Виртуальные экскурсии как средство формирования у дошкольников представлений об окружающем мире

Проектирование современного образовательного процесса в детском саду предполагает широкое использование информационных технологий. Перед педагогами встаёт необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Поэтому, я использую такую форму обучения как виртуальные экскурсии для развития познавательных интересов дошкольников и формирования представлений об окружающем мире. Актуальность использования виртуальных экскурсий в работе обусловлена тем, что они позволяют реализовать принципы научности, наглядности, принцип развивающего обучения. Эта технология позволяет сделать образовательный процесс более разнообразным и интересным. Слово экскурсия в переводе с латинского означает посещение, какого – либо места или объекта с целью его изучения. Термин «виртуальный» происходит от английского слова «virtual» - похожий, неотличимый. Виртуальная экскурсия – это организованная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность ( не покидая здания ДОУ можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны), возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий. Работая с дошкольниками 5-6 лет я использую различные виды экскурсий:

Биографическая

– связанная с биографией и творчеством писателей, учёных, спортсменов;

Краеведческая

– один из основных способов изучения природы своего региона, страны;

Культурно-художественная

(

историческая) – ознакомление с памятниками истории и культуры;

Обзорная – совокупность нескольких виртуальных экскурсий в рамках одной темы.

По форме и содержанию применяю:

Фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы оформляются в виде электронных презентаций и слайд – шоу в программе

Microsoft

PowerPoint

);

Видеоэкскурсия

(

это могут быть видеозаписи или видеоролики,

размещённые на сайтах реальных музеев или созданные педагогом с

помощью видеоредакторов

Adobe

Premiere

Pro

,

Movavi

Video

Editor

,

М

ovie

Mfker

)

Виртуальная экскурсия проводится мной, как самостоятельное образовательное мероприятие, либо является его частью. Тематику экскурсий подбираю с учётом возрастных особенностей, интересов детей, календарно – тематического планирования. Мною был разработан проект по ознакомлению детей старшей группы с окружающим миром посредством виртуальных экскурсий, состоящих из трёх блоков:

Предметное окружение. Созданные мной экскурсии позволили детям познакомиться с различными материалами и способами их использования: « Как делают бумагу?», « Как пекут хлеб?»,

« Удивительное стекло

», « Путешествие в прошлое лампочки», « Из чего делают мебель?».

Природное окружение. Экскурсия данного направления способствовали развитию у дошкольников представлений о растительном и животном мире нашей республики, позволили познакомить с природными явлениями и объектами, занесёнными в Красную книгу, а также познакомиться с экзотическими

животными и птицами разных стран: « Удивительные птицы», «Животные наших лесов», «Обитатели

водоёмов», «Реки и озёра Хакасии», «Северное сияние».

Ознакомление с социальным миром. Экскурсии данного блока развивают у детей представления о профессиях, дают возможность познакомить с произведениями искусства, биографиями известных художников, спортсменов, учёных, приобщить детей к национальной культуре и традициям: «Кто работает в детском саду», «Космонавты»

, « Наши олимпийские чемпионы», «Музей русской игрушки», «Масленица»

, « Пришла коляда – открывай ворота».

Создание виртуальной экскурсии требует предварительной подготовки. Сначала необходимо узнать, что интересно детям, где они хотели бы побывать, что хотят увидеть, можно совместно составить маршрут виртуальной экскурсии. Определив цели и задачи экскурсии, подбираем необходимую литературу, изучаем рассматриваемые объекты, подготавливаем видео и фотоматериалы, звуковое сопровождение. Далее идёт работа над содержанием экскурсии, написанием текста. К подготовке к виртуальным экскурсиям подключаем родителей воспитанников. Например, при подготовке к теме «Профессии наших мам и пап» родители сделали небольшие презентации о своей работе. Так, вся группа смогла побывать на рабочих местах родителей, узнать, где работают жители родного города.

Виртуальная экскурсия состоит из обязательных частей: вступительная беседа, основная часть, итог. Вступительная беседа содержит новые интересные сведения по теме, чтобы заинтересовать детей предметами, и явлениями, с которыми они познакомятся в ходе экскурсии, настроить на получение новых сведений. В ходе экскурсии мы ставим перед воспитанниками проблемные вопросы, которые активизируют познавательный интерес. Основным методом восприятия нового материала, как и в ходе обычной экскурсии, является наблюдение. Включаем игровые приёмы, конкурсы, викторины, соревнования, что позволяет разнообразить экскурсию, сделать её более интересной, увлекательной и эмоционально насыщенной. Усилить эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала позволяет использование музыкального сопровождения, художественных образов. Заканчиваем экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями. После виртуальных экскурсий повышается познавательная активность дошкольников: они задают много вопросов о том, что их заинтересовало, что им было непонятно. Свои впечатления дети отражают в рисунках, поделках, играх.

Таким образом, виртуальная экскурсия – это эффективное средство формирования у дошкольников представлений об окружающем мире, объектах и явлениях недоступных для реального посещения (на обычной экскурсии нельзя встретить лису или медведя, рассмотреть экзотическую птицу или рыбу, проживание в маленьком городе также ограничивает круг доступных для изучения объектов). Использование виртуальных экскурсий позволяет значительно повысить интерес детей к занятиям, развить познавательные способности, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, даёт возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту их ключевых компетентностей.

Для педагогов использование в работе виртуальных экскурсий позволяет реализовать собственные идеи и творческие замыслы, даёт возможность объединить большое количество демонстрационного материала по тематическому принципу, обновить содержание образовательного процесса и вывести педагогическую деятельность на новый качественный уровень.