Виды упражнений на развитие креативного мышления
младших школьников
Учитель начальных классов
МБОУ г. Мурманска СОШ № 23
И.А. Бурдюг
«Обучать без принуждения, чтобы каждый ученик был не просто слушателем, а исследователем, фантазером, изобретателем и просто жил счастливой жизнью общения». Л.Н. Толстой
Креативность – это способность нестандартно мыслить и оригинально выражать свои идеи, чувства, эмоции
Условия для успешного развития креативности:
создание ситуации успеха;
вера в ребёнка;
учёт индивидуального стиля деятельности
Я остановлюсь на системе упражнений, позволяющих формировать навыки креативного мышления.
На уроках русского языка
и литературного чтения
«Цепочки из ассоциаций
»
:
Суть этого задания
: выбираются два-три
случайных слова (лучше, будет существительные). Ребенку
необходимо составить историю,
в
начале
которой было бы первое слово в цепочке, а заканчивалась бы она предложенным последним словом. В цепочке может быть использовано столько «слов-связок», сколько необходимо. Начинать лучше с двух-трех.
Например, следующие открытые слова-связки: «собака», «лес», «коврик».
«Собака жила в городской квартире. Хозяин её очень любил и часто брал с собой в лес. Ей там нравилось бегать, кататься по земле, играть с опавшими листьями. Уставшая, она возвращалась домой и ложилась на свой любимый коврик».
Это упражнение хорошо предлагать в начале урока. А дальше можно перейти к определению темы урока.
- О ком будет рассказываться в произведении, которое мы сегодня будем изучать? (о собаке, н-р: «Му-му» И.С.Тургенев, «Кусака» Л. Андреев и др.)
6. «Что, если бы...» На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например:
Что если бы мы все могли читать мысли животных (людей)?
7. «Сходства и отличия»
При помощи словаря выберите два любых слова и найдите между ними три сходства и три отличия.
Это упражнение провожу после словарной работы, предлагая выбрать два любых слова и найти между ними три сходства и три отличия. Например, достопримечательность и талантливый (человек).
8. «Словарик»
Нужно придумать новые слова на основе уже имеющихся и сделать это так, чтобы можно было понять их смысл.
Это упражнение, можно предложить, например, при закреплении или повторении правописания сложных слов.
.-Образовать слова способом сложения основ с соединительными гласными О/Е – зеброшарф, любокласс, солнцеткань, песнелейка
- Образовать слова способом сложения начальной части слова с целым словом. ТехДаниил – Даниил, который любит технику, футДима – Дима, который любит футбол
9. Очень интересное упражнение «Аббревиатура».
Предлагается записать 1-2 коротких слова из трёх букв. Затем необходимо к каждому придумать расшифровку, как будто это аббревиатура. (ДОМ – Дежурный отряд ми-ми-мишек.
10. «Буквенный бенефис»
Задача – придумать предложение, все слова в котором будут начинаться на одну и ту же букву. Чем длиннее оно получится, тем лучше. Нужно постараться, чтобы оно было осмысленным, но сильно к смыслу не следует придираться.
Это упражнение можно использовать при изучении любой темы морфологии, синтаксиса.
11. «Ассоциации»
Придумать как можно больше ассоциаций к слову. Условие: начинать нужно с самых очевидных, а потом стараться как можно дальше уйти от них. Например, ассоциативный ряд к словарному слову «тетрадь»: листы, бумага, линии, белый, слова, дневник, сочинение, шуршание,
12. «Создай загадку». Суть его проста. Необходимо при помощи вопросов найти одинаковые предметы, а затем составить из них загадку.
13. «Необычное сочинение»
Напишите небольшое сочинение на абсурдную тему. Например: «О детстве Лисицы» (после изучения басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Почему она выросла такой хитрой и умной?
Эти упражнения хорошо развивают способность находить нестандартные идеи.
14. Перевирание сказок»
Учитель начинает рассказывать какую-либо сказку «правильно», а ученики должны по ходу ее «перевирать».
Например: Сказка «Царевна-лягушка».
-Было у отца три сына. (не три, двадцать).
-Однажды собрал их царь и говорит: «Пора вам жениться».(не жениться, а в лес по грибы идти).
-Сыновья отвечают: «Как же нам жен выбрать? (не жен, а где грибы искать)…
На уроках математики
Разв
итию креативности способствует
аналогия
.
Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами. Например, по аналогии с первой парой подберите недостающее слово в другой паре: 1) вверх – вниз, 2) разность – вычитание, произведение - … 3) треугольник – призма, квадрат - … Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют немалую роль в формировании креативности мыслительной деятельности.
Классификация – еще один прием мышления, способствующий развитию креативности. Например: 1. Найдите лишнее
число
и
обоснуй свой ответ.
Обобщение - говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности. Например: 1.Дайте общее название объектам, входящим в одну группу: а) прямоугольник, треугольник, квадрат круг – это…
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СЛОВА. Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и названия геометрических фигур, которые в них «вписались». ◘ ФОР _ _ _ _ _ (Часть окна). ◘ ЛАС _ _ _ _ _ (Птица).
Решение задач - головоломок, ребусов
Задачи с несформулированным вопросом
Задачи с лишними данными
Логические задачи
Олимпиадные задания
На уроках окружающего мира
Приёмы работы на уроках
окружающего мира
-Загадки
-Задачи на логику
Зим
а–
лето = день – ….
Рысь – кошка = волк – …
Кошк
а-
котёнок= лошадь-…
Курица-яйцо+ корова
-..
- Ребусы
-Приём «Синквейн»
-Приём «Мозговой штурм»
- Приём «Инсерт»
- Приём «Друдлы»
- Приём «Корзина»
- Приём «Кластер»
- Приём «Фишбоун»
«Сначала я открывал истины, известн
ые многим, затем стал открывать
истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины
,
никому еще не известные»
К.Э.Циолковский