Ахмедова К.Р.,

Преподаватель

Туркменского государственного университета имени Махтумкули,

Ашхабад, Туркменистан.

ВЕЛИКИЙ ПОЭТ МАХТУМКУЛИ О НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

Многозначна речь твоя, Махтумкули,

В ней не многие что-то постичь могли.

Столь различны люди и страны земли,

Но у многих суждение здравым будет.

Тема воспитания, образования, духовного просвещения подрастающего поколения является одной из важнейших тем в творчестве Махтумкули.

Исследователи отмечают, что система образования в XVIII веке на территории, где проживали туркмены, была двухступенчатой: мектебы, где получали начальное образование, и медресе духовные семинарии, где получали среднее образование. В мектебах (сельских школах) обучали мальчиков основам ислама, чтению, письму, грамматике, правилам поведения. Ученики учили молитвы по арабоязычным текстам, изучали религиозно-философские произведения восточных поэтов. Мектебы не могли дать системного образования, однако они закладывали основу для дальнейшего обучения.

Медресе существовали при больших мечетях. Поступить в них можно было после окончания мектеба. В разные годы разные медресе считались престижными, прием слушателей в некоторые был лимитирован. Качество обучения оценивалось по уровню подготовки преподавателей, наличию библиотек, щедрости спонсоров, морально-психологическому климату. В медресе заучивали наизусть стихи из Корана, штудировали религиозные книги, комментарии к ним, учили арабский и персидский языки, изучали шариат, а также биографии и творчество классических поэтов Востока, знакомились с литературными приёмами и формами. Светское образование включало сведения по древнегреческой философии, а также сведения по астрономии, географии, арифметике, геометрии, естествознанию, изложенные в трудах аль-Фараби, аль-Хорезми, аль-Бируни, Ибн Сины. Там, где глубоко и серьёзно изучалась литература, возникали кружки, течения, проводились соревнования по стихосложению, диспуты, чтения.

Выпускники могли исполнять обязанности преподавателей в медресе, учителей в мектебах, судей.

Махтумкули обучался в нескольких медресе, много занимался самостоятельно, постоянно размышлял о прочитанном. Поэт имел возможность путешествовать по разным странам мира, знакомиться с природой, бытом и нравами других народов и стран. Всё это способствовало развитию его таланта, расширению кругозора, обогащению его внутреннего мира. Махтумкули был энциклопедически образованным человеком, а также великолепным мастером слова. Широта его познаний, глубина его суждений, отточенность умозаключений поражают. Содержание многих его стихотворений составляют раздумья о смысле жизни, о судьбе, о времени, о взаимоотношениях людей, о цели существования человека. Произведения поэта-философа, горячего патриота пронизаны любовью к Родине, к человеку, к природе, исполнены веры в прекрасное будущее.

Гениальный поэт, несомненно, очень хорошо понимал значение просвещения в жизни народа, необходимость образования, но приоритетными были не столько светские знания, сколько знание законов нравственности. Поэт считал своим первейшим долгом говорить правдивое слово, наставлять духовно, учить. Очень важно было укрепить в сознании людей стремление познавать истину, различать добро и зло, делать правильный выбор, не поддаваться соблазнам. Это свойство надо было развивать, совершенствовать и передавать следующим поколениям. Поэтому стихотворения Махтумкули – это школа жизни, где учат быть и оставаться человеком при любых обстоятельствах. В произведениях великого поэта изложен моральный кодекс нации, который надо знать и следовать ему всегда и везде. Порядочность, честность, благородство составляют стержень туркменского характера.

Правильный выбор пути, верное решение, корректное поведение, понимание законов мира определяются наличием определённых знаний и представлений. В стихотворениях поэта мало строк, призывающих к обучению в современном понимании этого слова, но есть глубокие замечания, изречения об учёных, мудрецах, о значении наук и образования. В замечательном стихотворении «Прекрасный Ширгази» говорится о сути и пользе образования:

Нам знание дано как заповедь небес.

Ты просветил меня и ввёл в тайник словес.

Но требует меня родной гёркез

Прощай, науки дом, прекрасный Ширгази!

Теперь я знаю, что черно и что бело,

Кто друг, кто недруг мой, что есть добро, что зло.

Коран и много книг других в мой мозг вошло …

Прощай, науки дом, прекрасный Ширгази!

В просветительстве, в обучении чрезвычайно важна роль учителя, наставника:

Чтоб стал доступен мир наук,

С учёным нить родства имей. ( «Имей»)

Не говори, пока не вникнешь в суть:

Советы тех, кто всех мудрей, – желанны. («Желанны»)

Слух склони к ученью мудрых, наставление прими;

Встань! Об истине радея, к небу руки подыми… ( «Душа моя»)

Блажен, кто не застыл в покое,

Познав добро и зло мирское!

Со мной – содружество седое,

Учёных книжников кружок. ( «Пятидесятилетие»)

Великий просветитель туркменского народа чрезвычайно чётко и однозначно говорит о необходимости учиться мудрости и о том, к чему приводит невежество:

Коль ты умён – с учёными дружи;

Знай: лишь глупец невежде другом станет. ( «На себя взгляни»)

Стесняет буйного одежда.

Пленён пороками невежда. («Вершины гор в тумане млечном»)

Ум – это радость души, тупоумье – беда. («Время такое – в тени прозябает…»)

Процесс образования, получения знаний никогда не закончится. Нет предела познанию. Сколько бы ни жил человек, он всегда должен учиться новому:

Познанье – море; глубоко оно,

Мне дна его достичь не суждено. («Что делать?»)

Не только прямой призыв приобретать знания, искать истину, становиться мудрым, но и само содержание стихотворений гениального поэта носит информативно-познавательный характер, даёт огромный материал по фольклору, истории, географии, мифологии, естествознанию. В текстах упоминаются легендарные герои, исторические личности, образы, ставшие символами: Джемшид, Искандер, Селим-шах, Меджнун, Фархад… Люди, слушавшие стихотворения Махтумкули, хорошо знали историко-мифологическую основу поэзии той эпохи и поэтому ясно понимали смысл его речи.

Махтумкули подчеркивает, что значение образования, как результата получения системы знаний, ценностных установок, в том, что оно формирует ум и характер личности. Целью образования является формирование совершенной личности:

Если народ это слово поймёт,

То не напрасно учил я народ;

А над страною, где глупость цветёт,

Дождь благодатный весной не прольётся. (№175)

Использованная литература:

1. Magtymguly. Şygyrlar. Üç tomluk. I t. – A.:Türkmenistan, 1992.

2.Ýazymow O. Magtymgulynyň ömri we döredijiligi. – A.: Magaryf, 1992.

3. Махтумкули. Стихотворения. – СП: Ленинградское отделение, 1984. – 384с.

4. Махтумкули. Памятка. – Ашхабад: Туркменгосиздат, 1959.

©Ахмедова К.Р.,2024