доске)

ая яя ий ый ой ое ее ые ие

- Прочитайте хором строчку чистописания.

- Что она напоминает? (родовые окончания имён прилагательных)

- Запишите ее, затем простым карандашом разделите на группы. (Проверка 1 чел. у доски).

( - ая, яя - ж.р., ий, ый, ой - м.р., ое, ее – ср.р., ые, ие – мн.ч.)

- Молодцы. Жетоны своей команде приносят…….

- На доске написаны

словосочетания. Вставьте в них пропущенные слова.

Искать (вчерашний) день 1. Тратить время на бесполезные поиски

чего-либо.

Хуже (горькой) редьки 2. Совершенно невыносим.

Под (горячую) руку 3. В минуту гнева, раздражения попадаться

в самый неподходящий момент.

- Как называются эти словосочетания? (фразеологизмы).

- Как вы их понимаете?

- Объясните значение фразеологизмов. (Фразеологизм — устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле. Фразеологизмы придают нашим высказываниям выразительность)

- К какой части речи относятся слова, которые вы вставили во фразеологизмы? (Прилагательным).

- Докажите. (Отвечают на вопросы какой? какая? и т.д., связаны с существительным).

- Молодцы, жетоны получают…..

IV. Работа по теме урока.

Конкурс № 3 «Семь раз отмерь, один — отрежь»

Работа по учебнику с.47 №100

- Прочитайте. Ребенок читает

Сколько здесь предложений? (одно)

- Что отделяет запятая? (части сложного предложения)

- Задание: списать предложение, найди и выделить грамматическую основу. Дать характеристику предложению. (на скорость, руку дети поднимают только после полностью выполненного задания)

(повеств., невоскл., сложное: 2 грамматические основы, каждая часть состоит из простого распространённого предложения)

- По итогам 3 конкурса жетоны своей команде приносят……..

Конкурс № 4 «Будь внимателен!»

Работа по учебнику с.47 №100, продолжение

- Задание: Из предложения найти и выписать словосочетания прил. +сущ. Определить число, род и падеж. (на скорость, руку дети поднимают только после полностью выполненного задания)

Розовое облако – ед.ч., ср.р. Им.п.

В серых тучах – мн.ч. П.п. (род не определяется)

Тучка жёлтая – ед.ч., ж.р. Им.п.

- По итогам 4 конкурса жетоны своей команде приносят……..

V. Физкультминутка

Зарядка для глаз

VI. Продолжение работы по теме урока.

Конкурс № 5 «Словознай-ка»

Работа по учебнику с.47 №101

- Задание: От каждого существительного образуйте однокоренное имя прилагательное и запишите словосочетание, где это прилагательное будет мужского, женского и среднего рода с подходящим по смыслу существительным

Умники – привет, вечер

Мудрецы – праздник, осень

Интеллектуалы – лето, интерес

- По итогам 5 конкурса жетоны своей команде приносят……..

Конкурс № 6 «Во всех падежах». (по карточкам)

-Прочитайте стихотворение «Приключение зеленого листа»

Ребенок читает

- Задание: проставьте рядом, в каких падежах стоит словосочетание «зеленый лист». Объясните почему.

Как –то раз с большого клена оторвался лист зеленый (и.п)

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.

Закружилась голова у зеленого листа. (Р.п)

Ветер нес и нес, бросил только на мосту

В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу (Д.п)

Лапой хвать- зеленый лист(В.п) дескать поиграем.

«Не хочу!»-парашютист головой качает...

Ветер вмиг с листом зеленым (Т.п) над землей взметнулся снова

Но шалун- листок упал... .

Я пишу в саду под кленом стих о том листе зеленом(П.п)

- По итогам 6 конкурса жетоны своей команде приносят……..

Конкурс № 7 «Век живи — век учись!» (устно)

Работа по учебнику с.49 №105

- Задание: Составить из данных слов предложение – считалку, найти прилагательные.

- По итогам 7 конкурса жетоны своей команде приносят……..

VII. Физкультминутка

VIII. Продолжение работы по теме урока.

Конкурс №8 «Угадай-ка»

- Оказывается если точно описать предмет с помощью имён прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. (команды с помощью прилагательных описывают соперникам предмет, соперники должны отгадать)

- Задание: с помощью прилагательных описать соперникам предмет

Например: Бурый Мохнатый Косолапый - медведь

- По итогам восьмого конкурса жетоны своей команде приносят……..

Конкурс №9 «Развивай – ка» (по карточкам№2)

Упражнение в подборе синонимов и антонимов. Значение прилагательных.

- Прочитайте словосочетания:

1. Теплая погода

2. Холодный ветер

3. Сладкая ягода

- В каком значении употребляется прилагательное? (В прямом).

- Задание: Измените словосочетание так, чтобы прилагательное употреблялось в переносном значении. Используйте слова для справок.

- Запишите полученные словосочетания

Слова для справок: кофта, конфета, беседа, чай, речь, разговор.

(Теплая беседа)

(Холодный разговор)

(Сладкая речь)

- Замените прилагательное в словосочетании теплая беседа близким по смыслу (душевная, радостная).

- Как называются слова близкие по смыслу?(синонимы)

- Замените прилагательное в словосочетании холодный разговор противоположным по смыслу (задушевный, приятный).

- Как называются слова противоположные по смыслу? (антонимы)

- По итогам конкурса №9 жетоны своей команде приносят……..

IX. Рефлексия.

- Сегодня вы все хорошо постарались и порадовали нас своими знаниями русского языка.

- Над какой частью речи мы сегодня работали? (имя прилагательное)

На протяжении всего урока вам светило солнышко удачи. Я радовалась вашим ответам, каждой вашей удаче. Все ли у вас получилось на уроке, что вам хочется сказать самому себе?

Желтые кружочки - «Все на уроке удалось»

Синие - «Старался, но не все удалось»

Красные –«Затруднялся выполнять большинство заданий»

-По итогам подсчета баллов сегодня победила команда …,

счет игры.......

- Оценки за урок получили учащиеся......

Всем спасибо за участие, наш марафон закончен.

X. Домашнее задание. Выставление оценок.

С.48 №103. Списать текст, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных, выделить их, выполнить грамматическое задание.