Методический семинар для педагогов
Тема: «Исследование урока: от знакомства к подходу – к результату»
«Особенности работы по технологии «Исследование урока».
Исследование урока — технология, направленная на повышение качества обучения через совместную работу учителей. Если коротко: команда педагогов ставит перед собой определенную цель и совместно движется к ее достижению, посещая уроки друг друга и акцентируя внимание не на работе коллег, а на действиях и успехах нескольких выбранных учеников.
Технология зародилась в Японии примерно 100 лет назад. После Второй мировой войны, когда страна восходящего солнца приоткрылась для иностранцев, методическая идея просочилась в Европу и США, исследования в этой области расширились. В XXI веке метод пришел и на постсоветское пространство. Везде он имеет свои особенности.
Почему исследование урока набирает популярность в России? Традиционные способы организации методической работы в школе часто работают не так, как хотелось бы. Например, руководители методобъединений заняты бюрократической нагрузкой, и у них не остается времени на посещение уроков. Директорам и их заместителям тоже не хватает времени на взаимодействие с учителями. Но преподаватели могут помочь друг другу: в комфортных условиях работы, по технологии, доказавшей свою эффективность.
Особенности технологии «Исследование урока»
Это не способ контроля учителя и не анализ урока. Обычно учителя опасаются критики в свой адрес, но здесь внимание направлено на работу учеников. То есть ситуация для учителя менее стрессовая, чем, например, открытый урок.
Решается одна конкретная проблема: например, как не допустить отставания «слабых» учеников, или как внедрить групповую работу и так далее. Берется та проблема, которая наиболее актуальна для школы, параллели, класса.
Педагоги вместе планируют урок и ставят измеримые цели, достижимые для разных учеников. Объектами наблюдения становятся 3 типичных ученика: «успевающий», «средний», «отстающий». То есть работа идет не только c «сильными» учениками, которые сами идут на контакт.
Три цикла проекта в форме трех уроков и последующего анализа позволяют оперативно пробовать и корректировать методические приемы для решения проблемы.
В совместной работе учителя получают доступ к «человеческому капиталу» друг друга (к опыту, методам,
лайфхакам
).
Преподаватели оказываются в ситуации командной работы, совместной проектной деятельности. Таким образом, они сами осваивают и применяют на практике навыки XXI века, которые должны транслировать своим ученикам.
Поскольку внимание концентрируется на действиях отдельных учеников, на уроках реализуется один из главных образовательных трендов — индивидуализация обучения.
Результаты проекта учителя могут эффектно презентовать, передать коллегам.
Пошаговый план исследования урока
(апробирован «Академией Директории» в десятках российских школ)
Шаг 1. Создание группы/групп педагогов
Технология «Исследование урока» в России чаще всего внедряется администрацией школы. Но учителя и сами могут стать инициаторами проекта. Оптимальное число участников группы: 3-5 человек.
Если собирать большую команду, 6 человек и более, некоторые люди будут просто присутствовать, а не участвовать. Если проектом займется 3 учителя, то каждый из них окажется задействован как преподаватель. Возможна также работа в паре.
Частый вопрос: нужно ли включать в команду кого-то из администрации школы? Это не обязательно, но участие, например, заместителя директора, сразу поднимает статус проекта.
Учителя подбираются не по предметам, а по интересам. Если брать преподавателей одного предмета, то исследование, скорее всего, сведется к проработке учебного материала. Кроме того, во многих школах по некоторым предметам есть только один учитель.
Шаг 2. Предварительная встреча: согласование правил и ценностей, выбор темы и первого урока
Вначале необходимо выбрать проблему, которая волнует каждого участника группы (общий интерес) и распределить обязанности. Желательно наличие модератора, который поможет раскрыться каждому участнику группы и будет фиксировать все решения. Важно поддерживать одинаковый статус участников, независимо от опыта и должности.
Шаг 3. Первая встреча: планирование урока № 1
Участники группы устанавливают цели урока, выбирают из класса трех учеников с разной успеваемостью, критерии для каждого из них, договариваются об этапах урока, вопросах для интервью учеников после урока, пытаются спрогнозировать действия и реакции учеников. Здесь очень важно не демонстрировать низкие ожидания, связанные с «отстающими» учениками, а мыслить позитивно, планировать хороший урок, в котором найдется ситуация успеха для каждого.
При постановке целей нужно ответить на 4 вопроса:
Это измеримо?
Этого можно достигнуть за один урок?
Как это звучит с позиции ученика?
Это учебный результат?
Примеры ошибочных целей:
Познакомить с решением выражений со скобками (Знакомство с темой не означает понимание).
Продолжать работу над задачами изученных видов (Не цель, а тип деятельности).
Развивать наблюдательность, внимание, смекалку, вычислительные навыки (Неизмеримо в рамках одного урока).
Внедрение
здоровьесберегающих
технологий. (
В
такой формулировке получается цель не для ученика, а для учителя).
Ключевые точки планирования урока:
Ожидания относительно того, что должны освоить ученики.
Способы измерения этих знаний и навыков.
Реакция в случае неудачи (ученики не справились).
Реакция в случае быстрого достижения целей (слишком легкие задачи или ученики освоили все раньше).
Шаг 4. Проведение урока № 1
Учитель № 1 проводит урок, остальные участники группы присутствуют и наблюдают, или после смотря в записи. По окончании урока присутствующие учителя интервьюируют трех выбранных учеников.
ПЛАН УРОКА (ИЛИ ПРОТОКОЛ): Для этого прописываются все этапы работы на уроке и ожидаемые результаты по определенной схеме.
ТАБЛИЦА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЯМИ
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ УЧЕНИКОВ
В процессе интервьюирования наблюдатели задают следующие вопросы:
Что ты узнал сегодня на уроке?
Чему ты научился?
Какие трудности ты испытывал во время урока?
Как выходил из трудностей? Кто тебе помог? Что тебе помогло?
Что бы ты изменил на сегодняшнем уроке?
Что тебе не понравилось на уроке?
Что тебе больше всего понравилось на уроке? и т.д.
Шаг 5. Обсуждение урока № 1
Группа собирается (как правило, в день проведения первого урока) и проводит анализ. На основе выводов по уроку № 1 планируется урок № 2 для учителя № 2.
Шаг 6. Второй и третий циклы проекта
По аналогии с первым уроком проводятся и обсуждаются уроки № 2 и № 3.
Шаг 7. Подведение итогов
Группа сравнивает результаты планирования и наблюдения, делает выводы. Как правило, итог исследования презентуется на школьном или внешкольном мероприятии. Если презентация проходит вне школы, то статус проекта в школе, конечно, видится выше.
Представленный пошаговый план оказался наиболее эффективным в условиях российского контекста, но он не является единственно возможным. К слову, самое распространенное препятствие в России на пути к применению технологии «Исследование урока» — острая нехватка времени учителей. Разумеется, при высокой загрузке на собственных занятиях сложно выкроить силы на то, чтобы посетить уроки коллег, участвовать в их планировании.
Какие проблемы школьных уроков может решить lesson study?
Проблемы, которые решает исследование урока:
умение педагогов работать в команде;
уважительное отношение коллег друг к другу (технология исключает «разбор полетов»);
взаимообмен своими педагогическими находками;
новое целеполагание — первичные цели обучения;
формирование у педагогов умения диагностировать, прогнозировать результаты;
минимизация «слепых зон» учителя;
повышение самооценки у слабых учеников;
видение именно пробелов учителя, которые не дают ему возможности повысить результат собственной деятельности, ведь так часто слышим от коллег: «Вот класс, ничего с ними сделать не могу».
Потенциальные результаты внедрения технологии:
учитель будет осознавать, что надо планировать не ход урока, а ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ детей на уроке, причем с реализацией личностно ориентированного дифференцированного обучения;
учитель будет ВИДЕТЬ каждого ученика на уроке, тем самым повышая его мотивацию, интерес к познанию, активность, а, в конечном итоге, УСПЕШНОСТЬ в обучении.
учитель ВЫЙДЕТ из своего кабинета и научится плодотворно, целенаправленно работать во взаимодействии с другими учителями, тем самым совершенствуя свое профессиональное мастерство.
А какие проблемы останутся? Или даже возникнут?
«Готовность и мотивация самих учителей. К сожалению, часто звучит: „Я и так занята своими уроками и проблемами, у меня ни на что не хватает времени, а тут еще вы со своими технологиями“».
«Не все и не сразу примут данную технологию и будут готовы к внедрению данного подхода. Возможно сопротивление отдельных учителей, работающих в классе».
«Подготовка к уроку и обсуждение требуют дополнительных временных ресурсов».
«Задача администрации — заинтересовать педагогов в работе в таких группах».