В ногу со временем: опыт использования социальных сетей в образовательном процессе

Сейчас очень сложно представить нашу жизнь без гаджетов. Развитие веб-технологий привело к изменению привычных сфер коммуникаций, появились новые способы и формы общения в интернете. На сегодняшний день общение в социальных сетях является частью повседневной жизни для миллионов людей в мире. Общение людей в любое время дня и ночи стало возможным благодаря Интернету, а социальные сети стали конкретным инструментом, который позволил выстроить взаимосвязи между людьми и активизировать социальные взаимодействия онлайн.

Социальные сети, согласно Википедии, это онлайн-платформы, используемые для общения, знакомств, создания социальных отношений между людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи, а также для развлечения и работы. В наше время социальные сети популярны среди людей любых возрастов. Поэтому особое внимание стоит уделить внедрению в различные сервисы для общения образовательного компонента.

На сегодняшний день подрастающее поколение является активными пользователями социальных сетей. Дети более свободно общаются онлайн, чем офлайн, и зачастую им легче выразить письменно свои мысли, находясь по другую сторону экрана, нежели высказаться на публике. Именно это и является главной причиной того, что помимо развития навыков дискуссий и выступлений в классе, педагоги должны развивать обучение в онлайн-режиме, дав тем самым возможность раскрыться более стеснительным детям.

Социальные сети в образовательном процессе обеспечивают в интерактивном режиме совместную работу учащегося и учителя. На практике учащиеся и преподаватели создают свои аккаунты в одной из социальных сетей. Так как аккаунтов будет очень много, можно создать тематические группы: разделить всех по интересам или темам.

Стоит заметить, что при регистрации в любой социальной сети, пользователи проходят процедуру согласия с обработкой персональных данных. А в регламенте учреждения образования об обработке персональных данных также должны учитываться эти моменты. Также локальные документы учреждения образования должны включать в себя вопросы использования социальных сетей и мобильных устройств во время образовательного процесса. На уроках в нашем Государственной учреждении образования «Средняя школа №2 г.Жодино» мы с обучающимися используем стационарные компьютеры, установленные в кабинете информатики.

Главными достоинствами использования социальных сетей в образовательном процессе являются:

- отсутствие монетизации;

- достаточный объем дискового пространства для размещения и хранения

контента;

- удобство рассылки сообщений и наличие уведомлений;

- непрерывность и мобильность образовательного процесса: из любой точки можно получить доступ к материалу.

Существует и несколько проблем в использовании в
образовательном процессе социальной сети:

- нужно осуществлять постоянный контроль за сетевым этикетом учащихся;

- отсутствие специального образовательного инструментария;

- наличие развлекательного контента помимо образовательного, что отвлекает учащихся от учебного процесса;

- временные трудозатраты на обучение новых пользователей образовательного
процесса.

Существует ряд возможностей использования социальных сетей в образовании. С их помощью можно расширить работу с обучающимися, создавая тематические группы в социальных сетях. Можно использовать научные и образовательные социальные сети, такие как Facebook и MySpace, а для создания учебных блогов можно использовать такие сайты, как blogger.com, blog.ru и myspace.ru (социальная сеть с возможностью публикации фото- и видео-контента).

Все группы для обучения должны быть закрытыми и ограничиваться только классным коллективом или коллективом по интересам (например, группы по подготовке к олимпиаде). Однозначно стоит исключить публикацию в таких группах контента личного характера, также, как и использование личных аккаунтов для образовательных целей.

В нашей школе много внимания уделяется информационной безопасности в сети Интернет в рамках внеклассных мероприятий и в шестой школьный день. На родительских собраниях этому вопросу также отводится отдельное время. В ГУО «Средняя школа №2 г.Жодино» с обучающимися проводятся квесты, викторины, диспуты и просмотры фильмов по информационной безопасности. Экскурсии в различные организации всегда также оканчиваются обсуждением этого вопроса в рамках принимающего учреждения.

Для изучения истории родного края и города мы используем Инстаграмм и проводим квест-экскурсии, где обучающиеся должны по хештегам найти необходимые фото и информацию о достопримечательностях, заранее размещенную учащимися других классов. Дети со старших классов делают фото, занимаются поиском и размещением информации, а младшие классы ищут эту информацию в процессе экскурсии. Одна из популярнейших экскурсий в нашей школе-это квест по аллее фонарей.

Эффективную коллективную работу в учебной группе можно организовать как мобильное непрерывное образование, международный обмен, сетевую работу людей из разных стран и континентов. Например, изучение иностранных языков возможно посредством общения с носителями языка в социальных сетях. Для более углубленного изучения английского и немецкого языков наши обучающиеся используют Interpals.net, Speaky и Language Share.

Преподаватели и обучаемые могут постоянно взаимодействовать в удобное для них время благодаря непрерывному образовательному процессу. Есть возможность более детально организовать индивидуальную работу с каждым учеником. Помимо этого, в социальных сетях можно проводить диалоги и дискуссии, посвященные различным темам учебных занятий. Это позволяет учащимся больше времени посвятить процессу обсуждения тематических учебных вопросов, более тщательно усваивая материал и проявляя свою активную позицию при обучении. Это могут быть дискуссии по истории, обсуждение проектов по физике, обсуждение образов героев произведений по литературе и другое. В своей практике я провожу с обучающимися информационные ринги по физике в закрытых Телеграмм-каналах в рамках обобщения по пройденному материалу. Ребята должны писать самые важные на их взгляд определения или факты по предложенной теме. Также я использую эту форму работы для повторения пройденного материала с прошлого учебного года.

Информационная поддержка преподавателя в социальной сети помогает ребятам, пропустившим занятия: они могут принимать участие в обсуждении и выполнении заданий, находясь дома. В социальной сети Инстаграмм можно записать прямой эфир урока, а дети, которые пропустили занятия, могут просмотреть его в течение суток. На уроках информатики я использую программы для записи экрана для записи объяснений по работе с новыми программами, которые в дальнейшем высылаю детям в телеграмм-группы классов для повторения и лучшего усвоения материала.

Социальные сети дают нам возможность применять разнообразные формы коммуникации. Это и вики-страницы, и опросы, форумы, голосования, отправка персональных сообщений, комментирование тем и другое. В социальной сети легко можно обмениваться полезными и интересными ссылками на учебные ресурсы. Удобно использовать комментирование сообщений в Телеграмм-группах, например, для обсуждения тем по истории, обществоведению и другим устным предметам. В моей работе я отдаю предпочтение опросам и голосованию, где дети могут не только высказаться по теме урока, но и выбрать форму работы на следующем уроке.

Большой плюс использования социальных сетей в образовании – это доступность участия педагогов в коммуникации не только в учебное время. Поддержание отношений учителей с обучающимися через социальные сети позволяет повышать качество занятий путем обмена замечаниями и идеями.

Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г.Жодино» регулярно принимает участие в областных и республиканских проектах в сфере медиа. Одними из таких проектов являются: педагогический проект «Формирование медиакультуры обучающихся в среде комплексного медиаобразования современной школы» и Республиканский инновационный проект «Внедрение модели самообразования учащихся в компетентно-ориентированной образовательной среде на основе методов стратегии форсайт».

В последние годы появилось множество научных и образовательных сетей. Лидером в области образования и развития является Facebook. На этой платформе преподаватели создают различные образовательные курсы и организации. В виртуальных учебных группах мы используем технологии вебинаров, форумов и интерактивных презентаций, что предельно облегчает усвоение материала, а также способствуют легкому выстраиванию различных образовательных траекторий. Инструменты социальных сетей применимы для удобной организации конференций.

Выбор социальных сетей для интерактивного обучения имеет много преимуществ. Такие важные принципы, как общение в социальных сетях, идентификация, раздел на группы, обмен и поиск информации, хорошо подходят для создания учебной группы в онлайн пространстве. Прямая эффективная коммуникация между учащимися и учителем устанавливается благодаря размещению образовательных ресурсов в социальных сетях. Учитель должен интуитивно знать свою аудиторию, подбирая, в соответствии с этим, учебные материалы.

Таким образом, с помощью публикаций в социальных сетях можно осуществлять образовательные программы, благодаря интерактивности и коммуникации совершенствовать знания учащихся.

Список использованной литературы

Бартош, Д. К. Использование образовательных ресурсов социальных сетей при организации иноязычного общения школьников / Д. К. Бартош // Изв. Гомел. гос. ун-та им. Ф. Скорины. - 2019. - No 2. - С. 5–9

Богдан, Г. А. Безопасность в интернет-пространстве: семейный совет в режиме онлайн: опыт эффективного взаимодействия семьи и школы по предупреждению социальных рисков / Г. А. Богдан // Нар. асвета. – 2015. – No 11. – С. 93–95

Витковский, А. П. Facebook для школы / А. П. Витковский // Директор шк. – 2017. – No 1. – С. 75–77

Диков, А. В. Интернет-сервисы мобильного обучения / А. В. Диков // Шк технологии. – 2018. – No 3. – С. 39–44