Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ»
Деловая игра.
Цели: повторить, обобщить, систематизировать знания и умения по теме; формировать умение согласовывать части речи в словосочетаниях и предложениях; обогащать словарный запас при подборе разных частей речи; формировать представления об основных грамматических признаках изученных частей речи; развивать орфографические навыки; способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование современных средств обучения.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся систематизируют умение различать слова разных частей речи по вопросу; выявлять общие грамматические признаки у слов каждой части речи.
Метапредметные:
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать), оценивать правильность выполнения действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Коммуникативные: работать в паре; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Задачи:
- повторить изученные части речи
-различать части речи и приводить примеры
- находить части речи в тексте
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Хоровое проговаривание с выполнением действий:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою – ручку правильно держу.
Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
2.Минута чистописания.
3. Мотивация к учебной деятельности.
Он в сладком цехе день трудился,
Итог десертный получился –
Эклеры, кекс, «Наполеон»…
Теперь подумай, кто же он? (повар)
- Подберите синоним к слову повар? (кондитер, кулинар)
- Где работает повар, кулинар, кондитер? (в кондитерской)
- Приглашаю вас сегодня, ребята, на деловую игру. Мы сегодня с вами будем работать в необычной кондитерской, будем работать кондитерами. Что же испечем сегодня, угадайте?
Сладок, нежен и воздушен.
Он порою всем вам нужен.
Ни одно ведь торжество
Не проходит без него. (торт)
- Поставьте слово торт во мн.число, правильно поставьте ударение. (торт- торты)
- А когда пекут торты? (на день рождения, когда ждут гостей).
- А у нас сегодня на уроке тоже гости. - Предлагаю испечь торт для наших гостей.
II. Постановка цели.
-Сегодня девизом нашего сегодняшнего урока будет пословица:
Повторенье - мать ученья.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)
«Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья.
-Чем мы будем заниматься на уроке согласно этой пословице? (повторять)
-Ну что ж, будем повторят.
Расшифруйте ее. ЕРЧИ АЧТСИ (ЧАСТИ РЕЧИ)
Это будет надпись праздничного торта.
- Чему будет посвящена наша игра? (мы вспомним, какие части речи знаем, будем различать их друг от друга, наблюдать за значением и употреблением в речи)
- Верно, сегодня мы обобщим, все, что узнали о частях речи.
Наш Класс-это кондитерский цех. Готовы кондитеры к работе?
III. Обобщение по теме.
Прочитайте слова. Докажите, почему они в одной группе.
апрель, январь,
суббота
, ноябрь, февраль
Почему вы решили, что это существительные? (обозначают предмет, отвечают на вопросы что? кто?)
осиновый, малиновый, березовый, хороший,
дежурный
Почему вы решили, что это прилагательные? (обозначают признак предмета предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)
3) обедает, учит, шёл, прощает, работает
Почему вы решили, что это глаголы? (обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что сделал?)
мы
, ты, он, оно, она
Почему вы решили, что это местоимения?
через, перед, около, над, под,
за
Почему вы решили, что это предлоги?
1 слой коржа
Молодцы, кондитеры! Вот и испекли первый корж нашего праздничного торта!
4.Систематизация и обобщение.
- Мы ставили цель: различать части речи.
Что нужно знать для того, чтобы правильно определить части речи? (алгоритм) 1.Задаём к слову вопрос.
2. Определим, что обозначает слово.
3. Назовём часть речи.
На какие две группы мы делим все части речи? (самостоятельные, служебные)
- Основа для торта есть, праздничная надпись есть. Осталось нам его украсить. А чем украшают торт под названием «Части речи»? (конечно, выпол)
- В каждой группе слов есть «лишняя» начинка лишнее слово. Выберите его. Объясните, почему.
1) суббота (день недели, остальные названия месяцев)
- Назовите орфограмму в данном слове.
2) дежурный (может быть им.сущ. и им.прил.)
- Приведите пример, когда слово дежурный имя сущ., им.прил.(Ночью дежурный стоял на посту. - существительное.2. В больнице всегда работает дежурный врач. - прилагательное.)
3) шёл (слово из 1 слога)
- Назовите все звуки этого слова.
4) мы (местоимение во мн.числе, остальные в ед.)
5) за (предлог, написание которого совпадает с произношением, написание остальных надо запоминать)
- Почему предлоги относят к служебным частям речи? (служат для связи слов в предложении)
2 слой коржа
Молодцы, кондитеры! Вот и вкусная кремовая прослойка с клубничкой готова для нашего праздничного торта!
Занимательный русский
- Каждому цеху приготовлен ребус. Куда вы поместите эту начинку? К какой части речи относятся ваши расшифрованные слова?
Ты
- Какие части речи заменяют местоимения?
Между
- Как пишутся предлоги со словами?
Вкусный
- Как определить число имен прилагательных?
Карамель
- Какие бывают имена существительные? (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные)
- Как определить число имен существительных?
Испечь
- Как пишется частица не с глаголами?
3 слой коржа
Вот и вкусный крем финиш с клубничкой готов для нашего праздничного торта!
Работа с карточкой. Взаимопроверка
Раскрась конфеты: Синий –существительное, Желтый –прилагательное, Красный – глагол,
Зелёный – местоимение, Оранжевый – предлог.
Я предлагаю вам задание. Посмотрите на карточку, как вы думаете, что вам необходимо сделать?
(Нужно распределить слова по частям речи)
- Правильно. Работаем цепочкой.
– Расскажите, как вы определяли части речи? (Нужно поставить вопрос к слову и определить, что оно означает)
4 слой коржа
Вот и вкусное украшение с клубничкой готово для нашего праздничного торта!
Физминутка (под музыку)
Работа в паре. Работа с предложением
- Составьте пословицы. В предложении подчеркнуть главные члены предложения. Обозначить наверху части речи над каждым словом.
1) Повар с голода не умирает.
2) Хороший повар и в бою кашу сварит.
3) Добрый повар стоит доктора.
4) Плохой повар любое кушанье испортит.
5 слой коржа
Вот и вкусное украшение с клубничкой готово для нашего праздничного торта!
IV. Итог урока
- Что мы сегодня приготовили в нашей кондитерской? (торт)
- Какая праздничная надпись на нем?
Ребята, какую цель мы сегодня ставили перед собой?
-Можно сказать, что мы достигли своей цели и всё будем делать правильно?
- Какой замечательный торт мы испекли!
Я предлагаю Вам провести рефлексию «5 баллов»
-Возьмите листочки, подпишите фамилию, имя.
Спасибо за старание!
Ведь главное – желание!
А навык и умение
Мы приобретем!!!
-