Методическая разработка комплексного внеурочного занятия по литературе в 5 классе с комплектом рабочих листов: "Такая большая маленькая любовь (раскрытие темы с опорой на произведение Марии Парр "Вафельное сердце")"

Автор: Щербакова Анна Ильинична

Занятие №1.

Тема: Такая большая маленькая любовь (раскрытие темы с опорой на произведение Марии Парр «Вафельное сердце»).

Задачи: поразмышлять над тем, какая и к чему бывает любовь, обсудить оксюморон в теме внеурочного занятия, с новым современным зарубежным автором, охарактеризовать главных героев, разобрать произведения с опорой на вспомогательные вопросы.

Основные виды деятельности: работа со словарём, работа с литературным справочником, биографическая справка-доклад, обсуждение, составление характеристики героев, сравнение персонажей, ответы на волнующие вопросы, заполнение рабочих листов, чтение фрагментов сказки.

Термины: любовь к ближнему, оксюморон, жанр, сказка, автор, главный герой, второстепенные персонажи, разбор произведения.

Этапы занятия:

Вступительное слово учителя: какая бывает любовь.

Необходимо раздать рабочие листы (Приложение №1), где учащиеся должны заполнить пропуски (к чему/к кому испытывается любовь). Далее предоставляется слово учащемуся с индивидуальным домашним заданием – биографической справкой об авторе. От выступающих детей требуется медленное и внятное чтение докладов, сообщений. Перед выступлением учитель обращает внимание на пропуски, которые дети должны заполнить по мере выступления одноклассника, если вдруг что-то не расслышали, то рекомендуется заполнять лист простым карандашом. После чтения биографической справки необходимо проверить данные, которые были записаны, а также напомнить выступающему продублировать информацию в свой рабочий лист. При необходимости нужно дополнить информацию. Далее учитель озвучивает ещё раз название книги, которую ученики должны были прочитать дома («Вафельное сердце»), год написания (2005 год), жанр (повесть).

Обсуждение темы занятия.

В названии есть оксюморон, его определение дети будут проходить только в старших классах, поэтому рекомендуется его записать в рабочие листы (Приложение №1). Объяснение темы просто и логично: дети маленькие, но любовь у них ко всему большая. Плавно переходим к обсуждению повести. Нас интересует место, где разворачиваются события. Попросите детей найти в книге цитаты, рассказывающие о месте (Бухта Щепки-Матильды).

Главные герои – мальчик

Трилле

и девочка Лена.

У них замечательные взаимоотношения, которые нужно обсудить с детьми. Несмотря на разные характеры, герои легко ладят друг с другом. Для детального анализа совместно с учащимися заполняется сравнительная таблица.

Композиция повести.

Можно отметить, что повесть состоит из нескольких отдельных историй. Как бы дети назвали каждую из них? Чей характер им нравится больше? Какой фрагмент произвел на ребят наибольшее впечатление?

Домашнее задание:

Принести жёлтую (бежевую,

крафтовую

) бумагу, толстый жёлтый текстовыделитель (если есть), чистые тетрадные листочки, клей, ножницы (можно взять обычные и фигурные).

Занятие №2.

Тема: Такая большая маленькая любовь (раскрытие темы с опорой на произведение Марии Парр «Вафельное сердце»).

Задачи: обсудить взаимоотношение между персонажами произведения, подвести итоги, выделить проблемы, создать гирлянду цитат из произведения в форме вафельных сердечек.

Основные виды деятельности: обсуждение, беседа в формате вопрос-ответ, работа в парах, создание литературной гирлянды, работа с текстом.

Термины: второстепенные герои, взаимоотношения, цитата.

Этапы занятия:

Анализ произведения.

Обсуждаем с детьми, как герои взаимодействуют друг с другом. Чего не хватает маленькой главной героине? Предложите детям поразмышлять: пусть они составят список дел, которые веселее были бы именно с папой. Затем можно прочитать варианты, которые получились.

Подводим итоги

прочитанного

.

Выделяем проблемы, затрагиваемые в тексте.

Творческое задание.

Стоит отметить, что повесть называется «Вафельное сердце» не просто так, а потому, что бабушка Трилле пекла для них с Леной вафли с огромной любовью. Раз на занятии собрались большие любители книг, то отличным украшением в комнаты станет «вафельная» гирлянда.

Этапы изготовления «вафельной гирлянды»:

Учитель заранее готовит картонный шаблон-сердце (15 см в ширину) на каждого учащегося и раздаёт;

Дети обводят на жёлтой (бежевой,

крафтовой

) бумаге 10-14 сердечек и вырезают их;

Затем рисуют узор-клетку по диагонали жёлтым

текстовыделителем

, чтобы получить «вафельный» орнамент, откладывают их в сторону;

Затем шириной 5-7 см

(

3-4 см в длину) вырезать кусочки из чистых тетрадных листов (можно разных форм или фигурными ножницами) 10 -14 штук (в зависимости от количества сердечек), выбрать понравившиеся цитаты из произведения, записать и потом приклеить листочек на сердце.

Далее педагог дыроколом проделывает отверстия в «вафельных» сердцах учащихся и выдаёт каждому отрез нитки-шпагата;

Дети нанизывают получившиеся «вафли» на нитку – гирлянда готова.

Домашнее задание:

Поразмышлять над темой «Всё прекрасное в самом человеке», приготовить маленькие шпаргалки к эссе на данную тему.