Государственное профессиональное образовательное учреждение
Тульской области
«Тульский государственный машиностроительный колледж
имени Никиты Демидова»
(ГПОУ ТО «ТГМК им.Н.Демидова»)
Методическая разработка
Викторина «Электромонтер – звучит гордо!»
Выполнил: мастер п/о
Баширов М.И.
Тула, 2022
Пояснительная записка
Викторина разработана для обучающихся по профессии 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Цели викторины:
Образовательная: проверка усвоения теоретических знаний и практических навыков обучающихся по учебной дисциплине ОП.03 Основы электротехники».
Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память; умение работать в коллективе; способствовать развитию духа здорового соперничества, стремлению победить.
Воспитательная: способствовать воспитанию культуры умственного труда, воспитанию чувства коллективизма, ответственности, интереса к будущей специальности.
Межпредметные связи: физика, математика, электротехника
Обеспечение викторины:
- персональный компьютер;
- экран;
- презентация;
- мультимедийный проектор;
- устные и письменные задания;
- раздаточный материал;
- оценочные листы;
-секундомер.
Ход викторины
Мастер п/о: Добрый день! Сегодня, мы с вами проведем веселое мероприятие проверки полученных знаний в форме игры, которая называется «Электромонтер – звучит гордо!»
Современный мир не может функционировать без электричества. От мобильных телефонов до крупных предприятий – техническое оборудование зависит от электропитания. Но система не может работать самостоятельно: электросеть требует постоянного досмотра и регулярного ремонта. Этим занимаются электромонтеры – специалисты по проводке, монтажу и ремонту электросетей и электрооборудования. Эта профессия – социально значимая, уважаемая, но требует ответственности и самоконтроля.
Электричество – относительно недавнее изобретение, и активное развитие электроэнергетической промышленности началось только во второй половине 19 века. Условно первыми электромонтерами можно назвать ученых-физиков, работавших над способами передачи электроэнергии.
В 1880 г. М. Депре удалось доказать, что электричество можно передавать по проводам. Следующей попыткой транспортировки электричества стали эксперименты Н. Тесла. Опыты с беспроводной передачей электричества не увенчались успехом, но послужили основой для дальнейшего развития отрасли. Благодаря наработкам ученого появились первые промышленные электроприборы, быстро поступившие в массовое производство. С запуском производства потребовались и работники, способные обслуживать электрооборудование.
Электромонтеры могут работать с оборудованием разной сложности: генераторы, двигатели, телеавтоматика. Особенности конкретных рабочих задач зависят от места работы. Мастер, обслуживающий городские электросети отвечает за монтаж и ремонт линий электропередач. Электрик, работающий на заводе, обслуживает электросеть, генераторы и станки. На малых предприятиях он работает самостоятельно, на крупных электрики работают бригадами посменно.
Профессия электромонтера сопряжена с высоким уровнем ответственности и риском для жизни. Монтируя проводку, мастер не только сам рискует получить удар током: если он допустит ошибку, опасность будет грозить всем пользователям оборудования. Помимо самого электричества дополнительный риск для жизни представляет высота. Значительная часть высоковольтных проводов находится на высоте 3-5 м и выше. Это требует дополнительной осторожности и использования вспомагательного оборудования.
Мастер п/о: Итак, теперь приступим к презентации команд! (команды представляются) Команды представились, все готовы! Начинаем. Наша игра состоит из четырёх конкурсов: «Разминка», «Карточки», «Ребусы», «Пазлы». Правила каждого конкурса мы объясним по ходу игры.
Судить нашу викторину будет компетентное жюри (представление).
Мастер п/о: Жюри представлено, можем приступать к первому конкурсу «Разминка». Конкурс построен на ваших знаниях и конечно же на быстроте реакции. Вам предложено 20 блиц-вопроса. Кто быстрее и правильно ответит, у того и победные баллы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Члены жюри фиксируют количество правильных ответов команд в оценочном листе.
Перечислите действия тока,
оказываемые на организм человека
?
(Тепловое, химическое, биологическое)
.
Как называется нервная
реакция организма на
возбуждение электрическим током
?
(Электрический шок)
Назовите значения
пороговых ощутимых
токов?
(1-1,5 мА – постоянный ток; 5-7 мА – переменный ток)
Какой путь
прохождения электрического тока
через
организм человека
является менее опасным
?
(«Нога-нога»)
Назовите значения
сопротивления тела
человека, принимаемое в расчетах электробезопасности
?
(
1000 Ом
)
Как подразделяются
электроустановки в зависимости от значения питающего напряжения
?
(Электроустановки до 1000
В и
выше 1000 В)
Как называются электроустановки с большими значениями токов
замыкания на землю
?
(Электроустановки с
глухозаземленной
нейтралью
)
Какой самый опасный вид электрической травмы
?
(Ожоги)
Как
называют такое действие тока
на
организм
, при
котором повреждаются ткани организма (кожа, мышцы, кости, связки)?
(Электрическая травма)
Эта электрическая травма проявляется в виде пятен серого
или бледно
– жёлтого цвета в тех местах кожи, где проходил электрический ток. Что это за травма?
Электрические знаки)
Как называется
действие тока на организм человека, в результате которого мышцы тела начинают судорожно сокращаться?
(Электрический удар)
Как называется процесс, при
котором волокна
сердечной мышцы приходят в состояние быстрых хаотических сокращений?
(Фибрилляция)
Какой слой человеческой кожи можно рассматривать как диэлектрик?
(Верхний роговой слой)
Как называется ток, проходящий через землю в месте замыкания?
(Ток замыкания на землю)
В течение какого времени в организме человека без признаков жизни сохраняется запас кислорода?
(4-8 минут)
С какой частотой вдохов-выдохов делают искусственное дыхание методом «изо рта в рот»?
(10-12 вдохов-выдохов в минуту)
Назовите значение частоты надавливаний на
грудину при
выполнении непрямого массажа сердца?
(60-80 раз в минуту)
Какое действие тока вызывает электролиз крови и других содержащихся в организме растворов?
(Химическое действие)
Назовите значение токов, которые вызывают паралич сердца и дыхания, минуя стадию фибрилляции?
(Токи значением более 5
)
Единица измерения потенциала точки электрического поля
(Вольт)
Мастер п/о: Жюри считает баллы по первому конкурсу «Разминка». А мы переходим ко второму конкурсу «Карточки». Командам предлагается вставить пропущенные определения и термины. Задача команд – за 5 минут выполнить задание, сдать его на проверку членам жюри и заработать по 1 баллу за каждый правильный ответ. Члены жюри фиксируют количество правильных ответов команд в оценочном листе.
_____________________________
_
-
это система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и
статического электричества. (
Электробезопасност
ь)
_______________________________
- визуальное
обследование электрооборудования
, зданий и сооружений, электроустановок.
(О
смотр)
_______________________________
– часть
электроустановки, нормально
находящаяся под напряжением.
(
Часть токоведущая
)
________________________________
–
часть электроустановки
, которая может оказаться под напряжением в аварийных режимах работы (корпус электрической машины).
(
Часть нетоковедущая
)
_________________________________
-
электроустановка или
её часть, которые находятся под напряжением, либо на которые напряжение может быть подано включением коммутационных аппаратов.
(
Электроустановка действующая
).
_______________________________
_
-
средство защиты, предназначенное для обеспечения электробезопасности.
(
Электрозащитное средство
)
.
Мастер п/о: Сдаем свои ответы членам жюри. А председатель жюри готовы огласить баллы по первому конкурсу «Разминка». А мы переходим к третьему конкурсу «Ребусы». Ребята поочередно решают ребусы и за каждый верно решенный ребус получают 1 балл. Члены жюри фиксируют количество правильных ответов в оценочном листе.
1. Закон Джоуля-Ленца
2. Проводник
3.Электрон
4.Сила тока
5.Напряжение
Мастер п/о: Председатель жюри готовы огласить баллы по конкурсу «Карточки» и «Ребусы». Мы переходим к финальному заданию «Пазл». Задача команд: в течение 5 минут сложить схему, определить категорию электроустановки и значение напряжения, под которым окажется человек при данных условиях и заработать максимально 3 балла: 1 балл – за правильно собранную схему; 1 балл – за определение категории электроустановки; 1 балл – за определение значения напряжения, под которым окажется человек. Члены жюри фиксируют количество баллов, набранных командами, в оценочном листе.
Рисунок 1 Однофазное прикосновение в сети с
глухозаземленной нейтралью
Мастер п/о: Ну а пока жюри подводит итоги, предлагаю вашему вниманию творческий номер от студентов 1 курса. (творческий номер).
Мастер п/о: Слово предоставляется председателю жюри для оглашения результатов викторины. (награждение)
Мастер п/о: И так, вам понравилось паше мероприятие? Что нового вы узнали сегодня? (ответы студентов) Спасибо всем за участие в мероприятии!