Разработка внеклассного мероприятия

«ПРАЗДНИК РУССКОЙ МАТРЕШКИ»,

в рамках празднования Международного Дня Матери

Цель:  В форме праздничного занятия развивать интерес  к искусству народных промыслов и воспитывать уважительное отношение к старшим.

Задачи:

1. Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре родного края.

2. Воспитывать уважительное отношение к родителям, повышая ценности семьи и преемственности.

4. Закрепление техники аппликации и приемов рисования гуашью при помощи ватных дисков, раскрывая особенностями росписи матрешки элементами растительного орнамента.

5. Закрепление понятия: «Орнамент, в полосе», «Доминанта».

.

Материалы

:

К

осыночки

по количеству девочек

.

На 3-х столах принадлежности:

- Вырезанная по контуру Матрешка,
- 2 цвета гуаши (красный и желтый),

- ватные диски,

- 2 стаканчика с водой,

3) У каждого ребенка:

- 1 клей- карандаш,

- простой карандаш,

- ножницы,

- листы красной, желтой, синей и зеленой бумаги.

Вырезанные из

картона шаблоны

детал

ей

растительного орнамента: цветочки, клубнички, рябинки, листочки.

Детали сложены в корзинку

.

Для инсценировки: палочку бабушке, пакеты и сумки для мамы.

Игрушки для ярмарки; деревянные

богородские

, глиняные

дымковские

, неваляшки и Матрешки.

Наглядное пособие:

-

Образцы пройденных тем прошлого года: растительный орнамент, расположенный в полосе и по центру

- Образцы деревянных матрешек и изображенных

на плакате.

Музыкальный ряд:

Русские народные мелодии, песня «Ягодка-малинка»

, «Русские матрешки»

.

План и краткое содержание занятия.

1 часть - Организационный момент.

- Художественно игровая и воспитательная часть, в рамках празднования

Дня матери.

2 часть – Практическая. Знакомство с элементами русского костюма и коллективное

разукрашивание матрешки по 3 группам.

3 часть – Физкультминутка. Угощения праздничным пирогом.

4 часть – Практическая. Выполнение коллективной аппликации- оформление

костюма матрешки элементами растительного орнамента в коллективной

работе по 3 группам.

5 часть – Обобщение. Рефликсия.

Сценарий праздника и последовательность занятия.

А у нас сегодня праздник,
Праздник наших милых мам. 
Этот праздник, нежный самый,
В ноябре приходит к нам.

А когда еще мы празднуем женский День? Правильно - 8 марта. Мы готовы хоть каждый день нашим мамам говорить, как мы их любим! Правда? Вот и сегодня мы тоже отмечаем замечательный Праздник - международный ДЕНЬ МАТЕРИ. - На белом свете есть одно такое святое слово – МАМА. Мама нам подарила жизнь! Это самое первое слово, которое произносит каждый малыш. И нет на земле роднее и дороже человека, чем мама. И для нее нет никого роднее и дороже кого? Правильно- нас с вами. Поднимите руку, у кого есть мама? Посмотрите, оказывается у всех есть мама, и у наших мам тоже есть мама? И даже у бабушки есть мама? Вот чудеса. И эта ниточка, эта связь поколений будет продолжаться дальше, и дальше. Вот так и продолжается жизнь на Земле.

И теперь нам сразу стало понятно, почему в народе с давних времен русская матрешка всегда считалась символом МАТЕРИНСТВА. Догадались, ребята?

А давайте мы всем сейчас покажем, какой секрет таится в Матрешке.

/2 человека разбирают матрешку под музыку /

Это уникальная русская игрушка, которая, наряду с русской  березкой и русским  самоваром стала символом России.

Не случайно все иностранцы, которые приезжают к нам в гости в Россию обязательно хотят приобрести и увести с собой на память вот такой русский сувенир. Чтобы потом похвастаться перед своими друзьями: «Посмотрите, я был в России!».

- Ребята, сейчас для вас так много продают разных игрушек в магазине. Какие только душе угодно. А раньше столько игрушек не было и родители сами как могли мастерили их для своих детей. Или покупали на ярмарке изделия народных мастеров. Вот и сегодня нашему Ванюше хочется пригласить вас на нашу русскую ярмарку.

/Педагог берет куклу в русском костюме и от его лица приглашает: Скорее, скорее все на ярмарку!

Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Мы не виделись с вами с прошлого года и сегодня мы вновь открываем наш раздел занятий по декоративно-прикладному творчеству. В течении учебного года я вновь буду приходить к вам в гости и мы вновь будем лепить из соленого теста вот такие дымковские игрушечки, будем расписывать городецкими узорами кокошники и балалайки, будем рисовать неваляшек и матрешек.

А, сегодня в такой особый День День Матери нам хочется особое внимание уделить вот этой милой и доброй деревянной игрушечке Матрешке.

Много лет Матрешке нашей,

Выжила, сквозь все прошла,

Радует детишек наших,

Не исчезла к нам пришла.

И мы матрешку сбережем,

Через годы пронесем,

Чтоб и наши дети, внуки

Тоже брали ее в руки,

Пусть Матрешечка проста,

Пустотела и толста,

Все равно ее люблю

И на веки сберегу.

- Как вы считаете, ребята, для чего нам так важно не забывать вот такие старинные игрушки, русские народные костюмы, песни и пляски?

- А чтобы мы тоже могли передать из поколения в поколение наши русские народные традиции. В них таится наш русский характер, наша русская душа и наша русская культура.

Образ доброй, заботливой мамы, работящей и веселой хозяюшки лег в основу создания полюбившейся всеми игрушки Матрешки.

- А вот интересно, почему эту куклу назвали именно «матрешкой»?

Матрёшка это уменьшительно- ласкательное имя от имени «Матрёна». Это имя было очень распространено среди простого люда, так и стали называть игрушку ласково Матрешей или Матренушкой.

- Каждая игрушка по своему интересна и полезна для развития ребенка.

Бывают игрушки: развивающие, и просто веселые. Как вы считаете, ребята, чем может быть интересна и чем полезна эта игрушка?

/Дети высказывают свое мнение, мамы помогают/

- что она развивает, (моторику и логическое мышление для малышей)

- чем она радует глаз,

- развивает художественный вкус,

- знакомит с историей русского костюма,

- что она символизирует? Материнство - от слова МАМА.

Как хорошо, что такой родненький человечек у нас есть. К кому еще мы сможем прийти и поделиться своей печалькой, с кем сможем посоветоваться? И мама всегда даст самый правильный, самый лучший совет, потому что она нас больше всех на свете: любит (Все).

И нам тоже сегодня очень хочется выразить свою любовь и сказать самые теплые слова нашим дорогим и любимым мамам и бабушкам.

/Дети читают приготовленные стихи. Можно им заранее порекомендовать:/

Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети.
И она у всех одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
«Это мамочка моя!»

Мне мама приносит игрушки, конфеты,
Но маму люблю я совсем не за это.
Весёлые песни она напевает,
Нам скучно вдвоём никогда не бывает.

Я маме открою свои все секреты,
Но маму люблю я совсем не за это.
Люблю свою маму, скажу я вам прямо,
Ну, просто за то, что она моя мама!

 Мама! Тебе желаем мы, родная,
Здоровья, теплых дней, добра!
И знай: ты нам нужна - такая,
Как солнца луч, как воздух,
Как вода!

«Сердце мамино такое,

Очень доброе, большое,

Сколько в нём любви, тепла,

И оно не держит зла».

Кто вас, дети больше любит,
Кто вас нежно приголубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
"Мама дорогая".

Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говорит,
И игрушки вам дарит?
"Мама золотая" 

-  Мама с самого раннего нашего детства понимала нас даже без слов, угадывала, что ты хочешь, где у тебя болит.

Мамин голос не спутаешь ни с одним другим голосом. Он такой знакомый и родной.  И сейчас мы проверим – угадаете вы свою маму по голосу или нет. Давайте поиграем в игру: «Угадай свою маму по голосу».

/ Дети, чьи мамы присутствуют, отворачиваются, а мамы по очереди произносят - «сыночек» или «доченька». Ребёнок узнаёт свою маму, подбегает к ней и обнимает.

- А как вы считаете, нужно ли уважительно относиться ко всем женщинам и бабушкам, которые встречаются нам на улице, в магазине, в автобусе?

Конечно. Ведь они тоже, наверное, чьи то мамы.

- Инсценировка ситуации в автобусе экспромтом: / несколько человек-толпа, держатся за поручни, два человека сидят на стуле/

Вот в автобусе толпа,

Я уселась у окна. /Ставим стул, сажаем на него девочку/

Вижу бабушка зашла. /Из родителей или бабушек/

Еле держится она.

Как же лучше поступить?

Может, место уступить? /Уступает/

Чья-то мама забежала, /Выбрать маму на каблуках, или она инсценирует

походку на каблуках и даем ей большие пакеты и

сумки/

И ее толпа прижала.

Сумки у нее в руках,

А сама на каблуках.

На работе ведь устала,

В магазины забежала,

Времени на отдых нет,

Ей еще варить обед.

Дочке платье постирать,

Сыну книжку почитать.

Каждый день ведь устает.

Пусть чуть-чуть передохнет.

Я ей место уступаю, /Второй ребенок уступает/

Мамин труд я уважаю.

Молодых и пожилых,

И родных мам и чужих.

Нужно очень уважать,

И чем сможем помогать.

- А вот интересно, кто из вас любит помогать маме и бабушке по дому?

Чем же вы помогаете?

Какие вы молодцы, ребята! Но некоторые, наверное, думают, что если игрушки за собой убрали - это значит - маме помогли.

Но я вижу, вы сами уже понимаете - что каждый человек обязательно должен сам обслуживать себя без всяких напоминаний. И это совершенно не считается, что мы помогали. Ведь это же совсем не трудно:

Пролил нечаянно компот, или суп, что нужно сделать? - Просто взял тряпку и протер. Покушал - тарелку взял и помыл за собой. Насорил нечаянно - подмети, встал с постели- застели. А тетрадки и карандаши кто красиво разложит по местам? Молодцы.

А вот, помогать родителям, уже пора начинать по- серьезному, по взрослому. Это как так – по - взрослому? Сейчас я вас, наверное, удивлю, если скажу, что в семье чужой работы не бывает. Не бывает мужской работы или женской. Папа не постесняется помыть посуду и пропылесосить. Правда? Все в семье просто стараются друг другу заботливо помогать и выполнять любую работу по дому для всех- для всей семьи. Для всех посуду я помою,

И всем кровати застелю.

И мне приятно, я не скрою,

Я всех в своей семье люблю.

«Мам, когда в парк пойдем? Ты обещала!». А мама что нам отвечает: «Ой, я же еще не достирала, а еще мне нужно пропылесосить и салат доделать…» Знакома такая ситуация? В дружной семье поступят как? Нужно распределить – что сможет быстро сделать: мама достирает, папа пропылесосит, а мы ? Может пыль протрем, салатик доделаем. Все быстро справились с домашними делами и дружно пошли в парк погулять. Разумно?

И нам, ребята, потихонечку у мамы, у папы и у бабушки с дедушкой нужно начинать всему учиться: как погладить полотенчики, как пропылесосить ковер, как закрутить шуруп и забить гвоздь.

Мамы и бабушки, вы слышали? Мы уже готовы вам во всем помогать по взрослому. Смелее поручайте нам серьезные задания. А мы у вас теперь часто будем спрашивать: «Мама, чем тебе помочь?», «Бабуль, давай я сама уберу, а ты пойди немножко полежи».

Вы наблюдали, как каждая кошка учит своих котят мышей ловить? Для чего? Чтобы котенок скорее взрослел и сам добывал себе пропитание. Не должна же ему мама кошка всю жизнь ловить мышей? Так в природе не бывает. Вот так же и каждый человек, свой жизненный опыт старается передать своим детям. Вот оказывается, в чем еще заключается символ

материнства: задача каждой мамы-не только жизнь подарить своему ребенку, но и передать свой жизненный опыт. Как вам кажется, у кого этот опыт более богатый: у мамы или у бабушки? Почему? Наша мама у нее тоже всегда спрашивает совета и всю жизнь будет у бабушки учиться. Значит и нам бабушка может очень много интересного рассказать и научить. И мы уважительно должны без всяких обид прислушиваться к их советам.

Улыбнись скорее, мама,
не грусти!
Подарю тебе я
Солнечные дни.
Подарю листочки,
Подарю цветы.
Сбудутся пусть точно
Все твои мечты!

Знаю, что заветная у тебя мечта

Чтобы человеком стал хорошим Я.

Видите, как игрушка Матрешка помогла нам сегодня на многие вещи посмотреть по взрослому, научила нас уважать старших , а значит вас тоже будут уважать и слушаться ваши дети. Поверьте - это и есть самое настоящее счастье- мир да лад в большой семье.

Спасибо тебе, добрая и мудрая Матрешка. Научила нас уму разуму.

2 ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ - ПРАКТИЧЕСКАЯ.

/ На занятии 3 стола, на каждом из них лежит нарисованная и вырезанная из ватмана матрешка/

Ну а теперь начинаем нашу практическую художественную часть.

Сегодня мы будем оформлять вот такого большого размера матрешку. И я научу вас как можно быстро и легко придумать красочное оформление для любого семейного или школьного праздника. И еще мы говорили сегодня, что матрешка может нам помочь развивать художественный вкус и может познакомить нас с историей русского костюма. Давайте рассмотрим его повнимательнее. На голове у нее нарисовано что? Косыночка. /Девочкам повязать косыночку./

Мы – матрёшки, мы - сестрички,

Мы толстушки невелички.

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щечки.

Ой, как наши девочки стали похожи на матрёшек. Но, наверное, только одной косыночки в костюме матрешки не достаточно?

- Посмотрите, что еще должно быть на ней одето?

/Понятие: передник, кокошник, платок. / Нам хочется посмотреть, как этот русский костюм будет выглядеть реально на человеке. / Дети выбирают 1 свою маму и в форме конкурса-эстафеты под музыку должны нарядить ее в передник, кокошник и платок./

1 Практическое задание - За столом 4 чел. Распределит, кто и каким цветом разукрашивает передник, кокошник, платок и юбку.

- Дети разукрашивают ватным диском, используя 2 цвета гуаши.

3 ЧАСТЬ. Физкультминутка и угощение русским пирогом

Как гармошка заиграет!

Ноги сами рвутся в пляс!

И нарядные матрёшки

Спляшут весело для вас!

Игра «Мы на ярмарку ходили» на мотив «Бырыня - бырыня»

1 команда / встали /: Мы на ярмарку ходили, /сели/

2 команда / встали /: Самовар себе купили, /сели/

3 команда / встали /: Ты садись скорее с нами, /сели/

4 команда- все гости / встали /: Пей чай с сухарями, /сели/

Все вместе /встали/: Барыня, барыня, сударыня-барыня. /сели/

/Повторение несколько раз с ускорением/

Молодцы, Ух как русским духом тут у нас повеяло.

И пока у нас в занятии выдалась маленькая переменка, наши дорогие мамы хотели всех угостить праздничным пирогом!

4 ЧАСТЬ. Выполнение коллективной аппликации по группам.

Ну а теперь внимательно посмотрите на изображение матрешки.

- Как вам кажется, чего еще не хватает в оформлении ее костюма?

- Правильно, яркого орнамента. Давайте рассмотрим образцы и определим, каким орнаментом обычно художники украшают Матрешку?

- Растительным - это: цветочки, листочки, ягодки. А где же так красиво научились их рисовать народные умельцы? Наверное они учились у самой природы?

Для этого нужно просто повнимательнее рассматривать растения.

- Придется нам прямо сейчас отправиться в лес за цветочками и за ягодками. /Танец «По малину в сад пойдем».

Дети набирают себе из корзины, вырезанные из картона шаблоны цветочки, листочки и ягодки./

- Объяснение учителя, как вырезать симметрично ровные детали с помощью складывания листа цветной бумаги пополам. Закрепление техники безопасности и правильного способа вырезания фигурной детали.

- Где в костюме использовали орнамент в полосе? Что это за орнамент такой – в полосе? (Повторяющиеся детали) - В самом центре передника, мы увидели - какой орнамент? Центральный. Значит, он будет являться в нашем рисунке чем? Доминантой. Почему мы так решили? В нем самые крупные и самые яркие детали.

/Разложили детали без клея, составляя грамотную композицию орнамента, а затем приклеили./

5 ЧАСТЬ. Подведение итогов. Рефлексия.

/Выносят свою работу и защищают ее/ Мне кажется, что наш маленький праздник, посвященный Дню матери, стал для всех сегодня уроком – уважительного отношения к материнству. Правда? Чувствуете, как вы сегодня сразу повзрослели? Мы теперь будем более по взрослому уважать и почитать всех мам. Чтобы не только в красивых стихах звучали наши слова уважения и благодарности, давайте будем стараться нашим мамам и бабушкам всегда и во всем помогать и заботиться о них. Договорились?

Праздник наш мы завершаем

Что же нам ещё сказать?

Разрешите на прощанье

Вам здоровья пожелать!

Не болейте, не грустите,

Не сердитесь никогда.

И веселыми такими

Оставайтесь навсегда!