В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У детей при ряде речевых нарушений отмeчается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М.Мастюкова, М.И.Ипполитова и Л.А.Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова). Так, на основе проведенных опъгтов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика пои этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина). М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходитсвоевременно,и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. О значении игр, развивающих мелкую моторику 1. Отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению. 2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях. 3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции. 4. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. 5. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи. 6. Регулируют силу и точность движения. 7. Активизируют непроизвольное внимание, формирует произвольное внимание. 8. Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. 9. Развивают, силу, ловкость, быстроту реакции. 10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов - легких, сердца, улучшают обмен веществ. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Игры на развитие мелкой моторики необходимо включать в каждое логопедическое занятие, в вечерние коррекционные занятия. Они должны соответствовать тематике занятий. Предлагаем примерное планирование пальчиковых игр во всех возрастных группах. Игры на развитие мелкой моторики с детьми младшего и среднего дошкольного возраста направлены на формирование ручных навыков и профилактику речевых нарушений. 1 МЛАДШАЯ ГРУППА Месяц Игры и упражнения сентябрь 1. ?Крутись карандаш? (6-7) 2. ?Не боюсь колючек? (6-7) 3. ?Непослушные шарики? (6-8) 4. ?Осенние листочки? (6-18) октябрь 1.?Спрячь в ладошке? (6-11) 2. ?Котенок? (6-11) 3. ?Ветерок? (6-12) 4. ?Брызгалки? (6-12) ноябрь 1.? Ямки? (6-13) 2. ?Спрячь шарик? (6-13) 3. ?Пирожки? (6-14) 4. ?Спрячь руки? (6-15) декабрь 1.?Найди игрушку? (1-15) 2. ?Гора из песка? (1-15) 3. ?Пересыпь крупу? (6-16) 4. ?Где шарик? (6-16) январь 1.?Сдуй игрушку? (6-17) 2. ?Что внутри? (6-17) 3. ?Бумажные снежки? (6-18) 4. ?Прячем ручки? (6-10) февраль 1.?День рождения? (6-18) 2. ?Погремушка? (6-19) 3. ?Покажи пальчики? (6-20) 4. ?Непослушные колечки? (6-20) март 1.?Мастер – ломастер? (6-21) 2. ?Разборные картинки? (6-21) 3. ?Мозаика? (6-22) 4. ?Курочка Ряба? (6-22) апрель 1.?Сорока-воровка? (6-23) 2. ?Пластилиновые узоры? (6-23) 3. ?Пластилиновая мозаика? (6-24) 4. ?Длинная дорожка? (6-25) май 1.?Заборчик? (6-25) 2. ?Фигурки? (6-26) 3. ?Домик? (6-26) 4. ?Волны? (6-26) Консультации для воспитателей 1. ?Сенсорное воспитание детей раннего возраста? 2. ?Использование игр для развития мелкой моторики детей раннего возраста? 2 МЛАДШАЯ ГРУППА месяц Игры и упражнения сентябрь 1.?Кладем плитку? (6-27) 2. ?Узоры? (6-27) 3. ?Веселый шнурок? (6-28) 4. ?Развяжи бантик? (6-28) октябрь 1.?Шаловливый котенок? (6-29) 2. ?Забавные шнурки? (6-29) 3. ?Пришей пуговицу? (6-30) 4. ?Бусы для куклы? (6-30) ноябрь 1.?Цветик – семицветик? (6-31) 2. ?Идем в магазин? (6-32) 3. ?Одеваем куклу? (6-32) 4. ?Ловим раков? (6-33) декабрь 1.?Солнышко светит? (6-33) 2. ?Прищепки прячутся? (6-34) 3. ?Поиграй на пианино? (6-34) 4. ?Пальчиковый театр? (6-35) январь 1.?Лапки-царапки? (6-37) 2. ?Ежик? (6-38) 3. ?Птичка? (6-38) 4. ?Человечек? (6-39) февраль 1.?Мы топали? (6-40) 2. ?Барабанчики? (6-40) 3. ?Моторчик? (6-41) 4. ?Разминка? (6-42) март 1.?Моя семья? (6-42) 2. ?Вышли пальчики гулять? (6-43) 3. ?Пальчики в лесу? (6-43) 4. ?Спокойного сна? (6-44) апрель 1.?Черепашка? (6-44) 2. ?Замок? (6-45) 3. ?Апельсин? (6-46) 4. ?Дерево? теневой театр ( 6-49) май Теневой театр 1.?Зайчик? (6-49) 2. ?Коза? (6-49) 3. ?Птица? (6-49) 4. ?Гусь? (6-49) Консультации для воспитателей 1. ?Значение развивающих игр для детей младшего дошкольного возраста? 2. ?В чем заключается влияние пальцев на развитие речи? СРЕДНЯЯ ГРУППА месяц Игры и упражнения сентябрь ?Пальчики загорают? (7-6) ?Курочки? (7-6) ?Замочек? (7-6) ?Моем ручки? (7-6) октябрь ?Фонарики? (7-7) ?Клубочки? (7-7) ?Петушок? (7-7) ?Молоток? (7-7) ноябрь ?Колечки? (7-8) ?Цепочки? (7-8) ?Дерево? (7-8) ?Паучки? (7-8) декабрь ?Моя семья? (7-9) ?Наши ручки? (7-10) ?Прятки? (7-11) ?Сорока? (7-12) январь ?Идет коза рогатая? (7-13) ?Поиграем в пальчики? (7-14) ?Пальчик-мальчик? (7-15) ?Вышли пальчики гулять? (7-16) февраль ?Капустка? (7-17) ?Дружба? (7-18) ?Замок? (7-19) ?Этот пальчик? (7-20) март ?Повстречались? (7-21) ?Прогулка? (7-22) ?Лады-лады? (7-23) ?Дятел? (7-24) апрель ?Музыканты? (7-25) ?Ладошки? (7-26) ?Стирка? (7-27) ?Строим дом? (7-28) май ?Мышка? (7-29) ?Черепаха? (7-30) ?Четыре братца? (7-31) ?Зайчики? (7-32) Консультации для воспитателей ?Игры на развитие мелкой моторики с различными предметами и материалами? ?Использование теневого театра для развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста?\ СТАРШАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА Месяц неделя Лексическая тема Игры и упражнения Сентябрь 3 неделя ?Детский сад? ?Братцы? (1-42) ?Дом? (1-37) ?Мизинчик? (1-31) ?Дружные ребятки? (1-19) 4 неделя ?Овощи? ?Овощи? (1-9) ?Брось мяч и скажи? (5-64) ?Игра в прятки? (1-18) ?Мизинчик? (1-31) Октябрь 1 неделя ?Фрукты? ?Домик? (2-7) ?Грабли? (2-10) ?Цепочка? (2-7) ?Корзинка? (2-12) 2 неделя ?Ягоды? ?Пальцы делают зарядку? (4-4) ?Дружно пальчики сгибаем? (4-7) ?Только уставать начнем? (4-8) ?Наши пальчики сплетем?(4-9) 3 неделя ?Грибы? ?Ежик топал по дорожке? (4-5) ?За грибами? (1-12) ?Ежик? (1-45) ?Корзинка? (2-12) 4 неделя ?Осень? ?Листочки? (1-8) ?Кулачок? (1-10) ?Пальчики- солдатики? (1-14) ?Что происходит в природе? игра с перебрасыванием мяча (5-62) Ноябрь 1 неделя ?Деревья? ?Елка? (2-12) ?Дерево? (2-20) ?Птенчики в гнезде? (2-18) ?Забор? (2-31) 2 неделя ?Игрушки? ?Качели? (1-11) ?Веер? (1-12) ?Пальчики- солдатики? (1-14) ?Фонарик-шарик? (1-30) 3 неделя ?Посуда? ?Игра в прятки? (1-18) ?Рубим дрова? (1-49) ?Подскажи словечко? (5-60) ?Брось мяч и скажи? (5 -62) 4 неделя Продукты питания ?Солнышко? (1-27) ?Крестики-нолики? (1-43) ?Замок? (1-17) ?Пальчики? (1-46) Декабрь 1 неделя ?Домашние животные? ?Кошка? (2-14) ?Лошадка? (2-16) ?Коза? (2-16) ?Щенок? (1-22) 2 неделя ?Дикие животные ?Медведь? (1-18) ?Лиса? (1-12) ?Белочка? (1-13) ?Зайка и ушки? (2-14) 3 неделя ?Дикие животные ?Зайчик в норке? (2-15) ?Зайка и барабан? (2-15) ?Зайка и зеркало? (2-16) ?Волк и лиса? (2-20) 4 неделя ?Новый год? ?Елочка? (2-28) ?Двенадцать месяцев? (5-76) ?Что за чем?? (5-77) ?Фокус? (3-64) Январь 3 неделя ?Зима? ?Санки? (из спичек) (2-31) ?Щелчок? (1-20) ?Кружок? (1-44) ?Кулачок? (1-44) 4 неделя ?Зимние забавы? ?Санки? (из спичек) (2-31) ?Лед? (3-67) ?Гололедица? (3-63) ?Снежки? (3-80) Февраль 1 неделя ?Зимующие птицы? ?Птенчики в гнезде? (2-18) ?Птичка? (2-20) ?Филин? (2-20) ?Птичка? (1-38) 2 неделя ?Домашние птицы? ?Уточка? (1-8) ?Гусь? (1-41) ?Считалочка? (1-40) ?Гусь? (2-17) 3 неделя ?Наша Армия? ?Пальчики- солдатики? (1-14) ?Пальчики? (1-32) ?Пальцы вытянулись дружно? (4-10) ?Пальцы – маленький отряд? (4-13) 4 неделя ?Части тела? ?Пальчики? (1-46) ?Гномики? (1-52) ?Танюша? (1-58) ?Ножки? (1-23) Март 1 неделя ?8 Марта? ?Солнечные зайчики? (1-48) ?Ватрушки? (1-48) ?Бусинки? (1-46) ?Кружок? (1-44) 2 неделя ?Мебель? ?Кроватка? (2-29) ?Табуретка? (2-29) ?Дом? (1-37) ?Стул? (2-9) 3 неделя ?Бытовая техника? ?Телевизор? (2-29) ?Часы? (2-31) ?Палец указательный? (4-59) ?Быстро пальчиком вращаем? (4-58) 4 неделя Перелетные птицы ?Птенчики в гнезде? (2-18) ?Скворечник? (2-11) ?Десять птичек - стайка? (3-40) ?Чтобы нам добыть огонь? (4-84) Апрель 1 неделя ?Весна? ?От сосулек звон? (3-43) ?Наш мизинчик хочет спать? (4-69) ?Я считаю? (3-37) ?Куда девался понедельник?? (3-43) 2 неделя Транспорт ?Вертолет? (1- 22) ?Самолет? (2 -30) ?Лодка с парусом? (2-29) ?Машина? (2-26) 3 неделя ?Профессии людей? ?Мельница? (2-23) ?Мост? (2-25) ?Пароход? (2-27) ?Ракета? (2-27) 4 неделя ?Деревья весной? ?Елка? (2-12) ?Дерево? (2-20) ?Птенчики в гнезде? (2-18) ?Забор? (2-31) Май 1 неделя Насекомые ?Осы? (2-18) ?Жук? (2-18) ?Бабочка? (2-23) ?Жук? (2-25) 2 неделя ?Рыбы? ?Лодка? (2-25) ?Рыбка? (2-24) ?Краб?(2-19) ?Качаем лодочку? (1-39) Консультации для воспитателей. ? О пользе пальчиковой гимнастики? ? Использование игр с мячом на занятиях по формированию лексико-грамматических представлений детей с ОНР ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА Месяц Тема Игры и упражнения сентябрь Звук У Звук А ?Буквы из всего? (3-5) ?Пальчиковый алфавит? (3-6) октябрь Звук И Звук О Звуки П, Пь Звуки Т, Ть 1.?Буквы из всего? (3-5) 2. ?Пальчиковый алфавит? (3-6) 3. ?Буква П? (3-20) 4. ?Буква Т? (3-23) ноябрь Звуки К, Кь Звуки П, Т, К Звуки С, Сь Звуки С, Сь 1.?Буква П? (3-20) 2.?Буква Т? (3-23) 3. ?Буква К? (3-16) 4. ?Буква С? (3-22) декабрь Звук Ц Звук Ш Звук Ж Звуки Ш-Ж Буква Ц (3-25) Буква Ш (3-25) Буква Ж (3-14) ?Разминка? с мячом (5-10) январь Звуки Л, Ль Звук Й Звуки Ль-Й №1 Звуки Ль-Й №2 1. Буква Л (3-17) 2. Комплекс ?Фокусник? (5-14) 3. Комплекс ?Фокусник? (5-14) 4. Комплекс ?Фокусник? (5-14) февраль Звуки Р, Рь №1 Звуки Р,Рь№2 Звуки Р-Л №1 Звуки Р-Л №2 ?Буква Р? (3-21) ?Вратарь? (5-29) ?Вправо, влево прокати? (5-30) ?Мячик прыгает по мне? (5-31) март 1.Звук Ч 2. Звуки Ч-Ть 3. Звук Щ 4. Звуки Щ-Сь 1. ?Буква Ч? (3-25) 2. ?Буква Щ? (3-26) 3. ?Попади в ворота? (5-32) 4. ?Если все мы встанем в круг? (5-32) апрель Звуки В, Вь Звуки Ф, Фь Звуки В-Ф Звуки Г-Гь ?Буква В? (3-12) ?Буква Ф? (3-24) ?В обруч точно попади? (5-33) ?Буква Г? 3-12) май Звуки Д-Дь Звуки М-Мь Звуки Н-Нь Звуки Х-Хь ?Буква Д? (3-13) ?Буква М? (3-18) ?Буква Н? (3-19) ?Буква Х? (3-24) Консультации для воспитателей ?Пальчиковые игры с буквами и словами? ?Пальчиковые игры со спичками? ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Цифры рядом с названием упражнения указывают номер книги и страницу, на которой можно найти данное упражнение. 1. Е.С. Анищенкова ?Пальчиковая гимнастика? для развития речи дошкольников. М. 2006. 2.В. Цвынтарный ?Играем пальчиками и развиваем речь? С.-П 1997 3.Е. Синицына ?Умные пальчики? М.1999 4.О.В. Узорова ?Пальчиковая гимнастика? М. 2007 5.Т.А. Воробьева ?Мяч и речь? С.-П. 2003 6.Е.А. Янушко ?Развитие мелкой моторики рук? М.2007 7. И. Светлова ?Развиваем мелкую моторику? М. 2005
В чём заключается влияние пальцев на развитие речи