План-конспект учебно-тренировочного занятия 
?Влияние физических упражнений на организм занимающихся посредством отслеживания частоты сердечных сокращений?. 
Предмет: баскетбол
Возраст: 15-17лет.
Место проведения: спортивный зал 
Время проведения: 45мин.
Метод проведения: индивидуальный, соревновательный, групповой.
Оборудование и инвентарь: свисток, баскетбольные мячи, секундомер, гимнастический мат, набивные мячи, ноутбук, презентация, карточки с упражнениями для практической работы. 
Тип занятия: обучающий
Тема: ?Влияние физических упражнений на организм занимающихся посредством отслеживания частоты сердечных сокращений?. 
Цель занятия: формирование специальных знаний, практических умений и навыков используя физические упражнения для определения изменений ЧСС (частоты сердечных сокращений).
Задачи:
1.Обучать практическим навыкам проведения функциональных проб.
2. Развивать физические качества (скоростно-силовые, координационные способности, ловкость, быстроту).
3. Совершенствовать броски с определенных точек площадки.
4. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к занятиям физическими упражнениями.
5. Формировать у учащихся устойчивый интерес и положительную мотивацию к физической культуре.?

Часть занятия
Содержание
Дозировка
Организационно-методические указания


Под-
готов-
итель-
ная 
17мин.
1. Построение, приветствие, сообщение задач, психологический настрой на работу.

2. Ребятам была предложена следующая гипотеза занятия:
?Если вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом, изучать свой организм, то мы будем физически здоровыми и добьемся успеха……? (в жизни, карьере, любви, учебе и т.д.)
3. На занятии был разработан алгоритм действий:
-измерить и занести в таблицу первоначальный показатель ЧСС в состоянии покоя;
-замер пульсометрии осуществлять через каждых пять минут;
-определить, какие физические упражнения дают максимально высокие показатели ЧСС;
-провести упражнения, соблюдая требования к технике безопасности.
Перед занятием ребята замеряют пульс, и записывает каждый индивидуально в свою таблицу.
4. Презентация на тему: ?Влияние двигательной активности на сердечно – сосудистую систему?.

Разминка:
-равномерный бег, с захлестыванием голени, с высоким подниманием бедра, приставным шагом, спиной вперед и т.д) 
-ускорение из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа, лицом, спиной, боком и т.д)
Упражнения на растяжку:
-аккуратно взять себя рукой за голову, другая рука на пояснице, согнутая в локте, наклон головы в сторону локтя.   

- поднять правую руку и согнуть за головой, обхватить левой рукой локоть поднятой вверх руки, а затем аккуратно отвести ее назад.


- И.п. руки за головой, пальцы сомкнуты, локти смотрят наружу. Отвести локти назад, чувствуя напряжение грудных мышц.

- в положении стоя скрестить ноги, чтобы левая нога находилась перед правой. Наклон вперед, руками коснуться пола.





- И.п. ноги вместе, согнуть левую ногу позади туловища и взять ступню в левую руку, подтянуть пятку к ягодицам.

- И.п. лежа на спине, ноги вместе, руки разведены в стороны, согнуть правую ногу в колене и подтянуть ногу к туловищу, обхватывая руками колено.
1мин.


2мин.














    5мин.



2мин.

2мин.


5мин.
Староста строит группу и сдает тренеру рапорт о готовности к занятию.
Ребята должны закончить предложение сами.



См. приложение-1













Обратить внимание на постановку ног, следить за осанкой при выполнении беговых упражнений.

На протяжении всего упражнения следует дышать равномерно.
Следует держать локоть руки, опущенной вниз, ближе к голове.

Локоть должен смотреть наружу, взгляд устремлен вперед.
Обе ноги должны стоять на полу. При растяжке туловище должно быть выровнено таким образом, чтобы задняя нога и позвоночник образовывали прямую линию.
Колени должны быть сведены вместе.

Позвоночник должен оставаться в нейтральном положении.



Основ-
ная
23мин.
В основной части занятия, тренер предлагает ученикам разбиться на три группы по 4 ученика, самостоятельно. Каждая группа выбирает себе задание по жребию.
Предлагается работа по карточкам в трех направлениях:
1. Упражнения для отработки ведения мяча
- стоя на месте, разновысокое ведение, несколько ударов с высотой отскока 60-80см и сразу же переход на низкое ведение с высотой отскока 10-15см; 
- дриблинг с переводом мяча между ногами;
- ?маятник? - ведение с переводом мяча с руки на руку;
-?ванька-встанька? - из И.п. сидя на полу осуществлять ведение мяча поочередно в положениях лежа и сидя;
- 5 прыжков на месте, ускорение вперед;
- ?круговорот? - перевод с руки на руку сидя, направление ведения менять;
- стоя на месте, ведение двух мячей;
- ведение с жонглированием;
- ?треугольник? передача от груди в стену с ловлей мяча от пола с 2-мя мячами; 
- ведение под ногами. И.п. сед, ведение правой рукой, по команде поднять ноги и перевести мяч для ведения левой рукой.

2. Упражнения с набивным мячом
- бросок набивного мяча вверх двумя руками;
- бросок набивного мяча левой рукой;
- бросок набивного мяча правой рукой;
-бросок набивного мяча правой рукой, поймать левой и обратно;
- ?восьмерка?
- прыжки через мяч вперед, назад, в стороны;
- лежа на спине, мяч удерживается прямыми ногами, поднять ноги вверх 9до прямого угла) и опускать их в стороны;
- лежа на спине, мяч между стопами, поднимание прямых ног и опускание их за головой;
- лежа на животе лицом друг к другу, броски мяча от груди двумя руками;
- бросок набивного мяча вперед-вверх из положения сидя на полу.

3. Упражнения для отработки бросков
- рывок с ведением мяча от центра поля к линии штрафного броска, кувырок вперед с мячом в руках и бросок по кольцу;
- бросок по кольцу после быстрого ведения с поворотом на 180гр;
- бросок со средней дистанции без сопротивления, игрок ведет мяч от центра поля к линии штрафного броска, выполняет бросок в прыжке, идет на подбор, в случае промаха добивает мяч в кольцо, вновь подбирает его и с ведением возвращается к линии штрафного броска;
- пас в щит, ловля мяча и бросок по кольцу в одном прыжке;
- игра в баскетбол 2х2 на одной половине площадки, броски из трехсекундной зоны запрещены.

Ребятам дается время для просмотра карточек. 
В течение 10 минут группы продолжают работать в режиме индивидуальных заданий. Задача состоит в том, чтобы выяснить какие упражнения дают более интенсивную физическую нагрузку на организм. В этом нам поможет отслеживание пульсометрии. По сигналу тренера, ученики самостоятельно измеряют пульс(ЧСС) и записывают данные в таблицу. 
Тренер: Что произошло с организмом? Прошу обсудить и сделать вывод.


После интенсивной нагрузки, ученикам предлагается игра на восстановление. 





10мин.














































1мин.






5мин.



7мин.




Прилагается инструкция по выполнению упражнений.
 См. приложение-2















Прилагается инструкция по выполнению упражнений.
См. приложение-3














Прилагается инструкция по выполнению упражнений.
См. приложение-4















Обсуждение
Один ученик из каждой группы озвучивает вывод.

?Соревнование снайперов? в парах с пяти точек в радиусе 4,5 -5м от кольца. С каждой точки каждый игрок должен забить три мяча подряд. Выигрывает та пара, которая пройдет все точки, т.е. забьет 30 мячей.

Заклю-читель-
ная
5минут
Упражнения на расслабление 
Построение, подведение итогов 

2мин.
3мин.

Выявить лучших ?Снайперов? баскетбола.


В результате занятия было выявлено, что динамика ЧСС зависит от возраста, пола и интенсивности работы. В период вхождения в работу (врабатывания) происходит учащение пульса с первых секунд. Оптимальный ритм достигается в середине занятия, а к концу занятия состояние ЧСС существенно