БОУ ОО «Крутовская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Внеклассное мероприятие
«Лес – наше богатство»
Составила
учитель И. Н. Шалимова
2024 г
Тема: Лес – наше богатство
Цель: привести обучающихся к пониманию значения леса в жизни человека, всего живого и его сохранению.
Задачи:
- систематизировать знания детей о лесных животных и птицах.
-воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
-воспитывать стремления использовать полученные знания в повседневной жизни;
-развивать коммуникативные навыки;
Оборудование: картинки животных и птиц, рисунки.
Ход мероприятия.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем мероприятие, которое посвятим разговору о лесе. Замечательный писатель и большой любитель природы М. М. Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Много сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники, спасены от полного уничтожения многие виды животных, например: бобры, лоси, зубры, соболи. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? Почему мы с лесом дружим? Для чего он нужен людям?
Дети:
1-ый : Лес- - наше богатство.
2-ой: Лес- это дом для зверей и птиц.
3- ий: Лес – это кладовая, щедро отдающая сои плоды: орехи, ягоды, грибы.
Учитель: С ранней весны до поздней осени в лесах, на полянах цветет много цветов. А какие весенние цветы вы знаете, ребята? (Подснежники, ландыши, первоцветы и др.)
Дети:
4-ый: Выглянул подснежник
В полутьме ночной,
Маленький разведчик,
Посланный весной.
5-ый: Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне, кажется, его задень –
Он тихо зазвенит,
И этот звон услышит луг,
И птицы и цветы вокруг.
Учитель: Наступает лето и на смену весенним цветам приходят летние цветы. Их очень много, они всегда радуют наш взгляд. Ребята, а какие цветы, которые цветут летом, вы знаете? (ромашка, колокольчик, одуванчик и др.)
Дети:
6-ой: Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет, нарядится
В желтенькое платьице,
Легкое, воздушное
Ветерку послушное.
Он заметный золотой
Постарел и стал седой.
И как только посидел,
Вместе с ветром улетел.
Учитель: Ребята, есть тесная связь между жизнью леса, его обитателями и жизнью человека. Знаете ли вы, что сова уничтожает за один год около тысячи грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, то значит, одна сова спасает в один год одну тонну хлеба.
У кукушки необыкновенный аппетит: за один час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появится большое количество насекомых-вредителей, она расправится с ними за несколько часов. А сейчас давайте проверим, как вы знаете обитателей леса.
- Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей.
Загадки:
1) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … (лиса)
2) Летает с ветки на ветку,
А не птица.
Рыжая, а не лисица. (белка)
3) Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (медведь)
4) Зимой – белый,
А летом - серый. (заяц)
5) Меньше тигра, но немножко
Больше крупной, рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу,
Не робей, но берегись:
В том лесу где бродит… (рысь)
6) Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей,
И, хотя, он очень колкий,
Обижать его не смей;
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный… (еж)
7) Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвистый,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знай, что это… (лось)
Учитель: Лес – это наш зелёный друг. Он помогает нам получить высокий урожай хлеба. Однажды, в Ростовской области несколько дней бушевала буря. Ветер подхватил верхний плодородный слой почты, черной тучей погнал её над равниной. На сотни тысяч гектаров был спасен слой почвы и вместе с ним семена. Все нужно было сеять заново. Но в некоторых местах буря не тронула почвы. Она оказалась бессильна там, где поле окружал зеленый друг. Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре, прикрыв поле, спасал урожай, от черной бури и зная это, в степях на сотни километров сажают леса.
Дети:
7-ой: Лес в степях посажен новый,
Чтоб сберечь от зноя хлеб.
На десятки километров,
Встав зеленою стеной,
Он не клонится под ветром –
Крепкий, ровный и прямой.
Вековечный друг народа,
Часовой родных полей,
Он стоит на страже гордо,
Побеждая суховей.
Учитель: Когда вы идете в лес, то должны хорошо знать, как вести себя в лесу, какие правила следует соблюдать.
1) Не ломать ветки деревьев.
2) Не разорять птичьих гнезд, муравейники.
3) Не разжигать костры.
4) Не оставлять мусор в лесу.
5) Не рвать большие букеты цветов.
- Ребята, посмотрите внимательно на деревья, растущие рядом с вашей школой и вблизи нее. Какие они большие и красивые. За ними надо бережно ухаживать, чтобы они были еще наряднее и красивее.
Дети:
8-ой: Играют горнисты,
Скликая ребят.
Зеленый, тенистый
Мы вырастим сад.
9-ый: Под Москвой и Казанью
Везде, где живем,
Деревья посадим
Леса разведем.
10-ый: В Орле, Петербурге,
В Черкассах, Клину.
Пусть каждый посадит
Сирень, иль сосну.
11-ый: Пусть лучше и краше
Сама, как весна,
Становится наша,
Родная страна.
В конце мероприятия проводится выставка рисунков на тему «Лес – наше богатство». Ребята, чьи работы получили высшую оценку жюри, получают грамоты.
Учитель: - Чему было посвящено наше мероприятие? (ответы детей)
- О чем надо помнить, чтобы не потерять дружбу с нашим зеленым другом?
(ответы детей)
- На этом наше мероприятие окончено.