Виды упражнений на развитие креативного мышления

младших школьников

Учитель начальных классов

МБОУ г. Мурманска СОШ № 23

И.А. Бурдюг

«Обучать без принуждения, чтобы каждый ученик был не просто слушателем, а исследователем, фантазером, изобретателем и просто жил счастливой жизнью общения». Л.Н. Толстой

Креативность – это способность нестандартно мыслить и оригинально выражать свои идеи, чувства, эмоции

Условия для успешного развития креативности:

создание ситуации успеха;

вера в ребёнка;

учёт индивидуального стиля деятельности

Я остановлюсь на системе упражнений, позволяющих формировать навыки креативного мышления.

На уроках русского языка
и литературного чтения

«Цепочки из ассоциаций

»

:

Суть этого задания

: выбираются два-три

случайных слова (лучше, будет существительные). Ребенку

необходимо составить историю,

в

начале

которой было бы первое слово в цепочке, а заканчивалась бы она предложенным последним словом. В цепочке может быть использовано столько «слов-связок», сколько необходимо. Начинать лучше с двух-трех.

Например,  следующие открытые слова-связки: «собака», «лес», «коврик».

«Собака жила в городской квартире. Хозяин её очень любил и часто брал с собой в лес. Ей там нравилось бегать, кататься по земле, играть с опавшими листьями. Уставшая, она возвращалась домой и ложилась на свой любимый коврик».

Это упражнение хорошо предлагать в начале урока. А дальше можно перейти к определению темы урока.

- О ком будет рассказываться в произведении, которое мы сегодня будем изучать? (о собаке, н-р: «Му-му» И.С.Тургенев, «Кусака» Л. Андреев и др.)

6. «Что, если бы...» На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например:

Что если бы мы все могли читать мысли животных (людей)?

7. «Сходства и отличия»

При помощи словаря выберите два любых слова и найдите между ними три сходства и три отличия.

Это упражнение провожу после словарной работы, предлагая выбрать два любых слова и найти между ними три сходства и три отличия. Например, достопримечательность и талантливый (человек).

8. «Словарик»

Нужно придумать новые слова на основе уже имеющихся и сделать это так, чтобы можно было понять их смысл.

Это упражнение, можно предложить, например, при закреплении или повторении правописания сложных слов.

.-Образовать слова способом сложения основ с соединительными гласными О/Е – зеброшарф, любокласс, солнцеткань, песнелейка

- Образовать слова способом сложения начальной части слова с целым словом. ТехДаниил – Даниил, который любит технику, футДима – Дима, который любит футбол

9. Очень интересное упражнение «Аббревиатура».

Предлагается записать 1-2 коротких слова из трёх букв. Затем необходимо к каждому придумать расшифровку, как будто это аббревиатура. (ДОМ – Дежурный отряд ми-ми-мишек.

10. «Буквенный бенефис»

Задача – придумать предложение, все слова в котором будут начинаться на одну и ту же букву. Чем длиннее оно получится, тем лучше. Нужно постараться, чтобы оно было осмысленным, но сильно к смыслу не следует придираться.

Это упражнение можно использовать при изучении любой темы морфологии, синтаксиса.

11. «Ассоциации»

Придумать как можно больше ассоциаций к слову. Условие: начинать нужно с самых очевидных, а потом стараться как можно дальше уйти от них. Например, ассоциативный ряд к словарному слову «тетрадь»: листы, бумага, линии, белый, слова, дневник, сочинение, шуршание,

12. «Создай загадку». Суть его проста. Необходимо при помощи вопросов найти одинаковые предметы, а затем составить из них загадку.

13. «Необычное сочинение»

Напишите небольшое сочинение на абсурдную тему. Например: «О детстве Лисицы» (после изучения басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Почему она выросла такой хитрой и умной?

Эти упражнения хорошо развивают способность находить нестандартные идеи.

14. Перевирание сказок»

Учитель начинает рассказывать какую-либо сказку «правильно», а ученики должны по ходу ее «перевирать».

Например: Сказка «Царевна-лягушка».

-Было у отца три сына. (не три, двадцать).

-Однажды собрал их царь и говорит: «Пора вам жениться».(не жениться, а в лес по грибы идти).

-Сыновья отвечают: «Как же нам жен выбрать? (не жен, а где грибы искать)…

На уроках математики

Разв

итию креативности способствует

аналогия

.

Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами. Например, по аналогии с первой парой подберите недостающее слово в другой паре: 1) вверх – вниз, 2) разность – вычитание, произведение - … 3) треугольник – призма, квадрат - … Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют немалую роль в формировании креативности мыслительной деятельности.

Классификация – еще один прием мышления, способствующий развитию креативности. Например: 1. Найдите лишнее

число

и

обоснуй свой ответ.

Обобщение - говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности. Например: 1.Дайте общее название объектам, входящим в одну группу: а) прямоугольник, треугольник, квадрат круг – это…

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СЛОВА. Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова и названия геометрических фигур, которые в них «вписались». ◘ ФОР _ _ _ _ _ (Часть окна). ◘ ЛАС _ _ _ _ _ (Птица).

Решение задач - головоломок, ребусов

Задачи с несформулированным вопросом

Задачи с лишними данными

Логические задачи

Олимпиадные задания

На уроках окружающего мира

Приёмы работы на уроках
окружающего мира

-Загадки

-Задачи на логику

Зим

а–

лето = день – ….

Рысь – кошка = волк – …

Кошк

а-

котёнок= лошадь-…

Курица-яйцо+ корова

-..

- Ребусы

-Приём «Синквейн»

-Приём «Мозговой штурм»

- Приём «Инсерт»

- Приём «Друдлы»

- Приём «Корзина»

- Приём «Кластер»

- Приём «Фишбоун»

«Сначала я открывал истины, известн

ые многим, затем стал открывать

истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины

,

никому еще не известные»

К.Э.Циолковский