ФИО учителя Мусина Ольга Николаевна
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: Сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного
Цели урока:
образовательные:
познакомить учащихся с понятием "сложные предложения";
научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;
познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;
учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)
развивающие:
развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
развивать навык чёткого и красивого письма;
развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
закрепить навык определения простых осложнённых и сложных предложений;
закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;
формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;
развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление
воспитательные:
расширять коммуникативные способности детей;
воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства;
воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;
воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка
Планируемые результаты
Предметные: знать характерные черты сложного предложения и простого предложения;
уметь выделять грамматическую основу предложения;
уметь определять вид предложения ;
уметь ставить знаки препинания между частями предложения .
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать учебно-познавательный интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная
Оборудование: УМК «ШР» учебник Русский язык: 4 кл.: Учебник:в 2ч./В.П Канакина, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.1.; презентация, раздаточный материал
Бийск, 2024
Этап урока
Методы и приемы
Хроно-
Метраж
Содержание урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Этап самоопределения к деятельности
9.55-9.57
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Николаевна, и сегодня на уроке русского языка мы будем работать вместе. Присаживайтесь.
-К вам на урок я пришла не одна, с гостем, а кто это вы узнаете из загадки.
Лежала под елками подушка с иголками
Лежала, лежала да убежала.
-С каким временем года у вас ассоциируется этот ёжик?
-Сегодня мы отправимся в гости к осени.
-Какие цвета преобладают осенью?
-Какое настроение у вас возникает?
-Сегодня на уроке я вам желаю, чтобы у вас были только яркие и положительные эмоции.
Ёжик
С осенью
Багряный, золотой
Радости, веселья, позитива
К: настраиваться на урок.
II. Актуализация знаний и мотивация
Словесн.; учебный диалог.
Практич.; орфографическое задание.
9.57-10.01
Фронтальная форма работы
-Вспомним правила посадки.
Руки? – НА МЕСТЕ!
Ноги? – НА МЕСТЕ!
Локти? – У КРАЯ!
Спина? – ПРЯМАЯ!
- Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.
Словарная работа
-Ребята, начнём мы наш урок со словарного диктанта.
Я буду диктовать вам слова, ваша задача- записать слова, подчеркнуть в них ошибкоопасные места, поставить ударение.
(горизонт, сентябрь, октябрь, комбайн, урожай, ноябрь)
Проверка:
-Мы закончили выполнять это задание, и теперь я предлагаю проверить, что получилось.
-Кто выполнил работу без ошибок?
-Поднимите руки те, у кого слова написаны по-другому?
-Как оценим работу учащегося?
(Один ученик работает на закрытой части доски, остальные все в тетради).
Горизонт, сентябрь, октябрь, комбайн, урожай, ноябрь)
(Ученик, который работал у доски проверяет написание слов вслух, а остальные в своих тетрадях).
П:классификация объектов по выделенным признакам.
П:поиск и выделение необходимой информации.
III. Постановка учебной задачи
Словесн.:учебный диалог
Практич.; синтаксический анализ.
Проблемная ситуация
Формулирование темы и целей урока
10.01-10.08
Фронтальная форма работы
-Ребята, посмотрите, на слайд. Что вы видите на дереве? Прочитайте их. Можем ли мы из данных слов составить предложение? Почему?
- Составьте предложение из слов, которые связаны по смыслу. Прочитайте. Запишите в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу. Проверим.
-Кто составит схему предложения?
-Сверьте схему предложения. [- =].
-Что такое предложение?
-Что вы можете сказать о этом предложении?
-Как вы поняли, что предложение простое?
- Перед вами три предложения.
Наступила холодная осень.
Листья пожелтели, трава пожухла.
Листья пожелтели, и трава пожухла.
-Прочитайте.
-Назовите грамматическую основу в первом предложении, это какое предложение?
Прочитайте 2 и 3 предложение
-Хорошо! Ребята, а чем похожи эти предложения?
- А можете назвать грамматическую основу во втором, в третьем предложении.
- Чем отличаются данные предложения?
-Как вы думаете, почему?
- Как вы думаете, какие это предложения?
-Ребята, посмотрите, при помощи чего отделяются части сложного предложения?
- Обратите внимание, что запятая ставится в обеих случаях?
-А как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?
-Тема нашего урока звучит так: « Сложные предложения»
-Сформулируйте цели нашего урока?
-Вот мы и поставили цель! Молодцы! А теперь начнем работать, чтобы достичь поставленных целей.
Слова
Нет .
Не все слова в предложении связаны по смыслу.
Разноцветные листья засыпали всю землю. [- =].
Предложение это одно или несколько слов, связанные между собой по смыслу.
Предложение простое, распространенное
В нем одна грамматическая основа
1)Наступила осень.
2)Листья пожелтели, трава пожухла.
3) Листья пожелтели, и трава пожухла.
Простое
В них содержится одна и та же мысль.
Количеством грамматических основ.
Второе и третье предложение имеют две грамматические основы.
Сложные.
При помощи интонации.
При помощи интонации и союза.
О сложных предложениях.
1) Познакомиться со сложными предложениями ;
2) Научиться находить сложные предложения;
3) Научиться ставить запятые;
4) Научиться определять, как связываются простые предложения в составе сложного;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
П:умение ориентироваться в любой системе знаний; находить ответы на вопросы.
П: самостоятельное формулирование познавательной цели.
Р:постановка учебной задачи.
IV. Открытие нового знания
Практич.:списывание, синтаксический анализ.
Наглядн.: демонстрация ответа учащихся.
10.08-10.15
- Прежде чем приступить к выполнению заданий, прочитайте теоритический материал из учебника. Вспомните стр.36
-На слайде текс. Прочитайте. Назовите сложное предложение.
-Выпишите сложное предложение. Подчеркните грамматическую основу в каждой части сложного предложения.
(Один ученик работает у доски)
-Давайте попробуем сделать схему предложения?
-Сделайте вывод.
-Молодцы ребята!
Динамическая пауза
-Сейчас мы немого отдохнем
Работа с теоритическим материалом
Листья опали, трава пожелтела ,и все чаще идут дожди.
[ - =], [- =],и [- =] .
Сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, которые связаны интонационно или интонационно и союзно, в обеих случаях ставим запятую.
Выполняют упражнения по заданному алгоритму
П:поиск и выделение необходимой информации.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
V.Первичная проверка понимания
Самостоятельная работа с самопроверкой
Практич.: анализ языкового материала.
Словесн.: учебный диалог.
Практич.; синтаксический анализ.
Наглядн.: демонстрация ответа учащихся.
10.15-10.20
Индивидуальная форма работы
-У каждого из вас на парте лежат карточки с заданием. Послушайте, что нужно сделать!
-Вспомните, чем отличается простое предложение от сложного. Распределите предложения по двум группам: простые предложения и сложные предложения.
Карточка
Распредели предложения в две группы: простые предложения и сложные. В таблицу ответов запишите только номер предложения.
1.Выплыло из-за туч солнышко и направило на землю свои лучи. -
2.Цветет черемуха, и над самой водой зеленеют кусты смородины.
3.Дождевые капли тяжело шлепались о листья и падали на землю.
4.Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.
5.Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
Простые предложения
Сложные предложения
1,3,5
2,4,6
6.Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер.
-Поднимите руку, кому непонятно задание?
Проверка:
-Поднимите руки, кто справился с заданием.
-На что вы ориентировались при выполнении карточки?
Простые предложения
Сложные предложения
1,3,5
2,4,6
В простом предложении одна грамматическая основа, а в сложном предложении две и более
Части сложного предложения отделяются запятыми и союзами.
Сложными называются предложения, имеющие в составе две и более грамматические основы.
Простыми называются предложения, имеющие одну грамматическую основу.
П:поиск и выделение необходимой информации.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Р:сличение способа действия и его результата с эталоном.
VI.Первичное закрепление Практич.: синтаксический анализ.
10.20-10.27
Работа в парах
- А сейчас ребята, я вам предлагаю поиграть в игру написать «Письмо осени»
-Работать вы будете в парах. Вам нужно будет из предложений составить текст. Предложения вы приклеиваете на лист бумаги.
-Зачитайте, что у вас получилось.
-Ребята, встретились вам сложные предложения?
- Прочитайте.
-Как среди всех предложений вы узнали сложные предложения?
- А теперь отправим ваши письма
Лист осенний, лист кленовый в ярких красках октября. Отправляйся в путь готовый, в неизвестное пора. Дунет ветер, лист слетает, и возврата нет в тепло. Осень силу набираешь, все давно уж отцвело. Ты лети, лети листочек, покружи и прямиком возвращайся через годик. Мы тебя конечно ждем!
У сложного предложения несколько грамматических основ.
П:умение ориентироваться в любой системе знаний; находить ответы на вопросы.
К:умение слышать и слушать.
VII.Подведение итогов
Практич.: синтаксический анализ.
10.27-10.30
-Ребята, сегодня вы хорошо потрудились.
-Какая тема урока сегодня у нас была?
- Вспомним цели урока.
Давайте подведем итог.
сегодня я узнал…
было трудно…
я научился…
было интересно узнать, что…
-А сейчас оцените, насколько вам было интересно и понятно на уроке.
У вас на парте три листочка. (красный –я все понял, желтый- испытывал затруднение, зеленый- не понял тему). Поднимите соответствующих лист.
Сложные предложения.
1) Познакомиться со сложными предложениями ;
2) Научиться находить сложные предложения;
3) Научиться ставить запятые;
4) Научиться определять, как связываются простые предложения в составе сложного;
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я научился…
Было интересно узнать, что…
Р:оценивание качества и уровня усвоения материала.
Р:оценка результата работы
VII1. Домашнее задание
Учебник стр. 36 выучить правило, упражнение 49
- Спасибо за урок.