Тема урока:Важнейшие классы неорганических соединений.
Цели урока: обобщение, систематизация и совершенствование знаний по теме «Основные классы неорганических соединений».
Планируемые образовательные результаты урока:
Личностные:учащиеся убедятся в необходимости знания и соблюдения правил техники безопасности для сохранения собственного здоровья ;научатся работать в группе,сотрудничать,представлять результаты работы группы;
Метапредметные: умение организовать учебное сотрудничество,определять принадлежность вещества к классу,оценивают правильность выполнения задания;
Предметные: умения формулировать обобщения,выводы,использовать знания и практические умения.
Тип урока:обобщения и систематизации изученного.
Методы обучения: частично-поисковый,беседа,самостоятельная работа,лабораторный эксперимент.
Оборудование:на рабочих столах-реактивы: растворы соляной кислоты и гидроксида натрия, железо металлическое, оксид кальция, лакмус; пробирки, карточки с химическими формулами, карточки с заданиями, оценочные листы.
Ход урока
В ходе урока учащиеся заполняют листы самооценки:
№
Станции
Баллы за задание
Балл учащегося
1
Найди родственников
3
2
Классная группа
6
3
Ты-лишний
1
4
Практическая
4
Итого
14
Шкала итогового оценивания:
До 7 баллов-рекомендуется повторить изученный материал
7-9 баллов-«3»
10-12 баллов-«4»
13-14 баллов-«5»
Учитель. Всем добрый день!
Ребята, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку хорошего настроения другому.
Посмотрите от ваших улыбок стало уютнее, светлее в классе.
Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки и получили знания, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями, открытиями. Сегодня мы с вами побываем в удивительном и загадочной стране. Много у нее тайн. Страну населяют множество существ- вещества. Каждый химический народ имеет свой состав, особенности и обычаи. В этой стране живут вещества простые и сложные, ядовитые и безвредные, но живущие по общим химическим законам. Я вас приглашаю в страну «Химия».
1-станция-«Найди родственников»
Учитель. У вас на столах находятся карточки с химическими формулами. Ваша задача распределить их по 4 классам, дать определение класса веществ.
HNO3,CuOH,HCI,Ba(OH)2,CO2, H3PO4, KOH, CI2O7, AI2O3, H2S,
FeSO4, CuS, AI(NO3)3 ,NaHCO3, H2SIO3, BaO, HBr, Cr2O3, AIOHCI2 ,Fe(OH)2,Cr2O, AI(OH)3 ,KZnO2, Cr(OH)3.
Правильный ответ-3 балла
2-станция-«Классная группа»
Вещества имеют свой особый состав. Распределите каждый класс соединений по группам.
Правильный ответ-6 баллов.
I команда-оксиды.
Проверка.оксиды : основные (BaO, CrO ), кислотные (CO2,,, CI2O7) ,амфотерные (AI2O3 Cr2O3) .
II команда –кислоты.
Проверка. Кислоты: одно-(HNO3, HCI, HBr ) [-двух (H2S ,H2SIO3) трехосновные (H3PO4) кислородсодержащие (HNO3,H3PO4 ,H2SiO3) и бескислородные (HCI ,H2S ,HBr)
III команда- основания.
Проверка. Основания: растворимые (KOH, Ba(OH)2), нерастворимые (CuOH, AI(OH)3 ,Fe(OH)2, Cr(OH)3).
IV команда-соли.
Проверка.Соли : кислые (NaHCO3), основные (AIOHCI2) средние(FeSO4 ,CuS ,AI(NO3)3 ),двойные (KZnO2).
3 –я станция-« Ты - лишний»
Подчеркните формулу вещества, которое относится к другому классу. Объясни свой выбор.
Правильный ответ-1 балл.
Ba0
,
CO2
,
SO
2
,
NaSO4
.
HCI
,
H2SO
4
,
A
I
(OH)
,
HNO3
.
Ca(OH)2
,
P2O
5
,
Fe
(OH)3
,
NaOH
.
Проверка
1.Na2SO4 –соль, остальные вещества-оксиды.
2.AI(OH)3-основание, остальные- кислоты.
3.P2O5-оксид, остальные –основания.
4- станция- «Практическая».
А) После каждого четверостишия нужно написать реакцию или провести опыт.
За каждое правильное уравнение реакции -2 балла, ошибка в расстановке коэффициентов- 1 балл.
При выполнение эксперимента не забываем о правилах безопасной работы с кислотами и щелочами, лабораторным оборудованием.
1.Кислота, кроме азотной,
И металл до водорода,
Образуют соль охотно
И, конечно, водород. (Реакция)
Проверка Fe+2HCI=FeCI2+H2
2.Кислота и синий лакмус-Лакмус сразу станет красным.
Обнаружим так кислоты
В денҗ хороший и ненастный.(Опыт)
3.Кислота и основание
Образуют соль и воду.
Именно вот свойство
Взяли все кислоты в моду.(В пробирку из опыта №2 добавить основание.)
4.В кислоту внесешь оксид ты
Настоящего металла,
Без сомнения,соль и воду
Ты получишь, если надо.(Реакция)
Проверка.2HCI+BaO=BaCI2+H2O
Подведение итогов урока.
Учитель. Предлагаю подсчитать количество баллов и определить оценку за работу на уроке. Листы самооценки собираем для проверки.