В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
У детей при ряде речевых нарушений отмeчается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения  в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим  в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. 
Е.М.Мастюкова, М.И.Ипполитова и Л.А.Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).
Так, на основе проведенных опъгтов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика пои этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).
М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходитсвоевременно,и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей  путем тренировки движений пальцев рук.
О  значении игр, развивающих мелкую моторику
1. Отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
4. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
5. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
6. Регулируют силу и точность движения.
7. Активизируют непроизвольное внимание, формирует произвольное
внимание.
8. Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
9. Развивают, силу, ловкость, быстроту реакции.
10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов - легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Игры на развитие мелкой моторики необходимо включать в каждое логопедическое занятие, в вечерние коррекционные занятия.  Они должны  соответствовать  тематике занятий.  Предлагаем примерное планирование  пальчиковых игр  во всех возрастных группах.  Игры на развитие мелкой моторики  с детьми младшего и среднего дошкольного возраста  направлены на  формирование ручных навыков и профилактику речевых нарушений.
1 МЛАДШАЯ ГРУППА

Месяц
Игры и упражнения

сентябрь
1. ?Крутись карандаш?   (6-7)
2. ?Не боюсь колючек? (6-7)
3. ?Непослушные шарики? (6-8)
4. ?Осенние листочки? (6-18)

октябрь
1.?Спрячь в ладошке? (6-11)
2. ?Котенок? (6-11)
3. ?Ветерок? (6-12)
4. ?Брызгалки? (6-12)

ноябрь
1.? Ямки? (6-13)
2. ?Спрячь шарик? (6-13)
3. ?Пирожки? (6-14)
4. ?Спрячь руки? (6-15)

декабрь
1.?Найди игрушку? (1-15)
2. ?Гора из песка? (1-15)
3. ?Пересыпь крупу? (6-16)
4. ?Где шарик? (6-16)

январь
1.?Сдуй игрушку? (6-17)
2. ?Что внутри? (6-17)
3. ?Бумажные снежки? (6-18)
4. ?Прячем ручки? (6-10)

февраль
1.?День рождения? (6-18)
2. ?Погремушка? (6-19)
3. ?Покажи пальчики? (6-20)
4. ?Непослушные колечки? (6-20)

март
1.?Мастер – ломастер? (6-21)
2. ?Разборные картинки? (6-21)
3. ?Мозаика? (6-22)
4. ?Курочка Ряба? (6-22)

апрель
1.?Сорока-воровка? (6-23)
2. ?Пластилиновые узоры? (6-23)
3. ?Пластилиновая мозаика? (6-24)
4. ?Длинная дорожка? (6-25)

май
1.?Заборчик? (6-25)
2. ?Фигурки? (6-26)
3. ?Домик? (6-26)
4. ?Волны? (6-26)


Консультации для воспитателей
1. ?Сенсорное воспитание детей  раннего возраста?
2. ?Использование игр  для  развития мелкой  моторики  детей раннего возраста? 
                                             

                                             2 МЛАДШАЯ ГРУППА
месяц
Игры и упражнения

сентябрь
1.?Кладем плитку? (6-27)
2. ?Узоры? (6-27)
3. ?Веселый шнурок? (6-28)
4. ?Развяжи бантик? (6-28)

октябрь
1.?Шаловливый котенок? (6-29)
2. ?Забавные шнурки? (6-29)
3. ?Пришей пуговицу? (6-30)
4. ?Бусы для куклы? (6-30)

ноябрь
1.?Цветик – семицветик? (6-31)
2. ?Идем в магазин? (6-32)
3. ?Одеваем куклу? (6-32)
4. ?Ловим раков? (6-33)

декабрь
1.?Солнышко светит? (6-33)
2. ?Прищепки прячутся? (6-34)
3. ?Поиграй на пианино? (6-34)
4. ?Пальчиковый театр? (6-35)

январь
1.?Лапки-царапки? (6-37)
2. ?Ежик? (6-38)
3. ?Птичка? (6-38)
4. ?Человечек? (6-39)

февраль
1.?Мы топали? (6-40)
2. ?Барабанчики? (6-40)
3. ?Моторчик? (6-41)
4. ?Разминка? (6-42)

март
1.?Моя семья? (6-42)
2. ?Вышли пальчики гулять? (6-43)
3. ?Пальчики в лесу? (6-43)
4. ?Спокойного сна? (6-44)

апрель
1.?Черепашка? (6-44)
2. ?Замок?  (6-45)
3. ?Апельсин? (6-46)
4. ?Дерево? теневой театр ( 6-49)

май
Теневой театр
1.?Зайчик? (6-49)
2. ?Коза? (6-49)
3. ?Птица? (6-49)
4. ?Гусь? (6-49)


Консультации для воспитателей
1. ?Значение развивающих  игр   для детей младшего дошкольного возраста?
2. ?В чем заключается влияние пальцев на развитие речи?
СРЕДНЯЯ ГРУППА

месяц
Игры и упражнения

сентябрь
?Пальчики загорают? (7-6)
?Курочки? (7-6)
?Замочек? (7-6)
?Моем  ручки? (7-6)

октябрь
?Фонарики? (7-7)
?Клубочки? (7-7)
?Петушок? (7-7)
?Молоток? (7-7)

ноябрь
?Колечки? (7-8)
?Цепочки? (7-8)
?Дерево? (7-8)
?Паучки? (7-8)

декабрь
?Моя семья? (7-9)
?Наши ручки? (7-10)
?Прятки? (7-11)
?Сорока? (7-12)

январь
?Идет коза рогатая? (7-13)
?Поиграем в пальчики? (7-14)
?Пальчик-мальчик? (7-15)
?Вышли пальчики гулять? (7-16)

февраль
?Капустка? (7-17)
?Дружба? (7-18)
?Замок? (7-19)
?Этот пальчик? (7-20)

март
?Повстречались? (7-21)
?Прогулка? (7-22)
?Лады-лады? (7-23)
?Дятел? (7-24)

апрель
?Музыканты?  (7-25)
?Ладошки? (7-26)
?Стирка? (7-27)
?Строим дом? (7-28)

май
?Мышка? (7-29)
?Черепаха? (7-30)
?Четыре  братца? (7-31)
?Зайчики? (7-32)


Консультации  для воспитателей
?Игры на развитие мелкой  моторики с различными предметами и материалами?
?Использование  теневого театра   для развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста?\

СТАРШАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА
Месяц
неделя
Лексическая тема
Игры и упражнения

Сентябрь
3 неделя
?Детский сад?
?Братцы? (1-42)
?Дом? (1-37) 
?Мизинчик? (1-31)
 ?Дружные ребятки? (1-19)

4 неделя
?Овощи?
?Овощи? (1-9)   
?Брось мяч и скажи?  (5-64) 
?Игра в прятки? (1-18) 
?Мизинчик? (1-31)

Октябрь
1 неделя
?Фрукты?
?Домик? (2-7)   
?Грабли? (2-10)  
?Цепочка? (2-7) 
?Корзинка? (2-12)

2 неделя
?Ягоды?
?Пальцы делают зарядку? (4-4)
?Дружно пальчики сгибаем? (4-7)
?Только уставать начнем? (4-8)
?Наши пальчики сплетем?(4-9)

3 неделя
?Грибы?
?Ежик топал по дорожке? (4-5)
?За грибами? (1-12)
?Ежик? (1-45)
?Корзинка? (2-12)

4 неделя
?Осень?
?Листочки? (1-8)
?Кулачок? (1-10)
?Пальчики- солдатики? (1-14)
?Что происходит в природе?  игра с перебрасыванием мяча (5-62) 

Ноябрь
1 неделя
?Деревья?
?Елка? (2-12)                           
?Дерево? (2-20)
?Птенчики в гнезде? (2-18)     
?Забор? (2-31)

2 неделя
?Игрушки?
?Качели? (1-11)
?Веер? (1-12)
?Пальчики- солдатики? (1-14)
?Фонарик-шарик? (1-30)

3 неделя
?Посуда?
?Игра в прятки? (1-18)
?Рубим дрова? (1-49)
?Подскажи словечко? (5-60)
?Брось мяч и скажи? (5 -62)

4 неделя
Продукты питания
?Солнышко? (1-27)  
?Крестики-нолики? (1-43)
?Замок? (1-17)            
?Пальчики? (1-46)

Декабрь
1 неделя
?Домашние животные?
?Кошка? (2-14)
?Лошадка? (2-16)
?Коза? (2-16)
?Щенок? (1-22)

2 неделя
?Дикие животные
?Медведь? (1-18)
?Лиса? (1-12)
?Белочка? (1-13)
?Зайка и ушки? (2-14)

3 неделя
?Дикие животные
?Зайчик в норке? (2-15)
?Зайка и барабан? (2-15)
?Зайка и зеркало? (2-16)
?Волк и лиса? (2-20)

4 неделя 
?Новый год?
?Елочка? (2-28)
?Двенадцать месяцев? (5-76)
?Что за чем?? (5-77)
?Фокус? (3-64)

Январь
3 неделя
?Зима?
?Санки? (из спичек) (2-31)
?Щелчок? (1-20)
?Кружок? (1-44)
?Кулачок? (1-44)

4 неделя
?Зимние забавы?
?Санки? (из спичек) (2-31)
?Лед? (3-67)
?Гололедица? (3-63)
?Снежки?  (3-80)

Февраль
1 неделя
?Зимующие птицы?
?Птенчики в гнезде? (2-18)
?Птичка? (2-20)
?Филин? (2-20)
?Птичка? (1-38)

2 неделя
?Домашние птицы?
?Уточка? (1-8)
?Гусь? (1-41)
?Считалочка? (1-40)
?Гусь? (2-17)

3 неделя
?Наша Армия?
?Пальчики- солдатики? (1-14)
?Пальчики? (1-32)
?Пальцы вытянулись дружно? (4-10)
?Пальцы – маленький отряд? (4-13)

4 неделя
?Части тела?
?Пальчики? (1-46)
?Гномики? (1-52)
?Танюша? (1-58)
?Ножки? (1-23)

Март
1 неделя
?8 Марта?
?Солнечные зайчики? (1-48)
?Ватрушки? (1-48)
?Бусинки? (1-46)
?Кружок? (1-44)

2 неделя
?Мебель?
?Кроватка? (2-29)
?Табуретка? (2-29)
?Дом? (1-37)
?Стул? (2-9)

3 неделя
?Бытовая техника?
?Телевизор? (2-29)
?Часы? (2-31)
?Палец указательный? (4-59)
?Быстро пальчиком вращаем? (4-58)

4 неделя
Перелетные птицы
?Птенчики в гнезде? (2-18)
?Скворечник? (2-11)
?Десять птичек - стайка? (3-40)
 ?Чтобы нам добыть огонь? (4-84)

Апрель
1 неделя
?Весна?
?От сосулек звон? (3-43)
?Наш мизинчик хочет спать? (4-69)
?Я считаю? (3-37)
?Куда девался понедельник?? (3-43)

2 неделя
Транспорт
?Вертолет? (1- 22)
?Самолет? (2 -30)
?Лодка с парусом? (2-29)
?Машина? (2-26)

3 неделя
?Профессии
людей?
?Мельница? (2-23)
?Мост? (2-25)
?Пароход? (2-27)
?Ракета? (2-27)

4 неделя
?Деревья весной?
?Елка? (2-12)                           
?Дерево? (2-20)
?Птенчики в гнезде? (2-18)     
?Забор? (2-31)

Май
1 неделя
Насекомые
?Осы? (2-18)
?Жук? (2-18)
?Бабочка? (2-23)
?Жук? (2-25)

2 неделя
?Рыбы?
?Лодка? (2-25)
?Рыбка? (2-24)
?Краб?(2-19)
?Качаем лодочку? (1-39)



Консультации для воспитателей.
? О пользе пальчиковой гимнастики?
? Использование игр  с мячом на занятиях по формированию лексико-грамматических представлений детей с ОНР


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Месяц
Тема
Игры и упражнения

сентябрь
Звук  У
Звук  А
?Буквы из всего?  (3-5)
?Пальчиковый алфавит? (3-6) 

октябрь
Звук  И
Звук  О
Звуки П, Пь
Звуки  Т, Ть
1.?Буквы из всего?  (3-5)
     2. ?Пальчиковый алфавит? (3-6)
     3. ?Буква  П?   (3-20)
     4. ?Буква Т? (3-23)

ноябрь
Звуки К, Кь
Звуки  П, Т, К
Звуки С, Сь
Звуки  С, Сь
     1.?Буква  П?   (3-20)
     2.?Буква Т? (3-23)
     3. ?Буква  К?  (3-16)
     4. ?Буква С?  (3-22)

декабрь
Звук Ц
Звук  Ш
Звук  Ж
Звуки  Ш-Ж
Буква  Ц  (3-25)
Буква Ш  (3-25)
Буква Ж  (3-14)
?Разминка? с мячом  (5-10)

январь
Звуки  Л, Ль
Звук   Й
Звуки Ль-Й №1
Звуки Ль-Й №2
1. Буква   Л   (3-17)
2. Комплекс ?Фокусник?  (5-14)
3. Комплекс ?Фокусник?  (5-14)
4. Комплекс ?Фокусник?  (5-14)

февраль
Звуки  Р, Рь №1
Звуки   Р,Рь№2
Звуки  Р-Л №1
Звуки  Р-Л №2

?Буква  Р?  (3-21)
?Вратарь? (5-29)
?Вправо, влево прокати? (5-30)
?Мячик прыгает по мне? (5-31)

март
     1.Звук  Ч
     2. Звуки  Ч-Ть
     3. Звук Щ
     4. Звуки  Щ-Сь
     1. ?Буква  Ч?  (3-25)
     2. ?Буква  Щ? (3-26)
     3. ?Попади в ворота?  (5-32)
     4. ?Если все мы встанем в круг?  (5-32)


апрель
Звуки  В, Вь
Звуки  Ф, Фь
Звуки  В-Ф
Звуки  Г-Гь
?Буква В?  (3-12)
?Буква  Ф?  (3-24)
?В обруч точно попади? (5-33)
 ?Буква  Г?  3-12)

май
Звуки  Д-Дь
Звуки М-Мь
Звуки Н-Нь
Звуки  Х-Хь
?Буква Д? (3-13)
?Буква М? (3-18)
?Буква Н?  (3-19)
?Буква  Х? (3-24)


Консультации для воспитателей
?Пальчиковые игры с буквами и словами?
?Пальчиковые  игры со спичками?




ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА
Цифры  рядом с названием упражнения  указывают  номер книги и страницу, на которой можно найти  данное упражнение.
1. Е.С. Анищенкова  ?Пальчиковая гимнастика?  для развития речи дошкольников.     М. 2006.
2.В. Цвынтарный  ?Играем пальчиками и развиваем речь?  С.-П  1997
3.Е. Синицына  ?Умные пальчики?  М.1999
4.О.В. Узорова  ?Пальчиковая гимнастика?  М. 2007
5.Т.А. Воробьева  ?Мяч и речь?  С.-П. 2003
6.Е.А. Янушко  ?Развитие мелкой моторики рук? М.2007
7. И. Светлова  ?Развиваем мелкую моторику?  М. 2005