* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Default {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #000000;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА КЕМЕРОВО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

«ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 22»

Целеполагание в проектной и исследовательской деятельности

Мастер - класс

Разработчик: Ефимов

Виктор Леонидович, учитель

обществознания

Кемерово, 2024 г.

Разработчик: В.Л. Ефимов, учитель обществознания МБОУ для учащихся с тяжелыми нарушениями речи «Школа – интернат № 22»

Мастер - класс разработан с целью оказания методической помощи в организации проектной и исследовательской деятельности с учащимися в учреждениях общего и дополнительного образования.

Представленный опыт позволит раскрыть логическую взаимосвязь между постановкой цели, задач и формулировкой выводов проектной и исследовательской деятельности, как основополагающих организационных элементов деятельности.

Данная разработка предназначена для школьных учителей, педагогов дополнительного образования, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью различной направленности.

Целеполагание в проектной и исследовательской деятельности: -

Разработчик. В.Л. Ефимовг. Кемерово, МБОУ для учащихся с тяжелыми нарушениями речи «Школа – интернат № 22», 2024.

© МБОУ «Школа – интернат № 22», 2024

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………….3

Мастер – класс

«

Целепола

гание в проектной и исследовательской деятельности

»

………………………………………………………………

.

5

Организационный этап……………………………………………….

..

5

Основной этап…………………………………………………………

..

5

Заключительный этап…………………………………………………

..

9

Список использов

анной литературы…………………………………….10

Приложения

………………………………………………………………..11

Приложение 1. Схема. Логическая взаимосвязь цели, задач и

выводов ……………………………………………………………………11

Пояснительная записка

С начала нового тысячелетия передовая российская педагогика ориентирована на формирование личности с целостной системой познавательных и созидательных способностей, опытом самостоятельной деятельности и ответственности. Данное направление озвучено в Концепции модернизации российского образования на период до 2030 года. В частности, в данном документе большое внимание уделяется реализация современных образовательных моделей обеспечивающих применение полученных знаний и навыков через практическую, в том числе, и проектно – исследовательскую деятельность.

В современной литературе по педагогике и педагогической психологии понятия «исследовательское обучение» и «проектное обучение», «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» часто используются как синонимичные, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Несомненно, что данные педагогические методы способствуют, на ряду, с развитием знаний и опыта самостоятельной деятельности учащихся, развитию интеллекта и креативности. А сами методы заслуженно относят к современным активным методам обучения, применять которые можно с детского дошкольного возраста.

Роль педагога в проектном и исследовательском обучении существенно отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов обучения. Педагог при данной форме организации полностью освобождается от «диктаторских» функций. Его главная обязанность - поощрять и деликатно направлять инициативу ребенка. Самыми разными способами стремиться развить у него независимость, изобретательность и творческую инициативу. В задачи педагога входит также обучение детей рационально и продуктивно использовать учебное время, уважать собственный и чужой труд. Педагогический результат в проектной и исследовательской деятельности – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Как мы видим, актуальность широкого применения проектной и исследовательской деятельности в образовательном процессе бесспорна.

Конечно, не простым делом является освоение педагогом данных методов. Сложностью для педагогов становится даже изменение собственного подхода к процессу обучения и воспитания, изменению собственной роли в нем. Для успешной реализации педагогического замысла на первых этапах важно научиться формулировать цель, задачи и выводы работы. От точности формулировок будет зависеть выбор способов и методов, и в целом, результат всей работы.

Таким образом, наш мастер класс посвящен теме целеполагания в проектной и исследовательской деятельности.

Цель мастер – класса: познакомить педагогических работников с целеполаганием в организации проектной и исследовательской деятельности.

Задачи:

- показать особенности целеполагания в проектной и исследовательской деятельности, их взаимосвязь с конечным результатом;

- научить приемам постановки цели, задач, формулирования выводов в проектной и исследовательской деятельности;

- актуализировать проектную и исследовательскую деятельность, как современные активные технологии обучения.

Мастер – класс «

Целепола

гание в проектной и исследовательской деятельности

»

Тема: «Целеполагание в проектной и исследовательской деятельности»

Цель: познакомить педагогических работников с целеполаганием в организации проектной и исследовательской деятельности.

Задачи:

- показать особенности целеполагания в проектной и исследовательской деятельности, их взаимосвязь с конечным результатом;

- научить приемам постановки цели, задач, формулирования выводов в проектной и исследовательской деятельности;

- актуализировать проектную и исследовательскую деятельность, как современные активные технологии обучения.

Оборудование: мультимедиа проектор, доска, компьютер, три рабочих стола со стульями для участников мастер класса.

Раздаточный материал: карточки – задания, карточки – ответы, ручки, фломастеры, 6 чистых листов печатной бумаги формата А4.

Участники мастер – класса: педагогические работники от 6 до 9 человек.

Время проведения мастер - класса: 20 минут.

Ход мастер класса

Организационный этап

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня мастер – класс посвящен целеполаганию в проектной и исследовательской деятельности, хочу поделиться педагогическим опытом по формулированию цели, задач, выводов в проектной и исследовательской деятельности. Потому, что именно они формируют основной скелет всей будущей работы. От точности формулировок будет зависеть выбор способов и методов, и в целом, результат всей работы.

В ходе мастер – класса мы вспомним определения: «исследовательская деятельность», «проектная деятельность», выясним отличия и сходства данных методов, научимся постановке цели, задач, формулированию выводов в связи с конечным результатом.

Работать мы с вами будем и в микро – группах, и со всей аудиторией.

Основной этап

Проектная и исследовательская деятельность. Данные методы (иногда их называют технологиями) не являются новыми, но рассматриваются педагогическим сообществом как очень современные. Известны они уже достаточно давно. Секрет их бессмертия в неоспоримом педагогическом результате – педагогическом эффекте. В результате применения проектной и исследовательской деятельности в работе с учащимися, учащийся, прежде всего, приобретает бесценный опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Для того чтобы оперировать инструментами проектной и исследовательской деятельности рассмотрим основные понятия.

Что такое проект? Проект это слово иноязычное, происходит оно от латинского - projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое - «брошенный вперед».

В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых - совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-

либо сооружения или изделия; во-вторых - это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план.

Пример: безусловно, идея создания стенгазеты - это проект, а процесс ее создания это и проектирование, и воплощение проекта.

Проект по созданию некоего продукта – предмета, вещи.

Разработка проекта - обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины. Не следует забывать и о том, что

теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами

и схемами действий - то есть исключительно на репродуктивном уровне.

Что же такое «исследовательская деятельность»? Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

В фундаменте исследовательского поведения - психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива - двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения. В основе поисковой активности лежит безусловный рефлекс, получивший от своего первооткрывателя И. П. Павлова наименование «ориентировочно - исследовательский рефлекс» или «рефлекс «что такое?».

Исследовательская работа не устанавливает границ, т.е. исследование может двигаться в разные стороны, углубляться и расширяться, тогда, как проектирование имеет четкие границы, ориентированные на получение определенного результата.

Таким образом, принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

В работе мы встречаем следующие понятия:

«учебно – исследовательская деятельность»,

«научно – исследовательская деятельность»,

«учебно – исследовательский проект»,

«научно – исследовательский проект».

В нашей работе с учащимися в основном присутствуют учебно – исследовательские работы потому, что в основе поиска лежит материал, информация, являющиеся неизвестными только для самих учащихся. Хотя, встречаются исследования и научного уровня т.е. в результате поиска обнаруживаются абсолютно новые знания, не известные науке.

Пример: тема учебно – исследовательской работы может звучать: «Определение влияния автотранспорта на состав воздуха в поселке «Центральный» или «Определение экономности расходования водопроводной воды в семьях учащихся 7В класса школы № 59 г. N». А если планируется по результатам работы создать стенгазету с результатами исследования для родительского собрания с рекомендациями, то видим признаки явного исследовательского проекта.

Как начать работу?

Чтобы начать ту или иную деятельность нужно понять, что мы хотим: создать некий продукт или решить некую проблему, или исследовать некий предмет или явление. Инициатива должна всегда исходить от учащегося, по крайней мере, ему так должно представляться. Грамотно сформулированное желание станет темой, и ляжет в основу цели работы. Путь ее достижения будет сформулирован как задачи.

Задач не должно быть много. Опытные педагоги – ученые и практики советуют останавливаться на 3 – 5 задачах. Крупную тему лучше разделить на две более простых. Каждая задача может быть развернута в несколько действий или представлять собою этапы. Так, например, задача «Собрать известную информацию по теме…» может содержать несколько действий, это – поиск, анализ, фиксацию важной информации из всей найденной.

Переходим к практической части нашего мастер – класса.

Коллеги, нас интересует логическая взаимосвязь и корректность постановки цели и задач в связи с конечным результатом. Неточности (ошибки) в целеполагании нарушают ясность понимания и восприятия происходящего учащимся.

Задание 1. Рассмотрим пример и попытаемся найти, на ваш взгляд, неточность в формулировках. На обсуждение микро - группам дается 1 минута, по истечении времени заслушивается представитель от каждой микро – группы.

Тема: Кемеровчанин Анатолий Кандинский – потомок декабриста Николая Бестужева.

Цель: Изучение жизни и деятельности потомка декабриста Николая Бестужева кемеровчанина Анатолия Кандинского.

Задачи:

Изучить литературные источники, музейные экспонаты по истории декабристского движения;

Изучить одну из ветвей генеалогического дерева Н. Бестужева – семью кемеровчанина Анатолия Кандинского и вклад в культурное развитие Кузбасса.

Пополнить школьный музей новым экспонатом

.

Коллеги, предлагаю сформулировать требования к целеполаганию, вытекающие из данного примера. Спасибо.

Задание 2. Коллеги, сейчас я предлагаю вам рассмотреть другой пример целеполагания. Но задача несколько усложнится. Я предлагаю тему, а каждая микро – группа формулирует цель и задачи и записывает их на листах бумаги. На работу дается 3 минуты, по истечении времени мы приглашаем по одному представителю для демонстрации результатов.

Тема: Экономность расходования электроэнергии в семье.

(на слайде презентации)

Идет работа в группах. Предполагаемые цели и задачи записываются на отдельных листах бумаги.

Заслушиваются представители каждой группы. Ответы обобщаются.

Спасибо.

Теперь я предлагаю посмотреть на экран. Здесь представлены реальные цели и задачи. Давайте прокомментируем, если есть – найдем неточности.

На обсуждение микро - группам дается 1 минута, по истечении времени заслушивается представитель от каждой микро – группы.

Тема: Экономность расходования электроэнергии в семье.

Цель: Проанализировать экономность потребления электроэнергии в нашей семье и других семьях.

Задачи:

Изучить расход

электроэнергии

в семьях;

Разработать практические рекомендации по экономии

электроэнергии

.

Можно сказать, неточности (ошибки) в формулировках зачастую типичные. Но мы с вами уже знаем, как их избежать. Спасибо.

Коллеги! Не менее важно точно формулировать выводы (результаты) проделанной работы. И они тоже находятся в логической взаимосвязи с целью и задачами работы. На основе полученных результатов формулируется заключение и становится ясно – достигнута ли цель. Если цель не достигнута, по какой то причине, и, возможно, принимается решение о том, что работа должна быть продолжена с постановкой несколько других цели и задач. Предлагаю посмотреть на экран. На экране представлена логическая схема взаимосвязи всех составляющих частей целеполагания.

(Следует объяснение схемы).

Как видим, сложного ничего нет, все формулировки легко согласуются, легко понимаются учащимися, и позволяют грамотно оформить работу.

Коллеги, предлагаю участникам микро – групп вернуться к последнему

примеру и сформулировать выводы и заключение, как они должны звучать на ваш взгляд.

Заключительный этап

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами вспомнили определения: «исследовательская деятельность», «проектная деятельность», выяснили отличия и сходства в подходах к данным методам, научились постановке цели, задач, формулированию выводов в связи с конечным результатом работы.

Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию познавательной активности учащихся, относятся к активным методам обучения. Я предлагаю не забывать о таких замечательных методах обучения.

Архимед пришел в термы помыться, а вовсе не решать заданную Героном задачу. И. Ньютон, находясь в саду под яблоней, тоже не новые законы мироздания отыскивал. Просто они обладали живым умом, умели видеть, слышать, замечать то, на что многие люди не обращают внимания.

Я желаю вам воспитать творческих, пытливых и успешных учеников!

У вас на столах лежат листки бумаги с изображением, для обратной связи.

Если наша работа вам понравилась, то покажите улыбку!

Спасибо за работу! До новых встреч!

Список использованной литературы

Веслополова, О.Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся и студентов. / О.Ю. Веслополова //Образ

ование в современной школе.- 201

4.

- № 3.- С. 40 -43. –

Т

екст непосредственный.

Бурнашев, С.И. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся. / С.И. Бурнашев // Биология: Прил

ожение к «Первое сентября. – 201

2. - № 27-28. –

с.18-19

. –

Т

екст непосредственный.

Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской

деятельности учащихся».

/ А.В.Масленникова // Практика административной работы в школе. – 20

1

4. - № 5. – С. 51 – 60.

– Текст непосредственный.

Москвина, А.В. Способен ли ученик сд

елать научное открытие?

/ А.В. Москвина // Школьные технологии. – 2004. - № 1. – С. 219 – 228.

– Текст непосредственный.

Москвина, А.В. Дубинина В.В. Научное творчество учащихся в контексте развития с

овременной гимназии.

/ А.В. Москвина // Д

ополнительное образование. – 201

3.- № 12. - С. 3 – 8.

– Текст непосредственный.

Пахомова, Н.Ю. Проектное об

учение

в учебно-воспитательном процессе школы. / Н.Ю. Пахомова // Научно-метод

ический журнал. Методист. – 2015

. - № 3. – с. 44 -49.

– Текст непосредственный.

Сергее

в,

И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. /

И.С. Сергеев /

Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений

, АРКТИ, 2020. – 80 с.

– Текст непосредственный.

Приложения

Приложение 1

Схема. Логическая взаимосвязь цели, задач и выводов

методы

- анализ;

- наблюдение;

- эксперимент;

- …(и др.)