Сегодня мы проводим урок - спектакль по роману А.С.Пушкина ?Евгений Онегин?. Этот урок поможет нам: I. Цели : 1)закрепить знания учащихся о героях и событиях романа ?Евгений Онегин?, 2)развивать связную речь, словесно - логическое мышление, внимание, 3)прививать интерес к изучению творчества А.С.Пушкина и литературы. II. Содержание : Итак, мы начинаем! 1 Ведущий: 1) Поговорим об Александре Сергеевиче Пушкине. ?...Пушкин - наше всё : Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остаётся нашим душевным после всех столкновений с чужим, с другими мирами,? - так писал русский критик Аполлон Григорьев. Поэзия, драматургия, проза, критические статьи, заметки и письма - все виды литературы, к которым прикасался Александр Сергеевич, несут на себе печать его гения. Но в каждом жанре цельная и многообразная личность Пушкина отражена особенны ми сторонами. 2 Ведущий : 2) Вспомним роман в стихах ?Евгений Онегин?. Это первый реалистический русский роман. Он создавался, как подсчитал Пушкин, 7 лет, 4 месяца и 17 дней, с 1823 по 1831 го- ды. За это время многое изменилось и в жизни поэта и в характе- ре его творчества. А самое главное было то, что Александр Серге евич из поэта-романтика превратился в поэта-реалиста. (Беседа о романтизме и реализме) 3)Поговорим о литературных направлениях. -Что же такое романтизм? Романтизм - это литературное направление, в основе которого лежит фантазия. В произведениях писателей-романтиков всё было необычно: герои, сюжет, обстановка, язык персонажей и самого автора, но личность всегда оставалась свободной. Нас и сегодня завораживают романтические поэмы В.А.Жуков- ского, А.С.Пушкина, М..Ю.Лермонтова, К.Ф. Рылеева. Переходим к реализму. -А что такое реализм? Реализм - литературное направление, в котором жизнь изобража ется в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. В России основы реализма были ещё в 20-30 годах заложены творчеством А.Пушкина, Грибоедова, И.Крылова. 2 Ведущий: Так вот, став художником - реалистом, Пушкин стремился не только говорить о себе, сколько о самой жизни, не изливать свои чувства, а наблюдать, изучать, художественно обобщать действи тельность. И, наконец, в 1833 году Пушкин выпустил в свет весь роман полностью в таком виде, в каком мы его сейчас и читаем. 4. Встреча с героями романа. 1 ДЕЙСТВИЕ - А сейчас на нашу импровизированную сцену приглашаются главные герои романа. Выходят к доске и замирают в немой сцене Евгений Онегин, Татьяна и Ольга Ларины, Владимир Ленский. (Краткий рассказ о героях романа) ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН отрывок из романа, Хар-ка образа: Главное действующее лицо романа - молодой помещик пока зан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречи вым характером. Поэт не скрывает его недостатков и не стара ется их оправдать Характер Онегина не остаётся неизменным. Под влиянием со бытий, в последней главе романа он уже совсем не тот, каким мы его видели в первых главах. Онегин не выдуман Пушкиным, который в этом образе обоб щил черты, типичные для целого слоя тогдашних молодых людей. ТАТЬЯНА ЛАРИНА отрывок из романа, хар-ка образа: Главной задачей Пушкина было показать тип простой, каза- лось бы, обыкновенной русской девушки, провинциальной ?барышни?, лишённой необычных черт, но в то же время удивительно привлекательной и поэтичной. А получилась по мнению Белинского - ?натура глубокая, любящая, страстная?. ОЛЬГА ЛАРИНА отрывок из романа. ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ отрывок из романа, отрывок из романа об Онегине и Ленском. 5. А Н Т Р А К Т А сейчас в антракте мы пообщаемся с публикой. - Просим Вас встать, пройти и взять на память театральный билет нашего спектакля. Рассмотрите билеты, они с сюрпризом-заданием. Жёлтые билеты (высказывания об авторе), Синие билеты (высказывания о романе), Розовые билеты К этому заданию мы вернёмся только после спектакля. Ребята по очереди читают высказывания об авторе и романе. Браво! Это шедевр русской литературы XIX века! Энциклопедия русской жизни. (В.Белинский) Роман - новый прелестный цветок на поле нашей словесности (Д.Веневитинов) Бессмертная и недосягаемая поэма. (Ф.Достоевский) ?Евгений Онегин? в высшей степени народное произведение. (В.Белинский) Роман в стихах останется одним из замечательных достижений русского искусства. Онегинская строфа просто класс! Пушкин - великий народный писатель! Пушкин... наш учитель - и я воспитывался его поэзией (И.Гончаров) Александр Сергеевич, БРАВО! А.С.Пушкин - классик русской поэзии! Пушкин - великий русский поэт! ?Евгений Онегин?. Удивительное мастерство двумя-тремя штрихами обрисовать особенности быта того времени. Пушкин излил свою душу, свои собственные чувства, став художником-реалистом. 2 ДЕЙСТВИЕ Возвращаемся на сцену, чтобы вновь встретиться с героями романа. 1 сцена ТАТЬЯНА И ОНЕГИН Минуты две они молчали, Но к ней Онегин подошёл и молвил : ?Вы ко мне писали, Не отпирайтесь. Я прочёл... (письмо Татьяны) 2 сцена Княгиня перед ним, одна, Сидит, не убрана, бледна, Письмо какое-то читает И тихо слёзы льёт рекой, Опершись на руку щекой... (письмо Онегина) Татьяна встаёт и отвечает ему: А счастье было так возможно, Так близко! Но судьба моя Уж решена. ... Я Вас люблю (к чему лукавить?) Но я другому отдана, И буду век ему верна. III. Подведение итогов: Спектакль окончен. 1)-А сейчас мы просим критиков высказать своё мнение о романе. (ребята-критики читают отрывки своих мини-сочинений ) 2)ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ : 1. К какому литературному направлению относится роман ?Евгений Онегин?? 2.Назовите главных героев романа? 3.Перечислите литературное наследие А.С.Пушкина. IV. Домашнее задание : ответить на вопросы стр.181-182 V. Оценивание : выставление отметок за работу на уроке героям, ведущим, теоретикам, критикам, публике.
Евгений Онегин