Виды современных образовательных технологий
Рассмотрим некоторые образовательные технологии, которые можно применить в дополнительном образовании.
Технология обучения в сотрудничестве
Цель этой технологии состоит в формировании умений у субъектов образовательного процесса эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных образовательных результатов.
Наличие умения работать в сотрудничестве является также обязательным для успешного использования многих других современных технологий, составляющими которых является, например, групповая работа, метод игры и проектов.
Обучаясь с использованием данной технологии, обучающиеся развивают способности организовывать совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества, и участвовать в ней, понимать свою роль в качестве партнера. При этом у них развиваются такие личностные качества, как терпимость к различным точкам зрения и другому поведению, ответственность за результаты совместной работы, формируется умение уважать чужую точку зрения, слушать партнера, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах. Это именно те качества, которые необходимы для эффективной работы в команде или коллективе.
В отличие от традиционного обучения данная технология способна вызвать у обучающихся эмоциональные переживания, связанные со стремлением к общему успеху и коллективным достижениям. Именно поэтому она рассчитана на формирование качеств, необходимых будущим корпоративным работникам. Кооперация на сегодня является одной из самых распространенных форм отношений людей в профессиональной деятельности, так как большинство производственных, научных и других профессиональных задач требует для своего решения приложения именно коллективных усилий.
Кооперация – взаимодействие людей, объединенных друг с другом для выполнения краткосрочной деятельности, когда одно задание можно выполнить только с учетом результатов другого. В силу этого следует помнить, что кооперировать людей можно с учетом результатов их индивидуальных особенностей и способности успешно и эффективно взаимодействовать, а распределять между ними задания так, чтобы была преемственность и реальная возможность самостоятельного выполнения предыдущего в общей системе их действий.
Технология «Обучение в сотрудничестве» основана на использовании метода групповой работы как наиболее распространенной формы кооперации. Однако в целях выработки социальных компетенций групповая работа должна организовываться согласно определенным правилам, что отличает ее от групповой работы, применяемой для реализации других целей, например, для формирования специальных компетенций или их когнитивного компонента. Такая групповая работа опирается на основные положения сотрудничества и подразумевает:
- наличие взаимозависимости членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи товарищей;
- специальное внимание, уделяемое социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы;
- наличие общей оценки работы группы (описательного плана, не всегда в баллах), складывающейся из оценки академических результатов работы и оценки формы общения обучающихся.
Сотрудничество – такой тип взаимодействия, в процессе которого его субъекты стремятся понять и поддержать друг друга, чтобы достичь совместного результата, учитывать интересы друг друга и добровольно проявлять активность и помощь. Сотрудничество между субъектами образовательного процесса начинается в том случае, когда возникает потребность быть вместе и сообща выполнять образовательную деятельность, обязательным условием организации которой становятся отношения равенства и партнерства, доброжелательности, оптимизма, доверия и взаимопомощи. В ходе соглашения партнеры приходят к удовлетворению интересов обеих сторон. Чтобы прийти к согласию, необходимо встать на позицию другого – партнера по совместному делу. Это значит, что сотрудничество субъектов в образовательном процессе – не просто развертывание приемов совместных действий, но и духовная связь между партнерами, проявляющаяся в личностном приятии каждым общего дела. Поэтому поддержание благоприятных отношений между участниками процесса взаимодействия составляет саму основу сотрудничества.
Опираясь на эмоции или сознание участников, условно выделяют следующие типы сотрудничества:
- эмоциональный (создание атмосферы эмоционального настроя, созвучия переживаний от процесса и результатов совместного дела, акценты на ярких моментах, яркое выражение эмоций и проявление чувств, эмоционально окрашенные оценки и выражения своего мнения);
- когнитивный (создание атмосферы творческого поиска и логического анализа, проявления кругозора и интеллекта, профессионализма, нестандартности, емкости и оригинальности мысли).
Сотрудничество субъектов образовательного процесса строится на принципах доверия, веры в самое лучшее и творческое начало в другом партнере по совместной деятельности. В процессе организации такого сотрудничества в учебном процессе каждый участник совместного дела должен обладать правом на собственное мнение и сомнение в правильности действий других партнеров. Именно поэтому сотрудничество помогает каждому участнику такой формы взаимодействия раскрыть себя и свой потенциал.
Равенство позиций или ролей партнеров способствует сотрудничеству. Успех сотрудничества зависит от взаимосвязи партнеров и целесообразного установления такого типа взаимоотношений. В связи с этим при создании ситуации сотрудничества надо предусмотреть перераспределение деятельности между всеми партнерами, необходимой для достижения поставленной цели. Причем это перераспределение должно осуществляться в условиях выбора. Каждого партнера в совместной работе надо настраивать на соучастие, когда все должны максимально отдать свои знания и силы на выполнение общего задания. В обсуждение и оценку полученных результатов также должны быть включены все участники совместного дела.
Условием для возникновения такого типа взаимодействия, как сотрудничество, является наличие между обучающимися, объединенными в малую группу, общих целей и взаимодополняющих для их выполнения способностей. Это рождает между ними взаимозависимость, при которой каждый ее член заинтересован во всех других членах группы.
Основной метод взаимодействия в процессе сотрудничества – добровольный обмен мыслями, усилиями, информацией. А та атмосфера, то эмоциональное состояние, которые возникают у обучающихся в процессе сотрудничества, а также чувства, которые они при этом испытывают, можно определить как партнерские. Это поддерживающие, а не разобщающие, как в соперничестве, или не подавляющие, как при доминировании, отношения. Такой тип взаимодействия и отношений возникает при наличии трех типов зависимостей участников совместного обучения:
1) от единой цели, которую участники могут достичь только в совместных усилиях;
2) источников информации: каждый участник владеет только частью информации, необходимой для успешного решения задачи;
3) формы поощрения.
Способы установления зависимости от цели деятельности:
- подготовка единого результата от всей группы;
- подпись каждого члена группы под общим результатом;
- подготовка таблицы успехов каждого члена группы в описательной форме с указанием необходимой дополнительной практики работы в группе (общения, организованности и т.д.).
- результатов работы группы по работе только одного или двух обучающихся.
Способы установления зависимости от информации:
- каждый член группы располагает информацией (или подбирает ее самостоятельно), которая необходима только для выполнения его части задания;
- между членами группы распределяются роли в выполнении задания.
Способы установления зависимости от поощрения:
- дается оценка работы всей группы;
- индивидуальная оценка академических результатов производится после отработки материала в группах по итогам выполнения специальных работ;
- оценивается уровень академических результатов групп.
В ходе совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса, «как» все работали. Группа обсуждает свое поведение, рациональность методов работы группы, удовлетворенность каждого групповой работой и намечает пути совершенствования своего сотрудничества. При этом работа группы оценивается самой группой и преподавателем по следующим показателям:
- результативность (академические результаты группы);
- усилия, вложенные в выполнение задания (способность решать поставленные задачи самостоятельно, проявлять настойчивость в достижении целей, изобретательность, творчество; выходить за границы материала, обязательного для усвоения; решать сложные задачи);
- эффективность (реализация каждого члена группы, его удовлетворенность групповой работой);
- доброжелательность (способность проявить поддерживающее поведение в отношении других групп в общих дискуссиях и экспертных оценках).
Процесс обучения в рамках данной технологии заканчивается индивидуальной проверкой обучающихся с подведением итогов работы каждой малой группы. Эта форма контроля позволяет выявлять и затем корректировать эффективность групповой работы, подлинность и полноценность реализации принципа сотрудничества в обучении. Если индивидуальные показатели учеников окажутся ниже предыдущих коллективных, выставляемых за групповую совместную работу, это означает, что в группе преобладал стиль доминирования: задания по существу выполнялись одним или несколькими членами группы, при этом другие пользовались их результатами.
При оценке эффективности технологии обучения в сотрудничестве надо обращать внимание на следующее:
- успешность реализации принципа распределенности деятельности между участниками – обязательного участия в совместной работе всех без исключения членов группы;
- оптимальность состава – от трех до семи человек; в группах такого размера участники могут свободно и активно общаться и удерживать в поле внимания всех остальных членов;
- равномерность распределения ответственности за результат групповой работы через правильное закрепление или выбор роли, предполагающей максимальную самореализацию и ответственность за конкретный аспект групповой работы, с учетом желания самого обучающегося и его индивидуально-психологических особенностей;
- эффект социальной поддержки – присутствия заинтересованных в успехе группы наблюдателей (педагога) или болельщиков (других субъектов образовательного процесса); даже если люди выглядят и ведут себя спокойно, они все равно так или иначе влияют на деятельность участников группы;
- эффект конформизма – изменения поведения или позитивных для группового дела взглядов у отдельных ее членов под давлением группы, мнения ее большинства, не столь прогрессивного или конструктивного для решения общей проблемы; он может приобретать разные выражения – «огруппленное мышление», «групповая поляризация», «влияние меньшинства»; суть эффекта «огруппленное мышление» состоит в том, что группа может принимать неверные решения под влиянием трех факторов – директивного стиля лидера, высокой групповой сплоченности и необходимости принятия решения в проблемной и кризисной ситуации; эффект «групповая поляризация» проявляет себя в том, что к «средним» и отдельным конструктивным мнениям не прислушиваются, большая часть группы склонна к принятию рискованных решений, чем, если бы те же члены группы решали эту проблему индивидуально; эффект «влияние меньшинства» на мнения и принятие решения в группе возможен скорее в частных беседах участников совместной деятельности без «публики» и «наблюдателей»;
- эффект отвержения проявляется в изоляции, неприятии или плохом отношении большинства группы к одному или нескольким ее членам по причине «непохожести» на остальных личностными характеристиками, манерой одеваться и вести себя; потому что человек «мешает» в ситуации большинства, договорившегося в стратегии и тактике совместных действий, соответственно вызывает досаду и протест; из-за оскорбления чувств от неуважения мнения большинства, обиды на него и нежелания прощать такую вольность поведения;
- эффект групповой принадлежности, связанный с желанием оставаться в группе достаточно продолжительное время; этот эффект проявляется в подчеркнуто избирательном или негативном отношении к другим субъектам учебного процесса за ее пределами, особом их выделении, что может приводить к конфликтам или напряжению во взаимоотношениях в коллективе, а особенно с теми, кто находится в ситуации конкуренции и борьбы за один и тот же образовательный результат;
- эффект кооперативной стратегии связан с постановкой всех участников совместной деятельности в одинаковый статус с одинаковыми требованиями к ним, нормами поведения и взаимоотношений, когда каждый воспринимает другого как отдельную личность и принимает ее со своей индивидуальностью.
Применение технологии сотрудничества на практике позволяет обогатить опыт и приобрести через учебный труд те навыки совместной деятельности, которые затем могут стать необходимыми в будущей профессиональной и социальной деятельности в течение жизни.
Игровые технологии.
Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой - то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В дополнительном образовании игровая технология используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельной технологии;
- как элемент педагогической технологии;
- в качестве формы занятия или его части.
Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие - умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие - умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.
Деловые игры пришли в образование из жизни взрослых. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра позволяет обучающимся понять и изучать учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.
В имитационных - имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.).
Операционные помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений, написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В этих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Вролевых - отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между обучающимися распределяются роли действующих лиц.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений. Например, при изучении темы «Одежда в разные времена» дети получают домашнее задание: одеть бумажных кукол в одежду разных эпох, вырезать из бумаги, раскрасить, придумать диалоги для беседы.
Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный. Включает разработку сценария — условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.
2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита обучающимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Какие задачи решает использование такой формы обучения:
- осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний;
- исчезает болезненная реакция обучающихся на неудачные ответы;
- подход к обучающимся становится более деликатным и дифференцированным.
Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.
Проектная технология
В настоящее время метод проектов активно включается в структуру системы образования на различных ее этапах. С помощью метода проектов возможно обучить человека любого возраста:
- выявлять и формулировать проблемы;
- проводить их анализ;
- находить пути их решения;
- работать с информацией из различных источников;
- находить необходимый источник, например, данные в научной, научно-популярной, справочной литературе или в средствах массовой информации;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач.
В зависимости от ведущего вида деятельности выделяют несколько типов проектов:
Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную к научному исследованию. Т.е. аргументация актуальности темы, определение проблемы исследования, методов, источников информации, выдвижение гипотез и путей решение, анализ полученных данных, постановка выводов.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учеников.
Е.С. Полат считает, что «в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование различных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники.
Основные требования к использованию метода проектов (Е.С. Полат):
наличие значимой (социальной или личностной) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;
теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность учащихся;
структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы).
Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса, связанного с углублением знаний по определенной тематике, однако чаще темы проектов относятся к какому-либо актуальному для практической деятельности вопросу, требующему привлечения знаний обучающихся не по одному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает естественную интеграцию знаний.
Организация проектной деятельности обучающихся включает в себя как индивидуальную, так и групповую работу.
Можно выделить разные подходы к классификации проектов.
Е.С. Полат предложила следующие типологические признаки проектов, которые лежат в основе классификации:
1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:
- поисковая (поисковый проект);
- исследовательская (исследовательский проект);
- творческая (творческий проект);
- ролевая (игровой проект);
- прикладная (практико-ориентированный проект);
- ознакомительно-ориентировочная (ориентировочный проект).
2. По предметно-содержательной области:
- монопроект (в рамках одной области знаний);
- межпредметный проект (на стыке различных областей).
3. По характеру координации проекта:
- непосредственный (жесткий, гибкий);
- скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
4. По характеру контакта:
- среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира.
5. По количеству участников проекта:
- индивидуальный;
- парный;
- групповой;
- коллективный;
- массовый.
6. По продолжительности проекта:
- длительный;
- среднесрочный;
- краткосрочный.
Таким образом, при определении вида проекта можно использовать классификации разных авторов, но наиболее полной и структурированной является классификация проектов Е.С. Полат.
При осуществлении проектов можно выделить шесть этапов работы:
На первом подготовительном этапе происходит определение темы проекта, формирование рабочей группы.
На втором этапе – планировании происходит определение источников, способов сбора, анализа и представления информации, а также распределение обязанностей между членами команды.
Третий этап – разработка проекта. Осуществляется накопление информации путем работы с литературой, эксперимента, ее обобщение.
Четвёртый этап – оформление результатов в разных формах: письменной, в виде презентации, изготовления моделей и приборов.
Пятый этап – презентация. Перед выступлением проводится подготовка доклада, создается наглядный материал, презентации.
Последний шестой этап – оценивание (самоанализ, затрагивающий не только результаты, но и процесс проектирования).
Таким образом, проектная деятельность позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, необходимые для решения проблем, возникающих в учебной и профессиональной деятельности человека.
Информационные и коммуникационные технологии
Информационные и коммуникационные технологии(ИКТ)– это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.
Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
- обучающие (сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения);
- информационно-поисковые и справочные (сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации);
- демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);
- учебно-игровые (предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме).
Компьютерные средства обучения можно рассматривать как особую среду организации мыслительной деятельности субъектов образовательного процесса. Психологам, педагогам и специалистам любых областей хорошо известно: получение новых знаний происходит только в процессе собственной деятельности. Современные дидактические возможности компьютерной техники и современных средств коммуникационной связи позволяют проектировать КСО с такими возможностями, которые позволяют рассматривать обучение в принципиально новом подходе к организации образовательного процесса по схеме СУБЪЕКТ- СУБЪЕКТ – СУБЪЕКТ (педагог – обучающийся – обучающая система).
Сам факт рассмотрения обучения в компьютерной среде в виде системы тройного взаимодействия СУБЪЕКТОВ образовательного процесса очень важно понять и объективно признать. Грамотно разработанная обучающая система должна реагировать на любые действия как со стороны обучающегося, так и со стороны педагога. В то же время и педагог, и обучающийся также взаимодействуют в интерактивном режиме с системой обучения.
Рассмотрим функции педагога как субъекта образовательного процесса в компьютерных средах обучения:
делегирование части своих функций и полномочий компьютерной среде (включение самого педагога в работу компьютерной системы обучения предполагается только по запросу обучающегося);
разработка научно-методического обеспечения технологии компьютерного обучения (собственные разработки и/или привлечение готовых информационных образовательных ресурсов);
проведение психилого-дидактической и эргономической оценки компьютерных средств обучения и коммуникации, используемых в образовательном процессе;
формирование культуры/этики поведения в компьютерных средах обучения и взаимодействия;
организация и управление работой по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и управление образовательным процессом на основе современных ИКТ;
организация делового сотрудничества с обучающимися и между ними на основе использования инновационных методик обучения в компьютерных средах и с использованием средств телекоммуникаций;
консультирование педагогического коллектива в области использования инструментальных программных средств разработки педагогических приложений, применение психолого-педагогических тестирующих и диагностических методик, базирующихся на применении средств ИКТ.
Функции обучающихся как основных субъектов образовательного процесса в компьютерной среде:
формирование навыков самостоятельной работы в компьютерной среде, навыков работы с телекоммуникационными средствами;
овладение методами и способами поиска и отбора информации, ее обработки и передачи (поиск необходимой информации, средств обучения и источников информации);
поиск информации, умение анализировать и применять полученную информацию;
приобретение навыков применения полученных знаний для решения задач в различных сферах учебной и общественной деятельности.
Функции компьютерной среды обучения:
обеспечение доступа к различным источникам информации (удаленным и распределенным базам данных, конференциям через систему Интернет) и работы с этой информацией;
обеспечение и подготовка компонентов компьютерной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, другое);
обеспечение образовательного процесса учебными и учебно-методическими материалами;
обеспечение коммуникативных процессов между субъектами образовательного процесса;
управление учебной деятельностью (организацией самостоятельной работе с обучающим материалом, тренировочными упражнениями на формирование умений и навыков, другое);
обеспечение интерактивности обучения с помощью специальных мультимедийных средств и оперативной обратной связи с участниками образовательного процесса;
обеспечение доступа к новым источникам информации, предоставление средств получения и переработки информации;
удовлетворение личностно-ориентированных требований со стороны обучающихся (учет уровня подготовленности, типа мыслительной деятельности, объема учебного материала, обеспечение адаптивности компьютерной программы к уровню достижений обучающегося);
предоставление возможностей ведения и использования виртуальных лабораторий;
обеспечение статистического сбора и обработки результатов обучения и контроля;
обеспечение политики безопасной работы системы, защиты предметного материала и информации о результатах обучения.
Отличаясь высокой степенью интерактивности, компьютерные среды обучения и современные средства телекоммуникации создают уникальную учебно-познавательную среду, то есть среду, используемую для решения различных дидактических задач (познавательных, информационных, культурологических пр.). Отличительной особенностью компьютерной интерактивной среды является то, что она пригодна как для массового, так и для сугубо индивидуального обучения и самообучения. Помимо этого, мультимедийная интерактивная компьютерная среда обладает:
- возможностью обучать навыкам грамотного говорения, правописания, а так же оформления результатов работы с последующей публикацией;
- наличием условий для развития творческого мышления;
- условиями для превращения обучения с помощью компьютерных и телекоммуникационных средств обучения в опосредованный образовательный процесс, независимый от времени и места нахождения обучающегося и педагога;
- исключением субъективизма при организации обучения, что позволяет повысить концентрацию внимания обучающегося на самой информации, а не на внешних личных атрибутах других участников образовательного процесса;
- условиями для создания «виртуального класса», реализации возможностей индивидуального и группового проектного обучения.
Рассмотренная схема взаимодействия субъектов в компьютерной среде обучения, безусловно, влияет на форму общения педагога и обучающегося, превращая обучение в форму делового сотрудничества, а это существенно изменяет мотивацию обучения, приводит к изменению форм итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность обучения.
Технология компьютерного обучения позволяет создавать организационное и методическое обеспечение управления познавательной деятельностью обучающегося, повысить эффективность самостоятельной работы и качество образования.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии обеспечивают обучающимся возможности сохранения здоровья за период обучения, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетом основных требований к занятию с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
- рациональная плотность занятия (время, затраченное обучающимися на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
- четкая организация учебного труда;
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- смена видов деятельности;
- обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации обучающимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- место и длительность применения ТСО;
- включение в занятие технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке обучающихся;
- построение занятия с учетом работоспособности обучающихся;
- индивидуальный подход к обучающимся с учетом личностных возможностей;
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности обучающихся;
- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
- профилактика стрессов;
- работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” обучающийся чувствует поддержку товарища; стимулирование обучающихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на занятиях;
- целенаправленная рефлексия в течение всего занятия и в его итоговой части.
Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укрепление здоровья обучающихся; предупреждение переутомления на занятиях; улучшение психологического климата в детских коллективах; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей.
На основе проведенной работы, можно сделать выводы, что современные образовательные технологии могут применяться во внеурочной деятельности, при этом учебный процесс существенно отличается от традиционной подачи материала и требует правильной организации. При правильной организации современные образовательные технологии повышают познавательный интерес обучающихся, повышает их интеллект, развивает творческое мышление.