* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Влияние занятий театральным искусством на развитие личности ребёнка

ЭССЕ

Яковлева Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования.

Введение

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры» Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это могут дать занятия театральным искусством, являясь наиболее распространённым видом детского творчества, «основанном на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

Театр, как вид искусства, является не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания детей. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Цель: Раскрыть аспекты деятельности школьного театра, влияющее на развитие личности ребёнка.

Задачи: Рассмотреть игровую деятельность театрального искусства – как основную составляющую детского существования.

Обосновать занятия в школьном театре - как профилактику асоциального поведения детей.

Обобщить опыт занятий в школьном театре - как систему формирования нравственно – эстетических ценностей.

Школьный театр как форма развития личности

Основная часть

Театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству – ко всему богатству культуры. Но это не единственная сильная сторона театрального образования. Гораздо важнее то, что театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту. Театр – коллективное искусство. Он приучает ребёнка к совместной продуктивной творческой деятельности. Не говоря о том, что обучение ребёнка актёрскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического, и духовного здоровья.

Театральное творчество близко ребёнку по двум причинам. Во-первых, этот вид творческой деятельности основан на действии, совершаемом самим ребёнком. Во-вторых, драматизация непосредственно связана с игрой – этим корнем всякого детского творчества. Именно игру, по мнению Выготского, можно рассматривать как первичную драматическую форму в творчестве детей. В процессе игры природа как бы тренирует отдельные способности и психические функции, необходимые для восприятия искусства. И в первую очередь – способность воспринимать условность отражения жизни в искусстве. Ведь именно в игре ребёнок привыкает действовать в предлагаемых обстоятельствах, впервые прибегает к услугам могущественного «как бы» и «понарошку».

Игра развивает и тренирует определённый тип воображения, необходимый для восприятия искусства: в ходе игры необходимо создавать в воображении игровую ситуацию, придавать предметам условный (символический) смысл.

Игра является почти врождённой потребностью ребёнка, так как даёт возможность познавать мир, общаясь со взрослыми, копировать действия людей, развивать свой личностный потенциал. Рассматривая игру как условие и средство личностного развития, можно сделать выводы, что она позволяет удовлетворять в детстве большинство человеческих потребностей. Игра вселяет уверенность в свои силы, поднимает настроение и даёт возможность чувствовать себя нужным, значимым в сообществе других людей. Игра создаёт особую среду жизнедеятельности, которая даёт возможность каждому быть успешным, найти смысл своего существования.

Театральная игра как специфическая деятельность и как форма деятельности привлекает школьников предоставляемой возможностью самовыразиться, реализовать свой личностный потенциал, получить новые знания и умения, обрести успех в процессе межличностного взаимодействия

Необходимость использования театра в воспитании детей и подростков обусловлена, прежде всего, тем, что в лучших своих образцах он неразрывно связан с литературой и драматургией. Театр обладает большими потенциальными возможностями в развитии у школьников чувства уважения к духовным ценностям, накопленным человечеством, готовности активно защищать эти ценности и создавать новое. Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора.

Главным барьером на пути криминализации подростковой среды является активная духовная работа, отвечающая интересам молодежи. И здесь именно театр может стать тем пространством, где естественно в процессе совместной работы учеников, родителей и учителя складывается уникальная воспитательная ситуация. Через мощное театральное средство – сопереживание – театр объединяет детей и взрослых на уровне проживания общего совместного дела, что становится эффективным средством влияния на воспитательный процесс.

Деятельность театрального коллектива в школе располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, самоактуализации и самовоспитания, трудолюбия, самоорганизованности и ответственности и др.), обеспечивая формирование разных типов общения, овладение спецификой театральной деятельности.

Школьный театр является яркой, заразительной, эмоционально-насыщенной средой, в которой весь процесс построения спектакля влияет на развитие ума, характера и воли, на формирование мировоззрения детей, во многом определяет их систему убеждений, обеспечивает нравственное развитие, раскрывает творческие способности учащихся, подчеркивая индивидуальность каждого. Такие предпосылки и условия объективно являются прекрасной почвой для многостороннего формирования личности ребёнка. Давайте рассмотрим, какие конкретно процессы влияют на формирование личности во время занятий в школьном театре. Все начинается с создания атмосферы творчества, доброжелательных и доверительных отношений, которые являются залогом успеха всей последующей работы коллектива. На тренингах по актерскому мастерству, сценическому движению, сценической речи подростки учатся владеть своим телом, голосом, импровизировать. В процессе этих занятий они внутренне раскрепощаются, учатся видеть и слышать партнера по сцене, приобретают навыки, необходимые для дальнейшей работы. Следующий этап – освоение драматургического материала, являющего основным инструментом театра. Любая пьеса - это всегда конфликт и пути его разрешения. Моделирование борьбы на сцене становится инструментом постижения законов и качеств взаимодействия между людьми. Через такие ситуации участники ищут ответы на все волнующие вопросы, учатся законам общения, поведения, формируют нравственно-этические ценности, развивают культуру чувств, учатся осознавать природу собственных действий.

Спектакль, представляющий собой яркое эмоциональное зрелище с вереницей проблемных ситуаций, является эффективным комплексом воспитательных воздействий. Поэтому так важно определить репертуар школьного театра, который бы соответствовал возрастным особенностям участников, позволил бы сформировать их художественный вкус, познакомил с лучшими образцами драматургии и художественной литературы. Первым важным шагом в постановке спектакля является выбор пьесы, которая по-настоящему должна стать актуальной и интересной для всех участников школьного театра. Правильный выбор пьесы гарантирует большую активизацию познавательных, морально-нравственных, творческих, коммуникативных и эстетических потенциалов, задающих направление развития личности. Следующим важным моментом является распределение ролей. Вовлекая в работу самые разнообразные специальности и дарования, театр требует от каждого участника уменья делать в большой общей работе свое маленькое дело, жертвовать своими эгоистическими интересами во имя всем дорогого общего дела.

Таким образом, занятия в школьном театре действительно активно влияют на многосторонний процесс формирования личности, а процесс социализации подростка проходит более естественно и полноценно.

Заключение

Театр – синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребёнок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства.

Театр – коллективное искусство. Занимаясь театром, ребёнок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества.

Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. Эти особенности делают театральное искусство особенно близким детям, потому что игра и общение являются для младших школьников ведущей психологической деятельностью.

Театр – искусство, обращённое к самым различным социальным слоям. Поэтому детская театральная студия может объединить под своей крышей детей с самыми разнообразными интересами и способностями, а плоды работы могут быть интересны широкому кругу как юных, так и взрослых зрителей.

Занятия театральным искусством помогают гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний.


Литература

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. [Текст]. М., 1987.

Выготский Л.С. Курс лекций по психологии. [Текст]. Собрание сочинений. М., 1982.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст]. С.П.б.,1997.

Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. [Текст]. – М., 1992.

Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр: [Текст]. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175.

Никитина А.Б. Театр, где играют дети. [Текст] М.,2001

Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. [Текст] М., 1953.

Театр повышенной тревожности: Мастера театра для детей о театральном воспитании.- М., ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств») [Текст] №12, 2004.

Чурилова Э.Г., Методика и организация театрализованной деятельности.[Текст] М., 2001.