* {font-family: Times New Roman; font-size: 14pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Воспитание основ толерантности у дошкольников
(по опыту работы детского сада)

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем.

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своем роде и неприкосновенная человеческая личность.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для совместного выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.

Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

 

Определение слова»толерантность":

В испанском языке-способность

признавать отличные от собственных идеи и мнения;

Во французском-отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам;

В английском-готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском-позволять, принимать , быть по отношению к другим великодушным;

В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, привязанность, терпение, привязанность к другим;

В русском-способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Идеи, взятые за основу:

Относиться к окружающим с уважением.

Никогда не думать, что ваше мнение важнее мнения другого человека.

Не навязывать свое мнение другим, его можно просто выразить.

Надо помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия).

Уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением к представителям разных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания , и мы воспитатели, должны довести до сознания детей, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей

Достижение этой цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимозависимых блока:

 

I. воспитание у детей миролюбия, принятие и понимание других людей, умение положительно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей.

 

Основные принципы:

1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющемуся в соответствующем поведении и поступках.

4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в различных формах.

 

Принципы содержания работы:

- Комплексно-тематический подход к планированию.

- Личностно-ориентированное взаимодействие участников образовательно-воспитательного процесса.

- Интеграция образовательных областей.

- Использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе.

- Обеспечение эмоционального и практического компонентов

этнотолерантности

.

- Построение предметно-развивающей среды с учетом современных требований.

 

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников

Формы воспитания толерантности:

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и различных видов деятельности дошкольников.

Спектр мероприятий и различных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры;

4) проведение русских народных праздников, например таких как "Масленица," Рождество " согласно народному календарю;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) ознакомление детей с традициями народов разных стран;

7) с традициями празднования Нового года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировка сказок.

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни дружелюбные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

На занятиях использовали разнообразные методические приемы:

 

1. игры и игровые упражнения, направленные на:

- развитие умений невербального общения: "Угадай-ка" « " любимый сказочный герой»;

- развитие чувства близости с другими детьми: "ласковое имя"комплименты";

- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: "Море волнуется»:

- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: "стоят и сидят»;

- развитие умения понимать настроение окружающих: "что можно сделать для друга»;

- регулирование своего поведения « " выдержанный человек»;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: "Солнышко милосердия", " добрый лесник»,

2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

3. этюды и упражнения направлены на:

- на воспитание гуманных и доброжелательных взаимоотношений между детьмиподарок";

- воспитание уважения к людям разных национальностей и рас: «спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

4. Использование художественного слова: стихов, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

5. использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

6. продуктивный вид деятельности-рисование на темы Автопортрет«, "я и мое настроение", "мое имя" « "цветок Милосердия" « " дети планеты Земля»,

7. вспомогательный прием-слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

 

Работа с детьми:

- Беседы

- Проекты

-Конструирование

-

Видеопросмотры

- Экскурсии

-Целевые прогулки

- Фольклорные и тематические праздники

- Театрализованные представления

 

Работа с родителями.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Анкетирование

-Совместные праздники

- Круглые столы

- Конкурс «Моя родословная»

- Конкурсы совместных рисунков

- Выставки

- Сотрудничество ДОУ с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.

- Мероприятия с родителями:

-- круглый стол;

-- тренинги, семейные игротеки;

-- тематические дни в ДОУ;

-- консультативный пункт;

-- «Школа для родителей»;

-- клуб "Надежда" совместно с центром социальной защиты населения «Данко».

-- целевые экскурсии совместно с детьми по городу.

Разработан проект по формированию толерантности детей старшего дошкольного возраста " толерантность-дорога к миру!».

В рамках решения задач поликультурного воспитания было предусмотрено взаимодействие с социальными институтами:

- социальным центром»Данко";

- клубом пожилых людей»у самовара";

- казачьим обществом " Станица Покачевская»;

- движением " Эхо поколений»;

- краеведческим музеем;

- выставочным залом.

Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представления о региональных особенностях и других культурных различиях, а так же привлекать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

 

Цель и задачи проекта.

Цель: формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителей.

Задача:

1. Создание условий в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.

2. развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.

3. организация системной работы по формированию позитивного отношения к окружающему миру, представителям разных народов, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями.

4. формирование представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности, воспитание активной жизненной позиции на основе:

* осознание ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработка умения удовлетворять их не во вред другим;

* осознание своих возможностей; формирование умения действовать согласно им, стремление к их развитию;

* осознание своих достоинств и недостатков; проявления критичности;

* осознание своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;

* развития умения давать оценку своих поступков и поступков других; умения делать выбор и принимать решения; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;

* углубление понимания значимости и ценности жизни каждого человека;

* формирование умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение к традициям и культуре других;

* определение вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции», «уважение»).

5. формировать мотивационную, теоретическую готовность родителей, воспитателей и всех заинтересованных субъектов образовательного процесса к реализации системы формирования у детей седьмого года жизни основ толерантности.

6.г. развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса и социальными партнерами.

 

Проект базируется на общепедагогических и частных принципах воспитания толерантности:

- целеустремленности;

- индивидуальных и возрастных особенностей

- культуроповедения;

- единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;

- уважительного отношения к личности;

- положительных черт ребенка;

- социальной обусловленности процесса воспитания толерантности;

- единства знания и поведения;

- диалогичности и сотрудничества;

- рефлексии.

Также, работа по проекту предусматривает преемственность работы со школой по повышению качества работы по толерантному воспитанию и образованию детей.

 

Неделя " Дружат дети всей Земли»:

Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».

Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, фото на тему: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов».

Проведение национальных подвижных игр.

Выставка детских работ " мы разные, но мы дружим».

Музыкально-спортивное мероприятие "Дружат дети всей Земли".

Оформление стенда " я маленький, но я имею право».

Подборка дидактических игр по правовому воспитанию, сказок, стихов.

Оформление картотеки игр народов мира.

Конкурс плакатов толерантности "толерантность-дорога к миру".

Организация недели национальной кухни.

Совместное проведение праздников и развлечений

Наше ДОУ приняло активное участие городской фестиваль " Югра-это ты и я!».

 

Реализация проекта по взаимодействию с пожилыми людьми «мудрость рядом с нами».

Прикосновение к истокам русского народного творчества вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

МБДОУ ДСКВ "Рябинушка «и клуб» У самовара" решили ввести в традицию проведения совместных мероприятий в детском саду.

Наш проект направлен в первую очередь на развитие духовно-эмоциональной связи между детьми и пожилыми людьми нашего города, которые приехали в Покачи совсем молодыми, прожили и проработали здесь много лет.

Проект необходим для формирования позитивного отношения к пожилым людям. Деятельность в рамках проекта-это длительное творческое сотрудничество МБДОУ ДСКВ "Рябинушка «и клуба»У самовара". В результате работы сформировался коллектив единомышленников из членов клуба «У самовара» и коллектива детского сада - детей, педагогов, родителей.

Цель данного проекта:

Формирование положительного отношения дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через привлечение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости пожилого человека.

Задача:

1. развивать эмоции и мотивы, которые способствуют формированию уважения к людям старшего поколения.

2. способствовать расширению круга общения со взрослыми.

3. формировать коммуникативные умения и навыки; тактично, с уважением обращаться к гостям детского сада, внимательно выслушивать.

4. воспитывать внимательное отношение к пожилым людям.

5. поддерживать и развивать проявления гуманности в поведении детей.

6. формировать интерес к общественной жизни.

7. укреплять знания о семейных традициях и наладить преемственность между поколениями.

8. привлекать пожилых людей к совместной деятельности с детьми и работниками детского сада для проведения цикла мероприятий.

 

Реализация проекта»Доброта спасет мир":

Цель проекта:

Организация взаимодействия детей дошкольного возраста с детьми с ограниченными возможностями в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Дети с отклонениями в развитии участвуют в прогулках, спортивных досугах и развлечениях художественно-эстетического цикла, других мероприятиях вместе с нормально развивающимися детьми. Они имеют возможность посещать возрастные группы, экологическую, изобразительную, театральной студии, спортивный зал. при этом дети с отклонениями в развитии включаются в различные виды деятельности (игровую, изобразительную, музыкально-ритмическую и др.) Совместно с воспитанниками этих групп. Такая модель-первая ступень интеграции, когда существующая изначально дистанция между детьми может постепенно сокращаться. Общение способствует включению механизмов социальной адаптации к жизни, формированию модели поведения в обществе. Общение детей ДОУ с детьми - инвалидами является своеобразной «школой нравственности», направленной на формирование чуткости, взаимопонимания, гуманности.

 

Неделя Доброты

Воспитатели рассуждали с воспитанниками о важных моральных ценностях: о добре, об уважении, о любви. Занятия по нравственному воспитанию каждого ребенка показали, как важны в жизни каждого человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.

В младших группах дети узнали, что к животным нужно относиться с любовью и заботой, нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойные осуждения, те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекают их на мучения. Нужно проявлять участие к бездомным животным, помогать им выживать.

В старших дошкольных группах речь шла о дружбе, доброте, о хороших и добрых поступках. Теперь каждый знает: чтобы поверить в добро, надо начать его делать. Ведь добро в первую очередь связано с умением радоваться и сочувствовать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

 

Месячник оборонно-массовой и спортивной работы.

Задача: формирование у детей чувства любви к родному краю, к его истории.

Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве, как о столице, воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания, Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики. Привлечение к участию в культурно - массовых мероприятиях родителей.

 

Неделя театральных представлений.

Были представлены такие сказки, как "под грибом" «" как ежик счастья искал» « " Волк и семеро козлят» и др

Празднование Дня семьи стало в нашем детском саду традиционным мероприятием, которое решает важные задачи воспитания толерантности у детей.

Великий День Победы.

День Победы занимает особое место в жизни каждого россиянина. Поэтому педагоги нашего детского сада доступно рассказывают о том долгом и трудном пути, который предшествовал этому знаменательному дню. В канун праздника мы провели конкурс чтецов «Мы это будем помнить всегда...». В ходе мероприятия дети просмотрели презентацию "о войне - детям", слушали тематические песни и читали стихи. Всего в конкурсе чтецов приняли участие 26 детей. Всем детям были вручены подарки и сладкие призы. Победители призовых мест получили грамоты.
Была проведена акция " Гордимся и поздравляем». Дети рисовали тематические рисунки о празднике Победы и поздравляли горожан, расклеивая открытки в общественных местах города.

В результате, наши выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах решения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другой; находить конструктивное разрешение конфликта.
Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.