Внеклассное мероприятие на тему «Вода – источник жизни».
Цель:
1. Привить школьникам интерес к проблеме воды.
2. Рассказать о происхождении воды, ее необходимости, важности; о ее значении в жизни.
3. Воспитать чувство любви к природе, желание охранять ее.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, жетоны-капельки, эмблемы защитников воды, плакат с нарисованным пейзажем.
Ход мероприятия.
Учитель: 22 марта отмечается Всемирный день воды и водных ресурсов. Появился этот праздник в календаре недавно — в 1993 году. И объявила об этом Генеральная Ассамблея ООН. А задача у праздника предельно простая — привлечь внимание всего человечества к вопросам освоения и сбережения воды и водных ресурсов.
1-й ученик:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить.
Учитель. - Что же такое вода? У нас в гостях специалисты разных наук, они расскажут нам, что же такое вода с точки зрения химии, географии, биологии и физики.
Химик: Химическая формула «Н2О» - единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Вода – универсальный растворитель. Любая природная вода – раствор. Питьевая вода из разных источников может иметь разный химический состав, что сказывается на её вкусе. Все знают, что вода в море соленая.
Географ: Основные запасы воды сосредоточены на Земле в морях и океанах. Пресная вода находится в ледниках. Третий по величине источник воды – подземные воды. В атмосфере содержится водяной пар. Водная оболочка Земли – «гидросфера» условно подразделяется на Мировой океан и воды суши. На карте голубым цветом изображены водные ресурсы: реки, моря, океаны, озера.
Биолог: Вода составляет 90% всей массы всех живых организмов на Земле. А человек состоит из 77% жидкости. Ежесуточно человек при дыхании выделяет воду через кожу при потении. Потеря воды ведет к жажде, человек утоляет её, потребляя почти столько же воды.
Физик: Вода обладает наибольшей среди всех веществ теплоемкостью. Вода – очень плохой проводник электричества. Но уже небольшое количество примесей резко увеличивают её электропроводность.
Учитель: Сейчас наши специалисты покажут свои эксперименты с водой
Химик. Опыт «О растворимости воды». Берем пол стакана воды, кладем сахар, перемешиваем, сахар растворился. Значит вода – растворитель.
Физик. Опыт «Вода бесцветна». Берем воду и кладем цветную трубочку, что мы видим, оказывается можно увидеть трубочку даже через стенки стакана»
Биолог. Опыт «Вода без вкуса и запаха». Берем воду из одной бутылки и наливаем в 2 стакана, понюхаем воду, запаха нет, попробуем, нет вкуса, а во второй стакан положим сахар, перемешаем, попробуем, вода сладкая, значит вкус воды зависит от веществ, которые мы растворяем в воде.
Географ. Опыт Вода имеет 3 состояния воды, твердое- лед, жидкое – перелить можно из стакана в стакан, газообразное, откроем термос с горячей водой, откроем крышку и положим стекло, мы можем увидеть капельки на стекле это пар- газообразное состояние воды.
Учитель: Хочу рассказать вам сказку.
Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то, раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Старший сын принес золото и серебро, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. Стали над ним все смеяться, а он и говорит: «Вода – самое большое чудо на Земле. За глоток воды готов был отдать мне все свои драгоценности путник, которого я встретил. Он мучился от жажды. Напоил я его чистой водой и с собой еще в запас дал. Не нужны мне были его драгоценности, понял я, что вода дороже всякого богатства.
А в другой раз видел я засуху. Без дождя высыхало целое поле. Ожило оно лишь после того, как пошел дождь, наполнив его живительной влагой.
В третий раз пришлось мне помогать людям лесной пожар тушить. Много от него зверушек пострадало. Не останови мы пожар, могло бы и село целое сгореть, если бы он на него перебросился. Много нам воды понадобилось, но справились мы всем миром. На том и закончились мои поиски.
А теперь, я думаю, и вы все поняли, почему вода – чудо чудесное, ведь без нее не было бы ничего живого на Земле. И птицы, и звери, и рыбы, и люди ни дня без воды не проживут. А еще вода имеет силу волшебную: превращается и в лед, и в пар, - закончил младший сын свой рассказ и показал всему честному народу свойства воды чудесные.
Послушал царь младшего сына и объявил воду самым большим чудом и даром на земле. Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.
Слайд 2.
Вода, у тебя нет ни вкуса,
Ни цвета, ни запаха,
Тебя невозможно описать,
Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни,
Ты сама жизнь.
Антуан де Сент – Экзюпери
-Давайте узнаем: Откуда взялась вода? Для чего и кому она нужна? И как мы должны к ней относиться?
Показ слайдов о значении воды.
Слайд 3.
Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы,
но ты оглянись –
Это главное таинство,
главное чудо Планеты,
Это главный источник,
из которого вылилась Жизнь!
Слайд 4.
Много веков назад вода попала к нам из космоса. Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь .
Слайд 5.
Потребовалось много лет, чтобы океаны остыли, очистились и стали такими, какими мы их знаем сегодня: солёными, голубыми водными просторами и покрывают большую часть поверхности Земли. Поэтому Землю называют – ГОЛУБОЙ ПЛАНЕТОЙ.
Слайд 6.
Пожалуй, никакое другое вещество не может сравниться с водой по своему влиянию на ход величайших изменений, которые претерпела Земля за многие сотни миллионов лет своего существования.
Там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды невозможна.
Слайд 7.
Потребность в воде у различных растений не одинакова. Вода доставляет растениям из почвы питательные вещества, регулирует температуру растений; испаряясь с поверхности листьев, она предохраняет их от перегрева в летний зной.
Слайд 8.
Ни одно живое существо не может жить в абсолютно сухом пространстве и не может оставаться живым, лишившись воды. Каждый организм может потерять только вполне определенную часть содержащейся в нем воды.
Слайд 9.
Издавна человек селился рядом с водоёмом. Там, где есть вода – есть жизнь.
Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода
На планете вода распределяется неравномерно. Есть много стран, где жители страдают от нехватки пресной и чистой воды. По данным Всемирной Организации Здравоохранения известно, что ежегодно умирают миллионы людей, в том числе и детей, от грязной воды.
Человек должен следить за чистотой водоемов. В воде, загрязненной сточными водами фабрик, заводов и жилищ, гибнут животные и растения.
Но ведь надо не только не загрязнять воду, но и экономить её, помня о том, что капельками воды, вытекающей из вашего крана впустую, могли бы напиться несколько человек.
Учитель
Давайте вспомним сказки и рассказы, где встречается или упоминается вода. (Примеры: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне», «Конек-Горбунок», «Кошкин дом» и т.д.)
Учитель:
А теперь загадки, в которых отгадки связаны с водой.
1.
День и ночь кричит,
А голос не устаёт. (Водопад)
2.
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи —
Не топоры для ноги. (Болото)
3.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без ... (Вода)
4.
В тихую погоду — нет нас нигде,
А ветер подует — бежим по воде. (Волны)
1.
По морю идёт-идёт,
А до берега дойдёт —
Тут и пропадёт. (Волна)
2.
Течёт, течёт — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Речка)
3.
Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
4.
Два братца
В воду глядятся,
В век не сойдутся. (Берега)
1.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в роднике,
А широкий — в море. (Река)
2.
Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет. (Лёд)
3.
На дворе горой,
А в избе водой. (Снег)
Учитель.
А теперь поиграем в игру «Угадай мелодию». Правила игры всем знакомые: звучит музыка, вы угадываете, поднимаете руку и называете песню.
Включаются слайды. Слайд 10.
Слайд 11. (Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…)
Слайд 12. (Жили у бабуси)
Слайд 13. (Я водяной)
Слайд 14. (Кабы не было зимы)
Слайд 15. (В синем море…)
Слайд 16. (Облака – белогривые лошадки)
Учитель: Вы к нашему занятию подготовили лепбуки, даю вам время поработать в группах с лепбуками
Учитель:
Молодцы! Все, кто получил хотя бы один жетон, становится ЗАЩИТНИКОМ самого дорогого богатства на Земле – ВОДЫ и получает эмблему в виде капли воды. Ребята, проводившие с вами конкурсы и ваши одноклассники помогут вам стать защитниками. Мы также вручаем вам эмблемы ЗАЩИТНИКОВ ВОДЫ. Ребята, давайте ваши жетоны прикрепим к плакату. Посмотрите из капелек воды какая красивая, синяя и чистая получилась речка.
Надеемся, ребята, что сегодня вы узнали ещё больше о воде, чем знали раньше. А главное, мы уверены, что теперь вы станете настоящими защитниками воды, будете всем рассказывать о значении воды в жизни и призывать всех беречь и охранять главное богатство нашей Земли.
Всем спасибо за внимание!