Методическая информация

Предмет
Информатика 

Класс
7

Тема урока 
Информационные процессы

Тип урока 
Урок открытия нового знания 

Образовательная программа, УМК
Методическое пособие для учителей. Информатика. УМК  для основной школы. Авторы: М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова
Пояснительная записка к учебникам ?Информатика 7-9 кл? - стр.12, стр 20. ..\Чистякова\Пояснительна записка семакин.doc


Учебник, автор, издательство, год
Информатика: учебник для 7  класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. 

Раздел 
Глава 1
Человек и информация
?3 . Информационные процессы , урок № 3  ..\Чистякова\учебник семакина.pdf


Планируемые результаты
?
Предметные:  
- формирование представления об основных изучаемых понятиях   ( информационный процесс, хранение, передача, обработка и поиск информации, информационные процессы в живой природе, приемник и источник информации, канал передачи информации).
- формирование умения приводить примеры  информационных процессов в живой природе, обществе, технике.
- Формирование информационной культуры.
Личностные: 
Понимание значимости информационных процессов  для современного человека.
Метапредметные: 
- умение планировать пути достижения целей;
-??соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-осуществлять контроль своей деятельности;
-определять способы действий в рамках предложенных условий;
-?корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-оценивать правильность выполнения поставленной задачи; http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/mrppuv7kl.pdf








Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Информационный процесс
Хранение, передача, обработка и поиск информации
Источник и приемник информации
Канал передачи информации
Кодирование и сортировка информации


Технологическая карта урока

Этап  1.  Мотивация обучающихся к учебной деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учащегося


Познавательная
Коммуникативная 
Регулятивная

Осуществляемые действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

Приветствует учащихся.
Ставит вопрос
Предлагает просмотреть отрывок из мультфильма.
Задумывались ли вы когда-нибудь, как создаются мультфильмы?
Какие действия нужно выполнить человеку, чтобы создать мультфильм?
Выслушивает ответы учащихся
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Слушают учителя,  предлагают свои способы действий
выдвигают предположения о теме урока и совместно с учителем формулируют тему урока. 

Общеучебные
Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели
Умение структурировать знания, умение адекватно, осознанно строить речевое высказывание в устной форме
Логические
Построение логической цепи рассуждений
Взаимодействуют с учителем и другими обучающимися
Осознанно строят речевые высказывания
Формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю).
Формирование умения слушать собеседника, 
строить понятные для собеседника высказывания

Выстраивают последовательность действий

Вносить коррективы в действия в случае расхождения
Ставить учебные цели с помощью учителя.





Этап  2.  Актуализация и пробное учебное действие
Деятельность учителя
Деятельность учащегося


Познавательная
Коммуникативная 
Регулятивная

Осуществляемые действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

Проверка усвоения знаний прошлого урока.
Предлагает вопросы для фронтальной проверки знаний
Заслушивает ответы учащихся
Проверяет правильность выполнения индивидуального задания.


Отвечают на вопросы учителя (устно)
Письменно
выполняют задание в рабочей тетради


Общеучебные
Умение структурировать знания
умение  осознанно строить речевое высказывание в устной форме
Логические
Установление причинно-следственных связей






Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Слушать собеседника
Поиск правильных ответов на вопросы
Контролируют правильность ответов


.
Коррекция-внесение необходимых дополнений.

Этап  3.  Выявление места и причины затруднения
Деятельность учителя
Деятельность учащегося


Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная

Осуществляемые действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

Фиксирует затруднение
Предлагает учащимся дать определение процесса, информационного процесса и назвать виды процессов.

Высказывают предположения о затруднениях
Самостоятельное выделение основных понятий






Этап  4. Построение проекта выхода из затруднения 
Деятельность учителя
Деятельность учащегося


Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная

Осуществляемые действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

Предлагает план работы
Раздает задания учащимся
Объединяются в группы для выполнения задания.
Знакомятся с планом совместной работы.
Разгадывают ребус
Работают с презентацией.
Определение основной и второстепенной информации
Поиск и выделение необходимой информации
Применение методов поиска информации с помощью компьютерных средств
Извлечение необходимой информации из источника
Выполняют задание в группе
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками
Контроль, коррекция, оценка действий в группах. Формирование умения работать в парах
Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания 

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане. 
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок.



Этап  5. Реализация построенного проекта
Деятельность учителя
Деятельность учащегося


Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная

Осуществляемые действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

Направляющая, информационная.  Мотивация учащихся к творческой деятельности, опрос и дополнение , корректировка полученных ответов
 Записывают на доске ответ.  полученный при разгадывании ребуса
Представляют ответ  в устной форме
умение  осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Обсуждают план ответа в группах



умение выражать свои мысли, выслушать собеседника
Действовать в соответствии с предложенным планом работы 
планировать время окончания своей работы


Этап  6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Деятельность учителя
Деятельность учащегося


Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная

Осуществляемые действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности


Предлагает выполнить задания в парах
Заслушивает ответы учащихся
Оценивает ответы детей

Подводит учеников к обобщенному выводу

Каждая  пара  представляет свой  ответ 

Совместно с учителем делают вывод и обобщают знания
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и  форме.
Умение отображать учебный материал в виде модели.

Дополняют ответы одноклассников
Уметь полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнением других
Умение выслушать и принять мнение других, договориться 

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения
задания
Коррекция и оценка



Этап  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Деятельность учителя
Деятельность учащегося


Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная

Осуществляемые действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

Объясняет задание ученикам
Контролирует выполнение
 работы
Подводит учеников к обобщенному выводу
Выполняют самостоятельно задание на компьютере
 Один учащийся после выполнения всеми работы выполняет на интерактивной доске
Самостоятельно проверяют задание

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действий
Работают в паре

Формирование умения работать в парах
Осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания 

Обнаруживать отклонения от эталона. 
Оценка
саморегуляция


Этап  8. Включение в систему знаний и повторений
Деятельность учителя
Деятельность учащегося


Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная

Осуществляемые действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

Просит учащихся кратко обобщить изученный материал, подводит итог урока
Объясняет домашнее задание

Обобщают материал , делают вывод
Записи в дневниках
Умение строить монологическую речь
Умение слушать
Взаимодействуют с учителем и другими обучающимися

умение выражать свои мысли, выслушать собеседника
Выявление допущенных ошибок
Коррекция



Этап  9. Рефлексия учебной деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учащегося


Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная

Осуществляемые действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

Инструктирует учеников о проведении самооценки

Выставляет оценки
Оценивают свою деятельность на уроке


Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
.
Оценивают свою работу при помощи картинок

Формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
Делятся своим мнением об уроке, о своих впечатлениях
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку