Министерство культуры Новгородской областиГосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ?Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова?






УТВЕРЖДАЮ 
Директор 
___________  С.С. Алексеева 
?___?  _________ 20__ г.







Дополнительное профессиональное образование

Программа повышения квалификации
по теме
?Современный танец?














Великий Новгород
2023Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ?Новгородский областной колледж искусств им. С. В. Рахманинова?

Автор-разработчик: Игишева В.В., преподаватель ГБПОУ ?Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова? _________

Рекомендована предметно-цикловой комиссией хореографии от __ ________20__г., протокол № ___

Согласовано
Заместитель директора по учебной 
и организационно-методической работе:    _____________        С.Н. Зимнева
?___? _________ 20__ г.

                                                                           




Рецензент: Содержание

HYPER13 HYPERLINK \l "_Toc138080919" HYPER14Пояснительная запискаHYPER13 PAGEREF _Toc138080919 \h HYPER143HYPER15
1. Цель и задачи программы повышения квалификацииHYPER13 PAGEREF _Toc138080920 \h HYPER143HYPER15
2. Планируемые результаты освоения программыHYPER13 PAGEREF _Toc138080921 \h HYPER143HYPER15
3. Форма обучения и режим занятийHYPER13 PAGEREF _Toc138080922 \h HYPER143HYPER15
4. Категория слушателейHYPER13 PAGEREF _Toc138080923 \h HYPER143HYPER15
5. Структура и содержание программы повышения квалификацииHYPER13 PAGEREF _Toc138080924 \h HYPER143HYPER15
5.1 Трудоемкость обученияHYPER13 PAGEREF _Toc138080925 \h HYPER143HYPER15
5.2 Учебный  планHYPER13 PAGEREF _Toc138080926 \h HYPER143HYPER15
5.3 Содержание разделов, темHYPER13 PAGEREF _Toc138080927 \h HYPER143HYPER15
6. Условия реализации программы повышения квалификацииHYPER13 PAGEREF _Toc138080928 \h HYPER143HYPER15
6.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечениюHYPER13 PAGEREF _Toc138080929 \h HYPER143HYPER15
6.2. Информационное обеспечение обученияHYPER13 PAGEREF _Toc138080930 \h HYPER143HYPER15
6.3. Краткое описание требований к кадровому обеспечениюHYPER13 PAGEREF _Toc138080931 \h HYPER143HYPER15
7. Контроль и оценка результатов освоения программыHYPER13 PAGEREF _Toc138080932 \h HYPER143HYPER15
HYPER15












Пояснительная записка

Традиции мировой и отечественной педагогики, принципы гармоничного развития личности, современные формы воспитания и образования - реальная альтернатива сегодняшней духовной нищете и физической деградации человека. Использование средств искусства помогает воспринимать знания эмоционально. Средствами искусства, в частности, хореографического, можно увлечь, оживить любой вид знаний, обогатиться духовно и нравственно.
Хореографическое творчество ‒ основа для возрождения нравственных и духовных традиций, средство приобщения к культуре, национальному культурному пространству, к формированию исторического и национального самосознания. Создание условий для развития личности, приобщение слушателей к общечеловеческим ценностям, формирование эстетического и художественного вкуса через освоение хореографии ‒ направления, определяющие актуальность данной программы повышения квалификации ?Современный танец? в области хореографического искусства.
Современный танец ‒ это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя, что им может заниматься каждый, если преодолеет в себе лень и страх перед незнакомым. Современный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем, не обладает какими-либо правилами и канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую пластику. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце.
Предложенная программа направлена на оздоровление психоэмоционального и физического состояния человека, формирование гармонично развитой личности. В процессе обучения слушатели расширяют кругозор, поднимают свою мотивационную деятельность на духовный уровень. Содержание занятий определяется с учетом основной деятельности (хореографии), возрастных особенностей слушателей дополнительного профессионального образования, индивидуальных особенностей каждого, физиологических характеристик будущих исполнителей художественных номеров на языке хореографического искусства.
В настоящую программу включено изучение нескольких направлений современного танца: Модерн, Contemporary, Импровизация, Контактная импровизация и др.

1. Цель и задачи программы повышения квалификации

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Цель программы состоит в совершенствовании профессионального и педагогического мастерства преподавателей, осуществляющих свою профессиональную деятельность в области современных направлений танцевального искусства. 
Достижение поставленной цели способствует развитию танцевальной техники, расширению творческого диапазона хореографического исполнителя и созданию современных хореографических произведений.
Задачи программы:
стилистических особенностей и исполнительского мастерства модерн танца и contemporary;
проиллюстрировать наглядно эффективность преподавания современного танца на середине зала и в партере;
сформировать навыки подготовки мышечного аппарата для современного танца, методики и техники ведущих современных направлений танца.

2. Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы повышения квалификации слушатели осваивают элементы компетенций: 
знать:
процесс обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, хореографических коллективах;
принципы работы и качественное владение приемами хореографической композиции, запоминать и стилистически верно воспроизводить текст хореографической композиции, раскрывать смысловую нагрузку, образность и музыкальность;
уметь:
формировать профессиональные знания, умения и навыки, потребность творческого отношения к процессу хореографического обучения, качеству овладения навыками и усвоению знаний;
планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс, опираясь на традиционные и авторские подходы и модели обучения, воспитания;
владеть:
основными формами, средствами и методами репетиторской и педагогической деятельности;
спецификой современного танца, построение урока, основные принципы исполнения движений, работа в разных уровнях.

3. Форма обучения и режим занятий

Форма обучения: очная, очно-заочная, с применением дистанционных образовательных технологий.  
Режим занятий: условия обучения устанавливаются при наборе группы слушателей и фиксируются в договорах с заказчиками об оказании платных образовательных услуг.

4. Категория слушателей

К освоению программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование – не более 20 чел. Это могут быть специалисты учреждений культуры и досуга, педагогические работники соответствующего профиля.

5. Структура и содержание программы повышения квалификации
5.1 Трудоемкость обучения

Трудоемкость обучения по данной программе составляет 26 часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной  работы слушателя.
Таблица 5.1 – Распределение трудоемкости учебной работы
Виды учебной работы
Распределение трудоемкости по видам учебной работы, ак.час.

Лекции (семинары)
6

Практические занятия
8

Самостоятельная работа (СРС)
10

Итоговая аттестация
2

ИТОГО:
26


5.2 Учебный  план

№ п/п
Наименование разделов, тем
Всего, ак.час.
Аудиторная нагрузка, ак.час.
Самостоятельная работа, ак.час.




Лекции
Практические занятия


1
Исторические аспекты развития современного танца
2
2
0
0

1.1
История современного танца. Истоки и развитие.
2
2
0
0

2
Современные танцевальные направления
16
1
7
8

2.1
Модерн
5
1
2
2

2.2
Contemporary и модерн танца
6

4
2

2.3
Импровизация
2

1
1

2.4
Контактная импровизация
4

2
2

3
Методика преподавания современного танца
6
3
1
2

3.1
Основная терминология
2
2

0

3.2
Специфика проведения занятий в коллективах различных форм
4
1
1
2

4
Итоговая аттестация 
в форме зачета
2

2



ИТОГО
26
6
11
9


5.3 Содержание разделов, тем

Раздел I. Исторические аспекты развития современного танца

Тема 1.1 История возникновения 
джазового танца начинается с XVIII века, когда искусство черного населения США получило равные права с искусством белых американцев. Именно слияние ?черного? и ?белого? танцев дало толчок к появлению сценической формы танца, который впоследствии получил название джазовый танец. 
Произошло это в начале XX века. 1 Цит. По кн. Фёдорова Л. Н. Африканский танец. Обычаи, ритуалы, традиции. М., 1986., с.422.
Суриц Е. Я. Балет и танец в Америке. Екатеринбург. Издательство Уральского Университета.,2004, с.17.

Тема 1.2 Развитие современного танца в 20-е годы 
Дункан. Новые разновидности эстрадного танца с начала 20-х гг. Сюжетнотанцевальные миниатюры, созданные Н. М. Фореггером. "Танцы машин".
Танцевальный гротеск. Творчество балетмейстеров: Н. А. Глана, П. Е. Кретова, В. 

Раздел II. Современная хореография

Тема 2.1 Модерн танец 
В 50-е годы начинает творить третье поколение. После второй мировой войны перед молодыми исполнителями и хореографами довольно остро стал вопрос: продолжать традиции старшего поколения или искать свои пути развития танцевального искусства. 
К началу 70-х годов сложилось несколько основных школ танца-модерн: техника М. Грэхем, Д. Хамфри и X. Лимона, техника М. Каннин-гема. Одновременно развивалась и совершенствовалась система джазового танца. Естественно, что педагоги и хореографы все более и более синтезировали на своих уроках и в постановках различные техники и стили танца.

Тема 2.2 Contemporary
Многие источники утверждают, что рождение contemp, как танцевального направления, произошло на западе еще в 50-х годах прошлого столетия. Однако, если углубиться в историю возникновения танца сontemporary, становится ясно, что назвать конкретную дату и место, где впервые станцевали данный танец, невозможно.

Тема 2.3 Импровизация
В настоящее время, с уверенностью можно утверждать, развитие искусства также немыслимо без импровизации. На это обращают внимание многие исследователи художественного творчества: подчеркивается значение импровизации в ораторском искусстве, в творческом писательском процессе, исследуются вопросы импровизации в театре, музыкальном искусстве.

Тема 2.4 Контактная импровизация
Контактная импровизация была разработана Стивом Пэкстоном в результате исследования танцевальной импровизации. В январе 1972 года, Стив Пэкстон, бывший танцор одного из известнейших хореографов стиля модерн, МерсаКэннингема.

Раздел III Методика преподавания танца

Тема 3.1 Основные методы и правила современного танца
Эксперименты и поиски новых средств выразительности, сочетание различных танцевальных стилей. Театрализация.

Тема 3.2 Специфика проведения занятий в коллективах различных форм 
Построение учебных комбинаций и урока в целом с учетом возрастных, физических особенностей данного коллектива. Ведение урока по эстрадному танцу. Сочинение учебных этюдов и законченных хореографических композиций по проученному материалу. Методика и композиция урока.
Современная хореография предполагает владение телом и его техническое совершенство, поэтому главная цель исполнителя – с помощью ?воспитанного? школой тела выразить замысел и идею хореографа.
Учебный процесс в коллективе строится согласно индивидуальным особенностям и требованиям. Несмотря на разнообразие методик, можно классифицировать по следующим признакам: 
- четко прослеживаемая структура урока (экзерсис на середине, состоящий из учебных комбинаций, передвижения, комбинации развернутого плана);
- отсутствие отчетливой структурированной модели урока (сочетание различных техник – оздоровительных, танцевальной терапии);
- Авторские разработки (проведение занятий в рамках игровой, театрализованной формы).
 Анализируя различные методы, типы построения занятия, можно выделить следующую систему построения урока:
- Разогрев.
- Упражнения для позвоночника.
- Уровни.
- Кросс. Передвижение в пространстве.
- Танцевальная комбинация или импровизация.
Начало работы на уроке начинается с партерной комбинации, где задействованы различные части тела. Работа спины – скручивания позвоночника, различные перекаты и вытяжения. В комбинацию включены различные глубокие выпады для четырёхглавых мышц бедра, ягодичных мышц, а также подколенных сухожилий. Все упражнения усложняются координационными движениями, основными базовыми элементами современного танца [1].
- Упражнения для позвоночника.
Движение тела целиком, без изоляции отдельных центров – своеобразие танца-модерн. Основой этой техники служит прежде всего позвоночник, поэтому на уроке главная задача – развить у учащихся подвижность во всех его отделах. Основные, базовые движения современного танца для позвоночника это:
- Rolldown/up – постепенное скручивание позвоночника вниз/ вверх.
- Flatback – наклон торса на 90 ˚в котором спина, голова и руки составляют одну прямую линию.
- Deepbodybend – глубокий наклон вперед, ниже, чем на 90?. При этом наклоне спина, голова и руки находятся также на одной прямой линии, но торс наклоняется как можно ниже.
- Curve – Загиб верхней части позвоночника вперед или в сторону. Начинается от головы и исполняется до точки, расположенной в “солнечном сплетении”. Поясница в этом движении участия не принимает.
- Twist торса – Движение, начинающееся с закручивания плеч, за которыми поворачивается торс, изменяя плоскость своего расположения.
- Уровни.
Цель данного раздела развить такие качества как танцевальность, ощущение стиля, координацию. Кросс обычно исполняется по диагоналям класса.  На уроке комбинации на продвижение интегрируются с изменениями уровней, добавляются перекаты, уходы в пол (партер).
- Кросс, передвижение в пространстве.
Современный танец активно использует передвижение танцора не только по горизонтали, но и по вертикали. Расположение исполнителя на полу (в партере) употребляется достаточно часто. Уровнем называется расположение тела танцора относительно земли. Основные виды уровней: Средний стоя, сидя, стоя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях, лежа.
В комбинации на уроке используются различные движения: перекаты через спину, вращения, прыжки, Grandbattementjet?, повороты, работа с весом (перенос веса, падение)
- Танцевальная комбинация или импровизация.
Завершающим разделом урока является танцевальная комбинация.  Лексический материал строится на основных, изученных движениях, усложняемых более сложными ракурсами, положениями тела в пространстве.
В танцевальной комбинации используется определенный рисунок движения, чередование сильных и слабых движений, т.е. использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителя.
Для построения танцевальной комбинации в паре, хореографу необходимо предоставить знания об основах партнеринга и применить, эти знания, на танцорах. Главное правило - контакт, потом поддержка или наваливание друг на друга боками, спинами, при этом корпус подтянут, плечи и голова ровные, колени вытянуты.
Партнеринг представляет собой работу двух или трех танцоров одновременно. Хореограф должен объяснить различные методы исполнения разных техник для построения полноценной композиции танцоров. К примеру:
Наваливание с прыжком sissone и подъёмом одной ноги назад. Представляет собой силовое движение. Техника наваливания с прыжком, обусловлена тем, что главное его составляющая – это координация движений обоих партнёров во время исполнения. Хореограф может предложить исполнить небольшую комбинацию с использованием изученных поддержек и наваливаний, а также элементов в технике ?Модерн?. Техника наваливания на партнера несет в себе полное доверие обоих танцоров друг другу, обязательно должна применяться техника relax, что означает расслабление, упражнения на развитие свободы движения невозможно без техники relax. Если же танцоры зажаты, то необходимо работать над их ощущениями, предлагать различные упражнения relax, которые помогут в дальнейшей работе исполнителей. Можно также показать техники прыжков в сочетании с танцевальными движениями.
Рассказать о важности правильного вращения головой, чтобы не получить травму шейных позвонков. Показать правильность исполнения ?rond? головой в левую и в правую стороны [2].
Подпунктом изучения наваливания с прыжком нужно уделить внимание и технике падения. Существуют различные виды падений, переворотов и подъёмов на ноги. Не обязательно придумывать что-то чрезвычайно сложное. Самое простое, попросить танцоров соприкасаться различными частями тела, имитируя падение друг на друга или же прыгать и виснуть на своем партнере. Этим и закончится подробная подготовка тела к упражнению.
Изучение партнеринга начинается с наваливания, используя общий центр тяжести, переход с одной ноги на другую, чуть отклонившись назад. Учащийся, которого наваливает партнёр, подтягивает корпус, голова ровная, ноги прямые, спина сильная и прямая, обязательно следить за плечами, которые должны быть опущены вниз. Push – толчок руками и корпусом, который помогает вернуть учащегося в исходное положение. Когда исполнение наваливания у танцоров получается хорошо, партнёры меняются местами, чтобы наваливание мог изучить и второй учащийся.
Наваливание на спину – ещё один способ, который готовит танцоров к сложным трудоёмким поддержкам в будущем. Наваливает на себя впередистоящий партнёр. Проучивается захват руками обоих танцоров. Танцор, которого будет наваливать второй партнёр, стоит позади: он поднимается на полупальцы, руками обхватывает плечи партнёра, продев руки подмышками, прижимается к нему, спина очень сильная, ровная, голова прямо, ноги натянуты. Учащийся, который наваливает, исполняет plie на двух ногах, делает небольшой шаг вперёд и переносит центр тяжести на эту ногу, подаёт корпус вперёд вместе с партнёром. После небольшой паузы – push – сильный толчок всем корпусом, чтобы возвратить партнёра в исходное положение. Из этого же положения проучивается поддержка с прыжком. При наваливании впередистоящий танцор сильнее наклоняет корпус, а другой партнёр исполняет sissone, вторая нога поднимается назад на 90 градусов, партнёры держатся очень крепко, мышцы напряжены, позвоночник ровный спина сильная[2].
После изучения наваливаний, хореограф может дать волю танцорам и предложить использование других положений рук, спонтанное исполнение наваливаний и поддержки. В партнеринге особую роль отводят исполнению движений с дыханием. В этом также помогает техника relax. Проучивание дыхания начинается с расслабления вперёд с опусканием в plie. Мышцы спины расслаблены, голова наклоняется вперёд и свободно опускается вниз, заканчивая расслабление. В сторону расслабление начинается с головы, потом добавляется plie. Также в сторону расслабление может начинаться с корпуса, голова заканчивает движение. После расслабления можно продолжить урок импровизацией.
Импровизация может использоваться в уроке современного танца, с посылом на то, чтобы раскрыть эмоциональную составляющую танцора, помочь ему в расслаблении своего тела. Импровизацию нужно включать, так как она преподносит возможные варианты движений, способных насытить композицию танца. Многие хореографы включают импровизацию в танцевальные номера, позволяя танцорам самостоятельно раскрыть передаваемый образ. Занятия по импровизации обучает навыкам, но они также требуют навыков и умений. Танцоры должны приучиться, привыкнуть к процессу импровизации, к концентрации и фокусировке. Они должны быть способны видеть и реагировать на то, что они видят. На уроке современного танца упражнения по развитию импровизации могут быть различными. Например:
- Зеркало.
Зеркальное отражение движений других людей является основой импровизации. Даже в своих простейших формах, когда два танцора лицом друг к другу зеркально повторяют движения, зеркальное отражение выявляет навыки, существенно необходимые для всей групповой импровизации.
- Движение с закрытыми глазами.
Все танцоры закрывают глаза и поворачиваются вокруг своей оси несколько раз, чтобы потерять ориентацию в пространстве. Затем танцоры двигаются в пространстве, исследуя пол, стены, мебель. Они могут исследовать пространство через медленные движения, так чтобы безопасно чувствовать себя с закрытыми глазами. Если два танцора сталкиваются друг с другом, они могут взаимодействовать некоторое время, оставаясь с закрытыми глазами.
- Локомотив.
Все выстраиваются за одним танцором. Этот танцор двигается по пространству так, чтобы задействовать различные части тела. Через некоторое время другой танцор может встать во главу линии и принять руководство, используя новый вид движения. Движение должно стать постепенно более полным и более энергичным.
Танцевальная импровизация не требует предварительных навыков и мастерства. Многие из упражнений по импровизации могут быть адаптированы для групп от трех и до тридцати человек. Это упражнение сближает танцоров, помогают почувствовать партнера без слов, учат внимательному и доброму отношению друг к другу.
3 Комбинации могут быть простыми и сложными, рабочими и танцевальными. Вид комбинации зависит от целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном конкретном уроке. Каждое новое изучаемое упражнение отрабатывается в простой комбинации — ?крест?. Сложные, простые, танцевальные комбинации должны чередоваться, равномерно распределяя физическую нагрузку на мышечный и скелетный аппарат исполнителей.
Комбинации формируются, исходя из закона — ?от простого — к сложному?, где основное движение равномерно отрабатывается во всех направлениях, постепенно усложняясь в конце комбинации. Каждая комбинация выстраивается, исходя из поставленной цели. Основные движения могут варьироваться по схемам: крест, половина креста, неправильный крест.
При сочинении комбинации необходимо учитывать:
цели и задачи исполнения,
музыкальный размер и темп,
однородность характера сочетающихся движений,
простые и сложные элементы,
порядок исполнения движений у станка,
логическую последовательность исполнения движений,
связующие танцевальные элементы.
В каждую комбинацию можно включать только те элементы, которые исполнялись до основного движения в экзерсисе у станка. Каждое движение в комбинации должно вытекать из предыдущего и определять последующее. Простые комбинации целесообразно выполнять без перерыва для правой и левой ног, используя полуповорот. В сложных комбинациях, для отдыха, можно использовать паузы, фиксации поз, отдельную работу рук.
При сочинении комбинации используется квадратность счета, которая переносится на любой музыкальный размер. Длина комбинации определяется педагогом, в зависимости от поставленных задач. В каждой комбинации выполняется работа только для одной рабочей ноги. Опорная нога может использоваться только в исключительных случаях. В сложные танцевальные комбинации можно включать отходы от станка, переходы от одного места в другое, работу в паре и другие формы.
Такое построение комбинаций используется для всех возрастных групп детского хореографического коллектива, при условии, что будет учитываться:
1.     Год обучения.
2.     Хореографические возможности и способности.
3.     Уровень подготовленности.
4.     Программные требования для данной возрастной группы.
5.     Творческие возможности.
6.     Оборудование танцевального зала.
7.     Требования к хореографической форме.
6. Условия реализации программы повышения квалификации
6.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы повышения квалификации предполагает наличие:
хореографического класса площадью из расчета 3-4 м2 на одного слушателя, высотой не менее 3 м, одна из стен должна быть оборудована зеркалами на высоту 2,1 м, на 9-х стенах – балетные перекладины на расстоянии от пола 1,1 м, полы в зале дощатые, некрашеные; 
двух комнат – раздевалки для девушек и юношей;
душевых, раковины с подводкой горячей и холодной воды;
одежды для занятий хореографией: лосины, трико, носки 100% хлопок, наколенники;
музыкального сопровождения ‒ колонки или магнитофона с Bluetooth
аудитории для самостоятельной работы слушателя.
Технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, аудиовизуальные материалы. 

6.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых источников информации

Основные источники
Полятков, С. С. Основы современного танца/С. С. Полятков.-2-е изд.-Ростовна-Дону: Феникс, 2008 г.
Основы подготовки специалистов-хореографов: хореографическая педагогика: учебное пособие для вузов / Е. Н. Громова [и др.]; Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 2008.
Никитин В. Ю. Модерн джаз-танец. – М.: ГИТИС, 2008.
Лопухов, А. В. Основы характерного танца / А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров. - 3-е изд., стереотип. - СПб.: Лань, 2007.

Дополнительные источники
Воронина, И. Историко-бытовой танец / И. Воронина. - М., 2004.
Гай Говард. Техника европейских танцев. – М.: Артис, 2003.
Ивлева, Л. Д. Джазовый танец : учебное пособие для студентов и преподавателей институтов искусства и культуры, колледжей и училищ культуры / Л. Д. Ивлева. - 2- е изд. - Челябинск, 2000.
Фольклор-музыка-театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: программно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003.
Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. - М., 2000.
Фельденкрайз М. Искусство движения. Уроки мастера. Москва, ЭКСМО, 2003.
Фомин, Анатолий Савельевич. Танец в системе воспитания и образования Природа, теория и функции танца:учебное пособие для вузов/А. С. Фомин; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет. Т. 1: Природа, теория и функции танца. – 2001.

Интернет-источники:
Современный танец: модели телесности:
 https://ptj.spb.ru/archive/77/body-in-motion/sovremennyj-tanec-modeli-telesnosti/ 
История современного танца в?31?постановке:
 https://arzamas.academy/materials/1452 
Хореографические Конкурсы. Танцевальные Сборы. https://www.horeograf.com 
Хореографический ресурс Хореографический ресурс (choreoresour.ru)

6.3. Краткое описание требований к кадровому обеспечению

К реализации программы повышения квалификации привлекаются лица, имеющие:
высшее образование по специальностям укрупненных групп ?Образование и педагогические науки? и ?Искусство и культура?;
опыт преподавания по тематике программы. 


7. Контроль и оценка результатов освоения программы 

Контроль и оценка результатов освоения программы повышения квалификации осуществляется преподавателем в процессе проведения учебных занятий и по завершению курса обучения в форме зачета, оценивая ответы слушателей на вопросы итогового теста и практического экзамена по современному танцу.
Результаты контроля знаний и умений слушателей выражаются в оценке: зачтено/незачтено. 
Критерии итоговых оценок знаний и умений слушателей:
?Зачтено?:
слушатель вовремя выполняет все практические занятия, предусмотренные программой;
слушатель показывает хорошие знания учебного материала по дисциплине, при этом логично и последовательно излагает учебный материал дисциплины, раскрывает смысл вопроса, дает удовлетворительные ответы на дополнительные вопросы.
?Незачтено?:
слушатель вовремя не выполняет контрольные задания, предусмотренные программой дисциплины;
слушатель не освоил обязательного минимума знаний по дисциплине (владеет только отрывочными знаниями), не способен ответить на вопросы зачета даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.








2


16



г. Великий Новгород2021