Урок по литературе по теме «Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина "Уроки французкого"» (6-й класс, программа Коровиной В.Я

Бекмурзаева С.Г.,, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Класс: 6

 

Цели урока:

1.

Образовательная:

формировать навыки анализа мотивов поведения главного героя;

2.

Развивающая:

развивать навыки выразительного чтения текста и устной речи; объяснять понятия автобиографии, антитезы (при сравнении пейзажных зарисовок);

3.

Воспитательная:

воспитывать на примере главного героя нравственные качества по отношению к самому себе: чувство собственного достоинства, честность, ответственность.

Задачи:

Учащиеся должны знать:

содержание рассказа;

историю его создания;

особенности жанра;

детали произведения.

Учащиеся должны уметь:

отвечать на вопросы учителя;

выразительно читать текст;

сравнивать пейзажные зарисовки и соотносить их с внутренним состоянием героя.

Оборудование:

1) АРМ учителя;

2) учебник-хрестоматия “Литература 6 класс”;

3) раздаточные карточки с кроссвордом;

4) видеофильм “Уроки французского”.

Методические приёмы:

1) беседа по вопросам,

2) решение проблемных ситуаций,

3) просмотр видеофрагмента,

4) работа с текстом.

ПЛАН УРОКА

Оргмомент: мотивация учащихся к уроку (сообщение цели и темы урока).

Первичная проверка и обобщение знаний (установление осознанности усвоения учащимися нового материала).

Основная часть (анализ и осмысление изученного).

Закрепление (обобщение и систематизация изученного).

Итоги урока (анализ, оценка знаний).

 ХОД УРОКА

I часть: Оргмомент.

1. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы урока. (Презентация)

Слайд 1.

II часть: Первичная проверка и обобщение знаний с целью установления осознанности усвоения учащимися нового учебного материала.

Беседа по вопросам учителя:

– В чём особенность жанра данного произведения?

(Рассказ АВТОБИОГРАФИЧЕН)

Слайд 2.

– Кому посвящается рассказ?

(Анастасии Прокопьевне – матери драматурга Александра Вампилова)

Слайд 3.

Проверка знания учащимися содержания произведения:

– Учитель зачитывает вопросы кроссворда, который ученики заполняют коллективно.

Слайд 4.

– Оценка выполненного задания.

Слайд 5.

III часть: Основная – анализ изученного с целью осмысления материала.

Решение проблемных ситуаций:

Устная речь учеников.

– Почему рассказчик начинает играть на деньги?

(Он очень голодает, так как Федька ворует у него продукты, а помощи ему ждать неоткуда)

Работа с текстом.

– Прочитайте выразительно два описания той полянки, на которой ребята играют на деньги:

1-й отрывок со слов: “Федька повёл меня за огороды…”

до слов “Мы подошли”.

2-й отрывок со слов: “За мной кинулся было Птаха, но сразу вернулся…”

до слов “Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня”.

Устная речь учеников.

Сравните два описания той полянки, на которой ребята играют на деньги:

– Чем отличаются эти картины между собой?

Как эти картины связаны с настроением и состоянием рассказчика?

(Эти два описания передают различные внутренние состояния рассказчика: ясная и сухая погода, синее небо, приветливое солнце противопоставлены чёрной крапиве, жёлтой сухой траве)

Комментарии учителя: На данном примере хорошо видно, как пейзажные зарисовки, её детали помогают охарактеризовать героя. Антитеза (противопоставление) – это художественный приём характеристики героя в эпическом произведении: сначала рассказчик счастлив от того, что у него есть деньги на молоко, а потом он испытывает обиду и боль от человеческой несправедливости.

Устная речь учащихся и работа с текстом.

– Почему рассказчик не сдержал слово, данное учительнице, и вернулся к играющим на деньги, избившим его ребятам?

(Голод, воровство Федьки привели его снова к игре)

– Найдите ответ в тексте.

Устная речь учащихся.

– Зачем учительница стала играть с ним в “замеряшки”?

(Из-за гордости, чувства собственного достоинства рассказчик отказывался от её способов подкормить его)

Просмотр видеофрагмента к/ф “Уроки французского”.

Слайд 6.

Устная речь учащихся.

– Согласны ли вы с такой оценкой директора поступка Лидии Михайловны?

Комментарии учителя:

– во-первых, директор проявил неуважение к учительнице, войдя в её комнату без разрешения;

– во-вторых, директор должен был знать о бедственном положении своего ученика и постараться помочь ему.

Однако он действовал только карательными методами.

IV часть: Закрепление знаний учащихся с целью обобщения и систематизации изученного материала.

Беседа по вопросам учителя:

– Почему рассказ назван “Уроки французского”?

– Какие нравственные проблемы поднимает в нём В. Г. Распутин?

(Эти уроки оказываются “уроками доброты”)

Выразительное чтение учеником эпизода получения 2-й посылки.

Слово учителя:

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала “другую жизнь” (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным “лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни”), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал “красные яблоки”, о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Слайд 7.

V часть: Подведение итогов урока и выставление оценок.