План-конспект учебно-тренировочного занятия ?Влияние физических упражнений на организм занимающихся посредством отслеживания частоты сердечных сокращений?. Предмет: баскетбол Возраст: 15-17лет. Место проведения: спортивный зал Время проведения: 45мин. Метод проведения: индивидуальный, соревновательный, групповой. Оборудование и инвентарь: свисток, баскетбольные мячи, секундомер, гимнастический мат, набивные мячи, ноутбук, презентация, карточки с упражнениями для практической работы. Тип занятия: обучающий Тема: ?Влияние физических упражнений на организм занимающихся посредством отслеживания частоты сердечных сокращений?. Цель занятия: формирование специальных знаний, практических умений и навыков используя физические упражнения для определения изменений ЧСС (частоты сердечных сокращений). Задачи: 1.Обучать практическим навыкам проведения функциональных проб. 2. Развивать физические качества (скоростно-силовые, координационные способности, ловкость, быстроту). 3. Совершенствовать броски с определенных точек площадки. 4. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к занятиям физическими упражнениями. 5. Формировать у учащихся устойчивый интерес и положительную мотивацию к физической культуре.? Часть занятия Содержание Дозировка Организационно-методические указания Под- готов- итель- ная 17мин. 1. Построение, приветствие, сообщение задач, психологический настрой на работу. 2. Ребятам была предложена следующая гипотеза занятия: ?Если вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом, изучать свой организм, то мы будем физически здоровыми и добьемся успеха……? (в жизни, карьере, любви, учебе и т.д.) 3. На занятии был разработан алгоритм действий: -измерить и занести в таблицу первоначальный показатель ЧСС в состоянии покоя; -замер пульсометрии осуществлять через каждых пять минут; -определить, какие физические упражнения дают максимально высокие показатели ЧСС; -провести упражнения, соблюдая требования к технике безопасности. Перед занятием ребята замеряют пульс, и записывает каждый индивидуально в свою таблицу. 4. Презентация на тему: ?Влияние двигательной активности на сердечно – сосудистую систему?. Разминка: -равномерный бег, с захлестыванием голени, с высоким подниманием бедра, приставным шагом, спиной вперед и т.д) -ускорение из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа, лицом, спиной, боком и т.д) Упражнения на растяжку: -аккуратно взять себя рукой за голову, другая рука на пояснице, согнутая в локте, наклон головы в сторону локтя. - поднять правую руку и согнуть за головой, обхватить левой рукой локоть поднятой вверх руки, а затем аккуратно отвести ее назад. - И.п. руки за головой, пальцы сомкнуты, локти смотрят наружу. Отвести локти назад, чувствуя напряжение грудных мышц. - в положении стоя скрестить ноги, чтобы левая нога находилась перед правой. Наклон вперед, руками коснуться пола. - И.п. ноги вместе, согнуть левую ногу позади туловища и взять ступню в левую руку, подтянуть пятку к ягодицам. - И.п. лежа на спине, ноги вместе, руки разведены в стороны, согнуть правую ногу в колене и подтянуть ногу к туловищу, обхватывая руками колено. 1мин. 2мин. 5мин. 2мин. 2мин. 5мин. Староста строит группу и сдает тренеру рапорт о готовности к занятию. Ребята должны закончить предложение сами. См. приложение-1 Обратить внимание на постановку ног, следить за осанкой при выполнении беговых упражнений. На протяжении всего упражнения следует дышать равномерно. Следует держать локоть руки, опущенной вниз, ближе к голове. Локоть должен смотреть наружу, взгляд устремлен вперед. Обе ноги должны стоять на полу. При растяжке туловище должно быть выровнено таким образом, чтобы задняя нога и позвоночник образовывали прямую линию. Колени должны быть сведены вместе. Позвоночник должен оставаться в нейтральном положении. Основ- ная 23мин. В основной части занятия, тренер предлагает ученикам разбиться на три группы по 4 ученика, самостоятельно. Каждая группа выбирает себе задание по жребию. Предлагается работа по карточкам в трех направлениях: 1. Упражнения для отработки ведения мяча - стоя на месте, разновысокое ведение, несколько ударов с высотой отскока 60-80см и сразу же переход на низкое ведение с высотой отскока 10-15см; - дриблинг с переводом мяча между ногами; - ?маятник? - ведение с переводом мяча с руки на руку; -?ванька-встанька? - из И.п. сидя на полу осуществлять ведение мяча поочередно в положениях лежа и сидя; - 5 прыжков на месте, ускорение вперед; - ?круговорот? - перевод с руки на руку сидя, направление ведения менять; - стоя на месте, ведение двух мячей; - ведение с жонглированием; - ?треугольник? передача от груди в стену с ловлей мяча от пола с 2-мя мячами; - ведение под ногами. И.п. сед, ведение правой рукой, по команде поднять ноги и перевести мяч для ведения левой рукой. 2. Упражнения с набивным мячом - бросок набивного мяча вверх двумя руками; - бросок набивного мяча левой рукой; - бросок набивного мяча правой рукой; -бросок набивного мяча правой рукой, поймать левой и обратно; - ?восьмерка? - прыжки через мяч вперед, назад, в стороны; - лежа на спине, мяч удерживается прямыми ногами, поднять ноги вверх 9до прямого угла) и опускать их в стороны; - лежа на спине, мяч между стопами, поднимание прямых ног и опускание их за головой; - лежа на животе лицом друг к другу, броски мяча от груди двумя руками; - бросок набивного мяча вперед-вверх из положения сидя на полу. 3. Упражнения для отработки бросков - рывок с ведением мяча от центра поля к линии штрафного броска, кувырок вперед с мячом в руках и бросок по кольцу; - бросок по кольцу после быстрого ведения с поворотом на 180гр; - бросок со средней дистанции без сопротивления, игрок ведет мяч от центра поля к линии штрафного броска, выполняет бросок в прыжке, идет на подбор, в случае промаха добивает мяч в кольцо, вновь подбирает его и с ведением возвращается к линии штрафного броска; - пас в щит, ловля мяча и бросок по кольцу в одном прыжке; - игра в баскетбол 2х2 на одной половине площадки, броски из трехсекундной зоны запрещены. Ребятам дается время для просмотра карточек. В течение 10 минут группы продолжают работать в режиме индивидуальных заданий. Задача состоит в том, чтобы выяснить какие упражнения дают более интенсивную физическую нагрузку на организм. В этом нам поможет отслеживание пульсометрии. По сигналу тренера, ученики самостоятельно измеряют пульс(ЧСС) и записывают данные в таблицу. Тренер: Что произошло с организмом? Прошу обсудить и сделать вывод. После интенсивной нагрузки, ученикам предлагается игра на восстановление. 10мин. 1мин. 5мин. 7мин. Прилагается инструкция по выполнению упражнений. См. приложение-2 Прилагается инструкция по выполнению упражнений. См. приложение-3 Прилагается инструкция по выполнению упражнений. См. приложение-4 Обсуждение Один ученик из каждой группы озвучивает вывод. ?Соревнование снайперов? в парах с пяти точек в радиусе 4,5 -5м от кольца. С каждой точки каждый игрок должен забить три мяча подряд. Выигрывает та пара, которая пройдет все точки, т.е. забьет 30 мячей. Заклю-читель- ная 5минут Упражнения на расслабление Построение, подведение итогов 2мин. 3мин. Выявить лучших ?Снайперов? баскетбола. В результате занятия было выявлено, что динамика ЧСС зависит от возраста, пола и интенсивности работы. В период вхождения в работу (врабатывания) происходит учащение пульса с первых секунд. Оптимальный ритм достигается в середине занятия, а к концу занятия состояние ЧСС существенно
Изучение влияние физических упражнений на организм посредством отслеживания частоты сердечных сокращений