Государственное профессиональное образовательное учреждение

Тульской области

«Тульский государственный машиностроительный колледж

имени Никиты Демидова»

(ГПОУ ТО «ТГМК им.Н.Демидова»)

Методическая разработка

Викторина «Электромонтер – звучит гордо!»

Выполнил: мастер п/о

Баширов М.И.

Тула, 2022

Пояснительная записка

Викторина разработана для обучающихся по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Цели викторины:

Образовательная: проверка усвоения теоретических знаний и практических навыков обучающихся по учебной дисциплине ОП.03 Основы электротехники».

Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память; умение работать в коллективе; способствовать развитию духа здорового соперничества, стремлению победить.

Воспитательная: способствовать воспитанию культуры умственного труда, воспитанию чувства коллективизма, ответственности, интереса к будущей специальности.

Межпредметные связи: физика, математика, электротехника

Обеспечение викторины:

- персональный компьютер;

- экран;

- презентация;

- мультимедийный проектор;

- устные и письменные задания;

- раздаточный материал;

- оценочные листы;

-секундомер.

Ход викторины

Мастер п/о: Добрый день! Сегодня, мы с вами проведем веселое мероприятие проверки полученных знаний в форме игры, которая называется «Электромонтер – звучит гордо!»

Современный мир не может функционировать без электричества. От мобильных телефонов до крупных предприятий – техническое оборудование зависит от электропитания. Но система не может работать самостоятельно: электросеть требует постоянного досмотра и регулярного ремонта. Этим занимаются электромонтеры – специалисты по проводке, монтажу и ремонту электросетей и электрооборудования. Эта профессия – социально значимая, уважаемая, но требует ответственности и самоконтроля.

Электричество – относительно недавнее изобретение, и активное развитие электроэнергетической промышленности началось только во второй половине 19 века. Условно первыми электромонтерами можно назвать ученых-физиков, работавших над способами передачи электроэнергии.

В 1880 г. М. Депре удалось доказать, что электричество можно передавать по проводам. Следующей попыткой транспортировки электричества стали эксперименты Н. Тесла. Опыты с беспроводной передачей электричества не увенчались успехом, но послужили основой для дальнейшего развития отрасли. Благодаря наработкам ученого появились первые промышленные электроприборы, быстро поступившие в массовое производство. С запуском производства потребовались и работники, способные обслуживать электрооборудование.

Электромонтеры могут работать с оборудованием разной сложности: генераторы, двигатели, телеавтоматика. Особенности конкретных рабочих задач зависят от места работы. Мастер, обслуживающий городские электросети отвечает за монтаж и ремонт линий электропередач. Электрик, работающий на заводе, обслуживает электросеть, генераторы и станки. На малых предприятиях он работает самостоятельно, на крупных электрики работают бригадами посменно.

Профессия электромонтера сопряжена с высоким уровнем ответственности и риском для жизни. Монтируя проводку, мастер не только сам рискует получить удар током: если он допустит ошибку, опасность будет грозить всем пользователям оборудования. Помимо самого электричества дополнительный риск для жизни представляет высота. Значительная часть высоковольтных проводов находится на высоте 3-5 м и выше. Это требует дополнительной осторожности и использования вспомагательного оборудования.

Мастер п/о: Итак, теперь приступим к презентации команд! (команды представляются) Команды представились, все готовы! Начинаем. Наша игра состоит из четырёх конкурсов: «Разминка», «Карточки», «Ребусы», «Пазлы». Правила каждого конкурса мы объясним по ходу игры.

Судить нашу викторину будет компетентное жюри (представление).

Мастер п/о: Жюри представлено, можем приступать к первому конкурсу «Разминка». Конкурс построен на ваших знаниях и конечно же на быстроте реакции. Вам предложено 20 блиц-вопроса. Кто быстрее и правильно ответит, у того и победные баллы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Члены жюри фиксируют количество правильных ответов команд в оценочном листе.

Перечислите действия тока,

оказываемые на организм человека

?

(Тепловое, химическое, биологическое)

.

Как называется нервная

реакция организма на

возбуждение электрическим током

?

(Электрический шок)

Назовите значения

пороговых ощутимых

токов?

(1-1,5 мА – постоянный ток; 5-7 мА – переменный ток)

Какой путь

прохождения электрического тока

через

организм человека

является менее опасным

?

(«Нога-нога»)

Назовите значения

сопротивления тела

человека, принимаемое в расчетах электробезопасности

?

(

1000 Ом

)

Как подразделяются

электроустановки в зависимости от значения питающего напряжения

?

(Электроустановки до 1000

В и

выше 1000 В)

Как называются электроустановки с большими значениями токов

замыкания на землю

?

(Электроустановки с

глухозаземленной

нейтралью

)

Какой самый опасный вид электрической травмы

?

(Ожоги)

Как

называют такое действие тока

на

организм

, при

котором повреждаются ткани организма (кожа, мышцы, кости, связки)?

(Электрическая травма)

Эта электрическая травма проявляется в виде пятен серого

или бледно

– жёлтого цвета в тех местах кожи, где проходил электрический ток. Что это за травма?

Электрические знаки)

Как называется

действие тока на организм человека, в результате которого мышцы тела начинают судорожно сокращаться?

(Электрический удар)

Как называется процесс, при

котором волокна

сердечной мышцы приходят в состояние быстрых хаотических сокращений?

(Фибрилляция)

Какой слой человеческой кожи можно рассматривать как диэлектрик?

(Верхний роговой слой)

Как называется ток, проходящий через землю в месте замыкания?

(Ток замыкания на землю)

В течение какого времени в организме человека без признаков жизни сохраняется запас кислорода?

(4-8 минут)

С какой частотой вдохов-выдохов делают искусственное дыхание методом «изо рта в рот»?

(10-12 вдохов-выдохов в минуту)

Назовите значение частоты надавливаний на

грудину при

выполнении непрямого массажа сердца?

(60-80 раз в минуту)

Какое действие тока вызывает электролиз крови и других содержащихся в организме растворов?

(Химическое действие)

Назовите значение токов, которые вызывают паралич сердца и дыхания, минуя стадию фибрилляции?

(Токи значением более 5

)

Единица измерения потенциала точки электрического поля

(Вольт)

Мастер п/о: Жюри считает баллы по первому конкурсу «Разминка». А мы переходим ко второму конкурсу «Карточки». Командам предлагается вставить пропущенные определения и термины. Задача команд – за 5 минут выполнить задание, сдать его на проверку членам жюри и заработать по 1 баллу за каждый правильный ответ. Члены жюри фиксируют количество правильных ответов команд в оценочном листе.

_____________________________

_

-

это система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и

статического электричества. (

Электробезопасност

ь)

_______________________________

- визуальное

обследование электрооборудования

, зданий и сооружений, электроустановок.

смотр)

_______________________________

– часть

электроустановки, нормально

находящаяся под напряжением.

(

Часть токоведущая

)

________________________________

часть электроустановки

, которая может оказаться под напряжением в аварийных режимах работы (корпус электрической машины).

(

Часть нетоковедущая

)

_________________________________

-

электроустановка или

её часть, которые находятся под напряжением, либо на которые напряжение может быть подано включением коммутационных аппаратов.

(

Электроустановка действующая

).

_______________________________

_

-

средство защиты, предназначенное для обеспечения электробезопасности.

(

Электрозащитное средство

)

.

Мастер п/о: Сдаем свои ответы членам жюри. А председатель жюри готовы огласить баллы по первому конкурсу «Разминка». А мы переходим к третьему конкурсу «Ребусы». Ребята поочередно решают ребусы и за каждый верно решенный ребус получают 1 балл. Члены жюри фиксируют количество правильных ответов в оценочном листе.

1. Закон Джоуля-Ленца

2. Проводник

3.Электрон

4.Сила тока

5.Напряжение

Мастер п/о: Председатель жюри готовы огласить баллы по конкурсу «Карточки» и «Ребусы». Мы переходим к финальному заданию «Пазл». Задача команд: в течение 5 минут сложить схему, определить категорию электроустановки и значение напряжения, под которым окажется человек при данных условиях и заработать максимально 3 балла: 1 балл – за правильно собранную схему; 1 балл – за определение категории электроустановки; 1 балл – за определение значения напряжения, под которым окажется человек. Члены жюри фиксируют количество баллов, набранных командами, в оценочном листе.

Рисунок 1 Однофазное прикосновение в сети с

глухозаземленной нейтралью

Мастер п/о: Ну а пока жюри подводит итоги, предлагаю вашему вниманию творческий номер от студентов 1 курса. (творческий номер).

Мастер п/о: Слово предоставляется председателю жюри для оглашения результатов викторины. (награждение)

Мастер п/о: И так, вам понравилось паше мероприятие? Что нового вы узнали сегодня? (ответы студентов) Спасибо всем за участие в мероприятии!