Внеклассное мероприятие
«Родную землю, где живём,
Донецком мы зовём»
Цели: создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей, основ гражданской идентичности, патриотизма, любви и чувства гордости к своему Отечеству, к своей малой родине; развитие интереса к историческому прошлому своего города, народа,его культурному наследию и традициям; формирование таких понятий Родина, малая родина (родной дом, родная школа, родной город); расширение знаний об истории города Донецка.
Оборудование: проектор, презентация, картинки и фото, рисунки с видами Донецка.
Ход мероприятия
Зал красочно украшен шарами, плакатами, фотографиями современного Донецка.
Звучит песня «С чего начинается Родина…» слова М. Матусовского, музыка В.Баснера.
Учитель:
Город роз и угля,
Место добрых сердец.
Догадались, друзья?
Любимец наш… (Донецк)
Чтец:
Продолжаем наш рассказ.
Любим мы родной Донбасс!
Славный , сильный молодец.
Главный город наш-Донецк!
Донецк-столица всей страны,
Где живём все вместе мы.
ДНР-Отчизна наша,
Нет любимее и краше.
Повторим-ка все опять,
Мы должны об этом знать!
Наши главные слова:
Мама, папа, дом, семья,
Школа, класс,Донбасс, Донецк.
Учитель:
Дорогие ребята! В 2024 году нашему любимому городу Донецк исполнилось 155лет. Наш город сравнительно молод
-
ему 1
55лет. Он продолжает расти, развиваться и радовать нас
- своих жителей. Все, чем богат наш славный город, сделали трудовые руки наших людей, а нам предстоит всё сохранить и приумножить, сделать Донецк еще лучше и краше. В настоящее время город
у Донецк присвоено почетное
звание
«
Г
орода
- герой»
.
Ребята, мы сегодня совершим с вами экскурсию в историческое прошлое и настоящее города. Приготовьтесь к путешествию, будьте внимательны.
Итак, сейчас
Экипаж знатоков
проведет с вами виртуальную экскурсию по городу Донецк, прямо здесь, не выходя из класса. Они расскажут вам о возникновении города, его замечательных достопримечательностях, знаменитых людях этого края. Экипаж знатоков наметил маршрут остановок. Мы побываем на таких остановках, которые называются
«Историческая», «Достопримечательности», «Поэтическая», «Музыкальная», «Игровая», «Художественная», «Трудовая».
Капитан экипажа:
Ребята, итак, мы с вами о
т
правляемся в увлекательное путешествие по городу Донецк.
Первая остановка «Историческая»
Давайте послушаем и посмотрим историю нашего города, как он образовался, как всё это было.
Участник экипажа:
С начала
XIX
века на территории было поселение, которое носило название слобода Александровка. Затем началось промышленное освоение данного района. К лету 1869 г. начинается строительство металлургического завода по изготовлению железных рельсов из местных материалов. Управляющим делами назначили английского предпринимателя Джона Юза, Александровка получает название
Юзовка.
В 1924 году Юзовка была переименована в Сталино. Число жителей достигло 63708 человек. Началось строительство жилого массива «Стандарт» для металлургов и шахтёров. В июле 1932г. город стал центром Сталинской области. Во время Великой Отечественной войны город был сильно разрушен, восстановить его удалось только к 1949 году. В ноябре 1961 года город Сталино был переименован в Донецк. Донецк
- это промышленный город, столица Донецкой Народной Республики.
Он разделен на 9 разнообразных п размеру и экономическому потенциалов районов.
Участник экипажа:
Ребята, разгадайте ребус (
Р1а
) и вы узнаете, о чём мы с вами будем сегодня разговаривать.
(О Родине)
Послушайте, как об этом говорит советский писатель Юрий Яковлев «В большой стране у каждого человека есть свій маленький, дорогой ему уголок-
город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая Родина»
Скажите, ребята, как вы поняли, что такое Родина? (ответы учащихся)
А как называется наша общая Родина?
В каком городе вы живёте?
Какая у вас малая родина? (ответы учащихся)
Учитель:
Правильно, ребята, у каждого человека есть своя Родина. Родина- это там, где он родился, вырос, где живут его родители, бабушки и дедушки. Родной край
- это кусочек земли, который нам больше всего мил. Для нас самый родной такой уголок
- это наш город Донецк.
А можно назвать малой родиной нашу школу, класс, дом? (ответы учащихся)
Капитан экипажа:
Продолжим нашу экскурсию по городу и следующая
остановка «Достопримечательности города».
Переставь буквы местами и прочитайте слово, которое здесь зашифровано (
У Й З М Е
).
Правильно (музей).
В Донецке два крупных музея: Донецкий республиканский краеведческий музей и Донецкий респбликанский художественный музей. Центром патриотического воспитания молодежи в Донецке стал военно-исторический музей Великой Отечественной войны. Донецк
- центр культуры и искусства. Вы, наверно, не раз бывали в Донецком государственном академическом театре оперы и балета им. А. Соловьяненко, в Донецком государственноммм академическом музыкально-драматическом театре им. М.М.Бровуна, в Донецкой государственной академической филармонии им. С. Прокофьева.
Отгадайте загадку:
В середине-волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали…
Вы, конечно, там бывали. (Цирк)
Правильно, ребята! В Донецке вы не раз бывали в цирке «Космос», в этом году цирк отмечает
55 лет со дня основания.
Капитан экипажа:
Продолжим наше путешествие и следующая
остановка «Поэтическая»
Много поэтов и писателей писали о нашем крае. Послушайте стихотворения о донецком крае.
1 чтец:
В чистом небе донецком
Голубиную стаю
Догоняет степной ветерок,
Вслед лети, не смолкая,
Эта песня простая-
Песня трудных шахтёрских дорог.
Андрей Лядов
2 чтец:
Спят курганы тёмные,
Солнцем опалённые,
И туманы белые
Ходят чередой.
Через рощи шумные
И поля зелёные
Вышел в степь донецкую
Парень молодой. Борис Ласкин
3 чтец:
Отцу-моему Донбассу
Ты мой шумный,
Ты мой дымный,
Я тебе слагаю гимны.
Ты-простор мой,
Мне открытый,
Ты-мой самый знаменитый.
Рубишь уголь,
Стали варишь.
Ты-мой преданный товарищ.
П. Беспощадный
4 чтец:
-Здравствуй, Родина моя!
Утром солнышко встаёт,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
Здравствуй, Родина моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
Здравствуй, Родина моя!
В. Орлов
Учитель:
Ребята, скажите, какая мысль объединяет все эти стихотворения? (ответы учащихся)
А как называют человека, который любит свою Родину? (патриотом)
Да, любовь к Родине называется патриотизмом, а человек, любящий Родину- патриотом.
Капитан экипажа:
Итак, продолжаем наше путешествие и следующая
остановка «Трудовая»
Звучит песня «В чистом небе донецком» слова А. Лядова, музыка А. Флярковского
Учитель:
Прочитайте пословицу: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!
- Объясните её смысл. (ответы учащихся)
Трудом славен человек Донецка!
Отгадайте загадку:
Он черный и блестящий,
Людям-помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло.
От него в домах светло.
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)
Ребята, уголь называют « черным золотом» Донбасса. А кто его добывает? (шахтеры)
.
Шахтёры
- это сильные, мужественные люди, которые ежедневно совершают настоящий подвиг.
Прочитайте Сказку о том, как нашли чудо камни в Донбассе.
Шёл по степи старик. Смотрит в земле глубокая нора. А в норе лисята. Вытащил старик всех лисят и радуется. Добрая будет у меня шапка! А тут мать-лиса прибежала. Увидала старика и говорит:
Отдай моих деток. Я тебе клад открою. Бери лопату и копай!
Стал старик копать. Сначала было нелегко, а потом камни пошли. Набрал старик чёрных камней, бросил их в печь. На глазах загорелись камни.
А вы, ребята, догадались, что за чудо камни? (уголь)
У нас в Донецке также трудятся металлурги, они выплавляют сталь.
Послушайте стихотворение о металлурге.
Металлургом быть почетно!
Если варишь ты металл,
Значит мастер ты добротный!
Значит кем-то в жизни стал!
Обладаешь силой воли
И характером стальным,
В жизни всем всегда доволен.
Ты-пример всем остальным!
Капитан экипажа:
-Следующая остановка «Игровая»
- Соберите пословицы о Родине
Жить- мила своя сторона
Человек без родины,-- как зеницу ока
Всякому- Родине служить
Береги Родину- что соловей без песни
Журналист:
Давайте, ребята, поиграем в
игру «Микрофон»
( дети передают друг другу микрофон, рассказывают о своем досуге, где они отдыхают с родителями, какие музеи, театры посещают)
Журналист:
Давайте спросим у наших жителей. Какая главная улица в Донецке? (улица Артема)
Как называется центральная площадь Донецка? (площадь им. Ленина)
Посмотрите фото и назовите парки отдыха ( парк им. Щербакова, парк кованых фигур)
Игра «Знаешь ли ты свой город?»
Капитан экипажа:
Все мы любим сво
й город. Так и хочется пройтись по улицам, побродить по бульварам, посидеть в уютных парках. Давайте побываем в наших любимых уголках. Для этого вы должны по фото узнать и назвать эти места.
Капитан экипажа:
Следующая
остановка «Музыкальная»
Давайте, послушаем
песню «Родина моя» музыка Д. Тухманова, слова Р. Рождественского.
Конечная
остановка «Художественная»
Ребята, по
думайте, что вы можете, как юные жители Донецка сделать уже сейчас для украшения наших улиц города?
- Представьте себе, что вы выросли и стали главным архитектором своего города. Вам предложили провести его реконструкцию. Что бы вы хотели оставить в городе, что изменить?
( проводится
выставка рисунков на тему «Мой любимый город»)
Итоговая беседа
Скажите, ребята, что вы можете сделать для своей Родины, чтобы она стала еще лучше? (ответы учащихся)
Что вам понравилось во время путешествия?
Что нового узнали?
Учитель:
Вы, ещё дети, но вы надежда и будущее нашей Донецкой Народной Республики, всё в ваших руках. Живите во благо Родины, делайте только добрые дела!
Донецк- любимый город мой родной!
Донецк- ты край цветов с большой душой!
Донецк- ты будешь в сердце жить всегда!
Донецк-моя любовь к тебе сильна!
Донецк-пусть беды все тебя минут!
Донецк- тебя дончане сберегут!
Мне в это крае довелось родиться
И мне не надо Родины другой!